Судебные решения, арбитраж
Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иевлева П.А.,
судей Диаковской Н.В., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Колесниковой Е.А.,
при участии в заседании представителей:
- от заявителя по делу - ООО "ИЯР" - Жабинский И.Г. (по доверенности от 31.10.2016);
- от заинтересованного лица по делу - администрации Люберецкого муниципального района Московской области - Смольянинов В.А. (по доверенности от 29.11.2016);
- от третьего лица по делу - Министерства имущественных отношений МО - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Люберецкого муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 13.02.2017 по делу N А41-87149/16, принятое судьей Петропавловской Ю.С., по заявлению ООО "ИЯР" к администрации Люберецкого муниципального района Московской области о признании незаконным бездействия, третье лицо: Министерство имущественных отношений МО,
установил:
ООО "ИЯР" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области к администрации Люберецкого муниципального района Московской области (далее - заинтересованное лицо, администрация) о признании незаконным бездействия администрации Люберецкого муниципального района Московской области по рассмотрению заявлений ООО "ИЯР" N М503-5831844336-3547050, М503-5831844336-3548040, М503-5831844336-3547724, М503-5831844336-3547526 о предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 50:22:0010302:0094, 50:22:0010302:0095, 50:22:0010302:0096, 50:22:0010302:0093, об обязании администрации Люберецкого муниципального района Московской области принять решение о предоставлении в собственность и в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу, подготовить и направить в адрес ООО "ИЯР" проекты договоров купли-продажи следующих земельных участков:
- земельный участок, общей площадью 80,0 кв. м, категория земель - "земли населенных пунктов", с кадастровым номером 50:22:0010302:0094, с местоположением: Московская область, г. Люберцы, Октябрьский проспект, д. 401, строение 1,
- земельный участок, общей площадью 127,0 кв. м, категория земель - "земли населенных пунктов", с кадастровым номером 50:22:0010302:0095, с местоположением: Московская область, г. Люберцы, Октябрьский проспект, д. 401 б,
- земельный участок, общей площадью 55,0 кв. м, категория земель - "земли населенных пунктов", с кадастровым номером 50:22:0010302:0096, с местоположением: Московская область, г. Люберцы, Октябрьский проспект, д. 401 а,
- земельный участок, общей площадью 100,0 кв. м, категория земель - "земли населенных пунктов", с кадастровым номером 50:22:0010302:0093, с местоположением: Московская область, г. Люберцы, Октябрьский проспект, д. 401.
Решением от 13 февраля 2017 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, администрация Люберецкого муниципального района Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, а также на неправильное применение норм процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Судебное заседание проведено в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителя Министерства имущественных отношений МО, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель администрации Люберецкого муниципального района Московской области поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ООО "ИЯР" в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Выслушав представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд находит основания для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, обществу с ограниченной ответственностью "ИЯР" на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества:
- Кирпичное здание нежилого назначения (магазин), общая площадь 62,50 кв. м, инв. N 11055, лит. Б, условный номер 50:22:01:25356:001, расположено по адресу: Московская область, г. Люберцы, Октябрьский проспект, д. 401, стр. 1 (запись в ЕГРП от 10.10.2003 г. N 50-01/22-40/2003-323.1); указанный объект (магазин) расположен на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0010302:94, предоставленном ООО "ИЯР" администрацией муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области на праве аренды сроком до 01.01.2017 г. в соответствии с договором аренды земельного участка от 06.12.2007 г. N 209/07, зарегистрированном в установленном действующим законодательством РФ порядке (запись в ЕГРП N 50-50-22/093/2007-123);
- здание нежилого назначения общей площадью 114.90 кв. м, инв. N 10696, лит. А, а, а1, объект N 1, условный номер 50:22:01:01039:001, расположено по адресу: Московская область, г. Люберцы, Октябрьский просп., д. 401Б (запись в ЕГРП от 03.07.2002 г. N 50-01.22-04.2002-408.1); указанный объект недвижимого имущества расположен на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0010302:0095, предоставленном ООО "ИЯР" администрацией муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области на праве аренды сроком до 01.01.2017 года в соответствии с договором аренды земельного участка от 06.12.2007 г. N 212/07, зарегистрированном в соответствии с законодательством РФ порядке (запись в ЕГРП N 5 50-22/093/2007-127);
