Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.05.2017 N 11АП-4981/2017 ПО ДЕЛУ N А55-28260/2016

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 мая 2017 г. по делу N А55-28260/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 мая 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Бажана П.В., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Плехановой А.А., с участием:
от акционерного общества "Транснефть-Приволга" - до и после перерыва представителя Корнеева В.В. (доверенность от 09.01.2017),
от министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - до и после перерыва представителя Объедковой И.В. (доверенность от 09.01.2017),
от третьих лиц: администрации городского округа Новокуйбышевск - до и после перерыва представитель не явился, извещена,
отдела водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов - до и после перерыва представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10-17 мая 2017 года апелляционную жалобу министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 13 марта 2017 года по делу N А55-28260/2016 (судья Черномырдина Е.В.), принятое по заявлению акционерного общества "Транснефть-Приволга" (ОГРН 1026301416371, ИНН 6317024749), г. Самара, к министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара, третьи лица: администрация городского округа Новокуйбышевск, Самарская область, г. Новокуйбышевск, отдел водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, г. Самара,
о признании незаконным решения от 21 сентября 2016 года N 270401/21369,
установил:

Акционерное общество "Транснефть-Приволга" (далее - АО "Транснефть - Приволга", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - министерство, заинтересованное лицо) от 21.09.2016 N 270401/21369, обязании министерства устранить допущенные нарушения прав путем рассмотрения в порядке и сроки, установленные Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 N 165 "О порядке и заключении договора водопользования" (далее - Правила N 165), заявления АО "Транснефть - Приволга" от 12.09.2016 (вх. N 27/21555 от 20.09.2016) и решения вопроса о возможности предоставления в пользование АО "Транснефть - Приволга" акватории водного объекта - р. Кривуша (Код КАС ВОЛГА 1362 0010 0013, Водоохранный участок 11.01.00.012, на 9 км от устья, на левом берегу р. Кривуша в п. Липяги г. Новокуйбышевска Самарской области в пользование, место расположения водного объекта (координаты): т. 1-53°07'32" - С.Ш. 49°54'25"В.Д., т. 2-53°07'35" - С.Ш. 49°54'23"В.Д., т. 3-53о07'33" - С.Ш. 49054'20"В.Д., т. 4-53°07'32" - С.Ш. 49°54'20''В.Д., т. 5-53о07'31'' - С.Ш. 49°54'20"В.Д. для использования акватории водного объекта с целью размещения причала, площадь используемой акватории - 0,00788 км?.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация городского округа Новокуйбышевск, отдел водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13 марта 2017 года заявление удовлетворено, решение министерства от 21.09.2016 N 270401/21369 признано незаконным. На министерство возложена обязанность по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения в порядке и сроки, установленные Правилами N 165, заявления АО "Транснефть - Приволга" от 12.09.2016 (вх. N 27/21555 от 20.09.2016) и решения вопроса о возможности предоставления в пользование АО "Транснефть - Приволга" акватории водного объекта - р. Кривуша (Код КАС ВОЛГА 1362 0010 0013, Водоохранный участок 11.01.00.012, на 9 км от устья, на левом берегу р. Кривуша в п. Липяги г. Новокуйбышевска Самарской области в пользование, место расположения водного объекта (координаты): т. 1-53°07'32" - С.Ш. 49°54'25"В.Д., т. 2-53°07'35" - С.Ш. 49°54'23"В.Д., т. 3-53о07'33" - С.Ш. 49054'20"В.Д., т. 4-53°07'32" - С.Ш. 49°54'20''В.Д., т. 5-53о07'31'' - С.Ш. 49°54'20"В.Д. для использования акватории водного объекта с целью размещения причала, площадь используемой акватории -0,00788 км?.
В апелляционной жалобе министерство просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме, ссылаясь на законность оспариваемого решения министерства, отсутствие у заявителя преимущественного права на заключение нового договора водопользования без предусмотренных законом процедур. Заявление АО "Транснефть-Приволга" не соответствовало установленной форме. Заявление общества министерством рассмотрено и 21.09.2016 на него дан ответ за N 270401/21369. Заявителю указано, что заявление АО "Транснефть-Приволга" не соответствует предусмотренной законодательством форме для заявленной цели водопользования; документы возвращены.
В отзыве на апелляционную жалобу АО "Транснефть-Приволга" просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления общества.
Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
В порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 10 мая 2017 года объявлялся перерыв до 10 час 20 мин 17 мая 2017 года. Рассмотрение дела продолжено в судебном заседании 17 мая 2017 года.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 20.09.2016 АО "Транснефть - Приволга" обратилось в министерство с заявлением (вх. N 27/21555 от 20.09.2016) по форме, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 23.04.2008 N 102 "Об утверждении формы заявления о предоставлении водного объекта в пользование", в котором просило предоставить в пользование участок акватории водного объекта (р. Кривуша, на 9 км от устья, левый берег, п. Липяги, г. Новокуйбышевск, Самарская область) для использования акватории водного объекта с целью размещения причала с размещением на водном объекте судов, понтонных сооружений организации на срок водопользования с 01.01.2017 по 01.01.2037.
