Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Верховного Суда Республики Бурятия Хаыкова И.К., рассмотрев кассационную жалобу Республиканского агентства лесного хозяйства на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 30 января 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 26 апреля 2017 г. по делу по иску Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора к Правительству Республики Бурятия, Республиканскому агентству лесного хозяйства об организации ликвидации несанкционированной свалки,
установил:
решением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 30 января 2017 г. на Правительство Республики Бурятия, Республиканское агентство лесного хозяйства возложена обязанность устранить нарушения законодательства об охране лесов от пожаров, об отходах производства и потребления путем организации ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, отходов производства и потребления, расположенной на землях лесного фонда в квартале N ..., части кварталов N ...... участкового лесничества Байкальского лесничества, площадью около ... тыс. кв. м, объемом около ... тыс. куб. м с указанием о том, что настоящее решение подлежит исполнению в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 26 апреля 2017 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Республиканского агентства лесного хозяйства - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в Верховный Суд Республики Бурятия 10 июля 2017 г., Республиканское агентство лесного хозяйства просит отменить состоявшиеся судебные постановления полностью и принять по делу новое решение суда, которым в удовлетворении заявленного иска отказать.
Гражданское дело, истребованное судьей Верховного Суда Республики Бурятия 18 июля 2017 г., поступило в Верховный Суд Республики Бурятия 26 июля 2017 г.
Изучение доводов кассационной жалобы и материалов истребованного дела свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения данной кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений, исходя из доводов кассационной жалобы и материалов дела, не усматривается.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в ходе проведения рейдового мероприятия на территории ... в водоохранной зоне оз. Байкал, на территории Центральной экологической зоны Байкальской природной территории по маршруту от моста через <...> (левый берег) в южном направлении вдоль автодороги ... сотрудниками Управления Росприроднадзора по <...> выявлена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, отходов производства и потребления, расположенная на землях лесного фонда в квартале ..., части кварталов N ......, площадью около ... кв. м, объемом около ... куб. м. Данный факт подтверждается актом по результатам рейдового мероприятия на территории <...> ... от ..., фототаблицей к акту. На момент рассмотрения дела свалка не ликвидирована, что сторонами не оспаривалось.
Указанный участок, как установлено судом и не оспаривалось сторонами, относится к землям государственного лесного фонда и на основании части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации является федеральной собственностью.
На основании пункта 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В Республике Бурятия осуществление переданных Российской Федерацией полномочий осуществляет Республиканское агентство лесного хозяйства, созданное Указом Президента Республики Бурятия от 21.12.2006 г. N 661.
Учитывая приведенные правовые положения, доводы кассационной жалобы о неправомерности возложения на заявителя ответственности по устранению нарушений законодательства об охране лесов путем организации ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, отходов производства и потребления подлежат отклонению как противоречащие указанным требованиям закона.
Ссылка на несоблюдение органами местного самоуправления установленного порядка сбора и утилизации твердых бытовых отходов во внимание принята быть не может, поскольку данное обстоятельство при разрешении заявленных по настоящему делу юридически значимым не является, что не лишает заявителя возможности защиты прав и законных интересов предусмотренным законом способом.
Доводы кассационной жалобы о применении судом противоречащих нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, и признанных вследствие этого утратившими силу принятых на основании статьи 55 Лесного кодекса РФ Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 г. N 414, не влияют на законность обжалуемых судебных решений, поскольку положения признанной утратившей силу статьи 55 Лесного кодекса РФ, на что указывается в жалобе, воспроизведены в статье 60.3 Лесного кодекса РФ, в соответствии с которой постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 г. N 607 утверждены новые Правила санитарной безопасности в лесах, не содержащие положений, противоречащих выводам решения суда и апелляционного определения по данному делу.
Довод кассационной жалобы об отсутствии финансирования мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок не может быть положен в основу отмены судебных постановлений, поскольку данное обстоятельство не обуславливает вывод об отсутствии у заявителя обязанности устранить указанные судом нарушения законодательства об охране лесов от пожаров, об отходах производства и потребления.
Ссылка кассатора на отсутствие и невозможность получения допуска к сбору, утилизации, обезвреживанию отходов 1-У классов опасности, в связи с чем существует реальная угроза жизни и здоровью работников Республиканского агентства лесного хозяйства является несостоятельной, так как решением суда на заявителя возложена обязанность не ликвидировать несанкционированную свалку собственными силами работников ответчика, а организовать ликвидацию несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, отходов производства и потребления.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует признать принятыми с соблюдением норм материального и процессуального права.
