Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.10.2017 N 15АП-14339/2017 ПО ДЕЛУ N А32-10999/2017

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2017 г. N 15АП-14339/2017

Дело N А32-10999/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
при участии:
от департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар и администрации муниципального образования города Краснодар Согоян Д.А. по доверенностям от 14.03.2017
- N 29/2453 и от 14.03.2017 N 2739/01;
- от общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть - Центр" Алексеева Д.А. по доверенности от 27.02.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 17.07.2017 по делу N А32-10999/2017, принятое в составе судьи Семушина А.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть - Центр"
к департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар; администрации муниципального образования города Краснодар
о признании недействительными отказов

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Газпромнефть - Центр" (далее - ООО "Газпромнефть-Центр", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к департаменту архитектуры и градостроительства муниципального образования город Краснодар (далее - департамент), в котором просило:
- - признать недействительным отказ департамента, изложенный в письме от 06.02.2017 N 29/1083-1, в оформлении разрешения на использование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности в кадастровом квартале с кадастровым номером: 23:43:0414006, для размещения информационной стелы вблизи границы АЗС, расположенной по адресу: г. Краснодар, ул. Уральская, 194/1, Карасунского ВО г. Краснодара;
- - обязать департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества, путем рассмотрения и принятия обоснованного решения по заявлению о выдаче ООО "Газпромнефть-Центр", разрешения на использование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в кадастровом квартале с кадастровым номером 23:43:0414006, для размещения информационной стелы вблизи границы АЗС, расположенной по адресу: г. Краснодар, ул. Уральская, 194/1, Карасунского ВО г. Краснодара;
- - признать недействительным отказ департамента, изложенный в письме от 06.02.17 N 29/1085-1, в оформлении разрешения на использование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности в кадастровом квартале с кадастровым номером: 23:43:0414015, для размещения информационной стелы вблизи границы АЗС, расположенной по адресу: г. Краснодар, ул. Уральская, 194/1, Карасунского ВО г. Краснодара;
- - обязать департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества, путем рассмотрения и принятия обоснованного решения по заявлению о выдаче ООО "Газпромнефть-Центр", разрешения на использование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в кадастровом квартале с кадастровым номером: 23:43:0414015, для размещения информационной стелы вблизи границы АЗС, расположенной по адресу: г. Краснодар, ул. Уральская, 194/1, Карасунского ВО г. Краснодара.
Определением суда от 07.07.2017 к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечена администрация муниципального образования г. Краснодар (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края заявленные к департаменту требования удовлетворены. Суд признал незаконными решения департамента, изложенные в письмах от 06.02.17 N 29/1083-1 и от 06.02.17 N 29/1085-1, об отказе в оформлении разрешений на использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности в кадастровых кварталах с кадастровыми номерами: 23:43:0414006 и 23:43:0414015, для размещения информационных стел вблизи границы АЗС, расположенной по адресу: г. Краснодар, ул. Уральская, 194/1, Карасунского ВО г. Краснодара, как не соответствующие положениям постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 02.03.2015 N 1897 "Об утверждении административного регламента предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги "Выдача разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов"; обязал департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Газпромнефть-Центр" путем рассмотрения и принятия решения по заявлению о выдаче обществу разрешения на использование указанных земельных участков; в удовлетворении требований заявленных к администрации муниципального образования г. Краснодар отказал; взыскал с департамента в пользу ООО "Газпромнефть-Центр" расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 руб. и выдал обществу справку на возврат излишне оплаченной государственной пошлине в размере 3 000 руб.
Судебный акт мотивирован тем, что общество к заявлениям о выдаче разрешения на использование земельных участков приложило паспорт информационной стелы, в котором указаны как общий вид объекта, так и его основные параметры (длина, высота, ширина, используемый материал, цветовое исполнение, нанесенная графика, способ подключения к электропитанию), выполнив предписание пп. 4 п. 15.3 Постановления администрации муниципального образования г. Краснодар от 02.03.2015 N 1897 "Об утверждении административного регламента предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги "Выдача разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - постановление от 02.03.2015 N 1897).
