Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.07.2017 N 17АП-8589/2017-ГК ПО ДЕЛУ N А60-16142/2016

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июля 2017 г. N 17АП-8589/2017-ГК

Дело N А60-16142/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 июля 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей Дюкина В.Ю., Жуковой Т.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Коржевой В.А.,
при участии в судебном заседании 12.07.2017 представителя ответчика - Управления имущественных отношений и неналоговых доходов Администрации муниципального образования Алапаевское: Боровикова А.Л. (доверенность от 07.04.2017),
от иных лиц, участвующих в деле, представители не явились,
в судебном заседании 12.07.2017 объявлен перерыв до 19.07.2017 до 09 час. 0 мин., после перерыва в судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, явку своих представителей не обеспечили,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Архипова Владимира Анатольевича
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 апреля 2017 года
по делу N А60-16142/2016,
принятое судьей Смагиным К.Н.,
по первоначальному иску Департамента лесного хозяйства Свердловской области, Территориального управления Росимущества в Свердловской области
к Комитету по управлению имуществом Администрации муниципального образования Алапаевское (ОГРН 1116601000625, ИНН 660101677), индивидуальному предпринимателю Архипову Владимиру Анатольевичу (ОГРНИП 61566580036332, ИНН 666307240262),
третье лицо: Хлюпин Дмитрий Дмитриевич,
о признании договора аренды недействительным,
по встречному иску индивидуальному предпринимателю Архипова Владимира Анатольевича (ОГРНИП 315665800036332, ИНН 666307240262)
к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области
о признании права собственности отсутствующим,
установил:

Департамент лесного хозяйства Свердловской области (далее - департамент, истец) и Территориальное управление Росимущества в Свердловской области (далее - управление) обратились в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Комитету по управлению имуществом Администрации муниципального образования Алапаевское (далее - комитет), индивидуальному предпринимателю (Главе КФХ) Хлюпину Дмитрию Дмитриевичу о признании недействительным договора от 14.09.2015 N 108 аренды земельного участка с кадастровым номером 66:01:0000000:746, заключенного между Администрацией МО Алапаевское в лице комитета и Хлюпиным Д.Д.; о применении последствий недействительности сделки в виде обязания предпринимателя Хлюпина Д.Д. вернуть земельный участок с кадастровым номером 66:01:0000000:746; просили указать в резолютивной части решения, что настоящий судебный акт является основанием для исключения из государственного кадастра недвижимости сведений об указанном земельном участке.
В соответствии со ст. 132 АПК РФ Глава КФХ Хлюпин Д.Д. обратился в арбитражный суд со встречным иском о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на лесной участок площадью 72245683 кв. м, расположенный в кварталах 1-29 урочища ПСХК "Кировский" Кировского участкового лесничества Алапаевского лесничества, исключив из состава единого землепользования участка с кадастровым номером 66:01:000000:314.
Определением от 10.11.2016 производство по делу приостанавливалось в связи с удовлетворением ходатайства сторон о проведении по делу экспертизы.
Проведение экспертизы поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Городской Земельный Кадастр" (ИНН 6658292480, ОГРН 1076658041833, 620014, г. Екатеринбург, ул. Шейнкмана, 20, оф. 3, тел. 8 (343) 219-44-65, 371-83-56) Роговой Юлии Викторовне.
Определением суда от 20.01.2017 срок проведения экспертизы и приостановления производства по делу продлен до 06.02.2017.
Определением суда 13.03.2017 производство по делу возобновлено в связи с поступлением в суд заключения эксперта (ст. 146 АПК РФ).
Определением суда от 13.03.2017 истец по встречному иску - индивидуальный предприниматель Хлюпин Дмитрий Дмитриевич заменен на его правопреемника Архипова Владимира Анатольевича.
Определением от 13.03.2017 суд привлек Архипова Владимира Анатольевича к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора по первоначальным требованиям (ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением от 03.04.2017 ответчик по первоначальному иску заменен с Главы КФХ Хлюпина Д.Д. на индивидуального предпринимателя Архипова Владимира Анатольевича на основании ч. 1 ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение от 03.04.2017).
