Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истцы решили оформить спорный участок в общую долевую собственность, для чего обратились в регистрирующий орган, но получили отказ, так как для этого необходимо выделить земельные доли в натуре и снять участок с кадастрового учета.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Председательствующий: Каземиров А.М.
Строка по статотчету N <...>-г
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Панкратовой Е.А.,
судей областного суда Кочеровой Л.В., Леневой Ю.А.,
при секретаре Ф.
рассмотрела в судебном заседании 20 июля 2017 года дело по апелляционной жалобе филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области на решение Кормиловского районного суда Омской области от <...>, которым постановлено:
"Обязать филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <...>
Заслушав доклад судьи областного суда Кочеровой Л.В., судебная коллегия
установила:
А.В., А.О., С.Д. обратились в суд с иском к филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области об обязании снять с кадастрового учета земельный участок. В обоснование иска указали, что являются собственниками земельных долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N <...> (в последующем - N <...>), расположенный <...>. В <...> году специалистами <...> по их обращению были проведены работы по выделу принадлежащих им земельных долей в один земельный участок, который был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера N <...>. В <...> году они решили оформить данный участок в общую долевую собственность, для чего обратились в Росреестр, но получили отказ, так как для этого необходимо выделить земельные доли в натуре и снять участок с кадастрового учета.
Поскольку в досудебном порядке ответчик в удовлетворении соответствующего заявления отказал, просили обязать филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером N <...>.
В судебном заседании истцы А.В., А.О., С.Д. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области - Ж. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что истцами выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права и требования заявлены к ненадлежащему ответчику, поскольку с <...> филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области не осуществляет ведение государственного кадастра недвижимости.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области С.К., поддержавшего доводы жалобы, А.В., А.О., выразивших согласие с решением суда, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу п. 3 ст. 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
На основании ч. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно п. 1 ст. 5 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
Каждая запись о праве на объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, об ограничении права или обременении объекта недвижимости идентифицируется неизменяемым, не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации номером регистрации (п. 2 ст. 5 ФЗ N 218).
В силу пп. 7 п. 4 ст. 8 ФЗ N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование.
Порядок осуществления кадастрового учета земельных участков установлен Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества по смыслу ч. 3 ст. 1 обозначенного ФЗ, признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
На основании ст. 16 ФЗ N 221, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или иных сведений об объекте недвижимости.
С заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться собственники и иные указанные в частях 2 - 6 лица или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления (ч. 1 ст. 20 ФЗ N 221).
Судом установлено, что истцы А.В., А.О. и С.Д. являются собственниками по <...> доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N <...>, расположенного по адресу: <...>.
Согласно сведениям об основных характеристиках объекта недвижимости, предоставленными выпиской из Единого государственного реестра недвижимости следует, что земельному участку с кадастровым номером N <...> присвоен новый кадастровый N <...>.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером N <...> образован посредством его формирования из долей, принадлежавших истцам на праве собственности в земельном участке с кадастровым номером N <...>.
На кадастровом учете земельный участок с кадастровым номером N <...> состоит с <...>. При этом в кадастровой выписке от <...> N <...> сведения о правах на данный объект отсутствуют, имеется план границ земельного участка.
Из ответа филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области следует, что спорный земельный участок является ранее учтенным, документы, на основании которых осуществлен его кадастровый учет в реестровом деле отсутствуют. Кроме того, указанный объект недвижимости не соответствует требованиям выдела земельного участка в счет земельных долей, установленных ФЗ от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Поскольку в досудебном порядке ответчик в удовлетворении заявления о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером N <...> отказал, истцы обратились с настоящими требованиями в суд.
Удовлетворяя требования истцов и обязывая филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером N <...>, суд исходил из того обстоятельства, что наличие данного учтенного земельного участка препятствует оформлению истцам права собственности на земельный участок.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда, поскольку с <...> вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", который регулирует отношения, возникшие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущества и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с которым, ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами - Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (ст. 3 названного Закона).
Таким образом, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав отнесены к исключительной компетенции органа регистрации прав - Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, и ее территориальных органов, а на территории Омской области таким органом является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области.
С учетом изложенного, коллегия судей приходит к выводу об отмене решения Кормиловского районного суда Омской области от <...> и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении требований.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кормиловского районного суда Омской области от <...> отменить.
