Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.05.2017 N 15АП-6925/2017 ПО ДЕЛУ N А32-20276/2016

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 мая 2017 г. N 15АП-6925/2017

Дело N А32-20276/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Галова В.В.,
судей Авдониной О.Г., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Щетининым П.И.,
при участии:
- от истца - представитель Котова М.В. по доверенности от 22.12.2016;
- от открытого акционерного общества "Труженик моря" - представитель Киселев В.Ю. по доверенности от 20.10.2016;
- от общества с ограниченной ответственностью "Порт Азово-Черноморский" - представитель Никитина Э.А. по доверенности от 29.11.2016;
- от закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Порт Кавказ" - представитель Зеленский Е.В. по доверенности от 06.02.2017;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Порт Азово-Черноморский" и открытого акционерного общества "Труженик моря"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 14.03.2017 по делу N А32-20276/2016 (судья Боровик А.М.)
по иску Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот)
к ответчикам: Администрации муниципального образования Темрюкский район,
открытому акционерному обществу "Труженик моря", филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю,
при участии третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Порт Азово-Черноморский"; закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Порт Кавказ"; Управления Росреестра по Краснодарскому краю, Территориального управления Росимущества в Краснодарском крае, Калмыкова Сагидуллы Рахимовича,
о признании права собственности,
установил:

Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о:
1. Признать право собственности Российской Федерации на следующие земельные участки:
- 1.1. Кадастровый номер 23:30:0101013:627, имеющий статус временный, категория земель: Земли населенных пунктов, кадастровая стоимость 2 404 674,96 руб., площадью 34 022 кв. м;
- 1.2. Кадастровый номер 23:30:0101013:59, имеющий статус ранее учтенный, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость 82 176,00 руб., площадью 42 800 кв. м;
- 1.3. Земельный участок площадью 229 710,42 кв. м, периметр 6006,46 м, расположенный по адресу: Краснодарский край, р-н Темрюкскии, порт Кавказ, имеющий категорию: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование - для строительства и эксплуатации порта, имеющий следующие границы, указанные в ходатайстве об уточнении требований.
1.4. Земельный участок площадью 47,09 кв. м, периметр 179,62 м, расположенный по адресу: Краснодарский край, р-н Темрюкский, порт Кавказ, имеющий категорию: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование - для строительства и эксплуатации порта, имеющий границы, указанные в ходатайстве об уточнении требований.
1.5. Земельный участок площадью 458,67 кв. м, периметр 393,0 м, расположенный по адресу: Краснодарский край, р-н Темрюкский, порт Кавказ, имеющий категорию: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование - для строительства и эксплуатации порта, имеющий границы, указанные в ходатайстве об уточнении требований.
1.6. Земельный участок площадью 169628,66 кв. м, периметр 4658,16 м, расположенный по адресу: Краснодарский край, р-н Темрюкский, порт Кавказ, имеющий категорию: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование - для строительства и эксплуатации порта, имеющие границы, указанные в ходатайстве об уточнении требований.
1.7. Земельный участок площадью 2076,57 кв. м, периметр 932,67 м, расположенный по адресу: Краснодарский край, р-н Темрюкскии, порт Кавказ, имеющий категорию: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование - для строительства и эксплуатации порта, имеющий границы, указанные в ходатайстве об уточнении требований.
1.8. Земельный участок площадью 1617 кв. м, периметр 822,62 м, расположенный по адресу: Краснодарский край, р-н Темрюкскии, порт Кавказ, имеющий категорию: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование - для строительства и эксплуатации порта, имеющий границы, указанные в ходатайстве об уточнении требований.
1.9 Земельный участок площадью 42 кв. м, периметр 63,22 м, расположенный по адресу: Краснодарский край, р-н Темрюкскии, порт Кавказ, имеющий категорию: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование - для строительства и эксплуатации порта, имеющий границы, указанные в ходатайстве об уточнении требований.
2. Аннулировать и исключить временные сведения из государственного кадастра недвижимости о земельных участках:
- 2.1. Кадастровый номер 23:30:0101013:612, имеющий статус временный, категория земель: земли населенный пунктов, кадастровая стоимость 420 191,09 руб., площадью 5779 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, пос. Пересыпь - Порт Кавказ;
- 2.2. Кадастровый номер 23:30:0101013:625, имеющий статус временный, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, площадью 109 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район.
