Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 августа 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нарышкиной Н.В.,
судей Ванина В.В., Чотчаева Б.Т.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гребенкиной И.П.
при участии:
- от истца: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от ответчика: представитель Томко Д.М., паспорт, доверенность от 21.08.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Сочи исполнительно-распорядительного органа муниципального образования город-курорт Сочи
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 05.06.2017 по делу N А32-20645/2016
по иску Администрации города Сочи исполнительно-распорядительного органа муниципального образования город-курорт Сочи
к открытому акционерному обществу "Галеос"
о взыскании денежных средств,
принятое в составе судьи Данько М.М.
установил:
администрация города Сочи - исполнительно-распорядительного органа муниципального образования город-курорт Сочи (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Галеос" (далее - ответчик, ООО "Гелеос", общество,) о взыскании задолженности за пользование земельным участком с кадастровым номером 23:49:0125016:44 за период с 01.01.2014 по 31.03.2016 в размере 23 730 531,21 руб. и пени в размере 7 329 536,22 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.06.2017 с ОАО "Галеос" в пользу Администрации города Сочи - исполнительно-распорядительного органа муниципального образования город-курорт Сочи взыскана задолженность в размере 5 595 568,23 руб., неустойка в размере 1 120 993,76 руб. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, администрация обжаловала его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе истец просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. Заявитель ссылается на необоснованный отказ суда первой инстанции в применении кадастровой стоимости, утвержденной распоряжением от 29.12.2007 N 1202-р.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Администрация извещена надлежащим образом, однако явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие ее представителя.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между департаментом имущественных отношений Краснодарского края (арендодатель) и открытым акционерным обществом "Галеос" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 0000000123 от 22.11.2002, по условиям которого арендодатель передал арендатору во временное владение и пользование земельный участок с кадастровым номером 23:49:0125016:44 площадью 41 000 кв. м, расположенный по адресу: город Сочи, Лазаревский район, поселок Дагомыс, улица Ленинградская.
В Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 14 февраля 2015 года внесена регистрационная запись N 23-23/050-23/022/097/2015-007/1 о праве собственности муниципального образования город-курорт Сочи на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0125016:44.
Право муниципальной собственности города-курорта Сочи на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0125016:44 (с 14 февраля 2015 года) подтверждено свидетельством о государственной регистрации права собственности от 14 февраля 2015 года (серия 23АН753072).
В связи с регистрацией 14 февраля 2015 года права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0010250016:44, муниципальным образованием город-курорт Сочи в лице директора департамента имущественных отношений администрации города Сочи и открытым акционерным обществом "Галеос" 20 февраля 2015 года подписано дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка N 0000000123 от 22.11.2002 года, по условиям которого, права арендодателя в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0125016:44 перешли к муниципальному образованию город-курорт Сочи в лице департамента имущественных отношений Администрации города Сочи (пункт 2 дополнительного соглашения).
Кроме того, вышеуказанным дополнительным соглашением стороны изменили номер договора, указав его в следующей редакции: "договор аренды земельного участка N 4900880123 от 22.11.2002 года" (пункт 1 дополнительного соглашения).
Считая, что арендатором (ответчиком) земельного участка не в полном объеме исполнены обязательства по уплате арендной платы за период с 01.01.2014 года по 31.03.2016 года в размере 23 730 531,21 рубль, администрация обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением об их взыскании.
Статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование.
Арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества (пункт 1 статьи 611 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статья 614 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает обязанность арендатора своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли).
Пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В предмет доказывания по спорам о взыскании задолженности по арендной плате входит: факт передачи имущества арендатору; наличие задолженности за конкретный расчетный период; размер задолженности.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (Постановление Президиума ВАС РФ от 02.02.2010 N 12404/09 по делу N А58-2302/2008).
Правомерен вывод судов о недопустимости применения результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края, утвержденных распоряжением от 29.12.2007 N 1202-р.
Согласно правовой позиции, выраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.03.2008 N 9504/07, постановление органа государственной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки является конечным нормативным правовым актом.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В силу пункта 1 статьи 46 Закона Краснодарского края от 06.06.1995 года N 7-КЗ "О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края", действовавшего на момент (дату) принятия распоряжения от 29.12.2007 года N 1202-р, официальным опубликованием нормативных правовых актов Краснодарского края признается первая публикация их полного текста в газете "Кубанские новости" или Информационном бюллетене Законодательного Собрания Краснодарского края.
Арбитражный суд при рассмотрении настоящего дела установил, что 09 февраля 2008 года в газете "Кубанские новости" N 21 было опубликовано только сообщение о подписании Губернатором Краснодарского края распоряжения от 29.12.2007 года N 1202-р.
Текст самого распоряжения N 1202-Р без соответствующих приложений (в которых содержались сведения об удельных показателях кадастровой стоимости земельных участков на территории Краснодарского края) был опубликован в газете "Кубанские новости" N 37 (4400) только 13.03.2009 года.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 21 и 23 постановления от 29.11.2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснил следующее: "Официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом. Проверяя соблюдение порядка вступления в силу нормативного правового акта, затрагивающего права и свободы заявителя, необходимо устанавливать дату официального опубликования (обнародования) этого акта. Поскольку целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, опубликование части нормативного акта или выдержек из него, равно как и упоминание о подписании нормативного правового акта, не может быть признано его официальным опубликованием".
