Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 13.09.2017 N 33-12310/2017

Требование: О признании недействительным постановления органа местного самоуправления в части передачи земельного участка в общую долевую собственность как многодетной семье бесплатно для индивидуального жилищного строительства, обязании передать земельный участок в собственность только истцу.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что спорный земельный участок передается семье для улучшения жилищных условий, однако право на земельный участок будет зарегистрировано за теми детьми, которые через некоторое время уйдут из семьи, достигнут совершеннолетия, что нарушает право тех детей, которые придут вновь в семью, поэтому участок должен быть передан в собственность истцу.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 сентября 2017 г. N 33-12310/2017


Судья: Лощаков Д.В.
2.200

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Крятова А.Н.,
судей Поповой Н.Н., Авходиевой Ф.Г.
с участием прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Жилкина П.А.
при секретаре С.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Крятова А.Н.
дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Кима Клавдия к администрации г. Минусинска об оспаривании ненормативного правового акта и понуждении к совершению действия
по апелляционной жалобе Кима К. и апелляционному представлению старшего помощника Минусинского межрайонного прокурора Струковой Т.Я.
на решение Минусинского городского суда Красноярского края от 28 июня 2017 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований отказать".
Заслушав докладчика, судебная коллегия

установила:

Минусинский межрайонный прокурор в интересах Кима К. обратился в суд с иском к администрации г. Минусинска о признании недействительным решения органа местного самоуправления и понуждении к совершению действия.
Требования мотивированы тем, что Законом Красноярского края от 04 декабря 2008 года N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" установлен порядок предоставления земельных участков многодетным семьям для жилищного строительства. Из п. 2 ст. 14 указанного Закона следует, что многодетные граждане, имеющие место жительства на территории Красноярского края имеют право на однократное бесплатное получение без торгов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе, для индивидуального жилищного строительства. Данное право может быть использовано однократно на семью в целом. Вместе с тем указанный Закон не обязывает органы местного самоуправления и граждан оформлять указанные земельные участки в общую долевую собственность на всех членов семьи. Правовых норм, обязывающих органы местного самоуправления передавать земельные участки в общую долевую собственность всех членов семьи не имеется. Несмотря на это, пунктом 5 оспариваемого постановления земельный участок предоставлен Киму К., его супруге К.И., а также находящимся у него в приемной семье несовершеннолетним Р.И., Ч., В., Б., С.Н. и Р.С., как многодетной семье бесплатно в общую долевую собственность по 1/8 доле каждому члену семьи. Предоставленный земельный участок истцом планируется использовать для улучшения жилищных условий для воспитания имеющихся в настоящее время у Кима К. приемных детей, а также для тех которые впоследствии могут быть переданы ему, как приемному родителю. Для строительства на данном земельном участке жилого дома должно быть согласие всех собственников земельного участка. Истец при согласии всех собственников будет строить жилой дом на собственные средства, поскольку денежные средства опекаемых в данном случае использоваться не могут и после ввода в эксплуатацию право собственности будет оформлено также за Кимом. При этом выделить доли опекаемым и распорядиться долями такого участка представляется весьма затруднительным. Выкупить доли у подопечных истец по закону лишен возможности. Получение в собственность опекаемыми указанного земельного участка улучшает их материального положение, однако целей его предоставления не достигнет, поскольку на данном земельном участке возможно построить только один дом и он будет построен опекуном и оформлен в его собственность. Взаимоотношения опекуна или попечителя с подопечным прекращаются при достижении совершеннолетия подростка и членом семьи опекаемый ребенок не становиться в силу Закона. Данный земельный участок передается истцу для улучшения жилищных условий, в том числе для опекаемых, которые в будущем также будет переданы в его семью и право на земельный участок будет зарегистрировано за теми детьми, которые через некоторое время уйдут из семьи, достигнут совершеннолетия, что нарушает право тех детей, которые придут вновь в семью, поэтому участок должен быть передан в собственность истцу и его супруге. Поскольку супруга истца не желает оформлять спорный земельный участок в свою собственность, он подлежит передаче в собственность Киму К. Нарушений жилищных прав приемных детей не имеется, поскольку за В. и Ч. закреплены жилые помещения соответствующими постановлениями органов местного самоуправления. Р.И., Б., С.Н. и Р.С. имеют право на получение жилого помещения в соответствии со ст. 8 ФЗ N 159 от 21 декабря 1996 года, как относящиеся к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
Просил (с учетом уточнения) признать недействительным с момента издания п. 5 постановления администрации г. Минусинска от 29 декабря 2016 года N АГ-2379-п "О земельных вопросах" в части передачи земельного участка площадью 108 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, в общую долевую собственность по 1/8 доли истцу, К.И., Р.И., Ч., В., Б., С.Н., Р.С., как многодетной семье, бесплатно для индивидуального жилищного строительства и обязать передать указанный земельный участок в собственность только Киму К.
