Судебные решения, арбитраж
Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Диаковской Н.В., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ботоевой О.С.,
при участии в заседании:
от ОАО "Российские железные дороги": Плетнева О.Н., по доверенности от 16.10.2015 N 77АБ7784986; Сазонова Ю.В., по доверенности от 16.10.2015 N 77АБ7784990,
от ГУ дорожного хозяйства Московской области: Харин М.Г., по доверенности от 08.12.2015 N 624; Яковлева О.А., по доверенности от 08.12.2015 N 625,
от третьего лица - Министерства имущественных отношений Московской области: Сапрыкин А.В., по доверенности от 11.01.2016 N 4,
от третьего лица - ГУ архитектуры и градостроительства Московской области: Тянюгина Е.А., по доверенности от 26.01.2016 N 31Исх-2451/11-27,
от третьих лиц - ТУ Росимущества в Московской области, Правительства Московской области, ГКУ Московской области "Дирекция дорожного строительства": представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании дело N А41-91777/15, по заявлению ОАО "Российские железные дороги" к ГУ дорожного хозяйства Московской области, при участии в деле третьих лиц: ТУ Росимущества в Московской области, Правительство Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, ГУ архитектуры и градостроительства Московской области, ГКУ Московской области "Дирекция дорожного строительства" о признании недействительным распоряжения Главного управления дорожного хозяйства Московской области N 235-Р от 13.08.2015,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - общество заявитель, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Главного управления дорожного хозяйства Московской области (далее - заинтересованное лицо, ГУ дорожного хозяйства Московской области) от 13.08.2015 N 235-Р об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд Московской области.
В качестве третьих лиц в деле участвуют: Министерство имущественных отношений Московской области, ГУ архитектуры и градостроительства Московской области, ТУ Росимущества в Московской области, Правительство Московской области, ГКУ Московской области "Дирекция дорожного строительства".
Решением Арбитражного суда Московской области от 01.02.2015 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Главное управление дорожного хозяйства Московской области обратилось с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд.
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2016 апелляционный суд перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам рассмотрения дел в суде первой инстанции. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное казенное учреждении Московской области "Дирекция дорожного строительства".
Согласно пункту 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является, в том числе принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В связи с этим решение суда первой инстанции подлежит отмене по безусловным основаниям.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие третьих лиц: ТУ Росимущества в Московской области, Правительства Московской области, ГКУ Московской области "Дирекция дорожного строительства", извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
В судебном заседании представители ОАО "Российские железные дороги" поддержали заявленные требования.
Представители ГУ дорожного хозяйства Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области, ГУ архитектуры и градостроительства Московской области в судебном заседании возражали по доводам заявленных требований, просили отказать в удовлетворении заявленных требований.
Десятый арбитражный апелляционный суд, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, пришел к выводу о том, что заявленные требования ОАО "РЖД" подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в собственности Российской Федерации находится земельный участок площадью 133 634 кв. м, кадастровый номер 50:20:0070227:697, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, о.п. Перхушково - о.п.Здравница, ПК 317+00-ПК 343+46 (слева), категория земель: "Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", вид разрешенного использования: "полоса отвода для обеспечения деятельности, эксплуатации и обслуживания железной дороги".
На основании договора от 01.12.2009 N 124109-Р, заключенного между ТУ Росимущества в Московской области и ОАО "РЖД", указанный земельный участок передан ОАО "РЖД" в аренду сроком на 49 лет.
В соответствии с постановлением Правительства Московской области от 05.08.2008 N 653/26 Можайское шоссе (Одинцовский район) включено в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Московской области.
Постановлением Правительства Московской области от 08.06.2009 N 446/23 образован центральный исполнительный орган государственной власти Московской области - Главное управление дорожного хозяйства Московской области, осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, проводящим единую государственную политику и осуществляющим управление в указанной сфере.
К полномочиям Главного управления дорожного хозяйства Московской области отнесены организация и осуществление работ по резервированию земель, изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд Московской области в целях строительства и реконструкции автомобильных дорог Московской области.
Распоряжением Главного управления дорожного хозяйства Московской области N 235-Р от 13.08.2015 в целях строительства путепровода через ж/д на 33 км. Можайского шоссе (пл. Перхушково) изъят для государственных нужд Московской области путем прекращения прав и возмещения убытков земельный участок согласно Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением ГУ дорожного хозяйства Московской области от 17.07.2015 N 188-Р.
Согласно пункту 5.2 указанного распоряжения, Министерство имущественных отношений обеспечивает государственную регистрацию права собственности Московской области на изымаемые объекты недвижимого имущества.
Из представленной Схемы, являющейся приложением к оспариваемому постановлению, усматривается, что для государственных нужд Московской области изымаются два земельных участка площадью 14 и 3 кв. м, являющихся частью земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070227:697, находящегося в собственности Российской Федерации, переданного в аренду ОАО "Российские железные дороги".
