Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.11.2017 N 11АП-12989/2017 ПО ДЕЛУ N А72-5953/2017

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 ноября 2017 г. по делу N А72-5953/2017


Резолютивная часть постановления объявлена: 15 ноября 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено: 22 ноября 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Юдкина А.А., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,
с участием:
от Администрации города Ульяновска - представители Бошкова Т.В. (доверенность от 07.04.2017), Беляков В.В. (доверенность от 07.04.2017),
от общества с ограниченной ответственностью "Багратион" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе Администрации города Ульяновска
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02 августа 2017 года по делу N А72-5953/2017 (судья Чудинова В.А.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Багратион" (ОГРН 1157325005133, ИНН 7325138741), г. Ульяновск,
к Администрации города Ульяновска (ОГРН 1027301171446, ИНН 7303014573), г. Ульяновск,
о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, изложенного в письме от 24.10.2017 N 5973-01; об обязании выдать разрешение на строительство универсама по улице Розы Люксембург в Ленинском районе г. Ульяновска на земельном участке с кадастровым номером 73:24:040501:1026,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Багратион" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Администрации города Ульяновска (далее - ответчик), о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, изложенного в письме от 24.10.2017 N 5973-01; об обязании выдать разрешение на строительство универсама по улице Розы Люксембург в Ленинском районе г. Ульяновска на земельном участке с кадастровым номером 73:24:040501:1026.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 02 августа 2017 года заявление общества с ограниченной ответственностью "Багратион" удовлетворено. Признан незаконным отказ Администрации города Ульяновска в выдаче обществу с ограниченной ответственностью "Багратион" разрешения на строительство, изложенной в письме от 24.04.2017 N 5973-01. На Администрацию города Ульяновска возложена обязанность в течение пятнадцати дней с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью "Багратион" от 11.04.2017 о выдаче разрешения на строительство универсама по улице Розы Люксембург в Ленинском районе г. Ульяновска на земельном участке с кадастровым номером 73:24:040501:1026, в соответствии с действующим законодательством.
Не согласившись с выводами суда, Администрация города Ульяновска подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявления ООО "Багратион" в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на то, что ответчиком при рассмотрении заявления установлено, что заявителем не соблюдены требования о допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка.
Общество с ограниченной ответственностью "Багратион" апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее, считает неправомерным довод ответчика о том, что если у ООО "Багратион" есть право обратиться с заявлением об изменении разрешенного вида использования земельного участка, то он обязан это сделать прежде чем обратиться за разрешением на строительство.
Представитель Администрации города Ульяновска в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
В судебное заседание представители общества с ограниченной ответственностью "Багратион" не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба, в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ, рассмотрена в их отсутствие.
Рассмотрение апелляционной жалобы отложено с 16.10.2017 на 15.11.2017.
О времени и месте нового судебного заседания лица, участвующие в деле, поставлены в известность определением об отложении судебного разбирательства.
Информация о принятии, отложении апелляционной жалобы, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.
В связи с нахождением судьи Поповой Е.Г. в очередном ежегодном отпуске в составе суда в судебном заседании, назначенном на 15.11.2017, определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2017 произведена замена судьи Поповой Е.Г. на судью Юдкина А.А. В соответствии с частью 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после замены судьи Поповой Е.Г. на судью Юдкина А.А. рассмотрение дела начато сначала.
Представитель Администрации города Ульяновска в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
В судебное заседание 15.11.2017 представители общества с ограниченной ответственностью "Багратион" не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Ульяновской области рассмотрена в порядке, установленном ст. ст. 266 - 268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, дополнений к апелляционной жалобе, отзыва, выступлений представителя Администрации города Ульяновска, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: под зданием общежития, кадастровый номер 73:24:040501:1026, общая площадь земельного участка 1565 кв. м, адрес: г. Ульяновск, ул. Розы Люксембург (свидетельство о регистрации права собственности представлены в материалы дела). 24.02.2015 Администрацией г. Ульяновска выдан Градостроительный план земельного участка. Универсам.
11.04.2017 ООО "Багратион" обратилось в Администрацию г. Ульяновска с заявлением о выдаче разрешения на строительство универсама по улице Розы Люксембург Ленинского района города Ульяновск на земельном участке по адресу: Ульяновская область город Ульяновск Ленинский район улица Розы Люксембург, кадастровый номер земельного участка 73:24:040501:1026, площадь земельного участка 1565 кв. м 24.04.2017 Администрация г. Ульяновска отказала обществу в выдаче разрешения на строительство универсама, указав, что в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 73:24:040501:1026 - "под зданием общежития". При этом представленная проектная документация изготовлена на строительство универсама.
Несоблюдение заявителем требования о допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка, послужило основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
ООО "Багратион", полагая, что отказ противоречит закону и нарушает его права, обратился в суд с настоящим требованием, ссылаясь на представление полного пакета к заявлению о выдаче разрешения на строительство, в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса РФ. Указывает, что, согласно Правилам землепользования и застройки в городе Ульяновске, принадлежащий обществу земельный участок расположен в территориальной зоне Ж4, в которой разрешается строительство объектов торговли, досуга и развлечений.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых вынесен судебный акт.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно статье 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 73:24:040501:1026 принадлежит заявителю на праве собственности, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: под зданием общежития.
