Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.06.2017 N 17АП-6331/2017-ГК ПО ДЕЛУ N А60-63298/2016

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июня 2017 г. N 17АП-6331/2017-ГК

Дело N А60-63298/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июня 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей Жуковой Т.М., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коржевой В.А.,
при участии представителя заявителя, открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала", - Стрелковой Д.В., доверенность от 01.01.2017,
иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились, представителей не направили,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 марта 2017 года
по делу N А60-63298/2016,
принятое судьей Абдрахмановой Е.Ю.,
по заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (ОГРН 1056604000970, ИНН 6671163413)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области,
третье лицо Федеральное агентство по управлению государственным имуществом,
о признании незаконным отказа в переоформлении права постоянного бессрочного пользования земельным участком,

установил:

Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа от 03.10.2016 N АР-11263/07 в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 66:29:0000000:112 на право аренды; обязании управления устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем принятия решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 66:29:0000000:112, образовании и предоставлении образованных из него следующих земельных участков обществу в аренду в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования: с кадастровым номером 66:29:0000000:3439 площадью 758 кв. м; с кадастровым номером 66:29:0000000:3440 площадью 1485 кв. м; с кадастровым номером 66:29:0000000:713 площадью 734 кв. м; с кадастровым номером 66:29:2903001:202 площадью 287 кв. м; с кадастровым номером 66:29:2903001:203 площадью 438 кв. м, с кадастровым номером 66:29:2901001:251 площадью 652 кв. м; с кадастровым номером 66:29:0103010:201 площадью 25 кв. м (с учетом уточнения требований, заявленных в порядке ст. 49 АПК РФ, и принятых судом к рассмотрению).
В соответствии со ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Решением суда первой инстанции от 23.03.2017 заявленные требования удовлетворены.
Решение суда от 23.03.2017 обжаловано управлением в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе управление ссылается на то, что выводы суда первой инстанции сделаны с нарушением норм материального и процессуального права и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Заинтересованное лицо указывает, что отказ в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками был связан с изменением закона в части порядка образования и предоставления земельных участков. По мнению заявителя жалобы, раздел земельного участка с кадастровым номером 66: 29:0000000:112 может быть произведен только в соответствии со ст. 11.2, 11.3, 11.4, 11.10, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Документов, предусмотренных указанными правовыми нормами, заявитель не представил. Управление указывает, что заявитель обратился к нему после внесения изменений в ЗК РФ, при приеме документов он обязан руководствоваться нормами действующего законодательства. Также управление не согласно с решением суда в части возложения на него обязанности принять решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования и о предоставлении земельных участков в аренду, поскольку управление не наделено полномочиями по принятию решение о предварительном согласовании предоставления земельных участков. Для принятия такого необходимо направить документы в Росимущество. Указывает, что решение суда является неисполнимым. Кроме того, считает, что взыскание государственной пошлины должно быть произведено за счет казны Российской Федерации.
Общество против доводов апелляционной жалобы возражает, просит оставить решение суда без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно свидетельству N 321 от 04.11.1993 заявителю (ранее - открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Свердловэнерго") на праве бессрочного (постоянного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 66:29:0000000:112, площадью 8,17 га, расположенный по адресу: Свердловская область, Тугулымский район, с целевым использованием под ВЛ 110 кв. Юшала-Яр-Истаур-Ертарка-Зарубина.
Постановлением Главы Тугулымского городского округа Свердловской области от 09.07.2007 N 518 (п. 1.13) утверждены проекты границ земельных участков, занятых объектами недвижимого имущества общества, согласован вопрос о разделе земельного участка 66: 29:0000000:112 и образовании из него нескольких участков.
В результате проведенных кадастровых работ в 2014 из единого землепользования 66:29:0000000:112 были образованы и поставлены на кадастровый учет следующие земельные участки с кадастровыми номерами 66:29:0000000:3439 площадью 758 кв. м, 66:29:0000000:3440 площадью 1485 кв. м, 66:29:0000000:713 площадью 734 кв. м, 66:29:2903001:202 площадью 287 кв. м, 66:29:2903001:203 площадью 438 кв. м, 66:29:2901001:251 площадью 652 кв. м, 66:29:0103010:201 площадью 25 кв. м
22.07.2016 заявитель обратился к заинтересованному лицу с письмом N СЭ/ТЭС/01-03/1122 о предоставлении образованных земельных участков в аренду сроком на 49 лет и прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком 66:29:0000000:112.
Письмом от 03.10.2016 N АР-11263/07 управление сообщило о том, что вопрос о переоформлении земельных участков, сформированных из земельного участка 66:29:0000000:112, может быть решен только после образования земельных участков в соответствии со ст. 11.3, ст. 11.10 ЗК РФ и последующей государственной регистрации на участки права федеральной собственности. При этом управление указывает, что обществу необходимо обратиться с заявлением об утверждении схемы земельных участков на кадастровом плане территории с приложением соответствующей схемы. Кроме того, по мнению управление, предоставление участков в аренду не возможно ввиду того, что они имеют статус временных.
Указанный отказ ответчика послужил основанием обращения заявителя в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассматривая споры, связанные с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" лица, которым предоставлены земельные участки на таком праве до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, вправе до 01 июля 2012 года по своему выбору приобрести их в аренду или в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 ЗК РФ, независимо от того, для какой цели были предоставлены земельные участки.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных "Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок", утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 13.09.2011 N 475.
Отказывая в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования, управление указало на необходимость предоставления обществом схемы расположения образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Вместе с тем требования о необходимости предоставления схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, введены Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ и вступили в силу с 01.03.2015.
Согласно ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Как правильно установлено судом первой инстанции, решение о формировании испрашиваемых земельных участков из земельного участка с кадастровым номером 66:29:0000000:112 было принято 09.07.2007. Указанные земельные участки были сформированы и поставлены на кадастровый учет в установленном порядке.
В связи с чем, оснований для отказа в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на эти участки у управления не имелось.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый отказ противоречит закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы управления о необходимости нового формирования земельных участков в соответствии с требованиями ст. 39.14 ЗК РФ признаются судом апелляционной инстанции необоснованными.
Ссылка управления на то, что оно не наделено полномочиями по принятию решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков, и решение суда является неисполнимым, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Согласно ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса.
От имени Российской Федерации полномочия правообладателя федерального имущества вправе осуществлять соответствующий уполномоченный орган исполнительной власти Российской Федерации, а именно, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278.
Согласно п. 4 Положения "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, п.п. 4, 4.1.1. Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области является органом, через который Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свои полномочия на территории Свердловской области.
Таким образом, возложение на ответчика обязанности по устранению нарушений прав общества путем принятия решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 66:29:0000000:112, образовании и предоставлении образованных из него земельных участков в аренду обществу в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования является обоснованным.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
Согласно ст. 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ответчика.
Руководствуясь ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 марта 2017 года по делу N А60-63298/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Ю.В.СКРОМОВА

Судьи
Т.М.ЖУКОВА
В.В.СЕМЕНОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)