Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Указано на отсутствие у государственного органа субъекта РФ полномочий по внесению изменений в договор аренды земельных участков.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Рябовой С.Э., Лазарева С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Министерство) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.02.2017 по делу N А07-27901/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2017 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (далее - Территориальное управление Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Министерству, обществу с ограниченной ответственностью "Инфорсер" (далее - общество "Инфорсер") о признании дополнительного соглашения от 24.12.2013 N 1 о внесении изменений в договор аренды от 06.05.2013 N РБ 3-13 ничтожным; обязании общества "Инфорсер" передать Территориальному управлению Росимущества по актам приема-передачи земельные участки с кадастровым номером 02:55:020215:728 площадью 60 кв. м, с кадастровым номером 02:55:020215:726 площадью 39 кв. м, расположенные по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Орджоникидзевский район, Проспект Октября, д. 147; о применении последствий недействительности сделки (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом первой инстанции в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство внутренних дел по Республике Башкортостан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Управление земельных и имущественных отношении Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан далее - Управление Росреестра по Республике Башкортостан).
Решением суда от 16.02.2017 (судья Кузнецов Д.П.) исковые требования удовлетворены частично. Дополнительное соглашение от 24.12.2013 N 1 о внесении изменений в договор аренды от 06.05.2013 N РБ 3-13 признано недействительным, на общество "Инфорсер" возложена обязанность передать Территориальному управлению Росимущества по актам приема-передачи земельные участки с кадастровым номером 02:55:020215:728 площадью 60 кв. м, с кадастровым номером 02:55:020215:726 площадью 39 кв. м, расположенные по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Орджоникидзевский район, Проспект Октября, д. 147. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2017 (судьи Ермолаева Л.П., Соколова И.Ю., Пивоварова Л.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Как указывает заявитель, с момента образования земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:020215:726 и 02:55:020216:728 из земельного участка с кадастровым номером 02:55:020215:141 и постановки первых на кадастровый учет вновь образованные земельные участки стали самостоятельными объектами земельных отношений.
Министерство полагает, что на момент передачи истцу земельного участка с кадастровым номером 02:55:020215:141 его фактическая площадь являлась измененной и учтенной в установленном порядке с внесением соответствующих сведений в данные государственного кадастрового учета. Между тем, государственная собственность на земельные участки с кадастровыми номерами 02:55:020215:726, 02:55:020216:728 согласно данным кадастрового учета не разграничена. Министерство до 11.05.2014 осуществляло функции по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в столице Республики Башкортостан - городе Уфе. В настоящее время право на распоряжение землями отнесены к полномочиям администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Законность судебных актов проверена в порядке, предусмотренном нормами ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 04.04.2013 N 708 между Министерством (арендодатель) и обществом "Инфорсер" (арендатор) заключен договор аренды от 06.05.2013 N РБ6-13 земельного участка, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельные участки из земель населенных пунктов, с кадастровыми номерами 02:55:020215:728, площадью 60 кв. м и 02:55:020215:726 площадью 39 кв. м, расположенные по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Орджоникидзевский район, проспект Октября, д. 147, с разрешенным использованием для обслуживания офисных помещений по оказанию консультационных и информационно-печатных услуг.
Согласно п. 3.1 договора срок аренды устанавливается с 04.04.2013 по 03.03.2014.
По истечении срока, указанного в пункте 3.1, договор может быть продлен по соглашению сторон (п. 3.2 договора).
Земельные участки с кадастровыми номерами 02:55:020215:728, 02:55:020215:726 образованы из земельного участка с кадастровым номером 02:55:020215:141.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 09.12.2011 N 1594-р (с учетом изменений внесенных распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 27.05.2013 N 598-р) принято решение о передаче безвозмездно в федеральную собственность находящегося в пользовании Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и его подразделений государственного имущества, в том числе земельного участка с кадастровым номером 02:55:020215:141.
