Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Земельный участок, предоставленный ответчику, расположен на землях общего пользования, а именно на дороге, в связи с чем его расположение не соответствует имеющейся градостроительной документации.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
судья первой инстанции - Петрова Ю.В.
докладчик - судья апелляционной инстанции Онищенко Т.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи Лозового С.В.,
судей Онищенко Т.С., Мотиной И.И.,
при секретаре С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Онищенко Т.С. гражданское дело по иску прокурора Советского района Республики Крым в интересах муниципального образования Дмитровское сельское поселение Советского района Республики Крым к ФИО1 и Администрации Дмитровского сельского поселения Советского района Республики о признании постановлений недействительными, отсутствующим права собственности на земельный участок и возложении обязанности совершить определенные действия, третье лицо - Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда Республики Крым от 21 апреля 2017 года,
установила:
Прокурор Советского района Республики Крым 22 февраля 2017 года обратился в суд в интересах муниципального образования Дмитровское сельское поселение Советского района Республики Крым с данным иском и с учетом предоставленных уточнений просил:
- признать недействительным постановление Администрации Дмитровского сельского поселения Советского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка";
- признать недействительным постановление Администрации Дмитровского сельского поселения Советского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N-з "О предоставлении земельного участка";
- признать отсутствующим право собственности ФИО1 на земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес> (кадастровый N);
- обязать ФИО1 устранить препятствия для пользования граждан дорогой, представляющей собой проезд с <адрес>, путем сноса установленных им ограждений в течение 4 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда /л.д. 1-7, 57-63/.
Заявленные требования с учетом их уточнения прокурор обосновывал тем, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Советского района Республики Крым, установлено, что решением Дмитровского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ N дано согласие на передачу ФИО1 бесплатно в частную собственность земельного участка по адресу: <адрес>, ориентировочной площадью <данные изъяты> га (<данные изъяты> кв. м) Решением исполнительного комитета Дмитровского сельского совета N от ДД.ММ.ГГГГ дано согласие на увеличение приусадебного участка по указанному адресу на имя ответчика.
Постановлением администрации Дмитровского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N-з принято решение о предоставлении ФИО1 в частную собственность земельного участка (кадастровый N) площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование для индивидуального жилищного строительства.
Выявлены нарушения правил части 7 статьи 8 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015, постановления Совета Министров Республики Крым N 44 от 16 февраля 2015 года "Об утверждении порядка подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и проекте межевания территории".
В частности, в соответствии с пунктом 12 Порядка подготовки схемы расположения земельного участка предусмотрено обязательное согласование схемы расположения земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, с органами местного самоуправления соответствующего муниципального района, которое при рассмотрении заявления ФИО1 об утверждении схемы расположения земельного участка не осуществлялось.
Кроме того, установлено, что земельный участок, предоставленный ФИО1, расположен на землях общего пользования, а именно, на дороге, в связи с чем, его расположение не соответствует имеющейся градостроительной документации, т.е. Администрация противоправно предоставила земельный участок ответчику, незаконно вынесла постановление о передаче ФИО1 земельного участка.
Указывает, что неправомерное ограждение земель общего пользования, а именно дороги, ФИО1 нарушает право на свободное передвижение граждан по земельным участкам общего пользования, предусмотренное статьей 262 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Незаконным является также постановление администрации Дмитровского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N-з, поскольку оно не могло являться основанием для дальнейшего предоставления земельного участка ответчику.
Решением Советского районного суда Республики Крым от 21 апреля 2017 года указанный иск удовлетворен в полном объеме /л.д. 115-118/.
Не согласившись с данным решением суда, ответчик - ФИО1 подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права /л.д. 136-138/.