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО "РЖД" в Арбитражный суд Московской области с требованием о признании недействительным распоряжения Главного управления дорожного хозяйства Московской области от 13.08.2015 N 235-Р.
Десятый арбитражный апелляционный суд, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 4 АПК РФ предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными актов (действий, бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемые акты (действия, бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 198 АПК РФ, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Как следует из материалов дела, оспариваемое распоряжение датировано 13.08.2015 (том 1 л.д. 24 - 25).
Из заявления общества об оспаривании распоряжения Главного управления дорожного хозяйства Московской области от 13.08.2015 N 235-Р усматривается, что уведомление о вынесении оспариваемого распоряжения направлено письмом от 18.08.2015 N исх-5937/36-0902 235-Р (том 1 л.д. 3 - 8).
Заявление ОАО "РЖД" об оспаривании указанного распоряжения подано в Арбитражный суд Московской области, согласно штемпелю суда первой инстанции, 12.11.2015.
Таким образом, процессуальный срок на подачу заявления об оспаривании указанного распоряжения заявителем не пропущен, доводы заинтересованного лица о пропуске срока отклоняются как несостоятельные и противоречащие фактическим обстоятельствам дела.
Кроме того, ссылка заинтересованного лица на положения части 19 статьи 9 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" также подлежит отклонению ввиду следующего.
Предметом регулирования названного Федерального закона в соответствии с пунктом 1 статьи 1 являются отношения, возникающие в связи с присоединением территорий к городу Федерального значения Москве.
Между тем, спорные земельные участки расположены в районе станции Перхушково Московской области, которая к городу Москве не присоединяется.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 положения данного Федерального закона применяются к отношениям, возникающим при подготовке и утверждении документации по планировке территории, резервированию земель, изъятии земельных участков для размещения на присоединенных территориях объектов федерального значения и объектов регионального значения, обеспечивающих реализацию государственных задач в области развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" подготовка и утверждение документации по планировке территории, резервирование земель, изъятие земельных участков, установление сервитутов для размещения на присоединенных территориях объектов федерального значения или регионального значения, осуществляется по правилам настоящего Закона до 01.01.2010.
Таким образом, спорные земельные участки, расположенные в другом субъекте Российской Федерации - Московской области (станция Перхушково) не входят в сферу регулирования Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 201 АПК РФ, основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и должностных лиц недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 1 статьи 279 ГК РФ, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Пунктом 1 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в редакции, действующей с 01.04.2015, допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.06.2016 N 10АП-3547/2016 ПО ДЕЛУ N А41-91777/15
Разделы:Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июня 2016 г. по делу N А41-91777/15
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Диаковской Н.В., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ботоевой О.С.,
при участии в заседании:
от ОАО "Российские железные дороги": Плетнева О.Н., по доверенности от 16.10.2015 N 77АБ7784986; Сазонова Ю.В., по доверенности от 16.10.2015 N 77АБ7784990,
от ГУ дорожного хозяйства Московской области: Харин М.Г., по доверенности от 08.12.2015 N 624; Яковлева О.А., по доверенности от 08.12.2015 N 625,
от третьего лица - Министерства имущественных отношений Московской области: Сапрыкин А.В., по доверенности от 11.01.2016 N 4,
от третьего лица - ГУ архитектуры и градостроительства Московской области: Тянюгина Е.А., по доверенности от 26.01.2016 N 31Исх-2451/11-27,
от третьих лиц - ТУ Росимущества в Московской области, Правительства Московской области, ГКУ Московской области "Дирекция дорожного строительства": представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании дело N А41-91777/15, по заявлению ОАО "Российские железные дороги" к ГУ дорожного хозяйства Московской области, при участии в деле третьих лиц: ТУ Росимущества в Московской области, Правительство Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, ГУ архитектуры и градостроительства Московской области, ГКУ Московской области "Дирекция дорожного строительства" о признании недействительным распоряжения Главного управления дорожного хозяйства Московской области N 235-Р от 13.08.2015,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - общество заявитель, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Главного управления дорожного хозяйства Московской области (далее - заинтересованное лицо, ГУ дорожного хозяйства Московской области) от 13.08.2015 N 235-Р об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд Московской области.
В качестве третьих лиц в деле участвуют: Министерство имущественных отношений Московской области, ГУ архитектуры и градостроительства Московской области, ТУ Росимущества в Московской области, Правительство Московской области, ГКУ Московской области "Дирекция дорожного строительства".
Решением Арбитражного суда Московской области от 01.02.2015 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Главное управление дорожного хозяйства Московской области обратилось с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд.
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2016 апелляционный суд перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам рассмотрения дел в суде первой инстанции. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное казенное учреждении Московской области "Дирекция дорожного строительства".
Согласно пункту 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является, в том числе принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В связи с этим решение суда первой инстанции подлежит отмене по безусловным основаниям.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие третьих лиц: ТУ Росимущества в Московской области, Правительства Московской области, ГКУ Московской области "Дирекция дорожного строительства", извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
В судебном заседании представители ОАО "Российские железные дороги" поддержали заявленные требования.