Решением от 21.09.2016 N 270401/21369 министерство отказало АО "Транснефть - Приволга" в предоставлении водного объекта в пользование в связи с несоответствием формы заявления о предоставлении акватории водного объекта в пользование, указав, что заявителю на то, что ему необходимо руководствоваться приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 22.05.2007 N 128 "Об утверждении формы заявления о предоставлении акватории водного объекта в пользование" (указав на то, что данный водный объект может быть приобретен в пользование только посредством проведения аукциона).
В силу пункта 14 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) использование водных объектов (водопользование) определяется как использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.
В соответствии со статьей 12 ВК РФ по договору водопользования одна сторона - уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.
Согласно статье 16 ВК РФ договор водопользования заключается в соответствии с гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу статьи 5 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ) водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании решений Правительства Российской Федерации или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных до введения в действие ВК РФ, сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров за исключением случая, установленного частью 5 настоящей статьи.
Как установлено судом первой инстанции, 16.12.2014 между муниципальным образованием городской округ Новокуйбышевск и ОАО "Приволжские магистральные нефтепроводы" был заключен договор аренды N 262 земельного участка, площадью 4412 кв. м, расположенного на реке Кривуша в г. Новокуйбышевск под причал (л.д. 23-39).
АО "Транснефть - Приволга" на основании лицензии на водопользование серия СМР N 00127 БРТБВ (дата регистрации 18.12.2006) и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом от 29.12.2006 предоставлено право пользования водным объектом: р. Кривуша, на 9 км от устья р. Кривуша, площадь используемой акватории 0,00788 кв. км, целевое использования водного объекта: использование акватории для размещения причала. Срок водопользования по 01.01.2017 (л.д. 13-22). Следовательно, АО "Транснефть - Приволга" обязано заново заключить договор на водопользование.
Статьей 5 Федерального закона N 73-ФЗ предусмотрено, что договоры водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование заключаются или принимаются в соответствии с ВК РФ.
Согласно статье 2 ВК РФ водное законодательство состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации; Правительство Российской Федерации издает нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения, в пределах полномочий, определенных названным Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации.
В силу статьи 11 ВК РФ водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование (в том числе для использования акватории водных объектов) на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 данной статьи.
Исходя из части 2 статьи 16 ВК РФ договор водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, заключается по результатам аукциона в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также в случае, если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора.
Действующим законодательством установлено два порядка заключения договора водопользования: по результатам проведения аукциона согласно постановлению Правительства РФ от 14.04.2007 N 230 (ред. от 23.09.2016) "О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона" (вместе с "Правилами подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе", "Правилами проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования) (далее - постановление N 230) и без проведения аукциона в соответствии с Правилами N 165.
В пункте 1 постановления N 230 указано, что право на заключение договора водопользования в части использования акватории водного объекта приобретается на аукционе в случаях, когда договором водопользования предусматриваются разметка границ акватории водного объекта, размещение на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также в случаях, предусматривающих иное обустройство акватории водного объекта, в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
По смыслу названного пункта, на аукционе приобретается право на заключение договора водопользования в целях строительства в соответствии с водным и градостроительным законодательством зданий, строений, сооружений, размещения плавательных средств, не относящихся к объектам недвижимости. В том случае, когда с заявлением о заключении договора водопользования обращается собственник уже существующего, построенного объекта недвижимости, расположенного в части водной акватории, в целях эксплуатации такого объекта, то не имеется оснований для приобретения таким лицом права на заключение договора водопользования на аукционе в порядке, предусмотренном постановлением N 230.
Часть водной акватории, занятой такими объектами, как причалы, гидротехнические, судоподъемные и судоремонтные сооружения, трубопроводы, не может быть предоставлена в пользование путем проведения аукциона, поскольку лицо, выигравшее торги, не сможет пользоваться частью акватории, занятой объектом недвижимости, принадлежащим иному лицу.
Между тем материалами дела не подтверждено наличие у заявителя на праве собственности гидротехнического или иного сооружения, которое может быть отнесено к числу вышеуказанных. Несмотря на предложение суда апелляционной инстанции, заявителем таких документов в материалы дела не представлено.
Суд первой инстанции указал, что вопреки ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации министерство в данном случае не доказало, что имеется несколько претендентов на право заключения такого договора, равно как и обстоятельства того, что предоставленная акватория АО "Транснефть - Приволга" подпадает под действие постановления N 230.