Определением от 03.04.2017 суд привлек Хлюпина Дмитрия Дмитриевича к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора по первоначальным требованиям (ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26 апреля 2017 года исковые требования удовлетворены, признан недействительным договор аренды от 14.09.2015 N 108 земельного участка с кадастровым номером 66:01:0000000:746, зарегистрированный в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество 05.10.2015 N 66-66/008-66/008/662/2015-2943/1; применены последствия недействительности договора аренды от 14.09.2015 N 108 в виде снятия с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 66:01:0000000:746, в удовлетворении встречных исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель Архипов В.А. обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что суд не применил п.п. 1, 4 ст. 421 ГК РФ. Полагает, что у суда отсутствовали основания для исключения сведений о спорных участках из ГКН. Также отсутствовали основания для признания спорного земельного участка участком лесного фонда, отказа в удовлетворении встречного иска. Указывает, что действия истцов направлены на злоупотребление правом (ст. 10 ГК РФ).
В представленных отзывах на апелляционную жалобу департамент и управление просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, указывают на законность и обоснованность выводов суда и несостоятельность доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В судебном заседании 12 июля 2017 в порядке, предусмотренном ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлен перерыв до 09 час. 0 мин 19 июля 2017, о чем представитель комитета управления извещен в судебном заседании, после перерыва стороны явку своих представителей не обеспечили, что в соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Администрацией МО Алапаевское в лице Комитета по управлению имуществом и Хлюпиным Дмитрием Дмитриевичем заключен договор аренды земельного участка от 14.09.2015 N 108, согласно которому в аренду предоставлен земельный участок с кадастровым номером 66:01:0000000:746 из состава земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования. Срок аренды установлен с 14.09.2015 по 14.09.2064. Договор зарегистрирован в ЕГРП 05.10.2015.
В дальнейшем 15.01.2016 права и обязанности по договору аренды земельного участка N 108 от 14.09.2015 были переданы Хлюпиным Дмитрием Дмитриевичем Архипову Владимиру Анатольевичу по договору переуступки права аренды земельного участка.
Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок земель лесного фонда с кадастровым номером 66:01:0000000:314, что подтверждается свидетельством от 21.11.2008 N 66-66-08/005/2008-203.
В состав данного участка входят кварталы 1-29 урочища ПСХК "Кировский" Кировского участкового лесничества Алапаевского лесничества.
При сопоставлении сведений государственного лесного реестра и государственного кадастра недвижимости департаментом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 66:01:0000000:746, частично расположен на землях лесного фонда в кварталах 1-29 урочища ПСХК "Кировский" Кировского участкового лесничества Алапаевского лесничества.
Истцы обратились с иском о признании недействительным заключенного между ответчиками договора аренды от 14.09.2015 N 108 земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером 66:01:0000000:746 и о применении последствий недействительности сделки.
Исковые требования основаны на статьях 167 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что администрация не вправе была распоряжаться участком лесного фонда, относящемуся к федеральной собственности.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения (отмены) обжалуемого судебного акта не имеется, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, распоряжение земельными участками осуществлено органом местного самоуправления в силу ст. 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которой распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления.
Земельный участок принадлежал СХПК "Кировский", что следует из свидетельства о праве на землю от 27.02.1995 N 461276, в том числе 8901 га передано в собственность и 124 га в аренду.
ПСХК "Кировский" прекратил свою деятельность в связи с ликвидацией, соответствующая запись внесена в ЕГРЮЛ 30.05.2011 г.
28.11.2011 распоряжением Комитета по управлению имуществом Администрации МО Алапаевске N 212 право постоянного пользования СХПК "Кировский" прекращено. Из основного земельного участка с кадастровым номером 66:01:0000000:51 сформирован земельный участок с кадастровым номером 66:01:0000000:746, который 22.08.2013 поставлен на кадастровый учет.
Правовой статус колхозных лесов определялся Положением о колхозных лесах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 04.03.1968 N 144.
Пунктом 1 данного Положения предусматривалось, что колхозные леса являются частью государственного лесного фонда СССР. В Состав колхозных лесов входят находящиеся на закрепленных за колхозами в бессрочное (вечное) пользование землях и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах естественные и искусственно созданные леса (в том числе защитные лесные полосы) и подлежащие облесению площади вырубок и погибших лесонасаждений.
Ранее действовавшим законодательством леса, как и другие природные богатства, были национализированы и стали достоянием народа (Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета "О лесах" от 27 (14) мая 1918 г.).
Леса в СССР состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на леса, запрещаются (Закон СССР от 17.06.1977 "Об утверждении Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик" - далее Основы лесного законодательства).
Все леса в СССР образуют единый государственный лесной фонд, который состоит из: 1) лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников; 2) колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование (ст. 4 Основ лесного законодательства).
Пунктом 1 Положения о колхозных лесах, утв. Постановлением Совмина СССР от 04.03.1968 N 144, предусматривалось, что колхозные леса находятся в бессрочном пользовании колхозов; в состав колхозных лесов входят находящиеся на закрепленных за колхозами в бессрочное (вечное) пользование землях и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах естественные и искусственно созданные леса (в том числе защитные лесные полосы) и подлежащие облесению площади вырубок и погибших лесонасаждений.