Иных доводов, основанных на положениях статьи 387 Гражданского процессуального кодекса РФ и влекущих пересмотр судебных постановлений в кассационном порядке, кассационная жалоба не содержит и потому удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 381, ст. 383 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определил:
отказать в передаче кассационной жалобы Республиканского агентства лесного хозяйства на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 30 января 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 26 апреля 2017 г. для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Республики Бурятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ОТ 20.09.2017 ПО ДЕЛУ N 4Г-781/2017
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 сентября 2017 г. по делу N 4г-781/17
Судья Верховного Суда Республики Бурятия Хаыкова И.К., рассмотрев кассационную жалобу Республиканского агентства лесного хозяйства на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 30 января 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 26 апреля 2017 г. по делу по иску Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора к Правительству Республики Бурятия, Республиканскому агентству лесного хозяйства об организации ликвидации несанкционированной свалки,
установил:
решением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 30 января 2017 г. на Правительство Республики Бурятия, Республиканское агентство лесного хозяйства возложена обязанность устранить нарушения законодательства об охране лесов от пожаров, об отходах производства и потребления путем организации ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, отходов производства и потребления, расположенной на землях лесного фонда в квартале N ..., части кварталов N ...... участкового лесничества Байкальского лесничества, площадью около ... тыс. кв. м, объемом около ... тыс. куб. м с указанием о том, что настоящее решение подлежит исполнению в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 26 апреля 2017 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Республиканского агентства лесного хозяйства - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в Верховный Суд Республики Бурятия 10 июля 2017 г., Республиканское агентство лесного хозяйства просит отменить состоявшиеся судебные постановления полностью и принять по делу новое решение суда, которым в удовлетворении заявленного иска отказать.
Гражданское дело, истребованное судьей Верховного Суда Республики Бурятия 18 июля 2017 г., поступило в Верховный Суд Республики Бурятия 26 июля 2017 г.
Изучение доводов кассационной жалобы и материалов истребованного дела свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения данной кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений, исходя из доводов кассационной жалобы и материалов дела, не усматривается.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в ходе проведения рейдового мероприятия на территории ... в водоохранной зоне оз. Байкал, на территории Центральной экологической зоны Байкальской природной территории по маршруту от моста через <...> (левый берег) в южном направлении вдоль автодороги ... сотрудниками Управления Росприроднадзора по <...> выявлена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, отходов производства и потребления, расположенная на землях лесного фонда в квартале ..., части кварталов N ......, площадью около ... кв. м, объемом около ... куб. м. Данный факт подтверждается актом по результатам рейдового мероприятия на территории <...> ... от ..., фототаблицей к акту. На момент рассмотрения дела свалка не ликвидирована, что сторонами не оспаривалось.
Указанный участок, как установлено судом и не оспаривалось сторонами, относится к землям государственного лесного фонда и на основании части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации является федеральной собственностью.
На основании пункта 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В Республике Бурятия осуществление переданных Российской Федерацией полномочий осуществляет Республиканское агентство лесного хозяйства, созданное Указом Президента Республики Бурятия от 21.12.2006 г. N 661.
Учитывая приведенные правовые положения, доводы кассационной жалобы о неправомерности возложения на заявителя ответственности по устранению нарушений законодательства об охране лесов путем организации ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, отходов производства и потребления подлежат отклонению как противоречащие указанным требованиям закона.
Ссылка на несоблюдение органами местного самоуправления установленного порядка сбора и утилизации твердых бытовых отходов во внимание принята быть не может, поскольку данное обстоятельство при разрешении заявленных по настоящему делу юридически значимым не является, что не лишает заявителя возможности защиты прав и законных интересов предусмотренным законом способом.
Доводы кассационной жалобы о применении судом противоречащих нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, и признанных вследствие этого утратившими силу принятых на основании статьи 55 Лесного кодекса РФ Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 г. N 414, не влияют на законность обжалуемых судебных решений, поскольку положения признанной утратившей силу статьи 55 Лесного кодекса РФ, на что указывается в жалобе, воспроизведены в статье 60.3 Лесного кодекса РФ, в соответствии с которой постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 г. N 607 утверждены новые Правила санитарной безопасности в лесах, не содержащие положений, противоречащих выводам решения суда и апелляционного определения по данному делу.
Довод кассационной жалобы об отсутствии финансирования мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок не может быть положен в основу отмены судебных постановлений, поскольку данное обстоятельство не обуславливает вывод об отсутствии у заявителя обязанности устранить указанные судом нарушения законодательства об охране лесов от пожаров, об отходах производства и потребления.
Ссылка кассатора на отсутствие и невозможность получения допуска к сбору, утилизации, обезвреживанию отходов 1-У классов опасности, в связи с чем существует реальная угроза жизни и здоровью работников Республиканского агентства лесного хозяйства является несостоятельной, так как решением суда на заявителя возложена обязанность не ликвидировать несанкционированную свалку собственными силами работников ответчика, а организовать ликвидацию несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, отходов производства и потребления.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует признать принятыми с соблюдением норм материального и процессуального права.
Иных доводов, основанных на положениях статьи 387 Гражданского процессуального кодекса РФ и влекущих пересмотр судебных постановлений в кассационном порядке, кассационная жалоба не содержит и потому удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 381, ст. 383 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определил:
отказать в передаче кассационной жалобы Республиканского агентства лесного хозяйства на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 30 января 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 26 апреля 2017 г. для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Республики Бурятия.
Судья Верховного Суда
Республики Бурятия
И.К.ХАЫКОВА
Республики Бурятия
И.К.ХАЫКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)