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просил решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы департамент ссылается на то, что для размещения стелы (информационного табло) представлен паспорт предполагаемого объекта без указания реквизитов и подписи изготовителя, отсутствует идентификация изображения как эскизного проекта, а также привязка изображения к цветовым характеристикам каталога цветов; предложение общества не соответствует основным правилам оформления проектной документации, свидетельствует об отсутствии ответственности изготовителя, который обязан вести разработку в соответствии с действующими нормами и правилами.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просило решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель департамента и администрации просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ООО "Газпромнефть - Центр" в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Газпромнефть-Юг" владеет автозаправочной станцией, расположенной по адресу: г. Краснодар, ул. Уральская, 194/1, Карасунского ВО г. Краснодара.
В целях установления стелы для информирования водителей о приближении к автозаправочной станции (далее - АЗС), видах оказываемых услуг и стоимости реализуемого топлива 20.01.2017 ООО "Газпромнефть-Юг" (ООО "Газпромнефть-Юг" реорганизовано в форме присоединения к ООО "Газпромнефть-Центр", что подтверждается выписками из ЕГРЮЛ) обратилось в департамент через МФЦ г. Краснодара с двумя заявлениями об оказании муниципальной услуги о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута для размещения двух стел (информационных табло) на муниципальных земельных участках, примыкающих по обе стороны указанной АЗС.
К заявлениям обществом были приложены: доверенность на представителя (Башкова В.В.), схема расположения земельного участка, паспорт информационной стелы.
Департамент 06.02.17 письмами N 29/1083-1 и N 29/1085-1 отказал заявителю в предоставлении указанной муниципальной услуги, указав на то, что заявитель в нарушение п. 15.3 приложения к постановлению от 02.03.2015 N 1897 приложил к заявлению паспорт на информационную стелу без указания реквизитов и подписи изготовителя стелы, также отсутствует идентификация изображения, как эскизного проекта, что не позволяет сделать вывод о соответствии прилагаемых характеристик цвета, установленным стандартам в г. Краснодар, и отнести указанные заявления общества к документам, на основании которых возможна выдача разрешения на использование земель, находящихся в муниципальной собственности без предоставления земельных участков и установления сервитута.
Полагая, что указанные отказы департамента являются незаконными, нарушают права и законные интересы общества, ООО "Газпромнефть-Центр" обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных (иных) органов является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, в том числе, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации (подпункт 6).
Пунктом 3 статьи 39.36 названного Кодекса установлено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 этой статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В пункте 8 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, названы геодезические, межевые, предупреждающие и иные знаки, включая информационные табло (стелы) и флагштоки.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 06.07.2015 N 627 утверждены Порядок и условия размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Краснодарского края (далее - Порядок 627).
Согласно пункту 3 Порядка 627 заявление о заключении договора на размещение объекта (далее - заявление) подается физическим или юридическим лицом (далее - заявитель) либо представителем заявителя в уполномоченные исполнительные органы государственной власти Российской Федерации или Краснодарского края или орган местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края (далее - уполномоченный орган).
Постановлением администрации МО город Краснодар от 02.03.2015 N 1897 утвержден административный регламент предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги "Выдача разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - административный регламент).
Согласно пункту 12 административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги является разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - разрешение) либо решение об отказе в выдаче разрешения.