В удовлетворении требований А.В., А.О., С.Д. об обязании филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером N <...>, расположенный по адресу: <...> с/п отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33-4389/2017
Требование: Об обязании снять с кадастрового учета земельный участок.Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истцы решили оформить спорный участок в общую долевую собственность, для чего обратились в регистрирующий орган, но получили отказ, так как для этого необходимо выделить земельные доли в натуре и снять участок с кадастрового учета.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 июля 2017 года
Председательствующий: Каземиров А.М.
Строка по статотчету N <...>-г
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Панкратовой Е.А.,
судей областного суда Кочеровой Л.В., Леневой Ю.А.,
при секретаре Ф.
рассмотрела в судебном заседании 20 июля 2017 года дело по апелляционной жалобе филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области на решение Кормиловского районного суда Омской области от <...>, которым постановлено:
"Обязать филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <...>
Заслушав доклад судьи областного суда Кочеровой Л.В., судебная коллегия
установила:
А.В., А.О., С.Д. обратились в суд с иском к филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области об обязании снять с кадастрового учета земельный участок. В обоснование иска указали, что являются собственниками земельных долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N <...> (в последующем - N <...>), расположенный <...>. В <...> году специалистами <...> по их обращению были проведены работы по выделу принадлежащих им земельных долей в один земельный участок, который был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера N <...>. В <...> году они решили оформить данный участок в общую долевую собственность, для чего обратились в Росреестр, но получили отказ, так как для этого необходимо выделить земельные доли в натуре и снять участок с кадастрового учета.
Поскольку в досудебном порядке ответчик в удовлетворении соответствующего заявления отказал, просили обязать филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером N <...>.
В судебном заседании истцы А.В., А.О., С.Д. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области - Ж. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что истцами выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права и требования заявлены к ненадлежащему ответчику, поскольку с <...> филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области не осуществляет ведение государственного кадастра недвижимости.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области С.К., поддержавшего доводы жалобы, А.В., А.О., выразивших согласие с решением суда, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу п. 3 ст. 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
На основании ч. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно п. 1 ст. 5 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
Каждая запись о праве на объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, об ограничении права или обременении объекта недвижимости идентифицируется неизменяемым, не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации номером регистрации (п. 2 ст. 5 ФЗ N 218).
В силу пп. 7 п. 4 ст. 8 ФЗ N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование.
Порядок осуществления кадастрового учета земельных участков установлен Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества по смыслу ч. 3 ст. 1 обозначенного ФЗ, признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
На основании ст. 16 ФЗ N 221, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или иных сведений об объекте недвижимости.
С заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться собственники и иные указанные в частях 2 - 6 лица или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления (ч. 1 ст. 20 ФЗ N 221).
Судом установлено, что истцы А.В., А.О. и С.Д. являются собственниками по <...> доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N <...>, расположенного по адресу: <...>.
Согласно сведениям об основных характеристиках объекта недвижимости, предоставленными выпиской из Единого государственного реестра недвижимости следует, что земельному участку с кадастровым номером N <...> присвоен новый кадастровый N <...>.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером N <...> образован посредством его формирования из долей, принадлежавших истцам на праве собственности в земельном участке с кадастровым номером N <...>.
На кадастровом учете земельный участок с кадастровым номером N <...> состоит с <...>. При этом в кадастровой выписке от <...> N <...> сведения о правах на данный объект отсутствуют, имеется план границ земельного участка.
Из ответа филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области следует, что спорный земельный участок является ранее учтенным, документы, на основании которых осуществлен его кадастровый учет в реестровом деле отсутствуют. Кроме того, указанный объект недвижимости не соответствует требованиям выдела земельного участка в счет земельных долей, установленных ФЗ от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Поскольку в досудебном порядке ответчик в удовлетворении заявления о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером N <...> отказал, истцы обратились с настоящими требованиями в суд.
Удовлетворяя требования истцов и обязывая филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером N <...>, суд исходил из того обстоятельства, что наличие данного учтенного земельного участка препятствует оформлению истцам права собственности на земельный участок.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда, поскольку с <...> вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", который регулирует отношения, возникшие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущества и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с которым, ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами - Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (ст. 3 названного Закона).
Таким образом, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав отнесены к исключительной компетенции органа регистрации прав - Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, и ее территориальных органов, а на территории Омской области таким органом является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области.
С учетом изложенного, коллегия судей приходит к выводу об отмене решения Кормиловского районного суда Омской области от <...> и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении требований.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кормиловского районного суда Омской области от <...> отменить.
В удовлетворении требований А.В., А.О., С.Д. об обязании филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером N <...>, расположенный по адресу: <...> с/п отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)