Основные доводы апелляционной жалобы заключаются в том, что при рассмотрении вопроса о законности выделения ему спорного земельного участка и определения его места расположения на местности, суд не принял во внимание, что данный земельный участок и схема его расположения на местности, определены на основании решения Дмитровского сельского совета и исполкома Дмитровского сельского совета в соответствии с законодательством Украины, действовавшим на момент выделения спорного участка. Указанные органы ликвидированы 31 декабря 2014 года. Принятые ими решения никем не оспорены и не отменены. В соответствии с положениями Земельного кодекса Украины, в сельской местности, на обслуживание жилого дома и для огородничества мог быть выделен земельный участок площадью до 25 соток. Наличие у ответчика спорного земельного участка не может каким-либо образом нарушать права неопределенного круга лиц, т.к. используемая земля не является землей общего пользования, что отраженно в нормативном документе о выделении ответчику указанного земельного участка. Как следует из материалов дела, право собственности на спорный земельный участок предоставлено ответчику до перехода Республики Крым в состав Российской Федерации. После перехода Республики Крым в состав Российской Федерации ответчик в установленном порядке зарегистрировал право собственности на предоставленный ему земельный участок. До момента регистрации представленных ответчиком документов, должностным лицом территориального органа государственной регистрации, проведена их правовая экспертиза, в ходе которой, каких либо ограничений для их регистрации установлено не было. Признание права отсутствующим не применяется в случае, если права собственника могут защищаться иными способами посредством предъявления специальных исков. Материалы дела не содержат доказательств совершения ответчиком, каких либо действий предусмотренных статей 60 Земельного кодекса Российской Федерации.
Прокурором предоставлены письменные возражения, в которых он просит оставить решение суда первой инстанции без изменений, ссылаясь на необоснованность доводов апелляционной жалобы /л.д. 145-152/.
Ответчик - ФИО1 в заседании суда апелляционной инстанции жалобу поддержал по изложенным в ней доводам в полном объеме и просил ее удовлетворить, отменить решение суда первой инстанции и постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Прокурор - ФИО6 и представитель Администрации Дмитровского сельского поселения Советского района Республики - ФИО7 в заседании суда апелляционной инстанции возражали против удовлетворения жалобы и просили оставить решение суда первой инстанции без изменений, как законное и обоснованное.
Представитель третьего лица - Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, будучи надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела /л.д. 156/, в заседание суда апелляционной инстанции не явился, о причинах своей неявки не сообщил, что с учетом положений части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку законности и обоснованности решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства, если признает, что они не могли быть представлены стороной в суд первой инстанции; подтверждает указанные в обжалованном решении суда факты и правоотношения или устанавливает новые факты и правоотношения.
Заслушав доклад судьи Онищенко Т.С., пояснения явившихся лиц, проверив материалы дела, законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебном решении" N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое решение суда первой инстанции соответствует изложенным требованиям.
Согласно статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции при принятии решения таких нарушений не допустил.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, решением 31-й сессии 5 созыва Дмитровского сельского совета Советского района АР Крым "О бесплатной передаче в частную собственность земельных участков для обслуживания жилого дома" N от ДД.ММ.ГГГГ дано согласие на бесплатную передачу в частную собственность ФИО1 земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> га для обслуживания жилого дома по адресу: <адрес> /л.д. 11/.
Решением Дмитровского сельского совета Советского района АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ дано согласие на увеличение приусадебного участка ФИО1 по адресу: <адрес> /л.д. 12/.
На основании Постановления Верховного Совета Автономной Республики Крым от 17 марта 2014 года "О независимости Крыма" Крым провозглашен независимым суверенным государством - Республикой Крым, в которой город Севастополь имеет особый статус.
Согласно части 1 статьи 1 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 года, Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего Договора.
В соответствии с пунктом "в" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Положениями пункта "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ предусмотрено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Полномочия органа государственной власти Республики Крым в сфере земельных отношений определены, в том числе частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ, которой установлено, что до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования, в том числе земельных отношений, могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым законодательно закреплены в Законе Республики Крым N 38-ЗРК от 31 июля 2014 года "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", статьей 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Постановлением Администрации Дмитровского сельского поселения Советского района Республики Крым "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка" от ДД.ММ.ГГГГ N утверждена схема расположения земельного участка, расположенного в <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м, из земель населенного пункта с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства /л.д. 18/.
Постановлением Администрации Дмитровского сельского поселения Советского района Республики Крым "О предоставлении земельного участка" от ДД.ММ.ГГГГ N-з ФИО1 в частную собственность предоставлен земельный участок кадастровый N, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства. ФИО1 уполномочен внести изменения в Государственный кадастр недвижимости /л.д. 19/.
ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости внесены соответствующие сведения о правообладателе ФИО1 N, выдано свидетельство о государственной регистрации /л.д. 14/.
Согласно части 7 статьи 18 Закона Республики Крым "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015, гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который, возникло у гражданина до 18 марта 2014 года, либо после указанной даты при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до указанной даты. В случае если такой земельный участок не допускается предоставлять в собственность, гражданин вправе заключить договор аренды земельного участка без проведения торгов. При этом правила статей 3 - 6 настоящего Закона в отношении указанных случаев не применяются.
Пунктом 12 Порядка подготовки схемы расположения земельного участка предусмотрено обязательное согласование схемы расположения земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, с органами местного самоуправления соответствующего муниципального района.
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В нарушение пункта 12 Порядка подготовки схемы расположения земельного участка, согласование схемы расположения земельного участка при рассмотрении заявления ФИО1 об утверждении схемы расположения земельного участка не осуществлялось.
Данные обстоятельства подтверждаются ответом Администрации Советского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что письмо из администрации Дмитровского сельского поселения о согласовании месторасположения земельного участка и утверждения схемы на предоставление земельного участка в <адрес>, гр. ФИО1 не поступало.
Из указанного ответа и приложенной к нему схемы, в том числе следует, что вышеуказанный земельный участок не соответствует имеющейся градостроительной документации, т.к. земельный участок находится на землях общего пользования (дорога общего назначения) /л.д. 22, 23/.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что Администрацией допущены вышеуказанные нарушения действовавшего законодательства, в результате чего в нарушении части 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации приняты незаконные постановления от 25 декабря 2015 года N 120-3 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка" и от 03 февраля 2016 года N 133-з "О предоставлении земельного участка", в связи с чем, доводы жалобы в данной части отклоняются, как необоснованные.
Согласно пункту 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации, ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в силу указанных норм закона обжалуемые постановления подлежат признанию недействительными.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ОТ 04.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33-5080/2017
Требование: О признании недействительными постановлений об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка, о предоставлении земельного участка, признании отсутствующим права собственности на земельный участок, обязании устранить препятствия для пользования дорогой путем сноса установленных ограждений.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Земельный участок, предоставленный ответчику, расположен на землях общего пользования, а именно на дороге, в связи с чем его расположение не соответствует имеющейся градостроительной документации.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 июля 2017 г. по делу N 33-5080/2017
судья первой инстанции - Петрова Ю.В.
докладчик - судья апелляционной инстанции Онищенко Т.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи Лозового С.В.,
судей Онищенко Т.С., Мотиной И.И.,
при секретаре С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Онищенко Т.С. гражданское дело по иску прокурора Советского района Республики Крым в интересах муниципального образования Дмитровское сельское поселение Советского района Республики Крым к ФИО1 и Администрации Дмитровского сельского поселения Советского района Республики о признании постановлений недействительными, отсутствующим права собственности на земельный участок и возложении обязанности совершить определенные действия, третье лицо - Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда Республики Крым от 21 апреля 2017 года,
установила:
Прокурор Советского района Республики Крым 22 февраля 2017 года обратился в суд в интересах муниципального образования Дмитровское сельское поселение Советского района Республики Крым с данным иском и с учетом предоставленных уточнений просил:
- признать недействительным постановление Администрации Дмитровского сельского поселения Советского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка";
- признать недействительным постановление Администрации Дмитровского сельского поселения Советского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N-з "О предоставлении земельного участка";
- признать отсутствующим право собственности ФИО1 на земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес> (кадастровый N);
- обязать ФИО1 устранить препятствия для пользования граждан дорогой, представляющей собой проезд с <адрес>, путем сноса установленных им ограждений в течение 4 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда /л.д. 1-7, 57-63/.
Заявленные требования с учетом их уточнения прокурор обосновывал тем, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Советского района Республики Крым, установлено, что решением Дмитровского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ N дано согласие на передачу ФИО1 бесплатно в частную собственность земельного участка по адресу: <адрес>, ориентировочной площадью <данные изъяты> га (<данные изъяты> кв. м) Решением исполнительного комитета Дмитровского сельского совета N от ДД.ММ.ГГГГ дано согласие на увеличение приусадебного участка по указанному адресу на имя ответчика.
