Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.09.2017 N 13АП-16874/2017 ПО ДЕЛУ N А26-2029/2017

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 сентября 2017 г. N 13АП-16874/2017

Дело N А26-2029/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 07 сентября 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Желтянникова В.И.
судей Аносовой Н.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Южаковой В.Д.,
при участии:
от истца: Бобрик С.Ю., по доверенности от 15.12.2015,
от ответчика: не явился, извещен,
от третьих лиц: не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16874/2017) Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от Левичева Е.И. по делу N А26-2029/2017 (судья 30 мая 2017 года.), принятое
по заявлению ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада"
к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия
- третьи лица: 1) Администрация муниципального образования "Сумпосадское сельское поселение";
2) Степанова Татьяна Витальевна
- о признании незаконным решения от 15.02.2017 N 2.3-11/1396,
установил:

Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (далее - заявитель, Общество, ПАО "МРСК Северо-Запада") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - ответчик, Министерство) о признании незаконным решения от 15.02.2017 N 2.3-11/13966 об отказе в заключении договора аренды лесного участка с кадастровым номером 10:00:0000000:241.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального образования "Сумпосадское сельское поселение", Степанова Татьяна Витальевна.
Решением от 30.05.2017 заявленные требования удовлетворены: решение Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия от 15.02.2017 N 2.3-11/1396 об отказе в заключении договора аренды лесного участка с кадастровым номером 10:00:0000000:241 признано недействительным; суд обязал Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия устранить допущенное нарушение прав и законных интересов публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" путем принятия решения о предоставлении лесного участка с кадастровым номером 10:00:0000000:241 в аренду ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада".
Не согласившись с указанным решением, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило обжалуемый судебный акт отменить, в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
17.08.2017 в канцелярию апелляционного суда от заявителя в электронном виде поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он возражает против доводов Министерства, поддерживает решение суда, полагает его законным и обоснованным, вынесенным с учетом представленных в материалы дела доказательств и норм права, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Заинтересованное лицо, третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в настоящем судебном заседании.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующее.
ПАО "МРСК Северо-Запада" обратилось в Министерство с заявлением, в котором просило заключить с ним договор аренды лесного участка для реконструкции распределительной сети ВЛ-10 кВ Л-21-03 с устройством отпайки, установкой ТП-10/0,4 кВ и строительством сети 0,4 кВ, д. Ендогуба Беломорского района в целях технологического присоединения жилого дома Степановой Т.В. по договору N 1278К/11 от 27.09.2011
Срок использования лесов (аренды) - 11 месяцев (под реконструкцию и строительство).
Решением, оформленным письмом от 15.02.2017 N 2.3-11/13966, Министерство отказало в удовлетворении заявления о передаче лесного участка в аренду, мотивируя тем, что при подготовке договора аренды установлено, что в границы земельного участка 10:00:0000000:241 включены земли иных категорий. Министерство предложило Обществу внести изменения в кадастровый паспорт, исключив из границ лесного участка земли иных категорий, и повторно обратиться в Министерство за оформлением договора аренды.
Общество, полагая, что отказ в заключении договора аренды является необоснованным, нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Рассмотрев настоящее дело в порядке апелляционного производства, апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение Министерства, выразившееся в отказе в предоставлении Заявителю в аренду испрашиваемого лесного участка для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Заявителя на основании следующего.
В соответствии со статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктами 1, 3 части 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются, в том числе в случаях, предусмотренных статье 45 Лесного кодекса Российской Федерации.
Статьей 45 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса для строительства линейных объектов. Лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков. Порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
В соответствии с пунктом 14 Приказа Минприроды России от 28.10.2015 N 445, которым утвержден Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее - Порядок N 445), в заявлении на заключение договора аренды лесного участка указываются его местоположение и площадь, кадастровый номер, который не указывается в случаях, предусмотренных ст. 4.1 Федерального закона N 201-ФЗ от 04.12.2006 г. "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
До 1 января 2017 года допускалось предоставление лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых.
В этом случае при предоставлении лесных участков, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется государственный учет и проектирование в соответствии со ст. 70.1 Лесного кодекса РФ органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса РФ.
