Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.12.2017 N 17АП-16742/2017-ГК ПО ДЕЛУ N А60-29980/2017

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 декабря 2017 г. N 17АП-16742/2017-ГК

Дело N А60-29980/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 декабря 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,
судей Дюкина В.Ю., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Коржевой В.А.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 сентября 2017 года по делу N А60-29980/2017,
принятое судьей Италмасовой Е.Г.,
по заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (ИНН 6671163413, ОГРН 1056604000970)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области
о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды,
установил:

открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (далее - ОАО "МРСК Урала", заявитель) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - ТУ Росимущества в Свердловской области, заинтересованное лицо), выразившееся в отказе в предоставлении в аренду в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком 66:17:0000000:32 образованных из него земельных участков с кадастровыми номерами 66:17:0101018:1256, 66:17:0101018:1257, 66:17:0101001:773, 66:17:0000000:1772, 66:17:0000000:3289, у, оформленное письмом от 03.04.2017 N АР-3381/07; обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "МРСК Урала" путем предоставления образованных из земельного участка 66:17:0000000:32 земельных участков 66:17:0101018:1256, 66:17:0101018:1257, 66:17:0101001:773, 66:17:0000000:1772, 66:17:0000000:3289 в аренду ОАО "МРСК Урала" и прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком 66:17:0000000:32.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 19.09.2017 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, заинтересованное лицо, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение отменить, принять новое решение, которым отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе ТУ Росимущества в Свердловской области указывает на отсутствие у заявителя схемы расположения земельных участков, которая имела бы статус действующего документа, отвечающего требованиям действующего земельного законодательства.
До начала судебного разбирательства от ООО "МРСК Урала" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором последний поддержал выводы, сделанные судом первой инстанции, и просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ОАО "МРСК Урала" на праве собственности принадлежат объекты электросетевого хозяйства, а именно: ВЛ-110 кВ НТГРЭС-ПС Клубная, литер 1, отпайка ВЛ-110 кВ на ПС Изолятор от ВЛ-110 кВ НТЕРЭС-ПС Клубная, литер 2 (свидетельство о государственной регистрации права 66 АЕ 332395 от 19.08.2008); ВЛ-110 кВ НТРЭС - ПС Уральская 2 (свидетельство о государственной регистрации права 66 АГ 360306 от 01.09.2008); электросетевой комплекс подстанции "Лялинская" 110/10 кВ (свидетельство о государственной регистрации права 66 АЕ 478591 от 05.11.2008); ВЛ-110 кВ НТЕРЭС - ПС Уральская 1, литер 1 (свидетельство о государственной регистрации права 66 АЕ 332392 от 19.08.2008); электросетевой комплекс ПС 110/35/6 кВ Верхняя Тура (свидетельство о регистрации права 66 АЕ 617686 от 01.02.2013).
Постановлением администрации муниципального образования Нижнетуринский район N 722 от 09.12.1999 земельный участок площадью 3,03 га предоставлен для размещения указанных объектов ОАО "Свердловэнерго" на праве (постоянного) бессрочного пользования. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участкам перешло к ОАО "МРСК Урала" в порядке универсального правопреемства (п. 2 ст. 58 ГК РФ) при реорганизации ОАО "Свердловэнерго" в форме присоединения к ОАО "МРСК Урала".
Указанному земельному участку присвоен кадастровый номер 66:17:0000000:32, собственником земельного является Российская Федерация, что подтверждается данными кадастрового паспорта земельного участка.
В целях переоформления права ПБП на право аренды ОАО "МРСК Урала" проведены кадастровые работы по образованию земельных участков из земельного участка 66:17:0000000:32 для последующей постановки на государственный кадастровый учет и заключением договоров аренды на образованные земельные участки.
Постановлением Главы Нижнетуринского городского округа N 452 от 26.04.2007 на основании письменного согласования заинтересованного лица, оформленного письмом от 31.01.2007 N АЛ-713, утвержден проект границ земельных участков под объектами недвижимого имущества ОАО "Свердловэнерго", расположенными на земельных участках, образуемых из земель 66:17:0000000:32.
В результате проведения кадастровых работ из земельного участка 66:17:0000000:32 образованы и поставлены на кадастровый учет следующие земельные участки:
- - кадастровый номер 66:17:0101018:1256, площадью 378 кв. м по адресу Свердловская область, г. Нижняя Тура, категория земель - земли промышленности, разрешенное использование - под объекты инженерного оборудования электроснабжения;
- - кадастровый номер 66:17:0101018:1257, площадью 323 кв. м, по адресу Свердловская область, г. Нижняя Тура, категория земель - земли промышленности, разрешенное использование - под объекты инженерного оборудования электроснабжения;
- - кадастровый номер 66:17:0101001:773, площадью 27 кв. м по адресу Свердловская область, г. Нижняя Тура, отпайка ВЛ-110 кВ на ПС Лялинская от ВЛ Качканар - Гранит, категория земель - земли промышленности, разрешенное использование - под объекты инженерного оборудования электроснабжения;
- - кадастровый номер 66:17:00000000:1772, площадью 943 кв. м по адресу Свердловская область, г. Нижняя Тура, категория земель - земли промышленности, разрешенное использование - под объекты инженерного оборудования электроснабжения;
- - кадастровый номер 66:17:000000:3289, площадью 580 кв. м по адресу Свердловская область, г. Нижняя Тура, категория земель - земли промышленности, разрешенное использование - под объекты инженерного оборудования электроснабжения.
Письмом от 27.02.2017 N АП/89/914 ОАО "МРСК Урала" обратилось в ТУ Росимущества в Свердловской области с заявлением о предоставлении в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования в аренду земельных участков, образованных из земельного участка 66:17:0000000:32.
ТУ Росимущества в Свердловской области письмом от 03.04.2017 N АР-3381/07 отказало ОАО "МРСК Урала" в переоформлении права ПБП земельным участком 66:17:0000000:32 и предоставлении образованных из исходного земельных участков в аренду в порядке переоформления права.
Полагая незаконным и нарушающим права и интересы общества бездействие ТУ Росимущества в Свердловской области, выразившееся в отказе в предоставлении земельных участков в аренду в порядке переоформления права бессрочного пользования на земельный участок 66:17:0000000:32, Общество "МРСК Урала" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из доказанности материалами дела отсутствия материально-правовых оснований для отказа заинтересованного лица в предоставлении земельных участков в аренду.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Положения пп. 11 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ допускают предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, этим землепользователям, за исключением юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 указанной статьи Кодекса в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит императивные основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Отказ в предоставлении земельных участков в аренду без проведения торгов мотивирован заинтересованным лицом отсутствием решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 66:17:00000000:32.