Пунктом 15.3 постановления администрации МО город Краснодар от 02.03.2015 N 1897 (в редакции действующей в момент обращения общества с заявлением) в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях, в соответствии с приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 09.09.2015 N 1175 "Об утверждении формы заявления о заключении договора на размещение геодезических, межевых, предупреждающих и иных знаков, информационных табло (стел), флагштоков и перечня документов, прилагаемых к заявлению" установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги:
1) документы, удостоверяющие личность заявителя и представителя заявителя, и документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя;
2) документ, содержащий информацию о координатах характерных точек границ территории в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости, в случае если планируется использование земель (земельный участок не сформирован) или части земельного участка;
3) схематическое отображение местоположения объекта на земельном участке с указанием координат характерных точек объекта (может выполняться в составе документа, указанного в подпункте 2) настоящего подпункта);
4) эскизный чертеж, содержащий основные параметры объекта (в случае если планируется размещение предупреждающих и иных знаков, информационных табло (стел), флагштоков);
5) технический проект создания геодезической сети специального назначения, согласованный с Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии или с ее территориальным органом, или технический проект создания государственной геодезической сети (в случае если планируется размещение геодезических знаков);
6) договор на выполнение кадастровых работ с приложением технического задания (в случае если планируется размещение межевых знаков);
7) государственный (муниципальный) контракт на выполнение работ по размещению информационных табло (стел) (в случае если планируется размещение информационных табло (стел) для государственных или муниципальных нужд);
8) согласие владельцев инженерных коммуникаций на размещение объекта в случае, если размещение объекта предполагается в месте расположения инженерных коммуникаций или их охранных зон.
Согласно пункту 16 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 06.07.2015 N 627 решение об отказе в заключении договора на размещение объекта принимается в случае, если:
1) заявление и (или) документы, представленные заявителем, по форме или содержанию не соответствуют требованиям, установленным уполномоченными органами, указанными в подпункте 2 пункта 4 настоящего Порядка;
2) земельный участок, на котором планируется размещение объекта, предоставлен физическому или юридическому лицу;
3) предлагаемый к размещению объект не соответствует документам территориального планирования, градостроительного зонирования, а также другим требованиям, правилам и нормам, установленным федеральным законодательством или законодательством Краснодарского края;
4) вид объекта, указанного в заявлении, не соответствует установленным в Постановлении Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" видам объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов;
5) получена информация органа, осуществляющего полномочия по управлению и распоряжению земельным участком, в границах которого планируется размещение объекта, о наличии возражений относительно размещения объекта на испрашиваемом земельном участке;
6) опубликовано извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка, на котором планируется размещение объекта, или аукциона по продаже права на заключение договора аренды такого земельного участка;
7) в отношении земельного участка, на котором планируется размещение объекта, принято решение о предварительном согласовании его предоставления.
Из материалов дела следует, что департамент отказал заявителю в предоставлении указанной муниципальной услуги, указав на то, что заявитель в нарушение п. 15.3 приложения к постановлению от 02.03.2015 N 1897 приложил к заявлению паспорт на информационную стелу без указания реквизитов и подписи изготовителя стелы, также отсутствует идентификация изображения, как эскизного проекта, что не позволяют сделать вывод о соответствии прилагаемых характеристик цвета, установленным стандартам в г. Краснодар.
Вместе с тем, обществом к заявлениям о выдаче разрешений на использование земельных участков для размещения двух стел были приложены паспорта информационных стел, в которых содержатся: описание объектов, указаны их общий вид и основные параметры (длина, высота, ширина, используемый материал, цветовое исполнение), эскизный чертеж объектов с указанием их параметров, способ подключения к электропитанию. В паспорте на стелу имеется информация об организации-изготовителе.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также отсутствие установленных для рассматриваемого случая требований к изображению эскизного чертежа, суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что общество выполнило требования пп. 4 п. 15.3 постановления от 02.03.2015 N 1897 и предоставило департаменту с заявлениями сведения о типе и основных параметрах предполагаемых к размещению объектов, эскизный чертеж объектов, в связи с чем отказы департамента в выдаче разрешений на использование земельных участков для размещения информационных стел не соответствуют постановлению администрации муниципального образования город Краснодар от 02.03.2015 N 1897.
Суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований к администрации муниципального образования г. Краснодар, поскольку надлежащим заинтересованным лицом является департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, которое вынесло оспариваемые акты.
Поскольку доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, а нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта у судебной коллегии не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.07.2017 по делу А32-10999/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.Ю.ЕФИМОВА

Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Р.Р.ИЛЮШИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)