Доказательства опубликования в полном объеме (с приложениями) распоряжения от 29.12.2007 года N 1202-Р в газете "Кубанские новости" или Информационном бюллетене Законодательного Собрания Краснодарского края в соответствии с пунктом 1 статьи 46 Закона Краснодарского края от 06.06.1995 года N 7-КЗ "О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края" истцом в материалы дела не представлено и судом не установлено.
Опубликование нормативного акта в официальном периодическом издании является необходимым условием его применения. Размещение нормативного акта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не является соблюдением гарантий, предусмотренных в части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации.
Кроме того, арбитражным судом также установлено, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:49:0010250016:44 в размере 4 153 864 570 руб., утвержденная распоряжением Главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 года N 1202-Р "Об утверждении результатов государственной кадастровой земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" не могла применяться администрацией города Сочи при расчете размера арендного платежа за период с 01.01.2014 года по 31.12.2014 года и по иным основаниям ввиду следующего.
Распоряжением Главы администрации (Губернатора) Краснодарского края от 05.02.2010 года N 57-р (пункт 1 распоряжения) признано утратившим силу распоряжение Главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 года N 1202-Р "Об утверждении результатов государственной кадастровой земель населенных пунктов на территории Краснодарского края". В пункте 3 распоряжения Главы администрации (Губернатора) Краснодарского края от 05.02.2010 года N 57-р указано, что оно вступает в силу со дня его официального опубликования. Распоряжение от 05.02.2010 года N 57-р опубликовано 09 февраля 2010 года в газете "Кубанские новости" N 22.
Принимая во внимание наличие этих обстоятельств, следует признать, что распоряжение Главы администрации (Губернатора) Краснодарского края от 05.02.2010 года N 57-р "О признании утратившим силу распоряжения Главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 года N 1202-Р "Об утверждении результатов государственной кадастровой земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" вступило в силу уже 09 февраля 2010 года и с этой же даты, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:49:0010250016:44 в размере 4 153 864 570 рублей, утвержденная распоряжением Главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 года N 1202-р не подлежала применению, поскольку также утратила юридическую силу.
Само по себе наличие в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 01.01.2014 года кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0125016:44 в размере 4 153 864 570 рублей, утвержденной распоряжением Главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 года N 1202-р, которое на эту дату уже утратило юридическую силу, не позволяет применить такую (неактуальную и недостоверную) кадастровую стоимость земельного участка при расчете размера арендного платежа, поскольку в этот период времени действуют уже иные (очередные) результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края, которые подлежали применению при определении арендных обязательств общества.
Иной подход, противоречил бы принципу непрерывности и актуализации сведений государственного кадастра недвижимости, нормативно закрепленному в пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", предполагающему постоянное обновление кадастровых сведений, обеспечение их актуальности и достоверности, на что неоднократно указывал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в том числе в постановлении от 17 июня 2014 года N 3108/14.
Кроме того, в вышеуказанном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформирована правовая позиция, согласно которой принцип непрерывности и актуализации сведений государственного кадастра недвижимости, закрепленный в пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" исключает применение старых (предыдущих) результатов кадастровой стоимости, отраженных в утратившим силу постановлении.
После отмены (признания утратившим силу) распоряжения N 1202-р, кадастровая стоимость земель населенных пунктов на территории Краснодарского края была утверждена постановлением Главы администрации Краснодарского края от 05 февраля 2010 года N 58.
Однако, данный нормативный акт (равно как и утвержденная им кадастровая стоимость земельных участков) не подлежит применению при разрешении настоящего спора, поскольку он был отменен постановлением Главы администрации Краснодарского края от 27 декабря 2011 года N 1561 (вступившим в силу с 01.01.2012 года), т.е. до наступления спорного периода (с 01.01.2014 по 31.12.2014).
В период времени с 01.01.2014 по 31.12.2014 действовали результаты очередной государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края, утвержденные Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края N 1756 от 22.11.2011, который вступил в законную силу с 01 января 2012 года и был официально и в установленном законом порядке опубликован в полном объеме 24 ноября 2011 года в газете "Кубанские новости" N 205.
Данные результаты государственной кадастровой оценки подлежат применению при определении точного размера арендной платы, подлежащего взысканию с ответчика за период с 01.01.2014 по 31.12.2014.
В приложении N 1, которое утверждено Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края N 1756 от 22.11.2011, отражены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов на территории Краснодарского края.
Однако, как установлено судом первой инстанции и не оспорено сторонами, спорный земельный участок не вошел в перечень земельных участков, в отношении которых приложением N 1 Приказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края N 1756 от 22.11.2011 года утверждены результаты определения кадастровой стоимости.
В сети интернет на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по электронному адресу: rosreestr.ru, размещен (обнародован) в полном объеме отчет N 7 "Об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Краснодарского края по состоянию на 01.01.2011 года", выполненный 28.09.2011 исполнителем работ: РФ ФГУП "ГОСЗЕМКАДАСТРСЪЕМКА" - ВИСХАГИ.
В перечень земельных участков, в отношении которых указанным отчетом определялась их кадастровая стоимость, земельный участок ответчика с кадастровым номером 23:49:0125016:44, также не вошел.
