Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 24.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33-7952/2017

Требование: Об освобождении земельного участка.

Разделы:
Охрана земель; Экономика и управление земельными участками
Обстоятельства: Истцом указано, что проведенной проверкой соблюдения земельного законодательства установлено самовольное занятие ответчиком земельного участка. Предписанием истца была возложена обязанность устранить допущенное нарушение в срок, данное предписание ответчицей до настоящего времени не исполнено.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 июля 2017 г. по делу N 33-7952/2017


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Науширбановой З.А.
судей Куловой Г.Р. и Турумтаевой Г.Я.
при секретаре К.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства суда первой инстанции гражданское дело по иску Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа... Республики Башкортостан к К.Р. об освобождении земельного участка.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Куловой Г.Р., судебная коллегия

установила:

Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа ... Республики Башкортостан обратилось в суд с иском к К.Р. об освобождении земельного участка.
В обоснование иска указало, что проведенной ... проверкой соблюдения земельного законодательства установлено самовольное занятие К.Р. земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, путем возведения капитального забора по адресу: .... Предписанием отдела муниципального земельного контроля Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа ... Республики Башкортостан от ... на К.Р. было возложена обязанность устранить допущенное нарушение в срок до .... По утверждению истца, данное предписание ответчицей до настоящего времени не исполнено.
Истец просил суд возложить на К.Р. обязанность освободить самовольно занятый земельный участок путем демонтажа капитального забора по адресу: ....
Решением Октябрьского районного суда ... Республики Башкортостан от ... постановлено:
исковое заявление заявлению Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа ... Республики Башкортостан к К.Р. об освобождении земельного участка, удовлетворить.
Обязать К.Р. освободить самовольно занятый земельный участок путем демонтажа капитального забора по адресу: ....
Взыскать с К.Р. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе К.Р. просит решение отменить, считает его незаконным, указала, что судебный акт вынесен без ее участия и надлежащего извещения. Также полагает, что забор был возведен К.Р. по результатам установления границ принадлежащего ей на праве собственности земельного участка в натуре, произведенного геодезической службой Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа ... Республики Башкортостан.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от ... судебная коллегия перешла к рассмотрению гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции (л.д. 73 - 77).
В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа ... Республики Башкортостан представило уточнение к иску, в котором указало, что самовольно захваченный К.Р. земельный участок находится в границах кадастрового квартала ... и имеет площадь 142,12 кв. м.
УЗИО Администрации ГО ... просило суд возложить на К.Р. обязанность освободить самовольно захваченный земельный участок в границах кадастрового квартала ... площадью 142,12 кв. м путем демонтажа капитального забора по адресу: ....
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В суд апелляционной инстанции представитель УЗИО Администрации ГО ... дважды не явился, явка которого была признана судом апелляционной инстанции обязательной, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В суде апелляционной инстанции представители ответчика К.Р. - К.А.Н. и К.А.В. просили отказать в удовлетворении иска. В заявлении К.Р. просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав и оценив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
На основании статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением права.
По смыслу статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
Как следует из статьи 25.3 Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", органы местного самоуправления городского округа город Уфа, если иное не предусмотрено федеральным законодательством, распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничены, находящимися на территории города Уфы.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю осуществляют органы местного самоуправления.
Из статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся, в числе прочего, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Согласно положению, об Управлении земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, утвержденному решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 22 апреля 2015 года N 44/14, Управление является функциональным органов местного самоуправления городского округа город Уфа Республики Башкортостан и входит в структуру Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, подчиняется главе Администрации. Целью деятельности Управления является выполнение функций от имени муниципального образования городской округ город Уфа Республики Башкортостан и Администрации по решению вопросов местного значения в сфере регулирования земельных отношений на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления, установленными федеральным законодательством, законами Республики Башкортостан и иными нормативными правовыми актами.