На земельный участок с кадастровым номером 02:55:020215:141 общей площадью 0,9333 га, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Калининский район, проспект Октября, д. 147, зарегистрировано право федеральной собственности 27.09.2013 (свидетельство о государственной регистрации права N 04 АД 708579). Вид разрешенного использования: для здания УГИБДД МВД по РБ.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права N 04 АД 844008 от 13.11.2013 на основании распоряжения Территориального управления Росимущества от 23.10.2013 N 439 за Министерством внутренних дел по Республике Башкортостан зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 02:55:020215:141.
Между Министерством и обществом "Инфорсер" 24.12.2013 подписано дополнительное соглашение о внесении изменений N 1 в договор аренды от 06.05.2013 N РБ6-13 земельного участка, по условиям которого стороны на основании приказа Министерства от 09.10.2013 N 2025 в пункты 3.1 и 5.4.13 договора аренды земельного участка от 06.05.2013 N РБ 3-13 внесли следующие изменения: в пункте 3.1 договора аренды земельного участка дату 03.03.2014 заменили на дату 03.03.2017, в пункте 5.4.13 договора аренды земельного участка дату 13.03.2014 заменили на дату 13.03.2017.
Управлением Росреестра по Республике Башкортостан 11.06.2014 произведена государственная регистрация договора аренды от 06.05.2013 N РБ6-13, заключенного сроком на 11 месяцев с 04.04.2013 по 03.03.2017.
Управлением Росреестра по Республике Башкортостан 26.06.2014 произведена государственная регистрация дополнительного соглашения от 24.12.2013 N 1 о внесении изменений в договор аренды от 06.05.2013 N РБ 3-13.
Территориальное управление Росимущества, обращаясь в арбитражный суд с рассматриваемым иском, ссылается на отсутствие у Министерства полномочий по внесению изменений в договор аренды от 06.05.2013 N РБ 3-13.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя исковые требования частично, пришли к выводу о недействительности заключенного между Министерством и обществом "Инфорсер" дополнительного соглашения о внесении изменений N 1 в договор аренды от 06.05.2013 N РБ6-13 земельного участка в силу отсутствия у Министерства полномочий на распоряжение имуществом Российской Федерации, а также правомерности требований истца о передаче обществом "Инфорсер" спорных земельных участков Территориальному управлению Росимущества на основании ст. 622 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент совершения оспариваемой сделки) за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 1). Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2).
В соответствии со ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (ст. 209, 608 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу п. 1 ст. 610 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды заключается на срок, определенный договором.
При прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (п. 1 ст. 622 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 4 ст. 24 Федерального закона от 24.06.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (ред. от 07.06.2013) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Согласно ч. 2 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент образования земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:020215:726 и 02:55:020216:728) земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В силу п. 5.3 положения "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в частности в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти.
Судами установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 02:55:020215:726 и 02:55:020216:728 образованы из земельного участка с кадастровым номером 02:55:020215:141 до регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок 02:55:020215:141.
При этом согласно кадастровым выпискам площадь земельного участка с кадастровым номером 02:55:020215:141 составляет 9333 кв. м. В указанную площадь также входят площади земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:020215:728 (60 кв. м) и 02:55:020215:726 (39 кв. м).
Право федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 02:55:020215:141 общей площадью 0,9333 га (9333 кв. м) зарегистрировано 27.09.2013, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N 04 АД 708579.
По результатам исследования и оценки представленных доказательств, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о том, что, начиная с 27.09.2013 право распоряжения земельным участком с кадастровым номером 02:55:020215:141 принадлежит Территориальному управлению Росимущества. При этом право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 02:55:020215:726 и 02:55:020216:728 перешло к Российской Федерации с учетом того, что сведения об указанных земельных участках на момент регистрации права собственности носили временный характер. Права в отношении этих земельных участков были зарегистрированы в июне 2014 года, то есть, когда право собственности на земельный участок с кадастровым номером 02:55:020215:141 общей площадью 0,9333 га (9333 кв. м) было зарегистрировано за Российской Федерацией.