В этой связи, Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края N 1756 от 22.11.2011 кадастровая стоимость конкретного земельного участка с кадастровым номером 23:49:0125016:44 не определялась и не утверждалась.
Отсутствие результатов определения кадастровой оценки конкретного земельного участка, не препятствует осуществлению расчета кадастровой стоимости на основании следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316 утверждены правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее в тексте - правила).
Пунктами 2, 4, 9 и 12 Правил закреплено, что государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный кадастр недвижимости. Споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Земельные участки в составе земель населенных пунктов в соответствии с действующим законодательством разделены на 15 видов разрешенного использования.
В составе населенного пункта все земли делятся на административно-территориальные единицы, а в составе таких единиц выделяются соответствующие кварталы в зависимости от размеров и специфики соответствующей территориальной единицы.
Единицей измерения, к которой привязано определение кадастровой стоимости каждого конкретного участка, является удельный показатель кадастровой стоимости 1 квадратного метра. Данный показатель определяется для каждого кадастрового квартала в разрезе каждого конкретного вида разрешенного использования. К землям населенных пунктов удельная кадастровая стоимость определяется для 15 допустимых видов разрешенного использования применительно к каждому кадастровому кварталу.
Кадастровая стоимость конкретного земельного участка устанавливается путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденной для данного вида разрешенного использования земельных участков применительно к кадастровому кварталу, в котором расположен участок, на его площадь.
Из вышеизложенного следует, что основными факторами, влияющими на кадастровую стоимость конкретного земельного участка, являются: его вид разрешенного использования, определенный в установленном законом порядке; размер удельного показателя кадастровой стоимости, определенного для конкретного вида разрешенного использования применительно к кадастровому кварталу.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 21 сентября 2010 года N 7309/10; от 17 июня 2014 года N 3108/14; от 19 апреля 2011 года N 15932/10 и Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в постановлениях от 16 сентября 2016 года по делу N А32-40780/2015; от 03 ноября 2011 года по делу N А61-2848/2010 разъяснили следующее.
Постановлением (нормативным правовым актом) субъекта Российской Федерации, утверждается кадастровая стоимость конкретных земельных участков (как правило, приложение N 1 к нормативному акту), а также утверждается кадастровая стоимость одного квадратного метра для земельных участков, находящихся в соответствующем кадастровом квартале (как правило, приложение N 2 к нормативному акту), в зависимости от вида разрешенного использования, что отвечает требованиям пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поэтому, при отсутствии результатов определения кадастровой стоимости отдельно взятого земельного участка, определение кадастровой стоимости конкретного земельного участка, должно осуществляться путем умножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровый стоимости, который, в свою очередь, определяется по таблице приложения к нормативному акту, с учетом местоположения земельного участка и вида разрешенного использования.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в вышеназванных постановлениях указал, что толкование правовых норм содержащихся в этих постановлениях, является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Суд первой инстанции правомерно исходил из того, что кадастровая стоимость принадлежащего ответчику на праве аренды земельного участка с кадастровым номером 23:49:0125016:44 в данном случае должна определяться путем умножения площади этого земельного участка на удельный показатель его кадастровой стоимости, который, в свою очередь, определяется по таблице приложения к нормативному акту, с учетом местоположения земельного участка (кадастрового квартала) и его вида разрешенного использования.
Земельный участок общества находится в кадастровом квартале 23:49:0125016.
Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края N 1756 от 22.11.2011 года в приложении N 2 на странице N 910 (строка N 177) утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков для кадастрового квартала 23:49:0125016 по 15-ти группам видов разрешенного использования.
Суд первой инстанции, исходя из вида разрешенного использования спорного земельного участка ("многофункциональный жилой комплекс"), правомерно определил удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка, входящего в кадастровый квартал 23:49:0125016 по 1 группе видов разрешенного использования, который составляет 31 115,39 рублей.
Принимая во внимание установленные судом обстоятельства дела, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:49:0125016:44, подлежащая применению в период с 01.01.2014 года по 31.12.2014, составляет 1 275 730 990 рублей (31 115,39 (удельный показатель кадастровой стоимости) x 41 000 (площадь земельного участка).
На основании вышеизложенного, размер арендной платы за пользование земельным участком за период с 01.01.2014 по 31.12.2014 должен быть рассчитан следующим образом: 1 275 730 990 рублей (кадастровая стоимость земельного участка) х 0,6% (установленный процент от кадастровой стоимости земельного участка (ставка)) х 1,05 (коэффициент инфляции на 2014 год) = 8 037 105,23 рублей.
При указанных обстоятельствах, размер арендного платежа за период с 01.01.2014 по 31.12.2014 составляет 8 037 105,23 рублей.
Судом первой инстанции установлено, что платежными поручениями от 10.04.2014 года N 34 на сумму 602 023 рубля (за 1 квартал 2014 года); от 17.06.2014 года N 45 на сумму 791 326 рублей (за 2 квартал 2014 года); от 11.09.2014 года N 72 на сумму 800 021 рубль (за 3 квартал 2014 года); от 07.11.2014 года N 83 на сумму 248 167 рублей (за 4 квартал 2014 года) ОАО "Галеос" оплатило арендную плату за период с 01.01.2014 года по 31.12.2014 года в размере 2 441 537 рублей.
