Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 июля 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей Дюкина В.Ю., Жуковой Т.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Габовой Е.А.,
при участии представителя Дачного потребительского кооператива "Созвездие Премиум" - Кузнецовой С.С., доверенность от 24.07.2017,
от иных лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 мая 2017 года
по делу N А60-7056/2017,
принятое судьей Трухиным В.С.,
по заявлению Дачного потребительского кооператива "Созвездие Премиум" (ОГРН 1106670020962, ИНН 6670300473)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области
о признании незаконным бездействия по выкупу земельного участка, обязании устранить допущенные нарушения,
Дачный потребительский кооператив "Созвездие Премиум" (далее - кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным бездействия управления, выразившегося в непринятии решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614022:1596 площадью 197425 кв. м в собственность за плату в 30-дневный срок с момента подачи заявлении; обязании управление подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614022:1596 площадью 197 425 кв. м в порядке, установленном п. 3.1., 3.2. ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", по цене 15% от кадастровой стоимости, в трех экземплярах, обеспечить их подписание, и направить проект указанного договора для подписания заявителю в 30-дневный срок с момента вступления в законную силу решения суда.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.05.2017 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылается на то, что не наделено полномочиями по принятию решений об образовании земельных участков площадью, превышающей 10 га. Принятие таких решений выходит за рамки его компетенции, а также на непредставление кооперативом сведений, подтверждающих историю образования земельного участка.
Заявитель против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, просит оставить решение суда без изменения. В отзыве заявитель ссылается на то, что для принятия решения были предоставлены все необходимые документы. Управление является территориальным органом, который осуществляет полномочия собственника в отношении испрашиваемых земельных участков. Оснований для отказа в принятии решения о выкупе у управления не имелось.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, кооператив является арендатором земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614022:1596 на основании договора аренды N АЗФ-1722/1022 от 19.12.2012.
Указанный земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет и предоставлен для сельскохозяйственного использования.
Основывая свои требования на том, что кооператив является арендатором земельного участка, заявитель обратился в управление с заявлением от 08.04.2016, которое получено 13.04.2016, о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614022:1596 ему в собственность по цене, равной 15% от кадастровой стоимости земельного участка, на основании п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Письмом от 15.04.2016 N АР-4008/09 ответчик указал на отсутствие оснований для выкупа земельного участка в порядке п. 3.1, 3.2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие).
После получения предостережения Прокуратуры Свердловской области от 27.12.2016 N 7/4-19-2016, управление в письме от 26.01.2017 N АР-761/09 указало заявителю на необходимость представления дополнительных документов об образовании земельного участка и возникновения у заявителя права, а также об отсутствии у управления полномочий на принятие решения по земельным участкам свыше 10 га.
В связи с тем, что заявление от 08.04.2016 не было рассмотрено в срок, установленный ст. 39.17 ЗК РФ, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании бездействия ответчика незаконным.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса.
Наличие у спорного земельного участка статуса находящегося в государственной собственности сторонами не оспаривается.
Право выкупа земельного участка на основании п. 3.1 ст. 3 Закона о введении в действие под сомнение управлением не ставилось, и это обстоятельство не являлось основанием для отказа в выкупе участка.
Установив на основании материалов дела наличие у заявителя права пользования земельным участком, то, что с момента заключения договоров аренды прошло более трех лет; земельный участок находится в пределах населенного пункта и имеет сельскохозяйственное целевое использование; нарушений законодательства арендатором при использовании земельных участков не выявлено; заявление подано до истечения срока действия договора (25.10.2022), суд признал за кооперативом право на выкуп земельного участка в собственность за плату.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен ст. 39.17 ЗК РФ.
В соответствии с п. 5 указанной статьи Кодекса в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Статья 39.16 ЗК РФ содержит императивные основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Поскольку управлением в установленный законом срок не принято решение о предоставлении или об отказе в предоставлении земельного участка заявителю, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что оспариваемое бездействие противоречит закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что управление не наделено полномочиями по принятию решений об отчуждении земельных участков площадью, превышающей 10 га, судом апелляционной инстанции отклоняются.
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляет Российская Федерация (п. 2 ст. 9 ЗК РФ).
От имени Российской Федерации полномочия правообладателя федерального имущества вправе осуществлять соответствующий уполномоченный орган исполнительной власти Российской Федерации, а именно, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278.