- 3. Определить границы земельного участка по координатам, указанным в пунктах 1.3, 1.4, 1.5;
- 4. Определить границы земельного участка по координатам, указанным в пунктах 1.6, 1.7;
- 5. Определить границы земельного участка по координатам, указанным в пункте 1.8;
- 6. Определить границы земельного участка по координатам, указанным в пункте 1.9 (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.03.2017 заявленные исковые требования удовлетворены, суд признал право собственности на следующие земельные участки:
- - кадастровый номер 23:30:0101013:627, имеющий статус временный, категория земель: Земли населенных пунктов, кадастровая стоимость 2 404 674,96 руб., площадью 34 022 кв. м;
- - земельный участок площадью 229 710,42 кв. м, периметр 6006,46 м, расположенный по адресу: Краснодарский край, р-н Темрюкский, порт Кавказ, имеющий категорию: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование - для строительства и эксплуатации порта, определив его границы;
- - земельный участок площадью 47,09 кв. м, периметр 179,62 м, расположенный по адресу: Краснодарский край, р-н Темрюкский, порт Кавказ, имеющий категорию: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование - для строительства и эксплуатации порта, определив его границы;
- - земельный участок площадью 458,67 кв. м, периметр 393,0 м, расположенный по адресу: Краснодарский край, р-н Темрюкский, порт Кавказ, имеющий категорию: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование - для строительства и эксплуатации порта, определив его границы;
- - земельный участок площадью 169628,66 кв. м, периметр 4658,16 м, расположенный по адресу: Краснодарский край, р-н Темрюкский, порт Кавказ, имеющий категорию: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование - для строительства и эксплуатации порта, определив его границы;
- - земельный участок площадью 2076,57 кв. м, периметр 932,67 м, расположенный по адресу: Краснодарский край, р-н Темрюкский, порт Кавказ, имеющий категорию: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование - для строительства и эксплуатации порта, определив его границы;
- - земельный участок площадью 1617 кв. м, периметр 822,62 м, расположенный по адресу: Краснодарский край, р-н Темрюкский, порт Кавказ, имеющий категорию: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование - для строительства и эксплуатации порта, определив его границы;
- - земельный участок площадью 42 кв. м, периметр 63,22 м, расположенный по адресу: Краснодарский край, р-н Темрюкский, порт Кавказ, имеющий категорию: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование - для строительства и эксплуатации порта, определив его границы.
Суд аннулировал и исключил временные сведения из государственного кадастра недвижимости о земельных участках:
- - кадастровый номер 23:30:0101013:612, имеющий статус временный, категория земель: земли населенный пунктов, кадастровая стоимость 420 191,09 руб., площадью 5779 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, пос. Пересыпь - Порт Кавказ;
- - кадастровый номер 23:30:0101013:625, имеющий статус временный, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, площадью 109 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, р-н Темрюкский.
В удовлетворении остальной части требований, а также в требованиях к ОАО "Труженик моря" и ФГБУ ФКП Росреестра в лице филиала по Краснодарскому краю - отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, открытое акционерное общество "Труженик моря" и общество с ограниченной ответственностью "Порт Азово-Черноморский" обжаловали его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ОАО "Труженик моря" просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
Апеллянт приводит доводы о том, что исковые требования предъявлены к лицам, право собственности Российской Федерации в лице истца не нарушающим; подменяется административная процедура оформления права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки,; истцом не доказано возникновение права собственности Российской Федерации на спорные земельные учаски; земельный участок не может быть объектом гражданских прав если он не имеет характеристик, позволяющих выделить его.
ООО "Порт Азово-Черноморский", в свою очередь, просит решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований к ОАО "Труженик моря" отменить, удовлетворив исковые требования в названной части.
Апеллянт настаивает на доводах о том, что ОАО "Труженик моря" своими действиями препятствовало Российской Федерации поставить на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на земельный участок.
Истцом в материалы дела представлены письменные пояснения, из содержания которых следует, что истец находит решение суда законным и обоснованным, а доводы жалобы - несостоятельными.
Представитель ООО "Порт Азово-Черноморский" в судебном заседании заявил ходатайство об отказе от апелляционной жалобы.