Таким образом, основным признаком колхозных лесов, отличавшим их от иных лесов, входивших в государственный лесной фонд, являлось их нахождение на землях, закрепленных на праве бессрочного пользования за колхозами.
При этом площадь колхозных лесов определялась при проведении внутрихозяйственного землеустройства колхозов и лесоустройства колхозных лесов.
В ходе проведения землеустройства земельные участки под лесами, переданные колхозам, учитывались в земельно-учетных документах как лесные площади, отдельно от сельскохозяйственных угодий, а в ходе лесоустройства учитывались путем их поквартального деления, определения лесохозяйственных выделов и их таксирования.
Департаментом в качестве документа подтверждающего право на лесной участок представлено свидетельство от 21.11.2008, в котором в качестве основания возникновения права собственности Российской Федерации на лесной участок с кадастровым номером 66:01:0000000:314 указана ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации.
Статьей 4.2 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В силу статьи 4.4 указанного Закона, если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков.
Согласно ответу Управления Росреестра по Свердловской области на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации представлен план участка, наличие которого свидетельствует об учете участка в государственном лесном реестре (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.02.2014 N 13123/13, определение Верховного Суда РФ от 23.11.2015 N 309-КГ15-14348 по делу N А50-20308/2014).
Лесной участок учтен в государственном лесном реестре, номер учетной записи 69-2008-09, к выписке N 74-вн от 23.12.2015 приложена карта-схема расположения и границы лесного участка.
О том, что лесной участок является ранее учтенным, свидетельствуют также сведения, полученные из ЕГРП в виде выписки в режиме online.
Определение местоположения, границ, площади и иных характеристик лесничеств и отдельных лесных участков, в соответствии с положениями ст. 118, 119 Лесного кодекса РСФСР (1978 год) осуществлялось в результате действий по лесоустройству, по материалам которого составлялись и утверждались проекты, которые являлись основой для ведения лесного хозяйства и осуществления лесопользования и служили исходными данными для перспективного и текущего планирования.
Департаментом в материалы дела представлен перспективный план ведения лесного хозяйства Алапаевского межхозяйственного лесхоза ТОО предпринимательского объединения "Свердловскмежхозлес" 1995-1996 годов, в объяснительной записке (том 1) которого указано, что лесхоз организован в 1971 году на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 04.03.1968 г. N 144, решения Свердловского облисполкома от 15.09.1970 N 694.
Впервые лесоустройство проведено на территории колхозных лесов в 1965 году, в 1975 году лесоустроены леса совхозов и колхозов, входящих в состав лесхоза. Предыдущее лесоустройство проведено в 1985 году Свердловской экспедицией Поволжского государственного лесоустроительного предприятия.
Лесоустройство, по материалам которого составлен план, проведено в 1995 году.
Лесхоз на момент лесоустройства разделен на 10 лесничеств, в том числе Толмачевское лесничество, в которое входит СХПК "Кировский".
Согласно свидетельству о праве на землю от 27.02.1995 N 461276, ПСХК предоставлено в собственность 8901 га.
Следовательно, право у СХПК "Кировский" возникло в результате реорганизации лесхоза, в состав которого и входил кооператив, что подтверждается проектом землеустройства (перераспределения земель) Алапаевского района Свердловской области УраНИИГипрозем.
Реорганизация совхоза осуществлялась в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", в силу которого коллективы совхозов, использующие землю на праве бессрочного (постоянного) пользования, обязаны были до 01.03.1992 принять решение о переходе к частной, коллективно-долевой формам собственности.
Статьей 9 Земельного кодекса РСФСР 1991 года было предусмотрено, что земельные участки могут передаваться гражданам на праве коллективно - долевой собственности с определением конкретной земельной доли каждого гражданина в количественном выражении. В коллективно-долевую собственность граждан могут передаваться земли колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе государственных сельскохозяйственных предприятий.
Вопрос о получении земельных участков в коллективно-долевую собственность решается общим собранием работников (членов) коллектива, которое определяет долю каждого работника.
Право сособственников на земельную долю удостоверяется специальными документами, выдаваемыми местными Советами народных депутатов, в которых указывается размер земельной доли.