На основании пункта 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В пункте 4 Типового положения о территориальном органе Росимущества, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374 (далее - Типовое положение), в редакции Приказа от 17.01.2014 N 08, территориальный орган Росимущества осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
В силу пункта 4.1.20 Типового положения территориальный орган самостоятельно осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью, равной либо меньше десяти гектар, а также права на заключение договоров аренды таких участков, в том числе осуществляет продажу земельных участков без проведения торгов в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации; заключает договоры аренды и купли-продажи земельных участков по результатам торгов.
Согласно пункту 4.2.27 указанного Типового положения по поручению Росимущества территориальный орган осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью больше десяти гектар, а также права на заключение договоров аренды таких участков, в том числе: продажу земельных участков без проведения торгов в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации; заключает договоры аренды и купли-продажи земельных участков по результатам торгов.
Нормы Типового положения и Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающие объем полномочий Территориального управления как исполнительного органа государственной власти, опровергают доводы ответчика об отсутствии у него полномочий по распоряжению земельными участками, площадь которых превышает 10 гектаров.
Вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений о предоставлении земельных участков в собственность, не должны являться препятствием реализации права лица, обратившегося с заявлением в государственный орган, на получение законного решения в установленный срок.
Таким образом, возложение на управление обязанности по принятию решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату является обоснованным.
Ссылка ответчика на то, что заявителем не были представлены сведения, подтверждающие историю образования земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614022:1596 из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:593, а также передачу (переоформление) прав на данный земельный участок, опровергается материалами дела.
Согласно распоряжению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области от 26.11.2012 N 826-р земельный участок с кадастровым номером 66:41:0614022:1596 сформирован в результате выдела из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:593.
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, вся информация, необходимая для принятия решения по существу, у ответчика имелась.
В связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено. Решение суда отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 мая 2017 года по делу N А60-7056/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.07.2017 N 17АП-9325/2017-ГК ПО ДЕЛУ N А60-7056/2017
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июля 2017 г. N 17АП-9325/2017-ГК
Дело N А60-7056/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 июля 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей Дюкина В.Ю., Жуковой Т.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Габовой Е.А.,
при участии представителя Дачного потребительского кооператива "Созвездие Премиум" - Кузнецовой С.С., доверенность от 24.07.2017,
от иных лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 мая 2017 года
по делу N А60-7056/2017,
принятое судьей Трухиным В.С.,
по заявлению Дачного потребительского кооператива "Созвездие Премиум" (ОГРН 1106670020962, ИНН 6670300473)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области
о признании незаконным бездействия по выкупу земельного участка, обязании устранить допущенные нарушения,
установил:
Дачный потребительский кооператив "Созвездие Премиум" (далее - кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным бездействия управления, выразившегося в непринятии решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614022:1596 площадью 197425 кв. м в собственность за плату в 30-дневный срок с момента подачи заявлении; обязании управление подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614022:1596 площадью 197 425 кв. м в порядке, установленном п. 3.1., 3.2. ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", по цене 15% от кадастровой стоимости, в трех экземплярах, обеспечить их подписание, и направить проект указанного договора для подписания заявителю в 30-дневный срок с момента вступления в законную силу решения суда.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.05.2017 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылается на то, что не наделено полномочиями по принятию решений об образовании земельных участков площадью, превышающей 10 га. Принятие таких решений выходит за рамки его компетенции, а также на непредставление кооперативом сведений, подтверждающих историю образования земельного участка.
Заявитель против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, просит оставить решение суда без изменения. В отзыве заявитель ссылается на то, что для принятия решения были предоставлены все необходимые документы. Управление является территориальным органом, который осуществляет полномочия собственника в отношении испрашиваемых земельных участков. Оснований для отказа в принятии решения о выкупе у управления не имелось.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, кооператив является арендатором земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614022:1596 на основании договора аренды N АЗФ-1722/1022 от 19.12.2012.
Указанный земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет и предоставлен для сельскохозяйственного использования.
Основывая свои требования на том, что кооператив является арендатором земельного участка, заявитель обратился в управление с заявлением от 08.04.2016, которое получено 13.04.2016, о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614022:1596 ему в собственность по цене, равной 15% от кадастровой стоимости земельного участка, на основании п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Письмом от 15.04.2016 N АР-4008/09 ответчик указал на отсутствие оснований для выкупа земельного участка в порядке п. 3.1, 3.2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие).