Учитывая частичное исполнение ответчиком обязанности по уплате арендных платежей, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что с ответчика в пользу истца за период с 01.01.2014 по 31.12.2014 подлежит взысканию арендная плата в сумме 5 595 568,23 рублей (8 037 105,23 руб. - 2 441 537 руб.).
Истцом также заявлены требования о взыскании задолженности за период с 01.01.2015 по 31.12.2015 в размере 2 204 194,62 руб.
Расчет арендной платы за период с 01.01.2015 года по 31.12.2015 выполнен администрацией города Сочи в соответствии с постановлением Главы администрации Краснодарского края от 27 января 2011 года N 50 "О правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, и государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края" и выглядит следующим образом: 348 214 000 рублей (кадастровая стоимость) x 0,6% (установленный процент от кадастровой стоимости (ставка)) х 1,055 (коэффициент инфляции на 2015 год) = 2 204 194,62 рубля.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:4960125016:44 установлена решением Краснодарского краевого суда от 02 ноября 2015 года в размере 348 214 000 рублей.
Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или суда (арбитражного суда) сведения о кадастровой стоимости, установленной решением такой комиссии или суда (арбитражного суда), применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В силу названной правовой нормы, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или суда (арбитражного суда) новые сведения о кадастровой стоимости применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
Согласно абзацу 2 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Исковое заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано в Краснодарский краевой суд в 2015 году, в связи с чем, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:4960125016:44 в размере 348 214 000 рублей для целей исчисления арендной платы подлежит применению с 01.01.2015 года.
При данных обстоятельствах, исчисленный администрацией города Сочи размер арендного платежа за 2015 год (период с 01.01.2015 года по 31.12.2015 года) в сумме 2 204 194,62 рубля является законным и обоснованным.
Судом первой инстанции установлено, что платежными поручениями от 05.03.2015 года N 23, от 10.06.2015 года N 40, от 09.09.2015 года N 68, от 09.11.2015 года N 77 ответчик оплатил арендную плату за 2015 год в сумме 2 441 538,13 рублей.
Принимая во внимание изложенное, арендная плата за 2015 год (период с 01.01.2015 года по 31.12.2015 года) в сумме 2 204 194,62 рубля уплачена ответчиком в полном объеме.
Кроме того, в связи с излишней уплатой аренды за 2015 год (фактически уплачено 2 441 538,13 рублей, а следовало уплатить 2 204 194,62 рубля) по состоянию на 01.01.2016 года на стороне арендатора возникла переплата в сумме 237 343,51 рубля (2 441 538,13-2 204 194,62).
За период с 01.01.2016 года по 31.03.2016 года истцом определен подлежащий взысканию с ответчика размер арендной платы в соответствии с постановлением главы города Сочи от 15.06.2007 года N 791 "О порядка определения размера арендной платы за землю муниципальной собственности города Сочи" в сумме 823 177,01 рублей исходя из следующего расчета: 39,0 (Базовая ставка арендной платы по г. Сочи) x 41 000 кв. м x 1,4 (коэффициент целевого использования) x 1,39 (коэффициент зональной дифференциации) x 1,064 (коэффициент инфляции на 2016 год): 366 дней x 91 день.
С учетом наличия переплаты по состоянию на 01.01.2016 года в сумме 237 343,51 рублей, ответчик на основании платежных поручений N 21 от 09.03.2016 года, N 28 от 07.04.2016, доплатив сумму арендной платы в размере 585 883,5 рублей, погасил полностью задолженность по аренде за 1 квартал 2016 года в сумме 823 177,01 рублей (585 883,5-237 343,51).
Истцом также заявлено требование о взыскании неустойки в размере 7 329 536,22 рублей.
Согласно пункту 2.4. договора аренды земельного участка N 4900880123 от 22 ноября 2002 года, внесение арендной платы и пени по данному договору осуществляется отдельными платежными документами за каждый квартал, отдельно по арендной плате и отдельно по пене.
Пунктом 2.3. договора аренды земельного участка N 4900880123 от 22 ноября 2002 года предусмотрено, что арендная плата, подлежащая уплате по данному договору, исчисляется от установленного размера ежегодной арендной платы за каждый день использования земельного участка и вносится арендатором ежеквартально в виде авансового платежа до 10 числа первого месяца каждого квартала.
В соответствии с пунктом 5.2 договора аренды земельного участка N 4900880123 от 22 ноября 2002 года, за нарушение сроков внесения арендной платы, установленных договором, арендатору начисляется пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки.
Суд первой инстанции с учетом обстоятельств дела произвел перерасчет неустойки, которая составила 1 120 993,76 рублей.
Истец в апелляционной жалобе, не оспаривая по существу методику произведенного судом расчета размера арендной платы и неустойки, указывает на необоснованные выводы суда о невозможности применения распоряжения Главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции принимает во внимание на то, что на недопустимость применения распоряжения главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р указанно в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.01.2013 года по делу N А32-34226/2011; от 01.09.2014 года по делу N А32-1072/2013.
Оснований для переоценки выводов суда апелляционная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании вышеуказанного, суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.06.2017 по делу N А32-20645/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.08.2017 N 15АП-11694/2017 ПО ДЕЛУ N А32-20645/2016
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 августа 2017 г. N 15АП-11694/2017
Дело N А32-20645/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 августа 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нарышкиной Н.В.,
судей Ванина В.В., Чотчаева Б.Т.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гребенкиной И.П.