Согласно пунктам 3, 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" (далее - Постановление Правительства РФ от 29.12.1991 N 86) для приватизации земли и реорганизации хозяйств в каждом колхозе и совхозе создавались комиссии. Районным и внутрихозяйственным комиссиям поручалось провести разграничение находящихся в пользовании колхозов и совхозов земель, выделив земли, остающиеся в государственной собственности и передаваемые гражданам в частную, индивидуальную и коллективно-долевую собственность.
В пунктах 8, 9 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 N 708 (далее - Положение о реорганизации), закреплено, что в каждом реорганизуемом колхозе и совхозе определяются индивидуальные имущественные паи и земельные доли.
Пунктом 16 названного Положения о реорганизации установлено, что владелец имущественного пая и земельной доли может использовать их следующими способами: получить при выходе из хозяйства с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства; внести в качестве взноса в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив; продать или сдать в аренду другим владельцам долей (паев).
Документ (государственный акт), подтверждающий право на земельный массив, находящийся в коллективно-долевой собственности, выдавался соответствующему сельскохозяйственному предприятию. Однако коллективно - долевая собственность на земельные участки предусматривалась только для граждан. Приватизация земель, используемых сельскохозяйственными предприятиями, предполагала передачу земли в собственность граждан, определение земельной доли каждого, после чего владелец доли вправе был распорядиться ею, в частности путем передачи в качестве вклада в товарищество.
Статьями 5, 8 Закона РСФСР от 23.11.1990 N 374-1 "О земельной реформе" регламентировано, что колхозам, другим кооперативным сельскохозяйственным предприятиям, акционерным обществам, в том числе созданным на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, а также гражданам для ведения коллективного садоводства и огородничества земельные участки могли передаваться в коллективную (совместную или долевую) собственность. При проведении земельной реформы передача земли в частную собственность гражданам производилась Советами народных депутатов за плату и бесплатно, поэтому до издания соответствующего распорядительного акта местным органом власти у граждан не могло возникнуть право на землю.
В соответствии с пунктами 9, 10 Постановления Правительства РФ от 29.12.1991 N 86 все члены колхозов и работники совхозов, получившие при их реорганизации земельные и имущественные паи в общей долевой собственности, обязаны подать заявление во внутрихозяйственную комиссию и указать в нем одну из следующих форм использования своего пая: получение на сумму пая земли и средств производства с целью создания крестьянского хозяйства, частного предприятия по ремонту, строительству, обслуживанию, торговле и других предприятий; передача пая в качестве учредительного взноса в товарищество или акционерное общество; передача пая в качестве вступительного взноса в кооператив; продажа пая другим работникам хозяйства или хозяйству.
Пунктом 5 Указа Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" в редакции, действовавшей до 25.01.1999, установлено, что каждому члену коллектива сельскохозяйственного предприятия, которому земля принадлежит на праве общей совместной или общей долевой собственности, выдавалось свидетельство на право собственности на землю по форме, утвержденной данным Указом, с определением площади земельной доли (пая) без выдела в натуре.
Действовавшее в спорный период законодательство не допускало возможности приватизации земли государственных сельскохозяйственных предприятий путем передачи ее непосредственно в собственность создаваемого юридического лица без наделения земельными долями бывших работников.
Из свидетельства о праве от 27.02.1995 N 461276, с учетом информации из ЕГРЮЛ о том, что участниками ПСХК "Кировский" являются физические лица, проекта землеустройства, следует, что приватизация состоялась в отношении земельного участка площадью 8901 га.
В отношении предоставленного в пользование участка площадью 8814 га приватизация не состоялась, поскольку разграничена и оставлена в государственной собственности комитетом по земельной реформе, что прямо следует из экспликации земель (письмо Управления Росреестра по Свердловской области от 27.07.2016 N 008-54/2016/146).
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что зарегистрированный за Российской Федерацией лесной участок действительно является лесным участком и предоставление его в пользование кооперативу Советом народных депутатов не может нарушить право собственности Российской Федерации, так как до предоставления его кооперативу комитетом по земельной реформе было признано, что участок находится в государственной собственности.
Лесным кодексом Российской Федерации от 29 января 1997 года N 22-ФЗ подтверждено, что леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, входят в границы лесного фонда и предоставляются сельскохозяйственным организациям на праве безвозмездного пользования (статьи 36 и 130 Лесного кодекса Российской Федерации).
Наличие на землях лесного фонда лесных насаждений не является квалифицирующим признаком, поскольку в состав лесного фонда входят земли как занятые лесами, так и не занятые ими.
Нахождение в пользовании кооператива лесного участка не изменило принадлежность лесного участка к землям, находящимся в федеральной собственности.
Для определения точек пересечения земель лесного фонда с земельным участком, переданным в аренду, судом назначалась судебная экспертиза.