- здание нежилого назначения общей площадью 46,3 кв. м, инв. N 0695, лит. А, а, объект N 1, условный номер 50:22:01:01038:001, расположен по адресу: Московская область, г. Люберцы, Октябрьский пр.-т, д. 401 А; указанный объект недвижимого имущества расположен на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0010302:96, предоставленном ООО "ИЯР" администрацией муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области на праве аренды сроком до 01.01.2017 на основании договора аренды земельного участка от 06.12.2007 г. N 2010/07 зарегистрированном в установленном действующим законодательством РФ порядке (запись в ЕГРП N 50-50-22/093/2007-125);
- здание нежилого назначения (магазин) общей площадью 82,90 кв. м, инв. N 2626, лит. А, а, объект N 1, условный номер 50:22:01:01037:001, расположен по адресу: Московская область, Люберецкий район, г. Люберцы, Октябрьский проспект, д. 401; указанный объект недвижимого имущества расположен на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0010302:0093, предоставленном ООО "ИЯР" администрацией муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области на основании договора аренды земельного участка от 06.12.2007 г. N 211/07, зарегистрированном в установленном законодательством РФ порядке (запись в ЕГРП N 50-50-22/093/2007-126).
Договоры аренды земельных участков являются действующими.
Заявитель в соответствии со ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации обратился в администрацию Люберецкого муниципального района Московской области с заявлениями от 10 ноября 2016 г. (обращения N М503-5831844336-ЗБ47050, М503-5831844336-3548040, М503-5831844336-3547724, М503-5В31844336-3547526) о предоставлении вышеуказанных земельных участков с кадастровыми номерами 50:22:0010302:0094, 50:22:0010302:0095, 50:22:0010302:0096, 50:22:0010302:0093 в собственность.
В связи с бездействием заинтересованного лица ООО "Ияр" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции признал их обоснованными, указав, что спорные земельные участки не ограничены в обороте, основания для отказа заинтересованным лицом не представлены. Доказательств, опровергающих данный вывод, в суд не представлено.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обоснованность выводов суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда отмене с принятием по делу нового судебного акта ввиду следующего.
Пунктом 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса (статья 39.2 Земельного кодекса).
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения не имеет право на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11).
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно пункту 5 статьи 39.20 Земельного кодекса для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.3 Земельного кодекса продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса, осуществляется без проведения торгов.
К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (статья 39.1 Земельного кодекса).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Согласно пункту 5 статьи 39.17 Земельного кодекса в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка.
В силу пункта 7 статьи 39.17 Земельного кодекса проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.
Статья 39.16 Земельного кодекса содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В частности, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; либо указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; либо предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается; либо границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
При этом, из представленных в апелляционный суд доказательств следует, что спорные участки ограничены в обороте.
Так, В подтверждение вхождения испрашиваемых земельных участков в состав земель, предназначенных для реконструируемой скоростной автомобильной дороги регионального значения, администрация ссылается на Схему территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденную постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 N 230/8.
Суд апелляционной инстанции признал данное обстоятельство подтвержденным с учетом заключений Главархитектуры Московской области.
Оценив указанные заключения, фрагменты Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 N 230/8, а также выкопировки из СТП МО ТО, утвержденные данным постановлением Правительства Московской области с наложением данных с публичной кадастровой карты земельных участков с кадастровыми номерами 50:22:0010302:0094, 50:22:0010302:0095, 50:22:0010302:0096, 50:22:0010302:0093, а также приняв во внимание доводы и возражения общества, апелляционный суд в соответствии со статьей 71 АПК (оценка обстоятельств) признает, что испрашиваемые земельные участки в соответствии со Схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 N 230/8, входят в состав земель, предназначенных для реконструируемой скоростной автомобильной дороги регионального значения.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) документами территориального планирования Российской Федерации являются схемы территориального планирования Российской Федерации в следующих областях:
1) федеральный транспорт (железнодорожный, воздушный, морской, внутренний водный, трубопроводный транспорт), автомобильные дороги федерального значения;
2) оборона страны и безопасность государства;
3) энергетика;
4) высшее образование;
5) здравоохранение.
