Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.05.2017 ПО ДЕЛУ N А58-366/2017

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 мая 2017 г. по делу N А58-366/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 мая 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Окружной администрации города Якутска на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 февраля 2017 года по делу N А58-366/2017 по заявлению Окружной администрации города Якутска (ОГРН 1031402045124, ИНН 1435133907) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) (ОГРН 1041402194646, ИНН 1435155080) о признании отказа N 14/001/107/2016-2572 от 24.10.2016 незаконным и обязании зарегистрировать переход права собственности на объект: земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N 14:35:213001:49, общей площадью 433 543 кв. м, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, тер. СХПК "Хатасский",
в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма Хатас" (ОГРН 1091435001316, ИНН 1435212644),
(суд первой инстанции: судья Евсеева Е.А.),
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
установил:

Окружная администрация городского округа "город Якутск" (далее - заявитель, Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Саха (Якутия) (далее - Управление, Управление Росреестра), уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными решений от 24.10.2016 N N 14/001/107/2016-2569, 14/001/107/2016-2570, 14/001/107/2016-2571, 14/001/107/2016-2572 об отказе регистрации перехода права собственности и обязании зарегистрировать переход права собственности на объекты: земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N 14:35:213001:49, общей площадью 433 543 кв. м, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, тер. СХПК "Хатасский", земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N 14:35:213001:48, общей площадью 1 479 376 кв. м, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, тер. СХПК "Хатасский", земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N 14:35:213001:45, общей площадью 521 236 кв. м, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, тер. СХПК "Хатасский", земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N 14:35:213001:44, общей площадью 430 588 кв. м, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, тер. СХПК "Хатасский".
Делу присвоен номер А58-6433/2016.
Определением суда от 25.01.2017 по делу N А58-6433/2016 выделены в отдельные производства требования о признании незаконными решений от 24.10.2016 N N 14/001/107/2016-2570, 14/001/107/2016-2571, 14/001/107/2016-2572 об отказе в регистрации перехода права собственности, с присвоением номеров дел А58-364/2017, А58-365/2017, А58-366/2017 соответственно.
Определением суда от 25.01.2017 возбуждено производство по делу N А58-366/2017, одновременно к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма Хатас" (далее - ООО "Агрофирма Хатас").
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 февраля 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Управление действовало законно и обоснованно, обжалуемый отказ в государственной регистрации не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с указанным решением, Администрация обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного и необоснованного.
Управление письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ, что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судом Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением Арбитражного суда РС (Я) от 03.02.2015 по делу N А58-7201/2014 с третьего лица в пользу муниципального казенного учреждения "Управление сельского хозяйства" городского округа "город Якутск" взыскано 5 655 704 рубля 60 копеек долга.
Муниципальному казенному учреждению "Управление сельского хозяйства" городского округа "город Якутск" по данному делу выдан исполнительный лист серии ФС N 002743423.
Определением суда от 26.11.2015 по делу N А58-7201/2014 по заявлению муниципального казенного учреждения "Управление сельского хозяйства" городского округа "город Якутск" изменен способ и порядок исполнения решения Арбитражного суда Республики от 03.02.2015 по делу N А58-7201/2014, согласно которому исполнению подлежит требование о передаче третьим лицом в собственность муниципального казенного учреждения "Управление сельского хозяйства" городского округа "город Якутск" земельных участков стоимостью 7 598 000 рублей, по следующим адресам:
- 1. Земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, общая площадь 1 479 376 кв. м, адрес (место нахождения) объекта: Республика Саха (Якутия), город Якутск, тер. СХПК "Хатасский". Кадастровый номер: 14:35:213001:48;
- 2. Земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, общая площадь 433 543 кв. м, адрес (место нахождения) объекта: Республика Саха (Якутия), город Якутск, тер. СХПК "Хатасский". Кадастровый номер: 14:35:213001:49;
- 3. Земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, общая площадь 521 236 кв. м, адрес (место нахождения) объекта: Республика Саха (Якутия), город Якутск, тер. СХПК "Хатасский". Кадастровый номер: 14:35:213001:45;
- 4. Земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, общая площадь 430 588 кв. м, адрес (место нахождения) объекта: Республика Саха (Якутия), город Якутск, тер. СХПК "Хатасский". Кадастровый номер: 14:35:213001:44.
На основании определения суда от 26.11.2015 по делу N А58-7201/2014 заявитель обратился в Управление заявлением о регистрации перехода права собственности в отношении земельных участков.