Представители сторон, участвующие в судебном заседании против названного ходатайства не возражали.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что отказ от апелляционной жалобы заявлен уполномоченным представителем Никитиной Э.А., действующей на основании доверенности от 29.11.2016.
В соответствии с положениями части 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не принимает отказ от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
Рассмотрев заявленное ходатайство, материалы дела, суд пришел к выводу о том, что отказ от апелляционной жалобы ООО "Порт Азово-Черноморский" не противоречит законам и иным нормативным правовым актам, не нарушает права и законные интересы других лиц, в связи с чем, он подлежит принятию, а производство по апелляционной жалобе - прекращению.
Таким образом, суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу ОАО "Труженик моря".
Представитель ОАО "Труженик моря" в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
Представитель истца в судебном заседании против доводов апеллянта возражал, просил решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Представитель ООО "Порт Азово-Черноморский" против доводов апеллянта возражал, просил решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Представитель закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Порт Кавказ" против доводов апеллянта возражал, просил решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Остальные участники судебного разбирательства в судебное заседание явки не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
При названных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть жалобу по существу в соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, решением Малого Совета Темрюкского районного Совета народных депутатов Краснодарского края от 14.10.1992 N 74 разрешена реконструкция и техническое перевооружение рыбцехов на косе Чушка в порт "Азово-Черноморский" на земельном участке площадью 57 га непригодной для сельскохозяйственного использования.
Решением Малого Совета Темрюкского районного Совета народных депутатов Краснодарского края от 07.06.1993 N 98 акционерному обществу "Порт Азово-Черноморский" выдан государственный акт на право пользования земельным участком под застройку порта площадью 57 га на землях косы Чушка, непригодных для сельскохозяйственного использования.
Постановлением главы администрации Темрюкского района Краснодарского края от 29.07.1993 N 1583 в бессрочное пользование Акционерному обществу "Порт Азово-Черноморский" передано 57 га земель на Косе Чушка, в т.ч. земли рыбколхоза "Дружба" Анапского района - 3,62 га (под постройками), рыбколхоза им. В.И. Чапаева Приморско-Ахтарского района - 7,20 га (под постройками), акционерного общества закрытого типа "Лиманное" - 4,28 га (под постройками), из земель госзапаса - 41,90 (пески) для детального проектирования и строительства.
05.08.1993 был выдан акт об установлении размера и точных границ землепользования под реконструкцию рыбного порта.
Из материалов землеустроительного дела N 247 от 1993 года следует, что АО "Порт Азово-Черноморский" был предоставлен земельный участок площадью 57 га для строительства порта.
Документом, дающим право АО "Порт Азово-Черноморский" осуществлять строительство порта на вышеназванном земельном участке является постановление главы администрации Темрюкского района от 02.12.1992 N 135.
Постановлением главы администрации от 02.02.1993 N 135 земли рыбколхоза "Дружба" площадью 3,6 га, рыбколхоза им. В.И. Чапаева площадью 7,2 га, АООТ "Лиманное" площадью 4,28 га (общей площадью 15,1 га) с их согласия переданы в постоянное пользование АООТ "Порт Азово-Черноморский". Постановление от 02.02.1993 N 135 явилось основанием выдачи АООТ "Порт Азово-Черноморский" государственного акта серии КК-2 N 5180000132.
Также материалами землеустроительного дела подтверждается факт реконструкции и техперевооружения рыбцехов на косе Чушка, ранее принадлежащих рыбколхозу, в объекты портового комплекса.
В частности постановлением главы администрации Темрюкского района от 13.01.1993 N 41 ОАО "Порт Азово-Черноморский" разрешены изыскательские работы для технико-экономического обоснования строящегося порта.
Кроме того, в материалах землеустроительного дела имеются подтверждения наличия согласований относительно проектирования и строительства порта, что подтверждается, в том числе, письмом директора Азовского научно-исследовательского института рыбного хозяйства "АзНИИРХ" от 20.12.1992 N 38-и.
Из письма главного инженера "Союзморниипроект" от 24.11.1992 N 107 следует, что отвод земельного участка под строительство порта "Азово-Черноморский" был осуществлен с учетом необходимости размещения на территории порта складских площадок и вспомогательных сооружений, которые в последующем стали представлять собой единый имущественный комплекс.