Согласно части 3 статьи 10 Градостроительного кодекса подготовка схем территориального планирования Российской Федерации может осуществляться в отношении одной или нескольких областей, указанных в части 1 настоящей статьи. Подготовка схем территориального планирования Российской Федерации в соответствующих области или областях может осуществляться в составе одного или нескольких документов территориального планирования Российской Федерации. Подготовка схем территориального планирования Российской Федерации осуществляется применительно ко всей территории Российской Федерации. По решению Президента Российской Федерации или решению Правительства Российской Федерации подготовка схем территориального планирования Российской Федерации может осуществляться применительно к части территории Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 10 Градостроительного кодекса схемы территориального планирования Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании, карты планируемого размещения объектов федерального значения.
В соответствии с частью 5 статьи 10 Градостроительного кодекса в положениях о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования Российской Федерации, указываются сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов федерального значения, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.
В силу положений пункт 17 статьи 39.16 Земельного кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в том случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
В данном случае материалами дела подтверждается, что испрашиваемый обществом земельный участок в соответствии со Схемой территориального планирования, утвержденной в установленном законом порядке, относится к территории, предназначенных для реконструируемой скоростной автомобильной дороги регионального значения, в связи с чем испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен в собственность общества.
Аналогичная позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.12.2016 N 305-КГ16-10498 по делу N А41-70884/15; постановлении Арбитражного суда Московского округа от 12.05.2017 по делу N А41-45696/2016; постановлении Арбитражного суда Московского округа от 02.06.2017 по делу N А41-49912/2016.
Довод общества о том, что Схема территориального планирования носит только информационный характер, подлежит отклонению, как несостоятельный.
Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области утверждена постановление Правительства Московской области от 25.03.2016 N 230/8 в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 N 178 "Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации", Государственной программой Московской области "Архитектура и градостроительство Подмосковья" на 2014 - 2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 23.08.2013 N 661/37 "Об утверждении государственной программы Московской области "Архитектура и градостроительство Подмосковья" на 2014 - 2018 годы и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Московской области", учитывая решение Градостроительного Совета Московской области от 15.12.2015.
В соответствии с Законом Московской области N 36/2007-ОЗ "О Генеральном плане развития Московской области" Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области является составной частью Генерального плана развития Московской области как системы нормативных правовых актов Московской области, определяющих политику органов государственной власти Московской области в сфере стратегического планирования пространственного развития Московской области и регламентирующих организацию градостроительной деятельности в Московской области в пределах полномочий субъекта Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.
Схема территориального планирования Московской области - основные положения градостроительного развития утверждена постановлением Правительства Московской области от 11.07.2007 N 517/23 "Об утверждении Схемы территориального планирования Московской области - основных положений градостроительного развития". Данная Схема является градостроительной основой планируемых стратегических преобразований пространства Московской области и, таким образом, задает рамочные условия развития муниципальных образований Московской области; развития региональных транспортных инфраструктур, согласованного с развитием инфраструктур федерального и муниципального значения; сохранения природного и исторического наследия и своеобразия городов, поселков, сел и деревень Московской области.
Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области подготовлена преемственно к целям и задачам территориального планирования, а также мероприятиям, содержащимся в утвержденной Схеме территориального планирования Московской области - основных положений градостроительного развития, и ее содержание направлено на реализацию приоритетных стратегических пространственных преобразований, необходимых для реализации политики пространственного развития Московской области, определенной Законом Московской области N 36/2007-ОЗ "О Генеральном плане развития Московской области".