После получения предостережения Прокуратуры Свердловской области от 27.12.2016 N 7/4-19-2016, управление в письме от 26.01.2017 N АР-761/09 указало заявителю на необходимость представления дополнительных документов об образовании земельного участка и возникновения у заявителя права, а также об отсутствии у управления полномочий на принятие решения по земельным участкам свыше 10 га.
В связи с тем, что заявление от 08.04.2016 не было рассмотрено в срок, установленный ст. 39.17 ЗК РФ, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании бездействия ответчика незаконным.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса.
Наличие у спорного земельного участка статуса находящегося в государственной собственности сторонами не оспаривается.
Право выкупа земельного участка на основании п. 3.1 ст. 3 Закона о введении в действие под сомнение управлением не ставилось, и это обстоятельство не являлось основанием для отказа в выкупе участка.
Установив на основании материалов дела наличие у заявителя права пользования земельным участком, то, что с момента заключения договоров аренды прошло более трех лет; земельный участок находится в пределах населенного пункта и имеет сельскохозяйственное целевое использование; нарушений законодательства арендатором при использовании земельных участков не выявлено; заявление подано до истечения срока действия договора (25.10.2022), суд признал за кооперативом право на выкуп земельного участка в собственность за плату.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен ст. 39.17 ЗК РФ.
В соответствии с п. 5 указанной статьи Кодекса в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Статья 39.16 ЗК РФ содержит императивные основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Поскольку управлением в установленный законом срок не принято решение о предоставлении или об отказе в предоставлении земельного участка заявителю, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что оспариваемое бездействие противоречит закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что управление не наделено полномочиями по принятию решений об отчуждении земельных участков площадью, превышающей 10 га, судом апелляционной инстанции отклоняются.
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляет Российская Федерация (п. 2 ст. 9 ЗК РФ).
От имени Российской Федерации полномочия правообладателя федерального имущества вправе осуществлять соответствующий уполномоченный орган исполнительной власти Российской Федерации, а именно, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278.
На основании пункта 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В пункте 4 Типового положения о территориальном органе Росимущества, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374 (далее - Типовое положение), в редакции Приказа от 17.01.2014 N 08, территориальный орган Росимущества осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
В силу пункта 4.1.20 Типового положения территориальный орган самостоятельно осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью, равной либо меньше десяти гектар, а также права на заключение договоров аренды таких участков, в том числе осуществляет продажу земельных участков без проведения торгов в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации; заключает договоры аренды и купли-продажи земельных участков по результатам торгов.
Согласно пункту 4.2.27 указанного Типового положения по поручению Росимущества территориальный орган осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью больше десяти гектар, а также права на заключение договоров аренды таких участков, в том числе: продажу земельных участков без проведения торгов в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации; заключает договоры аренды и купли-продажи земельных участков по результатам торгов.
Нормы Типового положения и Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающие объем полномочий Территориального управления как исполнительного органа государственной власти, опровергают доводы ответчика об отсутствии у него полномочий по распоряжению земельными участками, площадь которых превышает 10 гектаров.
Вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений о предоставлении земельных участков в собственность, не должны являться препятствием реализации права лица, обратившегося с заявлением в государственный орган, на получение законного решения в установленный срок.
Таким образом, возложение на управление обязанности по принятию решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату является обоснованным.
Ссылка ответчика на то, что заявителем не были представлены сведения, подтверждающие историю образования земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614022:1596 из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:593, а также передачу (переоформление) прав на данный земельный участок, опровергается материалами дела.
Согласно распоряжению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области от 26.11.2012 N 826-р земельный участок с кадастровым номером 66:41:0614022:1596 сформирован в результате выдела из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:593.
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, вся информация, необходимая для принятия решения по существу, у ответчика имелась.
В связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено. Решение суда отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 мая 2017 года по делу N А60-7056/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Ю.В.СКРОМОВА
Ю.В.СКРОМОВА
Судьи
В.Ю.ДЮКИН
Т.М.ЖУКОВА
В.Ю.ДЮКИН
Т.М.ЖУКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)