Решением Малого Совета от 07.06.1993 N 98 согласован проект реконструкции рыбного порта и его расширение на площади земельного участка 57 га непригодной для сельскохозяйственного использования.
Из заключения по отводу земельного участка для строительства от 28.06.1993 N 8 следует, что земельный участок был предоставлен в целях строительства и эксплуатации гидротехнических сооружений морского порта. На участке имеется перегрузочный комплекс, состоящий из причала N 24 с южным открылком, причала N 25, ж/д пути, складов открытого и крытого хранения, автодороги.
На земельном участке общей площадью 57 га располагаются следующие объекты:
причал N 24 общей площадью 7 500 кв. м (с открылком, Южной набережной и берегоукреплениями) с объектами береговой инфраструктуры:
- - здание дизельгенераторной, общей площадью 648, 6 кв. м;
- - здание проходной, общей площадью, 408, 7 кв. м;
- - здание склада временного хранения, общей площадью 455,0 кв. м;
- - здание административного корпуса, общей площадью 170,1 кв. м;
- - склад, общей площадью 331,5 кв. м;
- - склад, общей площадью 1 424, 8 кв. м;
- - мех. мастерские, общей площадью 490,3 кв. м; - ж/д путь, 2 295 п. м;
- - бетонные площадки 46 004 кв. м
- - здание культурно-бытовой назначения (лаборатория, медпункт), общей площадью 116, 8 кв. м;
- - здание столовой, общей площадью 565 кв. м;
- - здание гостиницы, общей площадью 136 кв. м.
Вышеназванный объект представляет собой сложный объект, состоящий непосредственно из самого причала, а также объектов береговой инфраструктуры, которые в совокупности являются единым и неделимым объектом. Площадь данного сложного объекта составляет 7500 кв. м. Данные объекты недвижимости принадлежат на праве собственности ЗАО "Управляющая компания "Порт Кавказ".
Постановлением главы администрации Темрюкского района от 30.03.2001 N 710 утверждены акты приемочной комиссии, в связи с чем строительство объекта "Пусковой комплекс 1-й очереди причала N 24" по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, порт Кавказ, Коса Чушка, признано оконченным.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.05.2012 по дело N А32-41441/2011, вступившим в законную силу, в удовлетворении заявления ОАО "Труженик моря" о признании незаконными действий администрации МО Темрюкский район, выразившихся в отказе в отмене Постановления главы Темрюкского района Краснодарского края от 30.03.2001 г. N 710 "Об окончании строительства объекта: пусковой комплекс 1-й очереди причала N 24 по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, порт Кавказ, Коса Чушка" отказано в полном объеме.
В рамках арбитражного дела N А32-23698/2013 было вынесено Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.06.2015 по иску Росморречфлот к Администрации Темрюкского района Краснодарского края, ОАО "Труженик моря", согласно которому суд признал недействительными, как несоответствующие Земельному кодексу Российской Федерации:
- - постановление главы муниципального образования Темрюкский район от 18.12.2007 N 4713 "О приведении правовых актов органов местного самоуправления в соответствие с законом";
- - постановление муниципального образования Темрюкский район от 22.08.2008 N 575 "О приведении правового акта органа местного самоуправления в соответствие с законом";
- - постановление администрации муниципального образования Темрюкский район от 05.09.2011 N 1794 "О внесении изменений в постановление главы Темрюкского района Краснодарского края от 15 сентября 1997 года N 1454 "О предоставлении земельного участка в аренду ОАО "Порт Кавказ" под строениями и сооружениями на Косе Чушка";
- - постановление администрации муниципального образования Темрюкский район от 18.04.2011 N 778 "О предоставлении в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу: Темрюкский район, для строительства линии смешанного посола".
Также суд признал недействительным договор N 2780 от 26.04.2011 купли-продажи земельного участка кадастровый номер 23:30:0101013:59, заключенный между администрацией муниципального образования Темрюкский район и ОАО "Труженик моря".
Данным судебным актом были установлены обстоятельства, имеющие преюдициальное значение по настоящему делу. А именно, судом был установлен факт нахождения земельного участка площадью 57 га в границах морского порта Кавказ и принадлежность данного участка федеральной собственности.
Судом первой инстанции в целях установления факта расположения спорного земельного участка на территории морского порта Кавказ была организована судебная экспертиза, производство которой было поручено эксперту ООО "ЭР ПИ АЙ ГРУПП".