Пунктом 2.2 данного Положения предусмотрено, что Управление представляет интересы городского округа город Уфа Республики Башкортостан во всех судах при рассмотрении споров, возникающих из отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение которыми осуществляют, в соответствии с законодательством, органы местного самоуправления.
В силу статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.
В соответствии со статьей 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Исходя из положений статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации, земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условии и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования земельным участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Как следует из статей 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации, права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
По смыслу статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли- продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Положениями статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом, государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Установлено, что земельный участок земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ..., площадью 1 522 кв. м, находится в неразграниченной государственной собственности городского округа ....
Во исполнение распоряжения N ... от ... "О проведении внеплановой проверки соблюдения земельного законодательства", отделом муниципального земельного контроля Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО ... Республики Башкортостан была проведена проверка соблюдения земельного законодательства на земельном участке с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ....
По результатам проведенной проверки был составлен акт проверки соблюдения земельного законодательства N ...вн/пл от ..., из которого следует, что земельный участок с кадастровым номером..., расположенный по адресу: ..., площадью 1 522 кв. м, используется К.Р.
Согласно представленным документам (свидетельство о ГРП N ... от ...) площадь участка составляет 1 522 кв. м. Фактически капитальный забор находится за границами участка, поставленного на кадастровый учет. Ориентировочная площадь участка составляет 1 570 кв. м. Документы на земельный участок ориентировочной площадью 48 кв. м не предоставлены. Таким образом, имеет место нарушение статей 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно предписанию, об устранении нарушений земельного законодательства по делу N ... вн/пл от ... К.Р. обязали устранить допущенные нарушения в срок до ....
Актом проверки соблюдения законодательства N ... вн/пл от ... было установлено, что указанные нарушения не устранены.
Согласно статье 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственность граждан и юридических ли (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами 3 и 4 Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними".
В соответствии со статьей 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними".
Исходя из акта проверки соблюдения земельного законодательства N ...вн/пл от ... и акта осмотра и установления фактического использования земельного участка N ... от ... усматривается факт захвата земель, находящихся в неразграниченной государственной собственности.
Представителем ответчика в материалы дела представлено заключение кадастрового инженера ООО "Фалькор" Б. об уточнении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером ... (л.д. 82 - 91).
Как следует из материалов дела, между сторонами имеется спор относительно границ принадлежащих им земельных участков: ответчица указывает о нахождении спорного забора в границах принадлежащего ей на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 02:55:040616:258, а истец - о нахождении данного объекта в границах смежного с приведенным участком земельного участка площадью 142,12 кв. м из земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Учитывая, что для разрешения такого вопроса требуются специальные познания в области землеустройства, определением Верховного Суда Республики Башкортостан от ... была назначена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой было поручено эксперта ООО "УралЗемПроект".
Согласно экспертному заключению ООО "УралЗемПроект" по земельному участку с кадастровым номером ..., составленному кадастровым инженером У.:
Вопрос 1. Соответствует ли местоположение границ земельного участка с кадастровым номером ... сведениям государственного кадастра недвижимости? В случае несоответствия указать причины указанного; имеет ли место реестровая ошибка?
Местоположение границ земельного участка с кадастровым номером ... по адресу ... не соответствуют сведениям Единого государственного реестра недвижимости. Причиной несоответствия сведений ЕГРН о земельных участках с фактическим местоположением на местности является ошибка в документе - межевом плане, подготовленном кадастровым инженером, на основании которого были внесены сведения в ЕГРН. Допущенная ошибка является реестровой ошибкой.
Вопрос 2. В случае установления реестровой ошибки указать возможные варианты устранения реестровой ошибки.
Варианты устранения реестровой ошибки следующие:
1) Подготовка межевого плана кадастровым инженером с видом работ: "исправлением ошибки в местоположении границ земельного участка кадастровым номером ..." в соответствии с требованиями Федерального закона от ... N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Приказа от ... N ... Минэкономразвития "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке", по фактическому местоположению границ земельных участков на местности. Координаты поворотных точек фактических границ земельного участка представлены в таблице 1.
Таблица 1. Геоданные фактических границ земельного участка



