Постановлением администрации Дмитровского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N-з принято решение о предоставлении ФИО1 в частную собственность земельного участка (кадастровый N) площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование для индивидуального жилищного строительства.
Выявлены нарушения правил части 7 статьи 8 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015, постановления Совета Министров Республики Крым N 44 от 16 февраля 2015 года "Об утверждении порядка подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и проекте межевания территории".
В частности, в соответствии с пунктом 12 Порядка подготовки схемы расположения земельного участка предусмотрено обязательное согласование схемы расположения земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, с органами местного самоуправления соответствующего муниципального района, которое при рассмотрении заявления ФИО1 об утверждении схемы расположения земельного участка не осуществлялось.
Кроме того, установлено, что земельный участок, предоставленный ФИО1, расположен на землях общего пользования, а именно, на дороге, в связи с чем, его расположение не соответствует имеющейся градостроительной документации, т.е. Администрация противоправно предоставила земельный участок ответчику, незаконно вынесла постановление о передаче ФИО1 земельного участка.
Указывает, что неправомерное ограждение земель общего пользования, а именно дороги, ФИО1 нарушает право на свободное передвижение граждан по земельным участкам общего пользования, предусмотренное статьей 262 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Незаконным является также постановление администрации Дмитровского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N-з, поскольку оно не могло являться основанием для дальнейшего предоставления земельного участка ответчику.
Решением Советского районного суда Республики Крым от 21 апреля 2017 года указанный иск удовлетворен в полном объеме /л.д. 115-118/.
Не согласившись с данным решением суда, ответчик - ФИО1 подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права /л.д. 136-138/.
Основные доводы апелляционной жалобы заключаются в том, что при рассмотрении вопроса о законности выделения ему спорного земельного участка и определения его места расположения на местности, суд не принял во внимание, что данный земельный участок и схема его расположения на местности, определены на основании решения Дмитровского сельского совета и исполкома Дмитровского сельского совета в соответствии с законодательством Украины, действовавшим на момент выделения спорного участка. Указанные органы ликвидированы 31 декабря 2014 года. Принятые ими решения никем не оспорены и не отменены. В соответствии с положениями Земельного кодекса Украины, в сельской местности, на обслуживание жилого дома и для огородничества мог быть выделен земельный участок площадью до 25 соток. Наличие у ответчика спорного земельного участка не может каким-либо образом нарушать права неопределенного круга лиц, т.к. используемая земля не является землей общего пользования, что отраженно в нормативном документе о выделении ответчику указанного земельного участка. Как следует из материалов дела, право собственности на спорный земельный участок предоставлено ответчику до перехода Республики Крым в состав Российской Федерации. После перехода Республики Крым в состав Российской Федерации ответчик в установленном порядке зарегистрировал право собственности на предоставленный ему земельный участок. До момента регистрации представленных ответчиком документов, должностным лицом территориального органа государственной регистрации, проведена их правовая экспертиза, в ходе которой, каких либо ограничений для их регистрации установлено не было. Признание права отсутствующим не применяется в случае, если права собственника могут защищаться иными способами посредством предъявления специальных исков. Материалы дела не содержат доказательств совершения ответчиком, каких либо действий предусмотренных статей 60 Земельного кодекса Российской Федерации.
Прокурором предоставлены письменные возражения, в которых он просит оставить решение суда первой инстанции без изменений, ссылаясь на необоснованность доводов апелляционной жалобы /л.д. 145-152/.
Ответчик - ФИО1 в заседании суда апелляционной инстанции жалобу поддержал по изложенным в ней доводам в полном объеме и просил ее удовлетворить, отменить решение суда первой инстанции и постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Прокурор - ФИО6 и представитель Администрации Дмитровского сельского поселения Советского района Республики - ФИО7 в заседании суда апелляционной инстанции возражали против удовлетворения жалобы и просили оставить решение суда первой инстанции без изменений, как законное и обоснованное.