Так, согласно заключению эксперта от 23.05.2014 N 001/2014 спорный земельный участок площадью 4,28 га входит в состав земельного участка площадью 15,1 га, из которого впоследствии был сформирован земельный участок площадью 57 га, входящий в территорию морского порта Кавказ согласно обязательных постановлений администрации морских портов Темрюк, Кавказ и Тамань.
Из письма Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 07.09.2012 N 12865/0110 следует, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 23:30:0101013:59 были внесены по заявлению ОАО "Труженик моря" как ранее учтенного на основании государственного акта от 21.04.1980, при этом сведения о том, что указанный земельный участок является частью земельного участка площадью 15,1 га у Росреестра отсутствовали.
Сведения в Государственном кадастре недвижимости о земельном участке площадью 4,28 га как ранее учтенного препятствуют в постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 15,1 га, что подтверждается отказом Росимуществу в постановке участка площадью 15,1 га на кадастровый учет (письмо Управления Росреестра от 26.06.2011 N 2343/5/11-150570). Таким образом, зарегистрировать права на участок, входящий в участок 57 га, оказалось невозможным по причине постановки АО "Труженик моря" земельного участка площадью 4,28 га на кадастровый учет как ранее учтенного на основании государственного акта 1980 г., утратившего силу.
Земельный участок, площадью 57 га расположен в границах морского порта Кавказ, поэтому является федеральной собственностью.
Ссылаясь на данные обстоятельства, истец обратился в суд.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По смыслу статей 1, 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебная защита гражданских прав может осуществляться в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующее принудительной защиты.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера и участника общества с ограниченной ответственностью, в сфере управления имуществом Российской Федерации за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08.11.2007 N 261-ФЗ управление федеральным имуществом в морском порту осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти в соответствии с указанным Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 371, Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского (включая морские порты, за исключением морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота) и речного транспорта, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере.
Росморречфлоту в соответствии с Положением о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 371, предоставлены полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного Федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным Агентству (п. 5.2); предоставлению земельных участков, резервированию земель для государственных нужд в целях строительства и расширения морских портов, включая заключение договоров с собственниками, правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, а также по регистрации соответствующих прав на указанные земельные участки и объекты (п. 5.3.11).
Таким образом, в силу Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ, Росморречфлот осуществляет полномочия собственника в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и расположенных на территории морских портов.
Разграничение государственной собственности на землю состоялось с принятием Земельного кодекса РФ в 2001 году.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Статьей 35 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае", до разграничения государственной собственности на землю органы местного самоуправления в Краснодарском крае, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Законом, распоряжаются земельными участками, находящимися в государственной собственности, в том числе незастроенными земельными участками, площадь которых не превышает 1000 кв. м, при предоставлении в аренду гражданам и юридическим лицам для строительства объектов торговли, общественного питания, социально-бытового и иного назначения в соответствии с землеустроительной и градостроительной документацией исключительно путем продажи права аренды земельных участков на торгах (аукционах, конкурсах).
Согласно п. 4 раздела IV приложения 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27.12.1991 N 3020-1 предприятия и объекты отраслей речного и морского флота как объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства, включены в перечень объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности. В соответствии со ст. 60 Кодекса торгового мореплавания СССР (утратил силу с 01.05.1999 в соответствии со статьей 428 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ) морские порты, предназначенные для обслуживания судов, указанных в ст. 9 упомянутого Кодекса, находились в ведении Министерства морского флота СССР (морские торговые порты). Согласно ст. 67 Кодекса торгового мореплавания СССР территорию морского порта составляют отведенные порту земли. Территория и акватория морского торгового порта используются для эксплуатации флота и портовых сооружений. С разрешения Министерства морского флота СССР допускалось предоставление портом отдельных участков территории или акватории порта, а также находящихся на территории порта складов, зданий, сооружений и устройств по договорам во временное пользование другим организациям для нужд, связанных с деятельностью морского транспорта, с возмещением этими организациями расходов по содержанию переданных участков по ставкам, установленным Министерством морского флота СССР (ст. 68 Кодекса торгового мореплавания СССР). В соответствии со статьей 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации под морским портом понимается совокупность объектов инфраструктуры морского порта, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, и других услуг, обычно оказываемых в морском порту, а также взаимодействия с другими видами транспорта.
