Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.02.2016 N 20АП-8310/2015 ПО ДЕЛУ N А23-3705/2015

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 февраля 2016 г. по делу N А23-3705/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 09.02.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 10.02.2016
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Волковой Ю.А., судей Тучковой О.Г. и Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Понкратовой А.В., при участии от заявителя - акционерного общества "Центр управления федеральной собственностью" (ОГРН 1157746339178, ИНН 7715470328) - представителя Суздалевой О.А. (доверенность от 11.01.2016), от ответчика - управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области (ОГРН 1044004426498, ИНН 4027066800) - представителя Феллер И.С. (доверенность от 24.12.2015), в отсутствие представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора,- министерства лесного хозяйства Калужской области (г. Калуга), федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная Кадастровая Палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (г. Москва, ОГРН 102770048575, ИНН 7705401340) в лице филиала по Калужской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Центр управления федеральной собственностью" на решение Арбитражного суда Калужской области от 12.11.2015 по делу N А23-3705/2015 (судья Шатская О.В.), установил следующее.

Акционерное общество "Центр управления федеральной собственностью" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области (далее - ответчик, управление) о признании недействительным (незаконным) отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок, кадастровый номер: 40:20:071504:1, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для размещения базы отдыха, общая площадь 70 000 кв. м, адрес объекта: Калужская область, Тарусский район, в районе с. Волковское, берег р. Оки, б/о "Планета", выраженный в сообщении от 15.06.2015 N 40/020/002/2015-863; обязании произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок, кадастровый номер 40:20:071504:1, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для размещения базы отдыха, общая площадь 70 000 кв. м. Адрес объекта: Калужская область, Тарусский район, в районе с. Волковское, берег р. Оки, б/о "Планета".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом области привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная Кадастровая Палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", в лице филиала по Калужской области (далее - кадастровая палата).
Решением Арбитражного суда Калужской области от 12.11.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просил обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своих доводов общество ссылалось на то, что по материалам лесоустройства спорный земельный участок не относится к землям лесного фонда. Указывает на то, что перевод земельного участка из одной категории в другую относится к компетенции Правительства Российской Федерации.
От управления и министерства лесного хозяйства Калужской области в суд апелляционной инстанции поступили отзывы на апелляционную жалобу, в которых последние, считая принятое решение законным и обоснованным, просили оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. В обоснование своих возражений ответчик и третье лицо ссылались на отнесение спорного земельного участка к категории земель лесного фонда, возможность нахождения которого в частной собственности не предусмотрена законом.
Третьи лица, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзывах возражения, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 40:20:071504:1, общая площадь 70 000 кв. м, адрес объекта: Калужская область, Тарусский район, в районе с. Волковское, берег р. Оки, б/о "Планета" (т. 1, л.д. 28).
В соответствии с распоряжением территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве от 31.12.2014 N 1222 (т. 1, л.д. 15-19) "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия "Центр управления федеральной собственностью" вышеуказанный земельный участок был включен в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса названного предприятия и по передаточному акту от 31.12.2014 (т. 1, л.д. 22-25) в составе иного имущества передано обществу, которое зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц 14.04.2015.
28.04.2015 заявитель обратился в обособленное подразделение управления Росреестра по Калужской области в Тарусском районе с заявлением о государственной регистрации за ним права собственности на вышеуказанный земельный участок.
Управление Росреестра по Калужской области 12.05.2015 уведомило общество о приостановлении государственной регистрации (т. 1, л.д. 9-10) в связи с обнаружением при проведении правовой экспертизы представленных документов того обстоятельства, что земельный участок с кадастровым номером 40:20:071504:1 по данным государственного кадастра недвижимости имеет категорию: земли лесного фонда. В названном уведомлении заявителю было предложено до окончания срока приостановления представить дополнительные доказательства (сведения, документы) наличия оснований для проведения государственной регистрации, а также разъяснено право на обращение правообладателя с заявлением о приостановлении государственной регистрации на срок не более трех месяцев.
В связи с неустранением причин, препятствующих проведению государственной регистрации, сообщением от 15.06.2015 за N 40/020/002/2015-863 (т. 1, л.д. 12-14) заявителю было отказано в государственной регистрации права на вышеуказанный земельный участок.
Считая названный отказ регистрирующего органа незаконным, нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в Арбитражный суд Калужской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из факта отнесения спорного земельного участка к категории земель лесного фонда, возможность нахождения которого на праве частной собственности не предусмотрена земельным законодательством, в связи с чем признал обоснованным отказ управления Росреестра по Калужской области в регистрации права частной собственности на земельный участок из земель лесного фонда.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда области на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (статья 8 ЛК РФ).
Согласно статье 9 ЛК РФ лесной участок может принадлежать лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), праве аренды, а также праве безвозмездного срочного пользования. Указанные права возникают и прекращаются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
Таким образом, Лесной кодекс Российской Федерации четко устанавливает перечень вещных и обязательственных прав на лесные участки, не предусматривая при этом возможность нахождения их на праве частной собственности.
Согласно пункту 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что отчуждению не подлежат земельные участки, в том числе в составе земель лесного фонда.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отказ управления Росреестра по Калужской области в регистрации права частной собственности на земельный участок из земель лесного фонда не противоречил вышеназванным нормам, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Как справедливо отметил суд области, без внесения в государственный кадастр недвижимости изменений в отношении категории спорного земельного участка (при наличии для этого оснований) регистрация на него права собственности заявителя не представляется возможным.
Ссылка общества на то, что по материалам лесоустройства спорный земельный участок не относится к землям лесного фонда, отклоняется судом апелляционной инстанции на основании следующего.
Из кадастрового дела земельного участка с кадастровым номером 40:20:071504:1 (т. 2, л.д. 63-109) следует, что содержавшиеся в государственном кадастре недвижимости сведения об отнесении данного земельного участка к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности, являлись ошибочными.
Решением кадастровой палаты от 17.11.2011 N 40/11-1-78771 (т. 2, л.д. 101) выявленная ошибка в кадастровых сведениях была устранена путем изменения категории вышеуказанного земельного участка на "земли лесного фонда".
Сведений об оспаривании заинтересованными лицами названного решения, признании его недействительным суду на момент судебного разбирательства представлено не было.
Изложенным в письменных пояснениях от 10.09.2015 N 2340-15 (т. 1, л.д. 60-61) сведениям министерства лесного хозяйства Калужской области об исключении земельного участка, расположенного по адресу: Калужская область, Тарусский район, база отдыха "Планета" (в районе с. Волковское), площадью 7,0 га из земель лесного фонда судом области была дана надлежащая правовая оценка.
Документы, на которые ссылается министерство лесного хозяйства Калужской области (на данные документы ссылается также кадастровая палата как на документы-основания для исправления технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении категории земельного участка - земли лесного фонда), не содержат данных о переводе изымаемых земельных участков из одной категории в другую.
Таким образом указанные сведения не подтверждены объективными доказательствами.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Неправильного применения норм процессуального права, в том числе влекущих отмену судебного акта в любом случае в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
В соответствии с частью 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы в сумме 3 000 рублей (т. 2, л.д. 134) относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Калужской области от 12.11.2015 по делу N А23-3705/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.

Председательствующий судья
Ю.А.ВОЛКОВА

Судьи
О.Г.ТУЧКОВА
Е.В.РЫЖОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)