при участии:
- от истца: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от ответчика: представитель Томко Д.М., паспорт, доверенность от 21.08.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Сочи исполнительно-распорядительного органа муниципального образования город-курорт Сочи
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 05.06.2017 по делу N А32-20645/2016
по иску Администрации города Сочи исполнительно-распорядительного органа муниципального образования город-курорт Сочи
к открытому акционерному обществу "Галеос"
о взыскании денежных средств,
принятое в составе судьи Данько М.М.
установил:
администрация города Сочи - исполнительно-распорядительного органа муниципального образования город-курорт Сочи (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Галеос" (далее - ответчик, ООО "Гелеос", общество,) о взыскании задолженности за пользование земельным участком с кадастровым номером 23:49:0125016:44 за период с 01.01.2014 по 31.03.2016 в размере 23 730 531,21 руб. и пени в размере 7 329 536,22 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.06.2017 с ОАО "Галеос" в пользу Администрации города Сочи - исполнительно-распорядительного органа муниципального образования город-курорт Сочи взыскана задолженность в размере 5 595 568,23 руб., неустойка в размере 1 120 993,76 руб. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, администрация обжаловала его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе истец просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. Заявитель ссылается на необоснованный отказ суда первой инстанции в применении кадастровой стоимости, утвержденной распоряжением от 29.12.2007 N 1202-р.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Администрация извещена надлежащим образом, однако явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие ее представителя.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между департаментом имущественных отношений Краснодарского края (арендодатель) и открытым акционерным обществом "Галеос" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 0000000123 от 22.11.2002, по условиям которого арендодатель передал арендатору во временное владение и пользование земельный участок с кадастровым номером 23:49:0125016:44 площадью 41 000 кв. м, расположенный по адресу: город Сочи, Лазаревский район, поселок Дагомыс, улица Ленинградская.
В Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 14 февраля 2015 года внесена регистрационная запись N 23-23/050-23/022/097/2015-007/1 о праве собственности муниципального образования город-курорт Сочи на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0125016:44.
Право муниципальной собственности города-курорта Сочи на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0125016:44 (с 14 февраля 2015 года) подтверждено свидетельством о государственной регистрации права собственности от 14 февраля 2015 года (серия 23АН753072).
В связи с регистрацией 14 февраля 2015 года права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0010250016:44, муниципальным образованием город-курорт Сочи в лице директора департамента имущественных отношений администрации города Сочи и открытым акционерным обществом "Галеос" 20 февраля 2015 года подписано дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка N 0000000123 от 22.11.2002 года, по условиям которого, права арендодателя в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0125016:44 перешли к муниципальному образованию город-курорт Сочи в лице департамента имущественных отношений Администрации города Сочи (пункт 2 дополнительного соглашения).
Кроме того, вышеуказанным дополнительным соглашением стороны изменили номер договора, указав его в следующей редакции: "договор аренды земельного участка N 4900880123 от 22.11.2002 года" (пункт 1 дополнительного соглашения).
Считая, что арендатором (ответчиком) земельного участка не в полном объеме исполнены обязательства по уплате арендной платы за период с 01.01.2014 года по 31.03.2016 года в размере 23 730 531,21 рубль, администрация обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением об их взыскании.
Статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование.
Арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества (пункт 1 статьи 611 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статья 614 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает обязанность арендатора своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли).
Пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В предмет доказывания по спорам о взыскании задолженности по арендной плате входит: факт передачи имущества арендатору; наличие задолженности за конкретный расчетный период; размер задолженности.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (Постановление Президиума ВАС РФ от 02.02.2010 N 12404/09 по делу N А58-2302/2008).
Правомерен вывод судов о недопустимости применения результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края, утвержденных распоряжением от 29.12.2007 N 1202-р.
Согласно правовой позиции, выраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.03.2008 N 9504/07, постановление органа государственной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки является конечным нормативным правовым актом.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В силу пункта 1 статьи 46 Закона Краснодарского края от 06.06.1995 года N 7-КЗ "О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края", действовавшего на момент (дату) принятия распоряжения от 29.12.2007 года N 1202-р, официальным опубликованием нормативных правовых актов Краснодарского края признается первая публикация их полного текста в газете "Кубанские новости" или Информационном бюллетене Законодательного Собрания Краснодарского края.
Арбитражный суд при рассмотрении настоящего дела установил, что 09 февраля 2008 года в газете "Кубанские новости" N 21 было опубликовано только сообщение о подписании Губернатором Краснодарского края распоряжения от 29.12.2007 года N 1202-р.
Текст самого распоряжения N 1202-Р без соответствующих приложений (в которых содержались сведения об удельных показателях кадастровой стоимости земельных участков на территории Краснодарского края) был опубликован в газете "Кубанские новости" N 37 (4400) только 13.03.2009 года.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 21 и 23 постановления от 29.11.2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснил следующее: "Официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом. Проверяя соблюдение порядка вступления в силу нормативного правового акта, затрагивающего права и свободы заявителя, необходимо устанавливать дату официального опубликования (обнародования) этого акта. Поскольку целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, опубликование части нормативного акта или выдержек из него, равно как и упоминание о подписании нормативного правового акта, не может быть признано его официальным опубликованием".