Согласно пункту 13 статьи 4 Федерального закона "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08.11.2007 N 261-ФЗ территория морского порта - земельный участок или земельные участки, не покрытые поверхностными водами, в границах морского порта, в том числе искусственно созданный земельный участок или искусственно созданные земельные участки. Границами морского порта являются границы его территории и акватории (ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 32 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ земельные участки в границах действующего морского порта могут относиться к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, землям обороны, безопасности и землям иного специального назначения или к другой категории земель с разрешенным использованием для размещения морского порта. К объектам инфраструктуры морского порта Федеральный закон от 08.11.2007 N 261-ФЗ относит, в том числе и перегрузочное оборудование, железнодорожные и автомобильные подъездные пути и иные устройства, оборудование, склады, иные здания, строения, сооружения, расположенные на территории и (или) акватории морского порта и предназначенные для обеспечения оказания услуг в морском порту (п. 1 ст. 4). Владельцами объектов инфраструктуры морского порта могут быть юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляющие эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта от своего имени независимо от того, являются они собственниками данных объектов или используют их на ином законном основании (п. 6 ст. 4 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ земельные участки в границах морского порта не предоставляются индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в собственность. Условия предоставления во владение и в пользование находящихся в государственной собственности земельных участков в границах морского порта путем передачи таких земельных участков в аренду регулируются ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ. Передача в аренду указанных земельных участков осуществляется в соответствии с их целевым назначением в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. По смыслу норм Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ морской порт является объектом федерального транспорта, находящимся в ведении федеральных органов исполнительной власти в области транспорта; строительство и расширение морского порта осуществляются на основании схемы территориального планирования Российской Федерации в области развития федерального транспорта (п. 1 ст. 6). В силу п. 4 ст. 87 ЗК РФ земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью. Из системного анализа указанных норм следует, что территория морского порта является федеральной собственностью. Расположение на территории морского порта отдельных объектов инфраструктуры, находящихся в частной собственности, не изменяет принадлежность земель порта Российской Федерации. Аналогичная правовая позиция высказана в постановлении АС СКО от 05.05.2015 по делу N А53-23497/2014.
С учетом изложенных норм права земельные участки, расположенные в Темрюкском районе, пос. Коса Чушка, общей площадью 57 га, является собственностью Российской Федерации в силу прямого указания закона.
Статья 17 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что земельные участки, отнесенные к федеральной собственности законом, не требует дополнительного разграничения.
Единообразная судебная практика о разграничении федеральной собственности на земельные участки, занятые федеральным транспортом, в силу закона сложилась, начиная с постановления Президиума ВАС РФ от 05.04.2005 N 12796/04. Неоднократно подтверждалась постановлениями Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа, к примеру, от 12.10.2006 по делу N А32-15244/2004, от 08.08.2007 по делу N А32-19962/2006-31/432, от 22.07.2008 по делу N А32-19485/2005-31/435, от 09.12.2008 по делу N А01-3710/2007.
Подпунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах Российской Федерации" предусмотрено, что причалы и складские площадки относятся к объектам инфраструктуры морского порта.
Согласно подпункта 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.
В соответствии со статьей 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами. В силу статьи 17 Земельного кодекса в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, в том числе, предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли. Таким образом, поскольку спорный земельный участок находится на территории морского порта, он отнесен к собственности Российской Федерации в силу прямого указания закона, соответственно, государственная собственность на него разграничена.
На сегодняшний день земельный участок площадью 57 га состоит из следующих земельных участков:
- 1.1. Кадастровый номер 23:30:0101013:627, имеющий статус временный, категория земель: Земли населенных пунктов, кадастровая стоимость 2 404 674,96 руб., площадью 34 022 кв. м;
- 1.2. Кадастровый номер 23:30:0101013:59, имеющий статус ранее учтенный, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость 82 176,00 руб., площадью 42 800 кв. м;
- 1.3. Кадастровый номер 23:30:0101013:50, площадью 195 кв. м, створный знак, право собственности зарегистрировано за РФ, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, Порт Кавказ
1.4. Кадастровый номер 23:30:0101013:51, площадью 208 кв. м, створный знак, право собственности зарегистрировано за РФ, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, Порт Кавказ
1.5. Кадастровый номер 23:30:0101013:70, площадью 29 195 кв. м, берегоукрепление, право собственности зарегистрировано за РФ, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, Порт Кавказ
1.6. Кадастровый номер 23:30:0101013:76, площадью 60 000 кв. м, для размещения грунта, право собственности зарегистрировано за РФ, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, Порт Кавказ
1.7. Земельный участок площадью 229 710,42 кв. м, периметр 6006,46 м, расположенный по адресу: Краснодарский край, р-н Темрюкскии, порт Кавказ, имеющий категорию: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование - для строительства и эксплуатации порта, имеющий следующие границы, указанные в ходатайстве об уточнении требований.