Таким образом, поскольку у заявителя отсутствует право не приобретение спорных участков в собственность, бездействие администрации не нарушает права и законные интересы общества, в связи с чем заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное, принимая во внимание требование к единообразию в применение судами норм права (определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.12.2016 N 305-КГ16-10498 по делу N А41-70884/15; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12.05.2017 по делу N А41-45696/2016; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 02.06.2017 по делу N А41-49912/2016) и руководствуясь статьями 266, 268, п. 2 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 13.02.2017 по делу N А41-87149/16 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.08.2017 N 10АП-5837/2017 ПО ДЕЛУ N А41-87149/16
Разделы:Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 августа 2017 г. по делу N А41-87149/16
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иевлева П.А.,
судей Диаковской Н.В., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Колесниковой Е.А.,
при участии в заседании представителей:
- от заявителя по делу - ООО "ИЯР" - Жабинский И.Г. (по доверенности от 31.10.2016);
- от заинтересованного лица по делу - администрации Люберецкого муниципального района Московской области - Смольянинов В.А. (по доверенности от 29.11.2016);
- от третьего лица по делу - Министерства имущественных отношений МО - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Люберецкого муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 13.02.2017 по делу N А41-87149/16, принятое судьей Петропавловской Ю.С., по заявлению ООО "ИЯР" к администрации Люберецкого муниципального района Московской области о признании незаконным бездействия, третье лицо: Министерство имущественных отношений МО,
установил:
ООО "ИЯР" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области к администрации Люберецкого муниципального района Московской области (далее - заинтересованное лицо, администрация) о признании незаконным бездействия администрации Люберецкого муниципального района Московской области по рассмотрению заявлений ООО "ИЯР" N М503-5831844336-3547050, М503-5831844336-3548040, М503-5831844336-3547724, М503-5831844336-3547526 о предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 50:22:0010302:0094, 50:22:0010302:0095, 50:22:0010302:0096, 50:22:0010302:0093, об обязании администрации Люберецкого муниципального района Московской области принять решение о предоставлении в собственность и в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу, подготовить и направить в адрес ООО "ИЯР" проекты договоров купли-продажи следующих земельных участков:
- земельный участок, общей площадью 80,0 кв. м, категория земель - "земли населенных пунктов", с кадастровым номером 50:22:0010302:0094, с местоположением: Московская область, г. Люберцы, Октябрьский проспект, д. 401, строение 1,
- земельный участок, общей площадью 127,0 кв. м, категория земель - "земли населенных пунктов", с кадастровым номером 50:22:0010302:0095, с местоположением: Московская область, г. Люберцы, Октябрьский проспект, д. 401 б,
- земельный участок, общей площадью 55,0 кв. м, категория земель - "земли населенных пунктов", с кадастровым номером 50:22:0010302:0096, с местоположением: Московская область, г. Люберцы, Октябрьский проспект, д. 401 а,
- земельный участок, общей площадью 100,0 кв. м, категория земель - "земли населенных пунктов", с кадастровым номером 50:22:0010302:0093, с местоположением: Московская область, г. Люберцы, Октябрьский проспект, д. 401.
Решением от 13 февраля 2017 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, администрация Люберецкого муниципального района Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, а также на неправильное применение норм процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Судебное заседание проведено в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителя Министерства имущественных отношений МО, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель администрации Люберецкого муниципального района Московской области поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ООО "ИЯР" в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Выслушав представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд находит основания для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, обществу с ограниченной ответственностью "ИЯР" на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества:
- Кирпичное здание нежилого назначения (магазин), общая площадь 62,50 кв. м, инв. N 11055, лит. Б, условный номер 50:22:01:25356:001, расположено по адресу: Московская область, г. Люберцы, Октябрьский проспект, д. 401, стр. 1 (запись в ЕГРП от 10.10.2003 г. N 50-01/22-40/2003-323.1); указанный объект (магазин) расположен на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0010302:94, предоставленном ООО "ИЯР" администрацией муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области на праве аренды сроком до 01.01.2017 г. в соответствии с договором аренды земельного участка от 06.12.2007 г. N 209/07, зарегистрированном в установленном действующим законодательством РФ порядке (запись в ЕГРП N 50-50-22/093/2007-123);
- здание нежилого назначения общей площадью 114.90 кв. м, инв. N 10696, лит. А, а, а1, объект N 1, условный номер 50:22:01:01039:001, расположено по адресу: Московская область, г. Люберцы, Октябрьский просп., д. 401Б (запись в ЕГРП от 03.07.2002 г. N 50-01.22-04.2002-408.1); указанный объект недвижимого имущества расположен на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0010302:0095, предоставленном ООО "ИЯР" администрацией муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области на праве аренды сроком до 01.01.2017 года в соответствии с договором аренды земельного участка от 06.12.2007 г. N 212/07, зарегистрированном в соответствии с законодательством РФ порядке (запись в ЕГРП N 5 50-22/093/2007-127);
- здание нежилого назначения общей площадью 46,3 кв. м, инв. N 0695, лит. А, а, объект N 1, условный номер 50:22:01:01038:001, расположен по адресу: Московская область, г. Люберцы, Октябрьский пр.-т, д. 401 А; указанный объект недвижимого имущества расположен на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0010302:96, предоставленном ООО "ИЯР" администрацией муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области на праве аренды сроком до 01.01.2017 на основании договора аренды земельного участка от 06.12.2007 г. N 2010/07 зарегистрированном в установленном действующим законодательством РФ порядке (запись в ЕГРП N 50-50-22/093/2007-125);
- здание нежилого назначения (магазин) общей площадью 82,90 кв. м, инв. N 2626, лит. А, а, объект N 1, условный номер 50:22:01:01037:001, расположен по адресу: Московская область, Люберецкий район, г. Люберцы, Октябрьский проспект, д. 401; указанный объект недвижимого имущества расположен на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0010302:0093, предоставленном ООО "ИЯР" администрацией муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области на основании договора аренды земельного участка от 06.12.2007 г. N 211/07, зарегистрированном в установленном законодательством РФ порядке (запись в ЕГРП N 50-50-22/093/2007-126).