Собственник земельного участка самостоятельно выбирает вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Указанное следует их пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ, которая допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий.
Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ).
Зонированием на территории поселений, городских округов, а также межселенных территориях (находящимся вне границ поселений), в случае планирования застройки таких территорий регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (часть 2 статьи 31 ГрК РФ).
Территориальное планирование, под которым в ГрК РФ понимается планирование развития территорий (пункт 2 статьи 1), направлено, как следует из статьи 9, на определение назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1).
Согласно части 1 статьи 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
ГрК РФ определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
ГрК РФ (части 4, 6 статьи 36) определены территории, где зонирование не является способом определения разрешенного использования земельных участков.
Таким образом, к документам градостроительного зонирования относятся правила землепользования и застройки - документ, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Отнесение земельных участков к определенным территориальным зонам и правовой режим использования земельных участков в составе таких зон, виды использования земельных участков определяются генеральным планом.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются градостроительным регламентом.
В силу статьи 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются следующие виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: основной вид разрешенного использования, вспомогательный и условно разрешенный вид использования объектов недвижимости.
Любой вид разрешенного использования выбирается лицом, которому принадлежит земельный участок самостоятельно без дополнительных разрешений и процедуры согласования. При этом разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (части 2, 3 статьи 37 ГрК РФ).
Таким образом, вид разрешенного использования земель определяется нормативными актами территориального зонирования.
Правила землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск" (утверждены Решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 N 90) в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации вводят в муниципальном образовании "город Ульяновск" систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании.
Согласно Правилам, земельный участок ООО "Багратион" расположен в зоне, обозначенной Ж4 - зона застройки многоэтажными жилыми домами.
Основные виды разрешенного использования земельных участков, включенные в зону Ж4: многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), бытовое обслуживание, магазины, деловое управление, общественное питание, банковская и страховая деятельность, гостиничное обслуживание и так далее.
24.02.2015 Администрацией г. Ульяновска выдан Градостроительный план земельного участка. Универсам.
В силу статьи 57.3. Градостроительного кодекса РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (часть 2 статьи 57.3. Градостроительного кодекса РФ).
Как верно указал суд, поскольку заявленный обществом объект строительства, универсам, проектная документация на который прилагалась к заявлению о выдаче разрешения на строительство, относится к объектам торговли, магазинам, следовательно, представленные собственником земельного участка документы соответствуют основному виду разрешенного использования земельного участка, установленному нормативным актом территориального зонирования в городе Ульяновск.
Аналогичные выводы содержатся в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 02.11.2016 N Ф06-14573/2016 по делу N А72-16043/2015.
Ответчик полагает, что заявитель прежде чем обратиться в Администрацию г. Ульяновска, должен принять меры к внесению изменения записи, содержащейся в ЕГРН, о разрешенном виде использования.
Однако, как верно указал суд, положения пункта 3 статьи 85 ЗК РФ устанавливают общий критерий, позволяющий изменить именно фактическое использование земельного участка, которое должно быть впоследствии отражено в кадастре недвижимости.
При этом судебная практика исходит из того, что внесение в кадастр сведений о фактическом изменении вида использования земельного участка осуществляется в установленных законодательством разрешенных пределах, но не выбор нового разрешенного использования участка для целей, не обусловленных реальным изменением его фактического использования.
Изменение разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости, при условии уже состоявшегося изменения его фактического использования с соблюдением установленных требований.
В соответствии с правовой позицией, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.10.2010 N 5743/10, вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного земельного кадастра, а не устанавливается этим документом.
Данные правовые позиции были отражены в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2012 N 7943/12, от 29.05.2012 N 13016/11, от 15.12.2011 N 12651/11, от 25.06.2013 N 1756/13, постановлениях АС Поволжского округа от 03.08.2015 N Ф06-26145/2015 по делу N А72-15588/2014, от 08.10.2015 N Ф06-470/2015 по делу N А72-3090/2015.
При таких обстоятельствах судом правомерно удовлетворено требование заявителя о признании незаконным отказа Администрации города Ульяновска в выдаче разрешения на строительство.
Однако, поскольку суд не может подменить органы государственной власти и местного самоуправления при осуществлении ими своих полномочий, в том числе в части принятия соответствующих решений в пределах их компетенции с учетом всех обстоятельств, подлежащих выяснению при рассмотрении вопросов, связанных с выдачей разрешений на строительство, суд не вправе возлагать на ответчика обязанность выдать заявителю разрешение на строительство (постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 27.04.2016 N Ф06-8101/2016 по делу N А55-12920/2015, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2015 N 11АП-15179/2015 по делу N А55-11962/2015).
При таких обстоятельствах, в соответствии с пунктом 3 части 4 статья 201 АПК РФ в качестве способа устранения нарушенного права заявителя судом правомерно указано на обязанность ответчика в течение пятнадцати дней с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление общества от 11.04.2017 о выдаче разрешения на строительство универсама по улице Розы Люксембург в Ленинском районе г. Ульяновска на земельном участке с кадастровым номером 73:24:040501:1026, в соответствии с действующим законодательством.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02 августа 2017 года по делу N А72-5953/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
И.С.ДРАГОЦЕННОВА

Судьи
А.А.ЮДКИН
В.С.СЕМУШКИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)