В силу положений п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", разъяснений пункта 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", на заявителя возложена обязанность по переоформлению принадлежащего ему права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 66:17:00000000:32, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 39.9 ЗК РФ заявитель не может являться обладателем этого права.
Материалами дела подтверждается, что решение о формировании испрашиваемых земельных участков из земельного участка с кадастровым номером 66:17:00000000:32 было принято в 2007 год, земельные участки были сформированы и поставлены на кадастровый учет.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильным выводам о наличии оснований для признания отказа заинтересованного лица в представлении земельных участков в аренду незаконным, допущенное заинтересованным лицом бездействие повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя на переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии у заявителя схемы расположения земельных участков отклоняется.
В соответствии с п. 8 ст. 36 ЗК РФ в ранее действующей редакции исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию решения с приложением проекта границ земельного участка. На основании проекта границ земельного участка за счет указанных лиц устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка.
Как указано выше, проект границ земельных участков под объектами недвижимого имущества ОАО "Свердловэнерго", расположенными на земельных участках, образуемых из земель 66:17:0000000:32, утвержден постановлением Главы Нижнетуринского городского округа N 452 от 26.04.2007. Указанный документ явился основанием постановки земельных участков с кадастровыми номерами 66:17:0101018:1256, 66:17:0101018:1257, 66:17:0101001:773, 66:17:0000000:1772, 66:17:0000000:3289 на государственный кадастровый учет.
Поскольку земельные участки являются образованными, доказательств снятия земельных участков с кадастрового учета не представлено, оснований для отказа в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на эти участки у заинтересованного лица не имелось.
При названных обстоятельствах решение арбитражного суда является законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 сентября 2017 года по делу N А60-29980/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
М.А.ПОЛЯКОВА
Судьи
В.Ю.ДЮКИН
В.В.СЕМЕНОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)