Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.05.2017 N 09АП-19961/2017 ПО ДЕЛУ N А40-206217/16

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 мая 2017 г. N 09АП-19961/2017

Дело N А40-206217/16

Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2017 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Савенкова О.В.,
судей Солоповой А.А., Александровой Г.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ароян А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 13.03.2017,
по делу N А40-206217/16 (105-1663), принятое судьей Никоновой О.И.,
по иску ОАО "Очаково-Промжелдортранс" (ОГРН 1077746188750, ИНН 7729566510)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423, 125009, Москва, Газетный пер. д. 1/12)
третье лицо Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы
о признании незаконным действий (бездействий) и обязании заключить договоры аренды,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Удалкин В.А. по доверенности от 11.02.2016 г.,
от ответчика: Долотов Я.Д. по доверенности от 30.12.2016 г.,
- от третьего лица: не явился, извещен;

- установил:

Открытое акционерное общество "Очаково-Промжелдортранс" (далее - ОАО "Очаково-Промжелдортранс", заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - Департамент) с требованием о признании незаконными отказ Департамента:
- - оформленный письмом от 04.08.2016 г. N 33-5-101131/16-(0)-1 в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012005:1264;
- - оформленный письмом от 04.08.2016 г. N 33-5-101223/16-(0)-1 в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012006:5157;
- - оформленный письмом от 04.08.2016 г. N 33-5-101252/16-(0)-1 в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012006:5160;
- - оформленный письмом от 04.08.2016 г. N 33-5-101119/16-(0)-1 городского имущества города Москвы в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012008:3731;
- - оформленный письмом от 04.08.2016 г. N 33-5-101115/16-(0)-1 в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012008:3734;
- - оформленный письмом от 04.08.2016 г. N 33-5-101069/16-(0)-1 в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012008:3732;
- - оформленный письмом от 04.08.2016 г. N 33-5-101138/16-(0)-1 в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012006:5161;
- Кроме того, заявитель просил обязать Департамент в месячный срок подготовить и направить истцу проекты договоров аренды земельного участка:
- - расположенного по адресу: г. Москва, Проектируемый проезд, вл. 18 площадью 787 кв. м кадастровый номер 77:07:0012005:1264 сроком на 49 лет;
- - расположенного по адресу: г. Москва, Проектируемый проезд, вл. 18 площадью 157 кв. м кадастровый номер 77:07:0012006:5157 сроком на 49 лет;
- - расположенного по адресу: г. Москва, Проектируемый проезд, вл. 18 площадью 9184 кв. м кадастровый номер 77:07:0012006:5160 сроком на 49 лет;
- - расположенного по адресу: г. Москва, Проектируемый проезд, вл. 18 площадью 26 кв. м кадастровый номер 77:07:0012008:3731 сроком на 49 лет;
- - расположенного по адресу: г. Москва, Проектируемый проезд, вл. 18 площадью 7323 кв. м кадастровый номер 77:07:0012008:3734 сроком на 49 лет;
- - расположенного по адресу: г. Москва, Проектируемый проезд, вл. 18 площадью 11744 кв. м кадастровый номер 77:07:0012008:3732 сроком на 49 лет;
- - расположенного по адресу: г. Москва, Проектируемый проезд, вл. 18 площадью 361 кв. м кадастровый номер 77:07:0012006:5161 сроком на 49 лет.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.03.2017 по делу N А40-206217/16 исковые требования удовлетворены. При этом суд первой инстанции исходил из обоснованности и доказанности заявленных исковых требований.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Заявитель апелляционной жалобы указывает на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального права.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика требования апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней мотивам, просил решение суда первой инстанции отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Представитель истца требования апелляционной жалобы не признал. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ОАО "Очаково-Промжелдортранс" является собственником железнодорожных путей, расположенных по адресу: г. Москва, Проектируемый проезд N 1438, дом. 18, сооруж. 1, 2, 3, 7, 13, 14, 15 протяженностью 16529 м, 3587,06 м, 2800 м, 1351,1 м, 135,7 м, 36,5 м, 31,5 м, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации прав.
Согласно ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Заявитель обратился в Департамент за предоставлением государственной услуги "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений расположенных на земельном участке" в отношении земельных участков, на которых расположены указанные выше железнодорожные пути. ОАО "Очаково-Промжелдортранс" также были поданы заявления на оформление договоров аренды на земельные участки со следующими кадастровыми номерами:
- N 77:07:0012005:1264 (заявление от 07.07.2016 г. N 004577);
- N 77:07:0012006:5160 (заявление от 07.07.2016 г. N 004590);
- N 77:07:0012006:5161 (заявление от 07.07.2016 г. N 004581);
- N 77:07:0012008:3732 (заявление от 07.07.2016 г. N 004574);
- N 77:07:0012008:3734 (заявление от 07.07.2016 г. N 004575);
- N 77:07:0012008:3731 (заявление от 07.07.2016 г. N 004576);
- N 77:07:0012006:5157 (заявление от 07.07.2016 г. N 004588).
К заявлениям на предоставление государственной услуги были приложены необходимые документы, установленные Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы "предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке", утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 г. N 199-ПП "Об утверждении Административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы".
При этом возражения по этим документам у Департамента отсутствовали.
04.08.2016 г. Департамент отказал заявителю в предоставлении указанных выше земельных участков в аренду со ссылкой на п. 2.10.1.3 Административного регламента, в связи с наличием актов Госинспекции по недвижимости от 01.08.2016 г., согласно которым были установлены факты незаконного размещения объектов на спорных земельных участках.
Из отказов Департамента усматривается, что Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекцией по недвижимости) были составлены следующие акты: участок с кадастровым N 77:07:0012006:1264 - акт N 9071281; участок с кадастровым N 77:07:0012006:5160 - акты N 9071281, N 9071281/1, N 9071281/2, N 9071281/3, N 9071281/4; участок с кадастровым N 77:07:0012006:5160 - акт N 9071281; участок с кадастровым N 77:07:0012008:3732 - акты N 9071281, N 9071281/6; участок с кадастровым N 77:07:0012008:3734 - акты N 9071281, N 9071281/6; участок с кадастровым N 77:07:0012008:3734 - акт N 9071281; участок с кадастровым N 77:07:0012006:5157 - акт N 9071281/5.
При этом заявителю указанные акты не представлялись, в их представлении было отказано.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции принял во внимание, что согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
В силу ч. 5 ст. 1 Закон N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
На основании п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрдК РФ) объектами капитального строительства являются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Как указано в ст. 2 Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ", железнодорожные пути необщего пользования - это железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
В соответствии с Приложением 4 к Постановлению Правительства Москвы от 28.04.2009 г. N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве" утверждена Схема полос отвода железных дорог в городе Москве.
На основании проведенной ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" технической инвентаризации сооружений (ж/д пути), находящихся на указанных земельных участках, присвоены инвентарные номера и выданы технические паспорта на линейное сооружение "Железнодорожный путь".
Сооружения (ж/д пути), находящиеся на указанных земельных участках, прошли государственный кадастровый учет. Управлением Росреестра по г. Москве сооружения поставлены на кадастровый учет за номерами: 77:00:000000:70712; 77:00:000000:70713; 77:00:000000:70714; 77:07:0012006:4319; 77:07:0012006:4320; 77:07:0012006:4321; 77:07:0012008:3466.
Управлением Федеральной регистрационной службы было зарегистрировано право собственности на данные сооружения.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что указанные выше обстоятельства означают, что данные сооружения размещены законно и являются объектами капитального строительства.
Департамент выпустил распоряжения о предварительном согласовании предоставления спорных земельных участков, на основании которых ОАО "Очаково-Промжелдортранс" поставило спорные земельные участки на кадастровый учет:
- распоряжение от 19.01.2016 г. N 747 - кадастровый N 77:07:0012006:1264;
- распоряжение от 19.01.2016 г. N 748 - кадастровый N 77:07:0012006:5157;
- распоряжение от 19.01.2016 г. N 719 - кадастровый N 77:07:0012006:5160;
- распоряжение от 19.01.2016 г. N 742 - кадастровый N 77:07:0012006:5161;
- распоряжение от 19.01.2016 г. N 718 - кадастровый N 77:07:0012008:3732;
- распоряжение от 19.01.2016 г. N 746 - кадастровый N 77:07:0012008:3734;
- распоряжение от 19.01.2016 г. N 717 - кадастровый N 77:07:0012008:3731.
В соответствии с п. 6 этих распоряжений Департамент согласился с предоставлением заявителю земельных участков на праве аренды для эксплуатации железнодорожных путей.
Суд первой инстанции учел, что согласно Приказу Министра автомобильного транспорта РСФСР от 29.09.1976 г. N 324-ц организовано Очаковское предприятие промышленного железнодорожного транспорта, целью создания которого являлось обслуживание подъездных путей промышленных предприятий, примыкающих к станции Очаково-I Московско-Смоленского отделения МЖД.
