Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.11.2017 N 06АП-5559/2017 ПО ДЕЛУ N А04-4645/2017

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 ноября 2017 г. N 06АП-5559/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
- от Индивидуального предпринимателя Кондратьева Игоря Юрьевича: не явились;
- от Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области: не явились;
- от открытого акционерного общества "Пато": не явились;
- от общества с ограниченной ответственностью "Автоцентр Самарагд": не явились;
- от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Амурской области: не явились;
- от УМВД России по Амурской области: не явились;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя Кондратьева Игоря Юрьевича
на решение от 09.08.2017
по делу N А04-4645/2017
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Чумаковым П.А.
по заявлению Индивидуального предпринимателя Кондратьева Игоря Юрьевича
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области
о признании незаконным решения
третьи лица: открытое акционерное общество "Пато"; общество с ограниченной ответственностью "Автоцентр Самарагд"; ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Амурской области; УМВД России по Амурской области
установил:

индивидуальный предприниматель Кондратьев И.Ю. (далее - заявитель, предприниматель, ИП Кондратьев И.Ю.) обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным решения Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) N 2048 от 23.05.2017. В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просит обязать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) вернуться к рассмотрению заявления от 03.05.2017 о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду согласно прилагаемой схеме.
Решением суда от 09.08.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, предприниматель обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность судебного акта, принятого при неправильном применении норм материального права, неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, просит его отменить, заявленные требования удовлетворить.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в представленных возражениях выразило несогласие с доводами жалобы, просило решение суда оставить в силе как законное и обоснованное.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, участия в заседании апелляционного суда не принимали, в связи с чем, жалоба рассмотрена в их отсутствие, в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела, следует что ИП Кондратьев И.Ю., ООО "Автоцентр Самарагд" и ОАО "Пато" являются собственниками объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 28:01:020374:2, предоставленном на праве аренды ОАО "Пато" с множественностью лиц на стороне арендатора (договор аренды N 131 от 14.07.2004).
03.05.2017 ИП Кондратьев И.Ю. обратился в ТУ Росимущество в Амурской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду.
Решением от 23.05.2017 N 2048 агентством отказано в утверждении схемы расположения земельных участков и в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Основанием для отказа послужило несоответствие представленной к утверждению схемы требованиям законодательства, а также отсутствие согласования правообладателей всех объектов недвижимого имущества.
Посчитав данный отказ незаконным, предприниматель обратился с заявлением в арбитражный суд.
Основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 и часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 этого же кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
В целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются: 1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить; 2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 7 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка содержится в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации. В числе прочего, одним из таких оснований является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом.
Нормативные требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа (далее - Требования) установлены Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе".
Согласно пункту 4 Приложения N 1 к Приказу Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В соответствии с требованиями пункта 6 Приложения N 1 к Приказу Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 в схеме расположения земельного участка приводятся: условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков); проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости; изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения (далее - графическая информация); сведения об утверждении схемы расположения земельного участка: в случае утверждения схемы расположения земельного участка решением уполномоченного органа указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (приказ, постановление, решение и тому подобное), наименование уполномоченного органа, дата, номер документа об утверждении схемы расположения земельного участка; в случае утверждения схемы соглашением между уполномоченными органами указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (соглашение), наименования уполномоченных органов, дата (даты), номер (номера) соглашения о перераспределении земельных участков.
Поскольку представленная заявителем схема расположения земельного участка не соответствовала приведенным выше требованиям (представленная предпринимателем схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории не содержит сведений об отсутствии проекта межевания территории, в границах которой предстоит образовать земельный участок; не содержит сведений о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении зданий, сооружений, расположенных на преобразуемом земельном участке; не содержит обоснования площади образуемого участка) отказ в ее утверждении является правомерным.
При этом, как верно отметил суд первой инстанции, приложенная к заявлению предпринимателя от 03.05.2017 отдельная схема расположения объектов недвижимости на земельном участке не восполняет перечисленных выше недостатков, поскольку ее отдельное представление уполномоченному органу указанными выше требованиями закона не предусмотрено.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Из пункта 4 статьи 11.2 ЗК РФ следует, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в следующих случаях: образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям; образования земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке; образования земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 28:01:020374:2 находится в собственности Российской Федерации.
Вместе с тем, указанный земельный участок предоставлен в аренду ОАО "Пато" с множественностью лиц на стороне арендатора, которое, в свою очередь, государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям не является.
Кроме того, ООО "Автоцентр Самарагд" является собственником объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 28:01:020374:2.
Таким образом, предприниматель обязан был получить согласие на раздел земельного участка у всех его землепользователей, в том числе, и у ООО "Автоцентр Самарагд".
Между тем, в акте согласования местоположения границ земельного участка, сведения о согласовании со стороны ООО "Автоцентр Самарагд" отсутствуют.
Учитывая совокупность установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции о законности оспариваемого решения.
При рассмотрении дела и принятии обжалуемого решения судом первой инстанции были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу.
Несогласие заявителя жалобы с произведенной судом оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемого судебного акта.
Доводы и аргументы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Каких-либо новых обстоятельств либо доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, апеллянтом не приведено и не представлено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств дела и действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта по доводам заявителя не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Амурской области от 09.08.2017 по делу N А04-4645/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.А.ШВЕЦ
Судьи
Е.И.САПРЫКИНА
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)