В этой связи, поскольку у Министерства отсутствовали полномочия на внесение изменений в договор аренды от 06.05.2013 N РБ 3-13 путем подписания дополнительного соглашения от 24.12.2013 N 1, суды признали оспариваемое дополнительное соглашение недействительной сделкой в силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание, что срок действия договора аренды истек 03.03.2014, дополнительное соглашение от 24.12.2013 N 1 о продлении срока является недействительным, суды сделали обоснованный вывод о прекращении указанного договора аренды. Учитывая, что права арендодателя по договору аренды в связи с переходом права собственности на земельный участок перешли к Российской Федерации, суды обоснованно удовлетворили исковые требования об обязании общества "Инфорсер" передать Территориальному управлению Росимущества по актам приема-передачи земельные участки с кадастровыми номерами 02:55:020215:726 и 02:55:020216:728 в соответствии со ст. 622 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, в том числе о том, что с момента образования спорных земельных участков из земельного участка с кадастровым номером 02:55:020215:141 и постановки первых на кадастровый учет вновь образованные земельные участки стали самостоятельными объектами земельных отношений; на момент передачи истцу земельного участка с кадастровым номером 02:55:020215:141 его фактическая площадь являлась измененной и учтенной в установленном порядке с внесением соответствующих сведений в данные государственного кадастрового учета; государственная собственность на земельные участки с кадастровыми номерами 02:55:020215:726, 02:55:020216:728 согласно данным кадастрового учета не разграничена, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Из установленных по делу обстоятельств у судов отсутствовали основания считать, что спорные земельные участки не были переданы в собственность Российской Федерации в составе земельного участка с кадастровым номером 02:55:020215:141 либо выбыли впоследствии из собственности Российской Федерации.
Переоценка установленных судами обстоятельств и доказательств по делу, не входит в компетенцию и полномочия арбитражного суда кассационной инстанции, определенных ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.02.2017 по делу N А07-27901/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 04.10.2017 N Ф09-4941/17 ПО ДЕЛУ N А07-27901/2016
Требование: О признании ничтожным дополнительного соглашения к договору аренды, обязании вернуть по актам приема-передачи земельные участки, о применении последствий недействительности сделки.Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Указано на отсутствие у государственного органа субъекта РФ полномочий по внесению изменений в договор аренды земельных участков.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 октября 2017 г. N Ф09-4941/17
Дело N А07-27901/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Рябовой С.Э., Лазарева С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Министерство) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.02.2017 по делу N А07-27901/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2017 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (далее - Территориальное управление Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Министерству, обществу с ограниченной ответственностью "Инфорсер" (далее - общество "Инфорсер") о признании дополнительного соглашения от 24.12.2013 N 1 о внесении изменений в договор аренды от 06.05.2013 N РБ 3-13 ничтожным; обязании общества "Инфорсер" передать Территориальному управлению Росимущества по актам приема-передачи земельные участки с кадастровым номером 02:55:020215:728 площадью 60 кв. м, с кадастровым номером 02:55:020215:726 площадью 39 кв. м, расположенные по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Орджоникидзевский район, Проспект Октября, д. 147; о применении последствий недействительности сделки (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом первой инстанции в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство внутренних дел по Республике Башкортостан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Управление земельных и имущественных отношении Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан далее - Управление Росреестра по Республике Башкортостан).
Решением суда от 16.02.2017 (судья Кузнецов Д.П.) исковые требования удовлетворены частично. Дополнительное соглашение от 24.12.2013 N 1 о внесении изменений в договор аренды от 06.05.2013 N РБ 3-13 признано недействительным, на общество "Инфорсер" возложена обязанность передать Территориальному управлению Росимущества по актам приема-передачи земельные участки с кадастровым номером 02:55:020215:728 площадью 60 кв. м, с кадастровым номером 02:55:020215:726 площадью 39 кв. м, расположенные по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Орджоникидзевский район, Проспект Октября, д. 147. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2017 (судьи Ермолаева Л.П., Соколова И.Ю., Пивоварова Л.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Как указывает заявитель, с момента образования земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:020215:726 и 02:55:020216:728 из земельного участка с кадастровым номером 02:55:020215:141 и постановки первых на кадастровый учет вновь образованные земельные участки стали самостоятельными объектами земельных отношений.