1.8. Земельный участок площадью 47,09 кв. м, периметр 179,62 м, расположенный по адресу: Краснодарский край, р-н Темрюкский, порт Кавказ, имеющий категорию: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование - для строительства и эксплуатации порта, имеющий границы, указанные в ходатайстве об уточнении требований.
1.9. Земельный участок площадью 458,67 кв. м, периметр 393,0 м, расположенный по адресу: Краснодарский край, р-н Темрюкский, порт Кавказ, имеющий категорию: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование - для строительства и эксплуатации порта, имеющий границы, указанные в ходатайстве об уточнении требований.
1.10. Земельный участок площадью 169 628,66 кв. м, периметр 4658,16 м, расположенный по адресу: Краснодарский край, р-н Темрюкский, порт Кавказ, имеющий категорию: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование - для строительства и эксплуатации порта, имеющие границы, указанные в ходатайстве об уточнении требований.
1.11. Земельный участок площадью 2076,57 кв. м, периметр 932,67 м, расположенный по адресу: Краснодарский край, р-н Темрюкскии, порт Кавказ, имеющий категорию: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование - для строительства и эксплуатации порта, имеющий границы, указанные в ходатайстве об уточнении требований.
1.12. Земельный участок площадью 1617 кв. м, периметр 822,62 м, расположенный по адресу: Краснодарский край, р-н Темрюкскии, порт Кавказ, имеющий категорию: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование - для строительства и эксплуатации порта, имеющий границы, указанные в ходатайстве об уточнении требований.
1.13. Земельный участок площадью 42 кв. м, периметр 63,22 м, расположенный по адресу: Краснодарский край, р-н Темрюкскии, порт Кавказ, имеющий категорию: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование - для строительства и эксплуатации порта, имеющий границы, указанные в ходатайстве об уточнении требований.
Росморречфлот заявляет требования относительно земельных участков, право собственности которых не зарегистрировано за Российской Федерацией в установленном порядке.
Суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу о том, что в отношении требований Росморречфлот о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 42 800 кв. м кадастровый номер 23:30:0101013:59, имеющий статус ранее учтенный, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, в удовлетворении следует отказать ввиду следующего.
Апелляционным определением Краснодарского краевого суда от 24.01.2017, вступившим в законную силу, требования Росморречфлот о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 42 800 кв. м кадастровый номер 23:30:0101013:59, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, удовлетворены. Данное решение является основанием для регистрации филиалом ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Краснодарскому краю права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 42 800 кв. м кадастровый номер 23:30:0101013:59, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район.
Таким образом, требования в данной части разрешены судом общей юрисдикции и повторное рассмотрение арбитражным судом не предусмотрено действующим законодательством.
Относительно остальных требований Росморречфлот о признании за Российской Федерацией права собственности на земельные участки суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает такой способ защиты права как признание права.
Пункт 59 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 устанавливает, что иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли независимо от их регистрации. Таким образом, данный пункт не предусматривает, что лицо не вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности, если права на имущество не за кем не зарегистрированы в ЕГРП.
В данном случае права Российской Федерации на спорные земельные участки возникли в силу пункта 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации, так как предоставлялся участок для строительства и эксплуатации объекта федерального транспорта.
Росморречфлот заявляет требования относительно земельных участков, права на которые не зарегистрированы в установленном законом порядке. В отношении участков, входящих в общую площадь 57 га и права на которые зарегистрированы за Российской Федерацией, требования не заявлены.
Земельный участок, общей площадью 57 га, расположен в границах морского порта Кавказ, поэтому является федеральной собственностью в силу закона, однако с 1993 года был разделен на ряд участков.