Согласно заключению эксперта от 06.02.2017 местоположение характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 66:01:0000000:746 установлено исходя из данных, содержащихся в кадастровой выписке от 13.11.2016 N 99/2016/9480819. Установить местоположение характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 66:01:0000000:314 не представляется возможным, ввиду того, что границы участка не установлены в соответствии с требованием земельного законодательства, то есть в государственном реестре недвижимости сведения о координатах характерных точек отсутствуют.
В соответствии с п. 3 ст. 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими ч. 1 ст. 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Как следует из ч. 3 ст. 70.1 Лесного кодекса РФ местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.
Таким образом, при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о границах земельного участка, местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, а также по данным государственного лесного реестра.
С учетом сказанного, выявить имеется ли наложение земельного участка с кадастровым номером 66:01:0000000:746 на участок лесного фонда с кадастровым номером 66:01:0000000:314, расположенный в кварталах 1-29 урочища ПСХК "Кировский" Кировского участкового лесничества Алапаевского лесничества, возможно исключительно в камеральном порядке путем совмещения указанных границ с материалами лесоустройства.
Схемы наложения границ земельного участка с кадастровым номером 66:01:0000000:746 на лесной участок предоставлены в приложении к экспертному заключению с указанием координат.
Согласно представленной схеме, земельный участок с кадастровым номером 66:01:0000000:746 накладывается на лесной участок с кадастровым номером 66:01:0000000:314 (в границах кварталов 1-29 урочища ПСХК "Кировский" Кировского участкового лесничества Алапаевского лесничества). Координаты характерных точек границ пересечений представлены в таблицах.
Согласно положениям ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса, является лесным участком.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Осуществление полномочий по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятию решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключению соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, что следует из положений п. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления относится владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с нормами земельного законодательства органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (п. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 3.3 Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Согласно п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Поскольку правом предоставления земель лесного фонда Российской Федерации на территории Свердловской области осуществляет департамент в соответствии с Положением, утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2010 N 1905-пп, следовательно, распоряжение органом местного самоуправления спорным участком осуществлено с превышением полномочий, предоставленных ст. 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
При предоставлении лесного участка органом местного самоуправления нарушены также положения лесного законодательства о порядке предоставления лесных участков (ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации).
Указанные нарушения не позволяют сохранить в действии договор аренды земельного участка N 108 от 14.09.2015, заключенный в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в части наложения земельных участков на лесной участок, в связи с чем суд первой инстанции правомерно признал недействительным договор аренды земельных участков N 108 от 14.09.2015.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении встречного иска о признании права отсутствующим.
При этом суд первой инстанции правильно в качестве последствий недействительности договора принял решение о снятии с кадастрового учета земельного участка, являющегося предметом договора. Учитывая, то обстоятельство, что лесной участок учтен в государственном лесном реестре и выбранный истцом способ защиты путем предъявления требований о признании сделки недействительной в рассматриваемом случае направлен на восстановление права Российской Федерации на участок лесного фонда с кадастровым номером 66:01:0000000:314, из которого фактически сформирован и поставлен на кадастровый учет спорный земельный участок, наличие сведений о названном земельном участке из категории земель сельскохозяйственного назначения будет препятствовать определению в установленном порядке границ участка лесного фонда.
На основании изложенного доводы заявителя апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции как необоснованные.
Указание заявителя апелляционной жалобы на наличие признаков злоупотребления правом со стороны истцов подлежит отклонению, поскольку носит предположительный характер и не нашел своего подтверждения (ст. 65 АПК РФ).
В силу п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). В соответствии с п. 5 указанной статьи добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются. По смыслу приведенных норм права для признания действий какого-либо лица злоупотреблением правом судом должно быть установлено, что умысел такого лица был направлен на заведомо недобросовестное осуществление прав, единственной его целью было причинение вреда другому лицу (отсутствие иных добросовестных целей). Между тем материалами дела не подтверждается наличие у истцов умысла на заведомо недобросовестное осуществление прав, наличие единственной цели причинения вреда другому лицу (отсутствие иных добросовестных целей).
Учитывая, что заявитель в апелляционной жалобе не ссылается на доказательства, и не приводит доводы, которые бы не были учтены и оценены судом первой инстанции, равно как и доказательства, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционный суд приходит к выводу о том, что спор рассмотрен судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем, не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы взыскивается с заявителя согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 апреля 2017 года по делу N А60-16142/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Ю.В.СКРОМОВА
Судьи
В.Ю.ДЮКИН
Т.М.ЖУКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)