Судом первой инстанции постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционном представлении старший помощник Минусинского межрайонного прокурора Струкова Т.Я. просит решение отменить. Указывает, что установление опеки представляет собой вынужденную и временную меру, и не влечет возникновения прав и обязанностей у Кима К. в отношении своих подопечных в объеме, равном объему прав и обязанностей родителей по отношению к их детям.
В апелляционной жалобе К.К. просит решение отменить. Указывает, что законодатель прямо не предусмотрел передачу в равных долях права собственности на предоставляемый земельный участок на всех совместно проживающих с заявителем граждан. Оспариваемым постановлением нарушаются жилищные права, как его опекаемых детей, так и его самого, поскольку воспользоваться полноценным правом на получение бесплатного земельного участка, не представляется возможным - доля каждого собственника ничтожно мала для индивидуального жилищного строительства, а мера социальной поддержки в виде выдела бесплатного земельного участка для улучшения жилищных условий, в данном случае является нереализованной.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем неявка кого-либо из них не может служить препятствием к рассмотрению дела.
Проверив материалы дела и решение суда в пределах, предусмотренных ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав объяснения Кима К. и К.И., поддержавших апелляционную жалобу и представление прокурора, а также прокурора Жилкина П.А., не поддержавшего апелляционное представление, представителей администрации г. Минусинска Н. и П., согласившихся с решением, обсудив доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, К.К. проживает в <...>, с <дата> он состоит в браке с К.И.
В период с 2009 года на воспитании в семье Кима К. находились переданные ему под опеку на возмездной основе дети.
При этом, с 2011 года К.К. неоднократно обращался в администрацию г. Минусинска с заявлениями о предоставлении ему, как имеющему многодетную семью, земельного участка.
Так, <дата> он обратился в администрацию г. Минусинска с заявлением, в котором просил предоставить его многодетной семье в собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства с указанием адресов пяти предлагаемых им к предоставлению земельных участков.
Согласно акту обследования условий жизни семьи от <дата> произведено обследование частного жилого дома по адресу: <адрес>, состоящего из пяти комнат и кухни, в котором на момент обследования фактически проживают К.К., его супруга К.И., а также опекаемые Б., <дата> г. рождения, Р.И., <дата> г. рождения, Ч., <дата> г. рождения, Р.С., <дата> г. рождения, С.Н. <дата> г. рождения, В. <дата> г. рождения.
Заявлением от <дата> К.К. сообщил, что его полностью устраивает земельный участок по адресу: <адрес>, и он просит предоставить его в собственность как многодетной семье для индивидуального жилищного строительства.
Постановлением администрации г. Минусинска от 29 декабря 2016 года N АГ-2379-п "О земельных вопросах" (пункт 5) на основании заявления Кима К. земельный участок площадью 108 кв. м, расположенный по адресу: <адрес> был передан в общую долевую собственность Кима К., его супруги К.И. и находящихся у них под опекой на возмездной основе приемных детей Б., Ч., Р.И., В., С.Н., Р.С. как многодетной семье, бесплатно для индивидуального жилищного строительства по 1/8 доле в праве каждому.
Разрешая спор, суд первой инстанции, при применении положений ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 14 Закона Красноярского края от 04 декабря 2008 года N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого прокурором акта органа местного самоуправления недействительным и возложении на администрацию г. Минусинска передать Киму К. в единоличную собственность спорный земельный участок.
При этом правомерно исходил из того, что земельный участок предоставлен в общую долевую собственность по основаниям, предусмотренным законодательством субъекта Российской Федерации, специальные нормы которого направлены на повышение уровня социальной защищенности граждан, имеющих трех и более детей, а также членов их семьи на момент предоставления конкретного земельного участка (без учета возможного изменения состава семьи), так как именно с наличием трех и более детей закон связывает возникновение у граждан их имеющих права на получение в собственность земельного участка в льготном порядке.