Доказательства опубликования в полном объеме (с приложениями) распоряжения от 29.12.2007 года N 1202-Р в газете "Кубанские новости" или Информационном бюллетене Законодательного Собрания Краснодарского края в соответствии с пунктом 1 статьи 46 Закона Краснодарского края от 06.06.1995 года N 7-КЗ "О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края" истцом в материалы дела не представлено и судом не установлено.
Опубликование нормативного акта в официальном периодическом издании является необходимым условием его применения. Размещение нормативного акта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не является соблюдением гарантий, предусмотренных в части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации.
Кроме того, арбитражным судом также установлено, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:49:0010250016:44 в размере 4 153 864 570 руб., утвержденная распоряжением Главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 года N 1202-Р "Об утверждении результатов государственной кадастровой земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" не могла применяться администрацией города Сочи при расчете размера арендного платежа за период с 01.01.2014 года по 31.12.2014 года и по иным основаниям ввиду следующего.
Распоряжением Главы администрации (Губернатора) Краснодарского края от 05.02.2010 года N 57-р (пункт 1 распоряжения) признано утратившим силу распоряжение Главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 года N 1202-Р "Об утверждении результатов государственной кадастровой земель населенных пунктов на территории Краснодарского края". В пункте 3 распоряжения Главы администрации (Губернатора) Краснодарского края от 05.02.2010 года N 57-р указано, что оно вступает в силу со дня его официального опубликования. Распоряжение от 05.02.2010 года N 57-р опубликовано 09 февраля 2010 года в газете "Кубанские новости" N 22.
Принимая во внимание наличие этих обстоятельств, следует признать, что распоряжение Главы администрации (Губернатора) Краснодарского края от 05.02.2010 года N 57-р "О признании утратившим силу распоряжения Главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 года N 1202-Р "Об утверждении результатов государственной кадастровой земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" вступило в силу уже 09 февраля 2010 года и с этой же даты, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:49:0010250016:44 в размере 4 153 864 570 рублей, утвержденная распоряжением Главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 года N 1202-р не подлежала применению, поскольку также утратила юридическую силу.
Само по себе наличие в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 01.01.2014 года кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0125016:44 в размере 4 153 864 570 рублей, утвержденной распоряжением Главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 года N 1202-р, которое на эту дату уже утратило юридическую силу, не позволяет применить такую (неактуальную и недостоверную) кадастровую стоимость земельного участка при расчете размера арендного платежа, поскольку в этот период времени действуют уже иные (очередные) результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края, которые подлежали применению при определении арендных обязательств общества.
Иной подход, противоречил бы принципу непрерывности и актуализации сведений государственного кадастра недвижимости, нормативно закрепленному в пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", предполагающему постоянное обновление кадастровых сведений, обеспечение их актуальности и достоверности, на что неоднократно указывал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в том числе в постановлении от 17 июня 2014 года N 3108/14.
Кроме того, в вышеуказанном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформирована правовая позиция, согласно которой принцип непрерывности и актуализации сведений государственного кадастра недвижимости, закрепленный в пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" исключает применение старых (предыдущих) результатов кадастровой стоимости, отраженных в утратившим силу постановлении.
После отмены (признания утратившим силу) распоряжения N 1202-р, кадастровая стоимость земель населенных пунктов на территории Краснодарского края была утверждена постановлением Главы администрации Краснодарского края от 05 февраля 2010 года N 58.
Однако, данный нормативный акт (равно как и утвержденная им кадастровая стоимость земельных участков) не подлежит применению при разрешении настоящего спора, поскольку он был отменен постановлением Главы администрации Краснодарского края от 27 декабря 2011 года N 1561 (вступившим в силу с 01.01.2012 года), т.е. до наступления спорного периода (с 01.01.2014 по 31.12.2014).
В период времени с 01.01.2014 по 31.12.2014 действовали результаты очередной государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края, утвержденные Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края N 1756 от 22.11.2011, который вступил в законную силу с 01 января 2012 года и был официально и в установленном законом порядке опубликован в полном объеме 24 ноября 2011 года в газете "Кубанские новости" N 205.
Данные результаты государственной кадастровой оценки подлежат применению при определении точного размера арендной платы, подлежащего взысканию с ответчика за период с 01.01.2014 по 31.12.2014.
В приложении N 1, которое утверждено Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края N 1756 от 22.11.2011, отражены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов на территории Краснодарского края.
Однако, как установлено судом первой инстанции и не оспорено сторонами, спорный земельный участок не вошел в перечень земельных участков, в отношении которых приложением N 1 Приказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края N 1756 от 22.11.2011 года утверждены результаты определения кадастровой стоимости.
В сети интернет на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по электронному адресу: rosreestr.ru, размещен (обнародован) в полном объеме отчет N 7 "Об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Краснодарского края по состоянию на 01.01.2011 года", выполненный 28.09.2011 исполнителем работ: РФ ФГУП "ГОСЗЕМКАДАСТРСЪЕМКА" - ВИСХАГИ.
В перечень земельных участков, в отношении которых указанным отчетом определялась их кадастровая стоимость, земельный участок ответчика с кадастровым номером 23:49:0125016:44, также не вошел.