В государственный лесной реестр вносятся сведения, подтверждающие существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 70.1 Лесного кодекса РФ. Государственный учет лесного участка в порядке ст. 70.1 УЖ РФ осуществляется исключительно при предоставлении лесных участков, не прошедших кадастровый учет для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых.
Приказом Рослесхоза от 13.04.2012 N 139 утвержден Порядок проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда.
В силу прямого указания данный порядок разработан исключительно во исполнение ст. 4.1 Закона N 201-ФЗ (п. 1 Порядка). Испрашиваемый в аренду лесной участок образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и поставлен заявителем на кадастровый учет в границах Беломорского лесничества, что соответствует статьям 7, 92 ЛК РФ. В связи с наличием кадастрового учета участка не требуется проведение в отношении него государственного учета и внесение иных сведений о нем в государственный лесной реестр, а статьи 70.1, 91 РФ в силу п. 2 ст. 4.1 Закона N 201-ФЗ, Приказ N 139 к данной ситуации не применяются.
Согласно пункту 4 статьи 23 ЛК РФ в отношении лесничеств осуществляются проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст. 67 ЛК РФ).
Пунктом 12 Приказа Рослесхоза от 12.12.2011 N 516 "Об утверждении лесоустроительной инструкции" установлено, что при проектировании лесничеств и лесопарков сведения об установленных границах земельных участков (границах лесничеств и лесопарков) вносятся в государственный кадастр недвижимости в соответствии с земельным законодательством.
В силу ст. 68, 68.1 ЛК РФ лесоустройство включает в себя проектирование лесничеств и лесопарков для установления основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, и не включает проектирование лесных участков, которое проводится исключительно в случаях, установленных ст. 4.1 Закона N 201-ФЗ в порядке ст. 70.1 РФ.
В силу п. 1 Приказа Рослесхоза от 30.05.2011 г. N 194, которым утвержден порядок ведения государственного лесного реестра, данный реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и лесопарках.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 г. N 1532 утверждены Правила предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" N 218-ФЗ в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченные на осуществление государственного кадастрового учета.
Согласно пункту 20 Правил N 1532 при внесении информации в государственный лесной реестр либо изменении информации, содержащейся в государственном лесном реестре, в отношении лесного участка, которому присвоен кадастровый (условный) номер, орган государственной власти, осуществляющий ведение государственного лесного реестра, направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий следующие содержащиеся в государственном лесном реестре сведения в отношении лесного участка: наименование лесничества, лесопарка, участкового лесничества, урочища и лесной дачи (при наличии), номера лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов, в границах которых расположен указанный участок (если такие номера имеются); вид целевого назначение лесов (резервные леса, эксплуатационные леса, защитные леса); категория защитных лесов; вид разрешенного использования.
Согласно п. 21 указанных Правил в случае принятия решений об установлении (изменении) границ лесничеств, лесопарков Федеральное агентство лесного хозяйства направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об установлении (изменении) границ лесничеств, лесопарков, в том числе текстовое и графическое описание местоположения границ лесничеств и лесопарков и перечень координат характерных точек границ лесничеств и лесопарков в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
В силу статьи 92 Лесного кодекса РФ и статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется по единым правилам для всех земельных участков, и в том числе лесных земельных участков, и позволяет установить их точное количество, местоположение, границы, площадь, исключить наложение, предотвратить или разрешить споры о правах, границах, обеспечить надлежащее предоставление земельных участков из публичных земель под разрешенные законодательством цели использования.
Испрашиваемый участок сформирован в границах лесного фонда, поставлен на кадастровый учет (ГКН). Представленный ответчиком фрагмент планшетной карты лесничества не содержит данных о местоположении границ земель лесного фонда или земель иных категорий, а также испрашиваемого в аренду участка в виде координат в соответствующей системе координат. Нет доказательств того, что в ГКН, ЕГРП и лесном реестре содержатся сведения об иных по сравнению с ГКН установленных границах земель лесного фонда и испрашиваемого участка, включая часть кв. лесничества.
Министерством не представлено доказательств, опровергающих достоверность данных государственного кадастра недвижимости, нахождения испрашиваемого участка вне границ лесного фонда. Не предоставлены какие-либо данные относительно размера нелесной части участка. Обязанность по ведению государственного лесного реестра и предоставлению его данных в ГКН возложена именно на министерство, а не на заявителя.
В силу Постановления Правительства РФ от 31.12.2015 г. N 1532 и Приказа Рослесхоза от 12.12.2011 N 516 вся информация из государственного лесного реестра имеется в распоряжении органов кадастрового учета, что опровергает мнение лесничества о том, что участок частично расположен вне границ лесного фонда 3.
При таких обстоятельствах отказ Министерства от предоставления испрашиваемых земельных участков в аренду не соответствует приведенным выше нормам права.
Апелляционный суд приходит к заключению, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу решения, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.05.2017 по делу N А26-2029/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
В.И.ЖЕЛТЯННИКОВ
Судьи
Н.В.АНОСОВА
И.А.ТИМУХИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)