Договоры аренды земельных участков являются действующими.
Заявитель в соответствии со ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации обратился в администрацию Люберецкого муниципального района Московской области с заявлениями от 10 ноября 2016 г. (обращения N М503-5831844336-ЗБ47050, М503-5831844336-3548040, М503-5831844336-3547724, М503-5В31844336-3547526) о предоставлении вышеуказанных земельных участков с кадастровыми номерами 50:22:0010302:0094, 50:22:0010302:0095, 50:22:0010302:0096, 50:22:0010302:0093 в собственность.
В связи с бездействием заинтересованного лица ООО "Ияр" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции признал их обоснованными, указав, что спорные земельные участки не ограничены в обороте, основания для отказа заинтересованным лицом не представлены. Доказательств, опровергающих данный вывод, в суд не представлено.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обоснованность выводов суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда отмене с принятием по делу нового судебного акта ввиду следующего.
Пунктом 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса (статья 39.2 Земельного кодекса).
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения не имеет право на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11).
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно пункту 5 статьи 39.20 Земельного кодекса для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.3 Земельного кодекса продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса, осуществляется без проведения торгов.
К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (статья 39.1 Земельного кодекса).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Согласно пункту 5 статьи 39.17 Земельного кодекса в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка.
В силу пункта 7 статьи 39.17 Земельного кодекса проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.
Статья 39.16 Земельного кодекса содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В частности, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; либо указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; либо предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается; либо границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
При этом, из представленных в апелляционный суд доказательств следует, что спорные участки ограничены в обороте.
Так, В подтверждение вхождения испрашиваемых земельных участков в состав земель, предназначенных для реконструируемой скоростной автомобильной дороги регионального значения, администрация ссылается на Схему территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденную постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 N 230/8.
Суд апелляционной инстанции признал данное обстоятельство подтвержденным с учетом заключений Главархитектуры Московской области.
Оценив указанные заключения, фрагменты Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 N 230/8, а также выкопировки из СТП МО ТО, утвержденные данным постановлением Правительства Московской области с наложением данных с публичной кадастровой карты земельных участков с кадастровыми номерами 50:22:0010302:0094, 50:22:0010302:0095, 50:22:0010302:0096, 50:22:0010302:0093, а также приняв во внимание доводы и возражения общества, апелляционный суд в соответствии со статьей 71 АПК (оценка обстоятельств) признает, что испрашиваемые земельные участки в соответствии со Схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 N 230/8, входят в состав земель, предназначенных для реконструируемой скоростной автомобильной дороги регионального значения.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) документами территориального планирования Российской Федерации являются схемы территориального планирования Российской Федерации в следующих областях:
1) федеральный транспорт (железнодорожный, воздушный, морской, внутренний водный, трубопроводный транспорт), автомобильные дороги федерального значения;
2) оборона страны и безопасность государства;
3) энергетика;
4) высшее образование;
5) здравоохранение.