Представители ГУ дорожного хозяйства Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области, ГУ архитектуры и градостроительства Московской области в судебном заседании возражали по доводам заявленных требований, просили отказать в удовлетворении заявленных требований.
Десятый арбитражный апелляционный суд, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, пришел к выводу о том, что заявленные требования ОАО "РЖД" подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в собственности Российской Федерации находится земельный участок площадью 133 634 кв. м, кадастровый номер 50:20:0070227:697, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, о.п. Перхушково - о.п.Здравница, ПК 317+00-ПК 343+46 (слева), категория земель: "Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", вид разрешенного использования: "полоса отвода для обеспечения деятельности, эксплуатации и обслуживания железной дороги".
На основании договора от 01.12.2009 N 124109-Р, заключенного между ТУ Росимущества в Московской области и ОАО "РЖД", указанный земельный участок передан ОАО "РЖД" в аренду сроком на 49 лет.
В соответствии с постановлением Правительства Московской области от 05.08.2008 N 653/26 Можайское шоссе (Одинцовский район) включено в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Московской области.
Постановлением Правительства Московской области от 08.06.2009 N 446/23 образован центральный исполнительный орган государственной власти Московской области - Главное управление дорожного хозяйства Московской области, осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, проводящим единую государственную политику и осуществляющим управление в указанной сфере.
К полномочиям Главного управления дорожного хозяйства Московской области отнесены организация и осуществление работ по резервированию земель, изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд Московской области в целях строительства и реконструкции автомобильных дорог Московской области.
Распоряжением Главного управления дорожного хозяйства Московской области N 235-Р от 13.08.2015 в целях строительства путепровода через ж/д на 33 км. Можайского шоссе (пл. Перхушково) изъят для государственных нужд Московской области путем прекращения прав и возмещения убытков земельный участок согласно Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением ГУ дорожного хозяйства Московской области от 17.07.2015 N 188-Р.
Согласно пункту 5.2 указанного распоряжения, Министерство имущественных отношений обеспечивает государственную регистрацию права собственности Московской области на изымаемые объекты недвижимого имущества.
Из представленной Схемы, являющейся приложением к оспариваемому постановлению, усматривается, что для государственных нужд Московской области изымаются два земельных участка площадью 14 и 3 кв. м, являющихся частью земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070227:697, находящегося в собственности Российской Федерации, переданного в аренду ОАО "Российские железные дороги".
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО "РЖД" в Арбитражный суд Московской области с требованием о признании недействительным распоряжения Главного управления дорожного хозяйства Московской области от 13.08.2015 N 235-Р.
Десятый арбитражный апелляционный суд, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 4 АПК РФ предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными актов (действий, бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемые акты (действия, бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 198 АПК РФ, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Как следует из материалов дела, оспариваемое распоряжение датировано 13.08.2015 (том 1 л.д. 24 - 25).
Из заявления общества об оспаривании распоряжения Главного управления дорожного хозяйства Московской области от 13.08.2015 N 235-Р усматривается, что уведомление о вынесении оспариваемого распоряжения направлено письмом от 18.08.2015 N исх-5937/36-0902 235-Р (том 1 л.д. 3 - 8).
Заявление ОАО "РЖД" об оспаривании указанного распоряжения подано в Арбитражный суд Московской области, согласно штемпелю суда первой инстанции, 12.11.2015.
Таким образом, процессуальный срок на подачу заявления об оспаривании указанного распоряжения заявителем не пропущен, доводы заинтересованного лица о пропуске срока отклоняются как несостоятельные и противоречащие фактическим обстоятельствам дела.
Кроме того, ссылка заинтересованного лица на положения части 19 статьи 9 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" также подлежит отклонению ввиду следующего.
Предметом регулирования названного Федерального закона в соответствии с пунктом 1 статьи 1 являются отношения, возникающие в связи с присоединением территорий к городу Федерального значения Москве.
Между тем, спорные земельные участки расположены в районе станции Перхушково Московской области, которая к городу Москве не присоединяется.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 положения данного Федерального закона применяются к отношениям, возникающим при подготовке и утверждении документации по планировке территории, резервированию земель, изъятии земельных участков для размещения на присоединенных территориях объектов федерального значения и объектов регионального значения, обеспечивающих реализацию государственных задач в области развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" подготовка и утверждение документации по планировке территории, резервирование земель, изъятие земельных участков, установление сервитутов для размещения на присоединенных территориях объектов федерального значения или регионального значения, осуществляется по правилам настоящего Закона до 01.01.2010.
Таким образом, спорные земельные участки, расположенные в другом субъекте Российской Федерации - Московской области (станция Перхушково) не входят в сферу регулирования Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 201 АПК РФ, основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и должностных лиц недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 1 статьи 279 ГК РФ, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Пунктом 1 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в редакции, действующей с 01.04.2015, допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)