В этой связи, Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края N 1756 от 22.11.2011 кадастровая стоимость конкретного земельного участка с кадастровым номером 23:49:0125016:44 не определялась и не утверждалась.
Отсутствие результатов определения кадастровой оценки конкретного земельного участка, не препятствует осуществлению расчета кадастровой стоимости на основании следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316 утверждены правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее в тексте - правила).
Пунктами 2, 4, 9 и 12 Правил закреплено, что государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный кадастр недвижимости. Споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Земельные участки в составе земель населенных пунктов в соответствии с действующим законодательством разделены на 15 видов разрешенного использования.
В составе населенного пункта все земли делятся на административно-территориальные единицы, а в составе таких единиц выделяются соответствующие кварталы в зависимости от размеров и специфики соответствующей территориальной единицы.
Единицей измерения, к которой привязано определение кадастровой стоимости каждого конкретного участка, является удельный показатель кадастровой стоимости 1 квадратного метра. Данный показатель определяется для каждого кадастрового квартала в разрезе каждого конкретного вида разрешенного использования. К землям населенных пунктов удельная кадастровая стоимость определяется для 15 допустимых видов разрешенного использования применительно к каждому кадастровому кварталу.
Кадастровая стоимость конкретного земельного участка устанавливается путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденной для данного вида разрешенного использования земельных участков применительно к кадастровому кварталу, в котором расположен участок, на его площадь.
Из вышеизложенного следует, что основными факторами, влияющими на кадастровую стоимость конкретного земельного участка, являются: его вид разрешенного использования, определенный в установленном законом порядке; размер удельного показателя кадастровой стоимости, определенного для конкретного вида разрешенного использования применительно к кадастровому кварталу.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 21 сентября 2010 года N 7309/10; от 17 июня 2014 года N 3108/14; от 19 апреля 2011 года N 15932/10 и Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в постановлениях от 16 сентября 2016 года по делу N А32-40780/2015; от 03 ноября 2011 года по делу N А61-2848/2010 разъяснили следующее.
Постановлением (нормативным правовым актом) субъекта Российской Федерации, утверждается кадастровая стоимость конкретных земельных участков (как правило, приложение N 1 к нормативному акту), а также утверждается кадастровая стоимость одного квадратного метра для земельных участков, находящихся в соответствующем кадастровом квартале (как правило, приложение N 2 к нормативному акту), в зависимости от вида разрешенного использования, что отвечает требованиям пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поэтому, при отсутствии результатов определения кадастровой стоимости отдельно взятого земельного участка, определение кадастровой стоимости конкретного земельного участка, должно осуществляться путем умножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровый стоимости, который, в свою очередь, определяется по таблице приложения к нормативному акту, с учетом местоположения земельного участка и вида разрешенного использования.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в вышеназванных постановлениях указал, что толкование правовых норм содержащихся в этих постановлениях, является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Суд первой инстанции правомерно исходил из того, что кадастровая стоимость принадлежащего ответчику на праве аренды земельного участка с кадастровым номером 23:49:0125016:44 в данном случае должна определяться путем умножения площади этого земельного участка на удельный показатель его кадастровой стоимости, который, в свою очередь, определяется по таблице приложения к нормативному акту, с учетом местоположения земельного участка (кадастрового квартала) и его вида разрешенного использования.
Земельный участок общества находится в кадастровом квартале 23:49:0125016.
Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края N 1756 от 22.11.2011 года в приложении N 2 на странице N 910 (строка N 177) утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков для кадастрового квартала 23:49:0125016 по 15-ти группам видов разрешенного использования.
Суд первой инстанции, исходя из вида разрешенного использования спорного земельного участка ("многофункциональный жилой комплекс"), правомерно определил удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка, входящего в кадастровый квартал 23:49:0125016 по 1 группе видов разрешенного использования, который составляет 31 115,39 рублей.
Принимая во внимание установленные судом обстоятельства дела, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:49:0125016:44, подлежащая применению в период с 01.01.2014 года по 31.12.2014, составляет 1 275 730 990 рублей (31 115,39 (удельный показатель кадастровой стоимости) x 41 000 (площадь земельного участка).
На основании вышеизложенного, размер арендной платы за пользование земельным участком за период с 01.01.2014 по 31.12.2014 должен быть рассчитан следующим образом: 1 275 730 990 рублей (кадастровая стоимость земельного участка) х 0,6% (установленный процент от кадастровой стоимости земельного участка (ставка)) х 1,05 (коэффициент инфляции на 2014 год) = 8 037 105,23 рублей.
При указанных обстоятельствах, размер арендного платежа за период с 01.01.2014 по 31.12.2014 составляет 8 037 105,23 рублей.
Судом первой инстанции установлено, что платежными поручениями от 10.04.2014 года N 34 на сумму 602 023 рубля (за 1 квартал 2014 года); от 17.06.2014 года N 45 на сумму 791 326 рублей (за 2 квартал 2014 года); от 11.09.2014 года N 72 на сумму 800 021 рубль (за 3 квартал 2014 года); от 07.11.2014 года N 83 на сумму 248 167 рублей (за 4 квартал 2014 года) ОАО "Галеос" оплатило арендную плату за период с 01.01.2014 года по 31.12.2014 года в размере 2 441 537 рублей.