2) Вступившее в законную силу решение суда об исправлении реестровой ошибки в местоположении границ земельных участков по координатам поворотных точек фактических границ земельных участков на местности.
Вопрос 3. Определить местоположение забора относительно земельного участка с кадастровым номером ....
Местоположение забора относительно земельного участка с кадастровым номером ... отображено на плане 4. Забор, расположенный по границе участка описан геоданными фактических границ земельного участка на местности в таблице 1.
Изучив экспертное заключение, судебная коллегия пришла к выводу, что оно отвечает требованиям статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в результате выводы и научно обоснованный ответ на поставленный вопрос, в обоснование сделанного вывода эксперт приводит соответствующие данные из имеющихся в распоряжении документов, основывается на исходных объективных данных, учитывая имеющуюся в совокупности документацию, а также на использованной при проведении исследования научной и методической литературе, в заключении указаны данные о квалификации эксперта, его образовании, стаже работы.
Из данного заключения следует, что по результатам камеральной обработки сведений, полученных по данным геодезических изысканий, установлено, что в данных единого государственного реестра недвижимости информация о площади и координатах отличаются. На плане 3 представлены сведения единого государственного кадастра недвижимости (ЕГРН) с результатами геодезических изысканий.
Из плана 3 видно, что границы земельного участка с кадастровым... по сведениям ЕГРН отличаются от фактического забора на местности по всем существующим на местности поворотным точкам (столбам). На плане 3 в поворотных точках границ земельного участка отображены расстояния расхождений в метрах сведений ЕГРН с фактической границей на честности.
Согласно пунктам 4, 5 Приказа Минэкономразвития России от 01 марта 2016 года N 90 "Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения" (далее - Приказ от 01 марта 2016 года N 90) для оценки точности определения координат характерных точек рассчитывается средняя квадратическая погрешность. Средняя квадратическая погрешность местоположения характерных точек принимается равной величине средней квадратической погрешности характерной точки имеющей максимальное значение. Согласно приложения к Приказу от 01 марта 2016 года N 90 средняя квадратическая погрешность местоположения характерных точек на земельные участки отнесенные к землям населенных пунктов составляют не более 0,10 м. Значит, расстояния между соответствующими (обозначающими на местности вершину - точку характерного угла границы земельного участка) поворотными точками 1 и 1, 2 и 2, 3 и 3, 4 и 4 не должно превышать 0,10 м. Исходя из проведенных на местности замеров выявлено, что расстояния между точками 1 и 1 равно 0,26 м; 2 и 2 равно 0,33 м; 3 и 3 равно 0,36 м; 4 и 4 равно 0,21 м, то есть расстояния между соответствующими поворотными точками больше установленного максимального значения средней квадратической погрешности определения местоположения характерных точек равного 0,10 м.
Исходя из изложенного следует, что площадь земельного участка, указанная в сведениях ЕГРН, равная 1571 +/- 14 кв. м с учетом предельной допустимой погрешности определения площади земельного участка, не соответствует площади земельного участка на местности на величину, равную 23 кв. м.
Из сведений общедоступной публичной кадастровой карты видно, что границы земельного участка с кадастровым номером ... являются уточненными и изменены (уточнены) ... по межевому плану, выполненному кадастровым инженером Б.
Так как границы земельного участка с кадастровым номером ... внесены в сведения ЕГРН по межевому плану, выполненному кадастровым инженером Б., и имеется расхождение в координатах поворотных точек границ земельного участка на величину более 0,1 м (максимальное значение средней квадратической погрешности определения местоположения характерных точек), то несоответствие фактических границ земельного участка на местности и границ по сведениям ЕГРН, свидетельствует о наличии реестровой ошибки.
Опрошенная судом апелляционной инстанции эксперт ООО "УралЗемПроект" У. пояснила, что на местности в ... есть смешение границ с ..., то есть участки в ... поставлены на кадастровый учет кварталом. При выезде на участок ответчика было установлено расхождение по 30 см в обе стороны по бокам фасада земельного участка на смежные участки соседей.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение суда подлежит безусловной отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска, поскольку истцом не представлено суду относимых и допустимых доказательств самовольного захвата ответчиком спорного земельного участка.
Руководствуясь статьей 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда ... Республики Башкортостан от ... отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении искового заявления Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа ... Республики Башкортостан к К.Р. об освобождении земельного участка, отказать.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)