Министерство полагает, что на момент передачи истцу земельного участка с кадастровым номером 02:55:020215:141 его фактическая площадь являлась измененной и учтенной в установленном порядке с внесением соответствующих сведений в данные государственного кадастрового учета. Между тем, государственная собственность на земельные участки с кадастровыми номерами 02:55:020215:726, 02:55:020216:728 согласно данным кадастрового учета не разграничена. Министерство до 11.05.2014 осуществляло функции по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в столице Республики Башкортостан - городе Уфе. В настоящее время право на распоряжение землями отнесены к полномочиям администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Законность судебных актов проверена в порядке, предусмотренном нормами ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 04.04.2013 N 708 между Министерством (арендодатель) и обществом "Инфорсер" (арендатор) заключен договор аренды от 06.05.2013 N РБ6-13 земельного участка, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельные участки из земель населенных пунктов, с кадастровыми номерами 02:55:020215:728, площадью 60 кв. м и 02:55:020215:726 площадью 39 кв. м, расположенные по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Орджоникидзевский район, проспект Октября, д. 147, с разрешенным использованием для обслуживания офисных помещений по оказанию консультационных и информационно-печатных услуг.
Согласно п. 3.1 договора срок аренды устанавливается с 04.04.2013 по 03.03.2014.
По истечении срока, указанного в пункте 3.1, договор может быть продлен по соглашению сторон (п. 3.2 договора).
Земельные участки с кадастровыми номерами 02:55:020215:728, 02:55:020215:726 образованы из земельного участка с кадастровым номером 02:55:020215:141.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 09.12.2011 N 1594-р (с учетом изменений внесенных распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 27.05.2013 N 598-р) принято решение о передаче безвозмездно в федеральную собственность находящегося в пользовании Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и его подразделений государственного имущества, в том числе земельного участка с кадастровым номером 02:55:020215:141.
На земельный участок с кадастровым номером 02:55:020215:141 общей площадью 0,9333 га, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Калининский район, проспект Октября, д. 147, зарегистрировано право федеральной собственности 27.09.2013 (свидетельство о государственной регистрации права N 04 АД 708579). Вид разрешенного использования: для здания УГИБДД МВД по РБ.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права N 04 АД 844008 от 13.11.2013 на основании распоряжения Территориального управления Росимущества от 23.10.2013 N 439 за Министерством внутренних дел по Республике Башкортостан зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 02:55:020215:141.
Между Министерством и обществом "Инфорсер" 24.12.2013 подписано дополнительное соглашение о внесении изменений N 1 в договор аренды от 06.05.2013 N РБ6-13 земельного участка, по условиям которого стороны на основании приказа Министерства от 09.10.2013 N 2025 в пункты 3.1 и 5.4.13 договора аренды земельного участка от 06.05.2013 N РБ 3-13 внесли следующие изменения: в пункте 3.1 договора аренды земельного участка дату 03.03.2014 заменили на дату 03.03.2017, в пункте 5.4.13 договора аренды земельного участка дату 13.03.2014 заменили на дату 13.03.2017.
Управлением Росреестра по Республике Башкортостан 11.06.2014 произведена государственная регистрация договора аренды от 06.05.2013 N РБ6-13, заключенного сроком на 11 месяцев с 04.04.2013 по 03.03.2017.
Управлением Росреестра по Республике Башкортостан 26.06.2014 произведена государственная регистрация дополнительного соглашения от 24.12.2013 N 1 о внесении изменений в договор аренды от 06.05.2013 N РБ 3-13.
Территориальное управление Росимущества, обращаясь в арбитражный суд с рассматриваемым иском, ссылается на отсутствие у Министерства полномочий по внесению изменений в договор аренды от 06.05.2013 N РБ 3-13.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя исковые требования частично, пришли к выводу о недействительности заключенного между Министерством и обществом "Инфорсер" дополнительного соглашения о внесении изменений N 1 в договор аренды от 06.05.2013 N РБ6-13 земельного участка в силу отсутствия у Министерства полномочий на распоряжение имуществом Российской Федерации, а также правомерности требований истца о передаче обществом "Инфорсер" спорных земельных участков Территориальному управлению Росимущества на основании ст. 622 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент совершения оспариваемой сделки) за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 1). Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2).