Представитель третьего лица - Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, будучи надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела /л.д. 156/, в заседание суда апелляционной инстанции не явился, о причинах своей неявки не сообщил, что с учетом положений части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку законности и обоснованности решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства, если признает, что они не могли быть представлены стороной в суд первой инстанции; подтверждает указанные в обжалованном решении суда факты и правоотношения или устанавливает новые факты и правоотношения.
Заслушав доклад судьи Онищенко Т.С., пояснения явившихся лиц, проверив материалы дела, законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебном решении" N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое решение суда первой инстанции соответствует изложенным требованиям.
Согласно статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции при принятии решения таких нарушений не допустил.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, решением 31-й сессии 5 созыва Дмитровского сельского совета Советского района АР Крым "О бесплатной передаче в частную собственность земельных участков для обслуживания жилого дома" N от ДД.ММ.ГГГГ дано согласие на бесплатную передачу в частную собственность ФИО1 земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> га для обслуживания жилого дома по адресу: <адрес> /л.д. 11/.
Решением Дмитровского сельского совета Советского района АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ дано согласие на увеличение приусадебного участка ФИО1 по адресу: <адрес> /л.д. 12/.
На основании Постановления Верховного Совета Автономной Республики Крым от 17 марта 2014 года "О независимости Крыма" Крым провозглашен независимым суверенным государством - Республикой Крым, в которой город Севастополь имеет особый статус.
Согласно части 1 статьи 1 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 года, Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего Договора.
В соответствии с пунктом "в" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Положениями пункта "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ предусмотрено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Полномочия органа государственной власти Республики Крым в сфере земельных отношений определены, в том числе частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ, которой установлено, что до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования, в том числе земельных отношений, могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым законодательно закреплены в Законе Республики Крым N 38-ЗРК от 31 июля 2014 года "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", статьей 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Постановлением Администрации Дмитровского сельского поселения Советского района Республики Крым "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка" от ДД.ММ.ГГГГ N утверждена схема расположения земельного участка, расположенного в <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м, из земель населенного пункта с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства /л.д. 18/.
Постановлением Администрации Дмитровского сельского поселения Советского района Республики Крым "О предоставлении земельного участка" от ДД.ММ.ГГГГ N-з ФИО1 в частную собственность предоставлен земельный участок кадастровый N, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства. ФИО1 уполномочен внести изменения в Государственный кадастр недвижимости /л.д. 19/.
ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости внесены соответствующие сведения о правообладателе ФИО1 N, выдано свидетельство о государственной регистрации /л.д. 14/.
Согласно части 7 статьи 18 Закона Республики Крым "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015, гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который, возникло у гражданина до 18 марта 2014 года, либо после указанной даты при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до указанной даты. В случае если такой земельный участок не допускается предоставлять в собственность, гражданин вправе заключить договор аренды земельного участка без проведения торгов. При этом правила статей 3 - 6 настоящего Закона в отношении указанных случаев не применяются.
Пунктом 12 Порядка подготовки схемы расположения земельного участка предусмотрено обязательное согласование схемы расположения земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, с органами местного самоуправления соответствующего муниципального района.
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В нарушение пункта 12 Порядка подготовки схемы расположения земельного участка, согласование схемы расположения земельного участка при рассмотрении заявления ФИО1 об утверждении схемы расположения земельного участка не осуществлялось.
Данные обстоятельства подтверждаются ответом Администрации Советского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что письмо из администрации Дмитровского сельского поселения о согласовании месторасположения земельного участка и утверждения схемы на предоставление земельного участка в <адрес>, гр. ФИО1 не поступало.
Из указанного ответа и приложенной к нему схемы, в том числе следует, что вышеуказанный земельный участок не соответствует имеющейся градостроительной документации, т.к. земельный участок находится на землях общего пользования (дорога общего назначения) /л.д. 22, 23/.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что Администрацией допущены вышеуказанные нарушения действовавшего законодательства, в результате чего в нарушении части 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации приняты незаконные постановления от 25 декабря 2015 года N 120-3 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка" и от 03 февраля 2016 года N 133-з "О предоставлении земельного участка", в связи с чем, доводы жалобы в данной части отклоняются, как необоснованные.
Согласно пункту 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации, ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в силу указанных норм закона обжалуемые постановления подлежат признанию недействительными.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)