Учитывая частичное исполнение ответчиком обязанности по уплате арендных платежей, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что с ответчика в пользу истца за период с 01.01.2014 по 31.12.2014 подлежит взысканию арендная плата в сумме 5 595 568,23 рублей (8 037 105,23 руб. - 2 441 537 руб.).
Истцом также заявлены требования о взыскании задолженности за период с 01.01.2015 по 31.12.2015 в размере 2 204 194,62 руб.
Расчет арендной платы за период с 01.01.2015 года по 31.12.2015 выполнен администрацией города Сочи в соответствии с постановлением Главы администрации Краснодарского края от 27 января 2011 года N 50 "О правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, и государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края" и выглядит следующим образом: 348 214 000 рублей (кадастровая стоимость) x 0,6% (установленный процент от кадастровой стоимости (ставка)) х 1,055 (коэффициент инфляции на 2015 год) = 2 204 194,62 рубля.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:4960125016:44 установлена решением Краснодарского краевого суда от 02 ноября 2015 года в размере 348 214 000 рублей.
Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или суда (арбитражного суда) сведения о кадастровой стоимости, установленной решением такой комиссии или суда (арбитражного суда), применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В силу названной правовой нормы, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или суда (арбитражного суда) новые сведения о кадастровой стоимости применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
Согласно абзацу 2 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Исковое заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано в Краснодарский краевой суд в 2015 году, в связи с чем, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:4960125016:44 в размере 348 214 000 рублей для целей исчисления арендной платы подлежит применению с 01.01.2015 года.
При данных обстоятельствах, исчисленный администрацией города Сочи размер арендного платежа за 2015 год (период с 01.01.2015 года по 31.12.2015 года) в сумме 2 204 194,62 рубля является законным и обоснованным.
Судом первой инстанции установлено, что платежными поручениями от 05.03.2015 года N 23, от 10.06.2015 года N 40, от 09.09.2015 года N 68, от 09.11.2015 года N 77 ответчик оплатил арендную плату за 2015 год в сумме 2 441 538,13 рублей.
Принимая во внимание изложенное, арендная плата за 2015 год (период с 01.01.2015 года по 31.12.2015 года) в сумме 2 204 194,62 рубля уплачена ответчиком в полном объеме.
Кроме того, в связи с излишней уплатой аренды за 2015 год (фактически уплачено 2 441 538,13 рублей, а следовало уплатить 2 204 194,62 рубля) по состоянию на 01.01.2016 года на стороне арендатора возникла переплата в сумме 237 343,51 рубля (2 441 538,13-2 204 194,62).
За период с 01.01.2016 года по 31.03.2016 года истцом определен подлежащий взысканию с ответчика размер арендной платы в соответствии с постановлением главы города Сочи от 15.06.2007 года N 791 "О порядка определения размера арендной платы за землю муниципальной собственности города Сочи" в сумме 823 177,01 рублей исходя из следующего расчета: 39,0 (Базовая ставка арендной платы по г. Сочи) x 41 000 кв. м x 1,4 (коэффициент целевого использования) x 1,39 (коэффициент зональной дифференциации) x 1,064 (коэффициент инфляции на 2016 год): 366 дней x 91 день.
С учетом наличия переплаты по состоянию на 01.01.2016 года в сумме 237 343,51 рублей, ответчик на основании платежных поручений N 21 от 09.03.2016 года, N 28 от 07.04.2016, доплатив сумму арендной платы в размере 585 883,5 рублей, погасил полностью задолженность по аренде за 1 квартал 2016 года в сумме 823 177,01 рублей (585 883,5-237 343,51).
Истцом также заявлено требование о взыскании неустойки в размере 7 329 536,22 рублей.
Согласно пункту 2.4. договора аренды земельного участка N 4900880123 от 22 ноября 2002 года, внесение арендной платы и пени по данному договору осуществляется отдельными платежными документами за каждый квартал, отдельно по арендной плате и отдельно по пене.
Пунктом 2.3. договора аренды земельного участка N 4900880123 от 22 ноября 2002 года предусмотрено, что арендная плата, подлежащая уплате по данному договору, исчисляется от установленного размера ежегодной арендной платы за каждый день использования земельного участка и вносится арендатором ежеквартально в виде авансового платежа до 10 числа первого месяца каждого квартала.
В соответствии с пунктом 5.2 договора аренды земельного участка N 4900880123 от 22 ноября 2002 года, за нарушение сроков внесения арендной платы, установленных договором, арендатору начисляется пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки.
Суд первой инстанции с учетом обстоятельств дела произвел перерасчет неустойки, которая составила 1 120 993,76 рублей.
Истец в апелляционной жалобе, не оспаривая по существу методику произведенного судом расчета размера арендной платы и неустойки, указывает на необоснованные выводы суда о невозможности применения распоряжения Главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции принимает во внимание на то, что на недопустимость применения распоряжения главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р указанно в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.01.2013 года по делу N А32-34226/2011; от 01.09.2014 года по делу N А32-1072/2013.
Оснований для переоценки выводов суда апелляционная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании вышеуказанного, суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.06.2017 по делу N А32-20645/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.В.НАРЫШКИНА
Судьи
В.В.ВАНИН
Б.Т.ЧОТЧАЕВ
Н.В.НАРЫШКИНА
Судьи
В.В.ВАНИН
Б.Т.ЧОТЧАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)