Так как во исполнение приведенных норм права администрацией г. Минусинска и было принято оспариваемое постановление, суд первой инстанции оставил заявленные исковые требования без удовлетворения.
Выводы суда первой инстанции соответствующим образом мотивированы, основаны на правильном применении норм материального права, исследовании всей совокупности представленных доказательств, которым дана надлежащая оценка, в связи с чем судебная коллегия считает необходимым с ними согласиться.
Доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления прокурора сводятся исключительно к целесообразности передачи земельного участка в собственность Кима К., поскольку закон не содержит прямого указания на необходимость предоставления земельного участка в собственность всех членов семьи, состав которой может с течением времени измениться, не могут быть приняты судебной коллегией и служить основанием для отмены решения, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Подпунктом 6 ст. 39.5 ЗК РФ предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, на основании решения уполномоченного органа в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Вопросы предоставления в собственность граждан бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Красноярского края регулируются Законом Красноярского края от 04 декабря 2008 года N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае".
В силу абзаца первого п. 2 ст. 14 названного Закона Красноярского края (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) многодетные граждане, имеющие место жительства на территории Красноярского края, имеют право на однократное бесплатное получение без торгов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства.
Согласно абзацам шестому и седьмому п. 2 названной нормы право на приобретение земельного участка в собственность или аренду бесплатно может быть использовано однократно на семью в целом; Порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается главой 3.1 настоящего Закона.
- В соответствии со ст. 29.1 Закона Красноярского края N 7-2542 многодетные граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение соответствующими земельными участками (п. 1);
- в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, а в случае, если испрашивается земельный участок, поставленный на государственный кадастровый учет, или земельный участок, который может быть образован путем раздела земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет, - кадастровый номер этого земельного участка (п. 2);
- к заявлению должны быть приложены следующие документы:
а) копии заполненных страниц паспорта гражданина Российской Федерации, в случае его отсутствия - копия документа, его заменяющего, а также копия документа, подтверждающего место жительства на территории Красноярского края (решение суда об установлении факта постоянного проживания, для граждан, не достигших 14-летнего возраста, - свидетельство о регистрации по месту жительства или решение суда об установлении факта постоянного проживания);
б) копии документов, подтверждающих супружеские отношения заявителя (свидетельство о заключении брака), родственные отношения заявителя и детей, в том числе если ребенок приходится заявителю пасынком (падчерицей) (свидетельство о рождении ребенка или решение суда о признании членом семьи гражданина);
в) копии документов (правового акта, судебного акта, договора), подтверждающих факт установления опеки (попечительства) над ребенком, передачи ребенка на воспитание в приемную семью, - для опекаемых либо приемных детей;
г) документ, подтверждающий совместное проживание заявителя с детьми (выписка из финансово-лицевого счета или домовой (похозяйственной) книги либо акт обследования органом опеки и попечительства условий жизни ребенка в случае, если совместное проживание заявителя с детьми не может быть установлено на основании выписки из финансово-лицевого счета или домовой (похозяйственной) книги), выданный не ранее чем за один месяц до дня подачи заявления;
д) в отношении детей, достигших возраста 18 лет:
- справка об обучении в образовательном учреждении, выданная не ранее чем за один месяц до дня подачи заявления, - для детей, обучающихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях всех видов и типов;
- документ, подтверждающий прохождение срочной военной службы по призыву, выданный не ранее чем за один месяц до дня подачи заявления, - для детей, проходящих военную службу по призыву;
- копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, - для детей, признанных инвалидами до достижения ими возраста 18 лет (п. 3).
При этом, на основании п. 3 ст. 29.7 Закона N 7-2542 в Красноярском крае формируется и используется единая краевая база данных многодетных граждан, обратившихся за получением земельных участков и получивших земельные участки бесплатно в собственность, в порядке, установленном Правительством края.
Постановлением Правительства Красноярского края от 23 мая 2013 года N 262-п создана государственная информационная система Красноярского края "Единая краевая база данных многодетных граждан, обратившихся за получением земельных участков и получивших земельные участки бесплатно в собственность" и установлен Порядок ее формирования и использования.