В соответствии со ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (ст. 209, 608 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу п. 1 ст. 610 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды заключается на срок, определенный договором.
При прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (п. 1 ст. 622 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 4 ст. 24 Федерального закона от 24.06.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (ред. от 07.06.2013) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Согласно ч. 2 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент образования земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:020215:726 и 02:55:020216:728) земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В силу п. 5.3 положения "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в частности в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти.
Судами установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 02:55:020215:726 и 02:55:020216:728 образованы из земельного участка с кадастровым номером 02:55:020215:141 до регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок 02:55:020215:141.
При этом согласно кадастровым выпискам площадь земельного участка с кадастровым номером 02:55:020215:141 составляет 9333 кв. м. В указанную площадь также входят площади земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:020215:728 (60 кв. м) и 02:55:020215:726 (39 кв. м).
Право федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 02:55:020215:141 общей площадью 0,9333 га (9333 кв. м) зарегистрировано 27.09.2013, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N 04 АД 708579.
По результатам исследования и оценки представленных доказательств, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о том, что, начиная с 27.09.2013 право распоряжения земельным участком с кадастровым номером 02:55:020215:141 принадлежит Территориальному управлению Росимущества. При этом право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 02:55:020215:726 и 02:55:020216:728 перешло к Российской Федерации с учетом того, что сведения об указанных земельных участках на момент регистрации права собственности носили временный характер. Права в отношении этих земельных участков были зарегистрированы в июне 2014 года, то есть, когда право собственности на земельный участок с кадастровым номером 02:55:020215:141 общей площадью 0,9333 га (9333 кв. м) было зарегистрировано за Российской Федерацией.
В этой связи, поскольку у Министерства отсутствовали полномочия на внесение изменений в договор аренды от 06.05.2013 N РБ 3-13 путем подписания дополнительного соглашения от 24.12.2013 N 1, суды признали оспариваемое дополнительное соглашение недействительной сделкой в силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание, что срок действия договора аренды истек 03.03.2014, дополнительное соглашение от 24.12.2013 N 1 о продлении срока является недействительным, суды сделали обоснованный вывод о прекращении указанного договора аренды. Учитывая, что права арендодателя по договору аренды в связи с переходом права собственности на земельный участок перешли к Российской Федерации, суды обоснованно удовлетворили исковые требования об обязании общества "Инфорсер" передать Территориальному управлению Росимущества по актам приема-передачи земельные участки с кадастровыми номерами 02:55:020215:726 и 02:55:020216:728 в соответствии со ст. 622 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, в том числе о том, что с момента образования спорных земельных участков из земельного участка с кадастровым номером 02:55:020215:141 и постановки первых на кадастровый учет вновь образованные земельные участки стали самостоятельными объектами земельных отношений; на момент передачи истцу земельного участка с кадастровым номером 02:55:020215:141 его фактическая площадь являлась измененной и учтенной в установленном порядке с внесением соответствующих сведений в данные государственного кадастрового учета; государственная собственность на земельные участки с кадастровыми номерами 02:55:020215:726, 02:55:020216:728 согласно данным кадастрового учета не разграничена, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Из установленных по делу обстоятельств у судов отсутствовали основания считать, что спорные земельные участки не были переданы в собственность Российской Федерации в составе земельного участка с кадастровым номером 02:55:020215:141 либо выбыли впоследствии из собственности Российской Федерации.
Переоценка установленных судами обстоятельств и доказательств по делу, не входит в компетенцию и полномочия арбитражного суда кассационной инстанции, определенных ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.02.2017 по делу N А07-27901/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА
Судьи
С.Э.РЯБОВА
С.В.ЛАЗАРЕВ
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА
Судьи
С.Э.РЯБОВА
С.В.ЛАЗАРЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)