Между тем судом первой инстанции не было учтено, что в данном случае предусмотренная Правилами N 165 процедура предполагает проведение процедуры по размещению в официальном источнике соответствующего извещения. И только после этого будет установлено, имеются ли еще претенденты на данную акваторию.
Суд апелляционной инстанции полагает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что испрашиваемой акваторией может пользоваться только заявитель и потому именно ему она может быть предоставлена.
В соответствии со статьями 6, 8 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами.
Исходя из анализа норм водного законодательства в собственности Российской Федерации (федеральной собственности) находятся все водные объекты за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу и находящихся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено ВК РФ.
Такое ограничение общедоступности обозначено в п. 4, 5 ст. 6 ВК РФ, гласящей, что на водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.
Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) также предназначается для общего пользования.
Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
Статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлен запрет на приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с ВК РФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе (п. 4 ст. 39.8 ЗК РФ).
Более того, в соответствии с ч. 3 ст. 16 ВК РФ порядок подготовки и заключения договора водопользования относительно водного объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, форма примерного договора водопользования и порядок проведения аукциона на право заключить договор водопользования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 7 Правил N 165 установлен перечень документов и материалов, прилагаемых к заявлению на заключение договора водопользования. Указанный перечень не содержит документа о предоставлении в пользование земельного участка, необходимого для осуществления водопользования.
Ранее обязанность по предоставлению такого документа предусматривалась законодательством, но была отменена постановлением Правительства РФ от 11.10.2012 N 1039. Отмена данной обязанности полностью соответствует принципам водного законодательства, указанным в ст. 3 ВК РФ, в том числе праву на равный доступ физических лиц, юридических лиц к приобретению права пользования водными объектами.
В соответствии с частью 2 статьи 16 ВК РФ договор водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, заключается по результатам аукциона в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также в случае, если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора.
К таким случаям относятся случаи, когда договором водопользования предусматриваются разметка границ акватории водного объекта, размещение на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также в случаях, предусматривающих иное обустройство акватории водного объекта, в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (п. 1 постановление Правительства РФ от 14.04.2007 N 230).
Вместе с тем суд апелляционной инстанции отклоняет доводы министерства о том, что в данном случае предусматривается разметка границ акватории водного объекта как на местности, так и на бумажном носителе.
На акватории водного объекта, исходя из заявления АО "Транснефть-Приволга" будут находиться причал, 13 единиц судов и 6 единиц понтонных сооружений сооружения. Однако это не означает, что указанные обстоятельства предполагают разметку водной акватории.
В соответствии со п. 1 ст. 1 ВК РФ под акваторией понимается водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ.
Однако, если следовать логике министерства, в любом случае предоставление участка водной акватории будет сопряжено с его разметкой, что в принципе исключает возможность предоставления участков акватории в соответствии с Правилами N 165.
При таких обстоятельствах договор водопользования в части использования акватории водного объекта в рассматриваемом случае подлежит заключению в порядке, установленном Правилами N 165, которые также предусматривают возможность проведения торгов в случае заявления нескольких претендентов на спорный участок водной акватории, исходя из п. 23 Правил N 165, согласно которому в случае если имеется несколько претендентов на право заключения договора водопользования для предоставления в пользование акватории водного объекта, он подготавливается к заключению в порядке, установленном Правилами подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 года N 230.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о соответствии заявления общества по форме установленным законодательством требованиям. Заявитель должен обратиться в уполномоченный орган с заявлением по форме, утвержденной приказом министерства природных ресурсов Российской Федерации от 23.04.2008 N 102 "Об утверждении формы заявления о предоставлении водного объекта в пользование". Данная форма заявления используется для представления акватории водных объектов без проведения аукциона в соответствии с постановлением N 165. Следовательно, АО "Транснефть - Приволга" соблюден порядок обращения с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование для использования акватории водного объекта в заявленных целях.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 13.10.2016 по делу N А57-11953/2015.
Доводы представителя министерства о том, что суд фактически обязал министерство предоставить заявителю испрашиваемый участок водной акватории без проведения торгов, несостоятелен, так как суд обязал министерство лишь рассмотреть по существу заявление общества о предоставлении в пользование участка акватории водного объекта и вопроса о возможном предоставлении ему этого водного участка в соответствии с Правилами N 165. Как видно из содержания резолютивной части решения, суд не обязывал министерство в обязательном порядке предоставить заявителю участок акватории водного объекта без проведения торгов. Более того, суд указал на необходимость рассмотрения заявления общества в порядке и сроки, установленные Правилами N 165.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 13 марта 2017 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу министерства - без удовлетворения.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина министерством в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 13 марта 2017 года по делу N А55-28260/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА
Судьи
П.В.БАЖАН
В.Е.КУВШИНОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)