На основании п. 2 названного Порядка единая краевая база данных многодетных граждан, обратившихся за получением земельных участков и получивших земельные участки бесплатно в собственность, - государственная информационная система Красноярского края, которая представляет собой информационный ресурс, расположенный на технологической площадке оператора (далее - Базы данных). База данных содержит информацию о многодетных гражданах, обратившихся за получением земельных участков бесплатно в собственность, и о выделении многодетным гражданам земельных участков бесплатно в собственность.
Согласно п. 6 в целях обеспечения формирования и использования Базы данных органы, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности края или муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, участвуют в формировании Базы данных в следующем порядке:
1) в течение двух рабочих дней со дня поступления заявления от многодетного гражданина (далее - заявитель) вносят в Базу данных:
- персональные данные заявителя (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер, дата выдачи паспорта гражданина Российской Федерации или документа, его заменяющего, наименование выдавшего органа) и его детей (фамилии, имена, отчества, даты рождения), в том числе пасынков, падчериц, а также приемных и опекаемых;
- наименование муниципального образования, в котором зарегистрировано заявление;
- адрес регистрации по месту жительства заявителя и его детей, в том числе пасынков, падчериц, а также приемных и опекаемых;
- номер и дату регистрации заявления;
- цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, указанные в заявлении;
- кадастровый номер земельного участка, в случае, если испрашивается земельный участок, поставленный на государственный кадастровый учет, или земельный участок, который может быть образован путем раздела земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет;
2) в течение двух рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении заявителю земельного участка вносят в Базу данных:
- номер, дату, наименование документа о предоставлении земельного участка;
- кадастровый номер предоставленного земельного участка, его площадь и местоположение, цель использования;
- информацию по обеспеченности предоставленного земельного участка коммунальной (электротепловодоснабжение и водоотведение - отдельно по каждому показателю) и транспортной инфраструктурой.
В условиях, когда земельный участок предоставляется на семью в целом, а все члены семьи (в том числе приемные и опекаемые) включаются в базу данных многодетных граждан, предоставление ответчиком земельного участка в общую долевую собственность всех членов семьи, указанных заявителем Кимом К. на момент обращения в органы местного самоуправления, не нарушает права истца, в том числе на осуществление жилищного строительства на таком участке.
Иного правового регулирования вопроса предоставления земельного участка многодетным семьям бесплатно не предусмотрено. Федеральным законодательством полномочия по определению оснований, круга лиц и условий для бесплатного предоставления земли предоставлены органу законодательной власти субъекта Российской Федерации, который располагает достаточно широкой свободой усмотрения при разрешении указанного вопроса.
Положения п. 2 ст. 14 Закона N 7-2542, предусматривающие однократное бесплатное предоставление земельных участков для многодетных граждан, направлены на повышение уровня социальной защищенности данной категории граждан.
Отсутствие в законе прямого указания на предоставление земельного участка в общую долевую собственность не влечет признания оспариваемого решения органа местного самоуправления недействительным, поскольку имущество, предоставленное в собственность двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности (п. 1 ст. 244 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Истец самостоятельно определил момент обращения с заявлением о предоставлении земельного участка, а именно в тот период, когда у него под опекой находились третьи лица по настоящему делу; в отсутствие у него в качестве членов семьи опекаемых лиц у него он такое право не приобретал; в связи с чем его доводы о нарушении его имущественных прав, а также прав лиц, которых в будущем будут взяты им под опеку, отклоняются судебной коллегией.
Оспариваемое постановление также не нарушает имущественных и жилищных прав третьих лиц; напротив, при удовлетворении исковых требований несовершеннолетние Б., <дата> г. рождения, Р.И., <дата> г. рождения, Ч., <дата> г. рождения, Р.С., <дата> г. рождения, С.Н. <дата> г. рождения, В. <дата> г. рождения утратят право собственности на земельный участок, что не соответствует их законным интересам в силу того, что сведения о них уже внесены в Базу данных многодетных граждан, обратившихся за получением земельных участков и получивших земельные участки бесплатно в собственность.
При предъявлении иска в интересах Кима К. указанное обстоятельство прокурором не учтено.
Иных доводов, ставящих под сомнение выводы суда первой инстанции, апелляционные жалоба и представление не содержат.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены решения суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Минусинского городского суда Красноярского края от 28 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кима К. и апелляционное представление старшего помощника Минусинского межрайонного прокурора Струковой Т.Я. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)