Согласно части 3 статьи 10 Градостроительного кодекса подготовка схем территориального планирования Российской Федерации может осуществляться в отношении одной или нескольких областей, указанных в части 1 настоящей статьи. Подготовка схем территориального планирования Российской Федерации в соответствующих области или областях может осуществляться в составе одного или нескольких документов территориального планирования Российской Федерации. Подготовка схем территориального планирования Российской Федерации осуществляется применительно ко всей территории Российской Федерации. По решению Президента Российской Федерации или решению Правительства Российской Федерации подготовка схем территориального планирования Российской Федерации может осуществляться применительно к части территории Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 10 Градостроительного кодекса схемы территориального планирования Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании, карты планируемого размещения объектов федерального значения.
В соответствии с частью 5 статьи 10 Градостроительного кодекса в положениях о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования Российской Федерации, указываются сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов федерального значения, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.
В силу положений пункт 17 статьи 39.16 Земельного кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в том случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
В данном случае материалами дела подтверждается, что испрашиваемый обществом земельный участок в соответствии со Схемой территориального планирования, утвержденной в установленном законом порядке, относится к территории, предназначенных для реконструируемой скоростной автомобильной дороги регионального значения, в связи с чем испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен в собственность общества.
Аналогичная позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.12.2016 N 305-КГ16-10498 по делу N А41-70884/15; постановлении Арбитражного суда Московского округа от 12.05.2017 по делу N А41-45696/2016; постановлении Арбитражного суда Московского округа от 02.06.2017 по делу N А41-49912/2016.
Довод общества о том, что Схема территориального планирования носит только информационный характер, подлежит отклонению, как несостоятельный.
Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области утверждена постановление Правительства Московской области от 25.03.2016 N 230/8 в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 N 178 "Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации", Государственной программой Московской области "Архитектура и градостроительство Подмосковья" на 2014 - 2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 23.08.2013 N 661/37 "Об утверждении государственной программы Московской области "Архитектура и градостроительство Подмосковья" на 2014 - 2018 годы и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Московской области", учитывая решение Градостроительного Совета Московской области от 15.12.2015.
В соответствии с Законом Московской области N 36/2007-ОЗ "О Генеральном плане развития Московской области" Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области является составной частью Генерального плана развития Московской области как системы нормативных правовых актов Московской области, определяющих политику органов государственной власти Московской области в сфере стратегического планирования пространственного развития Московской области и регламентирующих организацию градостроительной деятельности в Московской области в пределах полномочий субъекта Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.
Схема территориального планирования Московской области - основные положения градостроительного развития утверждена постановлением Правительства Московской области от 11.07.2007 N 517/23 "Об утверждении Схемы территориального планирования Московской области - основных положений градостроительного развития". Данная Схема является градостроительной основой планируемых стратегических преобразований пространства Московской области и, таким образом, задает рамочные условия развития муниципальных образований Московской области; развития региональных транспортных инфраструктур, согласованного с развитием инфраструктур федерального и муниципального значения; сохранения природного и исторического наследия и своеобразия городов, поселков, сел и деревень Московской области.
Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области подготовлена преемственно к целям и задачам территориального планирования, а также мероприятиям, содержащимся в утвержденной Схеме территориального планирования Московской области - основных положений градостроительного развития, и ее содержание направлено на реализацию приоритетных стратегических пространственных преобразований, необходимых для реализации политики пространственного развития Московской области, определенной Законом Московской области N 36/2007-ОЗ "О Генеральном плане развития Московской области".
Таким образом, поскольку у заявителя отсутствует право не приобретение спорных участков в собственность, бездействие администрации не нарушает права и законные интересы общества, в связи с чем заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное, принимая во внимание требование к единообразию в применение судами норм права (определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.12.2016 N 305-КГ16-10498 по делу N А41-70884/15; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12.05.2017 по делу N А41-45696/2016; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 02.06.2017 по делу N А41-49912/2016) и руководствуясь статьями 266, 268, п. 2 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 13.02.2017 по делу N А41-87149/16 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
П.А.ИЕВЛЕВ
Судьи
Н.В.ДИАКОВСКАЯ
Н.В.МАРЧЕНКОВА
П.А.ИЕВЛЕВ
Судьи
Н.В.ДИАКОВСКАЯ
Н.В.МАРЧЕНКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)