При этом глава Администрации Темрюкского района района незаконно распоряжался участками площадью 4,28 га, 15,1 га, входящими в участок площадью 57 га, полагая, что данный участок не относится к федеральной собственности.
Таким образом, между сторонами возник спор о праве, т. к. Администрация муниципального образования Темрюкский район не считает земельный участок федеральной собственностью.
Факт принадлежности земельного участка площадью 57 га к федеральной собственности был установлен вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края по делу А32-23698/2013. Обстоятельства являются преюдициальными, ввиду участия в деле и Администрации Темрюкского района и акционерного общества "Труженик моря".
Из материалов землеустроительного дела N 247 от 1993 года следует, что АО "Порт Азово-Черноморский" был предоставлен земельный участок площадью 57 га для строительства порта.
Согласно заключению эксперта от 23.05.2014 N 001/2014 спорный земельный участок площадью 4,28 га входит в состав земельного участка площадью 15,1 га, из которого впоследствии был сформирован земельный участок площадью 57 га, входящий в территорию морского порта Кавказ согласно обязательных постановлений администрации морских портов Темрюк, Кавказ и Тамань. Таким образом, земельные участки, включенные в земельный участок площадью 57 га, и право собственности РФ на которые просит признать Росморречфлот, являются федеральной собственностью в силу закона.
Также подлежат удовлетворению требования Росморречфлот об аннулировании и исключении временные сведения из государственного кадастра недвижимости о земельных участках:
- - с кадастровым номером 23:30:0101013:612, имеющий статус временный, категория земель: земли населенный пунктов, площадью 5779 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, пос. Пересыпь - Порт Кавказ;
- - с кадастровым номером 23:30:0101013:625, имеющий статус временный, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, площадью 109 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район.
Земельный участок с кадастровым номером 23:30:0101013:625, расположен под железнодорожными путями, принадлежащими третьему лицу - ЗАО "Управляющая компания "Порт Кавказ".
Земельный участок с кадастровым номером 23:30:0101013:612 пересекает дороги, складские площадки порта, а также железобетонный забор.
Возможность снятия с учета земельных участков прямо предусмотрена пунктами 21, 26, 29 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом ВС РФ 30.11.2016.
Согласно пункта 7, 9 статьи 38 Закона N 221-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат их характерных точек. Кроме того, согласно статье 6 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" органы местного самоуправления обеспечивают выбор и формирование земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с частью 4 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" если иное не установлено настоящим Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.
26.01.2010 Территориальное управление Росимущества по Краснодарскому краю в письме N 09-07/661 обратилось к Главе МО Темрюкский район с просьбой утвердить границы земельных участков, расположенных в Темрюкском районе, пос. Коса Чушка для постановки на государственный кадастровый учет, получения кадастровых паспортов и обеспечения в дальнейшем регистрации права федеральной собственности.
17.03.2010 за N 03-03/100 от заместителя Главы МО Темрюкский район был получен отказ со ссылкой на то, что Территориальным управлением Росимущества по Краснодарскому краю не представлены доказательства наличия на участке объектов федеральной собственности.
В связи с чем, требования истца об определении границ земельных участков по координатам подлежат удовлетворению.
В удовлетворении требований к ОАО "Труженик моря" и ФГБУ ФКП Росреестра в лице филиала по Краснодарскому краю отказано обоснованно, поскольку доказательства нарушения прав ответчиком, истец суду не представил.
Кроме того, согласно Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", который вступает в силу с 01.01.2017, проводить кадастровый учет недвижимости и регистрировать права на нее должен исключительно Росреестр и его территориальные органы.
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
В соответствии со ст. 64, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
В соответствии с положениями статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

принять отказ общества с ограниченной ответственностью "Порт Азово-Черноморский" от апелляционной жалобы на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14 марта 2017 года по делу N А32-20276/2016.
Производство по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Порт Азово-Черноморский" - прекратить.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ВЕРП" (ИНН 7701838026), уплатившему государственную пошлину за общество с ограниченной ответственностью "Порт Азово-Черноморский", государственную пошлину из федерального бюджета в размере 3 000 (три тысячи) рублей (платежное поручение N 377 от 5 апреля 2017 года).
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14 марта 2017 года по делу N А32-20276/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Труженик моря" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.
Председательствующий
В.В.ГАЛОВ
Судьи
О.Г.АВДОНИНА
А.А.ПОПОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)