Сообщением от 24.10.2017 N 14/001/107/2016-2572 Управление отказало заявителю в регистрации перехода права собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N 14:35:213001:49, общей площадью 433543 кв. м, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, тер. СХПК "Хатасский", в связи с отсутствие заявления третьего лица о государственной регистрации перехода права собственности, а также включением указанного имущества в конкурсную массу третьего лица, который решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20.09.2016 признан банкротом и в отношении него введена процедура конкурсное производство.
Полагая, что отказ Управления от 24.10.2017 N 14/001/107/2016-2572 в государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок является незаконным и нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением об его оспаривании.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого отказа закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов заявителя этим отказом.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
В соответствии со статьей 16 названного закона государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее осуществления (правоустанавливающих документов).
В соответствии с этим документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено указанным Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц (пункт 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ).
При проведении государственной регистрации прав регистрирующий орган по требованиям, установленным статьями 9 и 13 Закона о регистрации прав, осуществляет 6 правовую экспертизу документов, представленных на государственную регистрацию, то есть проверку юридической силы правоустанавливающих и других представленных на регистрацию документов.
В силу статьи 28 Закона N 122-ФЗ регистрирующий орган обязан совершить действия по государственной регистрации прав, установленных решением суда, арбитражного суда, третейского суда.
Названной статьей также установлено, что права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации, в которой государственный регистратор вправе отказать только по основаниям, указанным в абзацах четвертом, шестом, седьмом, девятом, десятом, одиннадцатом, двенадцатом, тринадцатом, четырнадцатом пункта 1 статьи 20 указанного Федерального закона.
Согласно абзацу 4 пункта 1 названной статьи Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в рассматриваемом случае невозможность проведения государственной регистрации Управлением обусловлена непредставлением заявления третьего лица, являющегося правообладателем спорного земельного участка, о государственной регистрации перехода права собственности, что противоречит пункту 1 статьи 16 Закона N 122-ФЗ.
В свою очередь заявитель настаивает на предоставлении в Управление документа, являющегося основанием для государственной регистрации права собственности без заявления третьего лица, а именно определения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26.11.2015 по делу N А58-7201/2014 с учетом его резолютивной части, с момента вынесения которого, по мнению заявителя, у него возникло право собственности в отношении перечисленных в нем земельных участков.
В соответствии с абзацем шестым пункта 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются вступившие в законную силу судебные акты.
Исходя из содержания подпункта 3 пункта 1 статьи 8 и пункта 1 статьи 11 ГК РФ судебное решение является одним из оснований возникновения гражданских прав.
Как уже отмечалось выше, в силу статьи 28 Закона N 122-ФЗ регистрирующий орган обязан совершить действия по государственной регистрации прав, установленных решением суда, арбитражного суда, третейского суда.
Согласно позиции, изложенной в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.07.2009 N 132 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статей 20, 28 Закона о государственной регистрации", основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в соответствии со статьей 28 Закона о регистрации являются судебные акты, в резолютивной части которых имеется вывод о принадлежности имущества определенному лицу на вещном или обязательственном праве (наличии обременения или ограничения права), подлежащем государственной регистрации.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, анализ положений представленного на регистрацию определения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26.11.2015 по делу N А58-7201/2014 не позволяет отнести его к числу судебных актов, указанных в названном информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.07.2009 N 132 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статей 20, 28 Закона о государственной регистрации", поскольку резолютивная часть указанного судебного акта не содержит вывода о принадлежности земельных участков заявителю, а лишь устанавливает факт изменения способа и порядка исполнения решения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) 03.02.2015 по делу N А58-7201/2014 с денежного обязательства на не денежное путем передачи третьим лицом в собственность заявителя земельных участков в соответствии с соглашением об отступном от 30.10.2015. Иными словами, само по себе определение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26.11.2015 по делу N А58-7201/2014 не является основанием для внесения в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о переходе права собственности, а устанавливает обязанность третьего лица совершить действия по передаче в собственность заявителя имущества, что не исключает необходимость подачи заявления о регистрации перехода права собственности третьим лицом, являющимся действующим юридическим лицом, не прекратившим деятельность в установленном порядке.
Таким образом, на основании изложенных обстоятельств суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу, что отказ в государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N 14:35:213001:49, общей площадью 433 543 кв. м, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, тер. СХПК "Хатасский" Управления Росреестра по РС (Я) соответствует абзацу 4 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ и не нарушает прав и законных интересов заявителя, что в силу части 3 статьи 201 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, доводы которых проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 февраля 2017 года по делу N А58-366/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья
В.А.СИДОРЕНКО
Судьи
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Д.В.БАСАЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)