Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.09.2017 N 17АП-11529/2017-ГК ПО ДЕЛУ N А60-16374/2017

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 сентября 2017 г. N 17АП-11529/2017-ГК

Дело N А60-16374/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 сентября 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,
судей Зелениной Т.Л., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Муравьевой Е.С.,
при участии:
- от третьего лица - Ивачева Д.Д., доверенность от 12.09.2017, паспорт;
- иные лица, участвующие в деле, не явились;
- (лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, индивидуального предпринимателя Гасс Александра Александровича,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 июня 2017 года по делу N А60-16374/2017,
принятое судьей Ваниным П.Б.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Гасс Александра Александровича (ОГРНИП 308667111400042, ИНН 667405756593)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области
третье лицо: производственный сельскохозяйственный кооператив "Совхоз Накаряковский" (ОГРН 1069646010224, ИНН 6646012925)
о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка,
установил:

Индивидуальный предприниматель Гасс Александр Александрович (далее - ИП Гасс А.А., заявитель) обратился в Арбитражный суд Свердловской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - заинтересованное лицо) с требованием о признании решения от 08.12.2016 г. N АР-14131/07 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка незаконным.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 25.05.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен производственный сельскохозяйственный кооператив "Совхоз Накаряковский".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 16.06.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, заявитель, индивидуальный предприниматель Гасс Александр Александрович, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на несоответствие обстоятельствам дела и представленным доказательствам выводов суда первой инстанции о нахождении земельного участка в федеральной собственности на момент вынесения органом местного самоуправления постановления от 26.02.2007 N 177, наличии у ПСК "Совхоз Накаряковский" права постоянного (бессрочного) пользования землей, так как указанное право не зарегистрировано, прекращено по основаниям, предусмотренным п. 3 ст. 53 ЗК РФ, земельный участок предоставлен в аренду. Кроме того, указывает на отсутствие сведений о формировании испрашиваемых земельных участков за счет земельного участка ПСК "Совхоз Накаряковский".
До начала судебного разбирательства от ответчика и третьего лица поступили письменные отзывы на апелляционную жалобу, согласно которым последние полагают судебный акт законным и обоснованным; просят отказать в удовлетворении жалобы.
В судебном заседании представитель третьего лица поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, явку представителей не обеспечили, что в силу ст. 156, 266 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, 11.11.2016 ИП Гасс Александр Александрович обратился в ТУ ФАУГИ по Свердловской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду, находящихся в федеральной собственности земельных участков, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, входящих в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером 66:16:0000000:93, по адресу: Свердловская область, Нижнесергинский район, ПСК "Совхоз "Накаряковский" и просил в установленный законом срок осуществить действия, предусмотренные ст. 39.18 Земельного кодекса РФ.
В письме от 08.12.2016 N АР-14131/07 Управление отказало в совершение указанных действий, сославшись на то, что земельный участок закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за другой организацией - ПСК "Совхоз "Накаряковский".
Полагая отказ незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из отсутствия материально-правовых оснований для признания отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка незаконным.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
Установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов осуществляется в установленном ст. 39.14 ЗК РФ порядке и предусматривает принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
В соответствии с требованиями ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
В соответствии с часть 8 указанной статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-13, 15-19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из предусмотренных законом оснований, в частности, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (п. 19 ст. 39.16 ЗК РФ).
Отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка мотивирован заинтересованным лицом п. 2 ст. 39.16 ЗК РФ (л.д. 104).
В силу п. 2 ст. 39.16 ЗК РФ основанием для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является установление факта предоставления этого земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса.
Согласно Выписке из ЕГРП от 01.09.2016 право собственности на земельный участок площадью 39363808 кв. м с кадастровым номером 66:16:0000000:93 зарегистрировано за Российской Федерацией, основанием для регистрации права собственности Российской Федерации послужило свидетельство о праве бессрочного (постоянного) пользования N 152 от 17.01.1993, выданное Администрацией Нижнесергинского городского округа (л.д. 81).
Из представленных кадастровых выписок, постановлений главы Нижнесергинского муниципального района от 26.02.2007 N 177, от 22.03.2007 N 284, от 06.04.2007 N 343 следует наличие у ПСК "Совхоз "Накаряковский" права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком общей площадь 126740000 кв. м, находящимся в федеральной собственности, из которого образован земельный участок площадью 39363808 кв. м с кадастровым номером 66:16:0000000:93.
Установив, наличие на момент принятия постановлений главы Нижнесергинского муниципального района от 26.02.2007 N 177 права федеральной собственности на земельный участок, предоставленный в соответствии со свидетельством N 152 от 17.01.1993, выданным Администрацией Нижнесергинского городского округа, Совхозу "Накаряковский" на праве постоянного (бессрочного) пользования, суд первой инстанции пришел к правильным выводам об отсутствии оснований полагать право третьего лица на земельный участок прекращенным. Таким образом, отказ заинтересованного лица в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка соответствует требованиям закона, оснований полагать права заявителя нарушенными не имеется.
Доказательств наличия у заявителя исключительного права на приобретение земельного участка без торгов в материалы дела не представлено.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии доказательств нахождения земельного участка в федеральной собственности, наличии у ПСК "Совхоз Накаряковский" права постоянного (бессрочного) пользования землей, прекращении этого права по основаниям, предусмотренным п. 3 ст. 53 ЗК РФ, в связи с представлением земельного участка в аренду отклоняются апелляционным судом.
Согласно ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В силу п. 2 ст. 11.8 ЗК РФ у лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного пользования земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право безвозмездного пользования на образуемые земельные участки.
В случаях, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, принятие решений о предоставлении образуемых и измененных земельных участков не требуется (п. 3 указанной статьи).
Как указано выше и подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости собственником земельного участка общей площадь 126740000 кв. м, кадастровый номер 66:16:0000000:47, из которого образован земельный участок площадью 39363808 кв. м с кадастровым номером 66:16:0000000:93, является Российская Федерация, право собственности зарегистрировано 17.03.2007. В отношении этого земельного участка у ПСК "Совхоз Накаряковский" ранее, в 1993 году возникло право постоянного (бессрочного) пользования землей.
В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. Право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.
Юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность.
С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований полагать право постоянного (бессрочного) пользования землей ПСК "Совхоз Накаряковский" прекращенным и, как следствие, земельный участок свободным от прав третьих лиц соответствует представленным в материалы дела доказательствам.
Отсутствие государственной регистрации права ПСК "Совхоз Накаряковский" на земельный участок не свидетельствует об отсутствии этого права в силу положений п. 1 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", согласно которому права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
При этом формировании испрашиваемых земельных участков за счет земельного участка ПСК "Совхоз Накаряковский" следует из кадастровых выписок, представленных истцом.
При названных обстоятельствах решение арбитражного суда является законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.
Судебные расходы на оплату государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы относятся на заявителя (ст. 110 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 июня 2017 года по делу N А60-16374/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
М.А.ПОЛЯКОВА
Судьи
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА
В.В.СЕМЕНОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)