Названным Приказом утверждена ведомость основных средств, подлежащих передаче на баланс Очаковскому предприятию промышленного железнодорожного транспорта.
02 февраля 1977 года был утвержден Акт приемки-передачи основных средств железнодорожного участка МПО "Каучук" на баланс Очаковского предприятия "Промжелдортранс".
В ходе приватизации Государственный комитет Российской Федерации по управлению госимуществом принял распоряжение N 531-р от 30.03.1993 об утверждении плана приватизации МГГП "Промжелдортранс" и преобразовании МГГП в МГАО "Промжелдортранс".
Затем при реорганизации МГАО "Промжелдортранс" на основании Разделительного баланса МГОАО "Промжелдортранс", сводного акта приема-передачи основных средств от МГОАО "Промжелдортранс" ОАО "Очаково-Промжелдортранс" по состоянию на 31.03.2007 г. ОАО "Очаково-Промжелдортранс" были переданы в собственность ж/д пути.
То есть, сооружения (ж/д пути) были возведены с получением необходимых разрешений на спорных земельных участках, которые были специально отведены для этих целей.
Согласно п. 9 ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
В силу п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с п. 6 ст. 39.20 ЗК РФ любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду. В течение тридцати дней со дня получения указанного заявления от одного из правообладателей здания, сооружения или помещений в них уполномоченный орган направляет иным правообладателям здания, сооружения или помещений в них, имеющим право на заключение договора аренды земельного участка, подписанный проект договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора. В течение тридцати дней со дня направления проекта договора аренды земельного участка правообладатели здания, сооружения или помещений в них обязаны подписать этот договор аренды и представить его в уполномоченный орган. Договор аренды земельного участка заключается с лицами, которые подписали этот договор аренды и представили его в уполномоченный орган в указанный срок.
Департамент подготовил и выдал заявителю на каждый из семи спорных земельных участков распоряжение "О предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: г. Москва, Проектируемый проезд, вл. 18", что свидетельствует об отсутствии препятствий для заключения договоров аренды на истребованные земельные участки.
Как указано в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.11.2015 N 308-ЭС15-8731 по делу N А32-8510/2012, объект недвижимости может быть признан самовольной постройкой только в порядке искового производства.
Так как Департаментом не было предъявлено требований о признании расположенных на земельном участке сооружений (ж/д путей) самовольными постройками, то суд первой инстанции отклонил доводы Департамента о том, что данные сооружения являются незаконно размещенными.
Доказательств признания спорных железнодорожных путей самовольными постройками или инициирование соответствующего спора Департаментом не представлено.
Кроме того, суд первой инстанции учел, что Департамент ранее на аналогичные отрезки железнодорожного полотна заключил с заявителем соответствующие договора аренды земельных участков.
В связи с этим Арбитражный суд города Москвы посчитал, что отказ Департамента в предоставлении государственной услуги по предоставлению земельного участка в аренду является необоснованным обязал Департамент устранить эти нарушения, поскольку заявителем представлены все необходимые документы при обращении за государственной услугой, а доказательств признания спорных железнодорожных путей самовольной постройкой не представлено.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, Девятый арбитражный апелляционный суд принимает во внимание, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового и документального обоснования, фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не могут являться основанием к отмене судебного акта.
Доводы жалобы Департамента городского имущества города Москвы о том, что судом неправильно применены нормы материального права судебной коллегией отклоняются, как основанные на неверном их толковании заявителем.
Указанные в жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки суда при принятии решения. Каких-либо новых доводов апелляционная жалоба не содержит, а приведенные в ней доводы не опровергают правильности принятого по делу судебного акта.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, дана надлежащая оценка доводам сторон и имеющимся в деле доказательствам.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено. И у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266 - 268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ,

постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 13.03.2017 по делу N А40-206217/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
О.В.САВЕНКОВ

Судьи
А.А.СОЛОПОВА
Г.С.АЛЕКСАНДРОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)