Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Ермолаевой Л.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лишенко В.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.10.2015 по делу N А07-7602/2015 (судья Насыров М.М.).
В заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Автодом" - Чехова Екатерина Игоревна (доверенность от 25.05.2015).
Открытое акционерное общество "Автодом" (далее - ОАО "Автодом", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании решения Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 02:55:020511:547, выраженного в письме Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 6877 от 26.03.2015, незаконным и обязании Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в срок, не превышающий одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу, направить в адрес ОАО "Автодом" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:55:020511:547, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, город Уфа, Октябрьский район ул. Маршала Жукова, рядом с домом N 10 с указанием цены договора - 25% от кадастровой стоимости, в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан N 629 от 26.12.2014 (т. 1 л.д. 7-9).
Определениями суда первой инстанции от 15.04.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, открытое акционерное общество управляющая компания "Сипайлово", Совет городского округа город Уфа, Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее вместе - третьи лица) (т. 1 л.д. 1-6, 91-92, 161-162).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.10.2015 (резолютивная часть объявлена 21.10.2015 - т. 1 л.д. 174-187) заявление удовлетворено.
С указанным решением не согласилось заинтересованное лицо (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Администрация просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления (т. 2 л.д. 3-4).
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указал, что с заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и предоставленных в аренду, вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве. Полагает, что для постановки земельного участка с кадастровым номером 02:55:020511:547 на учет, ОАО "Автодом" должно было обратиться к собственнику земельного участка. Поскольку земельный участок был образован без надлежащего правового основания, он не может быть предоставлен заявителю в порядке статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, испрашиваемый заявителем земельный участок расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 02:55:020511:32, который является зарезервированным для муниципальных нужд. В связи с изложенным и на основании статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для муниципальных нужд ограничиваются в обороте и не могут быть предоставлены в частную собственность. По мнению апеллянта, следует учесть, что в соответствии с генеральным планом развития города, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2016 судебное разбирательство по рассмотрению апелляционной жалобы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан было отложено на 09 часов 00 минут 09 февраля 2016 года.
Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан представило письменные пояснения с возражениями на апелляционную жалобу, приобщенные к материалам дела в соответствии со статьей 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; за исключением представителя заявителя, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель общества "Автодом" поддержал возражения на апелляционную жалобу, представил дополнительные доказательства, приобщенные в порядке абз. 2 части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, обществу "Автодом" на праве собственности принадлежит объект недвижимости - автостоянка общей площадью 6942,2 кв. м по адресу: город Уфа, ул. Маршала Жукова, ж. 10, кадастровый номером 02:55:020511:316, в подтверждение чего представлено свидетельство о государственной регистрации права от 21.06.2014 (т. 1 л.д. 16).
Принадлежащая ОАО "Автодом" на праве собственности автостоянка общей площадью 6942,2 кв. м по адресу: г. Уфа, ул. Маршала Жукова, д. 10, принята в эксплуатацию на основании акта приемки и ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта Крытый торгово-сервисного комплекс "Сипайловский" (1 очередь - блок "А") и автостоянки в двух уровнях на 220 а/машин, построенных по ул. М.Жукова в Октябрьском районе города Уфы от 06.10.2004, утвержденного постановлением Главы муниципального образования Октябрьский район города Уфы N 2055 от 07.10.2004.
В соответствии с постановлением Главы Администрации городского округа город Уфа N 6200 от 25.10.2010 участок с кадастровым номером 02:55:020511:32, занимаемый автостоянкой, предоставлен открытому акционерному обществу управляющая компания "Сипайлово" в аренду сроком на 10 лет до 25.10.2020 (т. 1 л.д. 118).
16.05.2011 между Управлением по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и открытым акционерным обществом управляющая компания "Сипайлово" заключен договор аренды земельного участка площадью 8064 кв. м с кадастровым номером 02:55:020511:32 сроком с 25.10.2010 до 25.10.2020 (т. 1 л.д. 36-38).
По договору уступки прав и обязанностей от 03.04.2014 права и обязанности по вышеназванному договору аренды были переданы открытым акционерным обществом управляющая компания "Сипайлово" ОАО "Автодом" (т. 1 л.д. 38). Государственная регистрация договора произведена 02.05.2014 (т. 1 л.д. 38, оборот).
11.03.2015 общество "Автодом" обратилось в Администрацию городского округа город Уфа с заявлением N 001-02-9209 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 02:55:025011:547, расположенного по адресу: город Уфа, Октябрьский район, ул. Маршала Жукова, рядом с домом 10, разрешенное использование: гостиница с многоуровневой автостоянкой, на котором расположен принадлежащий на праве собственности ОАО "Автодом" объект недвижимости - автостоянка.
26.03.2015 Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан в лице Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан письмом N 6877 отказала обществу "Автодом" в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:55:0025011:547 в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны водозаборов (т. 1 л.д. 18).
Указав, что отказ в предоставлении земельного участка со ссылкой на ограничение в обороте в силу пункта 14 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у заявителя права на приватизацию земельного участка в порядке статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации ввиду недоказанности заинтересованным лицом обстоятельств установления границ и режима зоны санитарной охраны источника питьевой воды в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также обстоятельств резервирования испрашиваемого земельного участка для муниципальных нужд.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) возлагается на орган, его принявший.
Поскольку спорные отношения возникли в связи с обращением заявителя о приобретении земельных участков в собственность на основании заявления, поданного 26.03.2015, они подлежат регулированию нормами Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом вступивших в силу с 01.03.2015 изменений, внесенных Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу пункта 6 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (статья 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Пунктом 5 названной выше статьи предусмотрена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и направить принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (подпункт 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
К их числу относится случаи, когда указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования (пункты 6, 7 названной нормы).
Отказывая в предоставлении испрашиваемого заявителем земельного участка, Администрация сослалась на его ограничение в обороте в силу его расположения во втором поясе зоны санитарной охраны водозаборов р. Уфы, указав, что границы зон санитарной охраны водного объекта определены проектом "Санитарно-топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы", утвержденным распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24.07.1995 N 801, а также проектом водоохранных зон рек и водоемов на территории г. Уфы, утвержденного постановлением главы Администрации от 21.08.2008 N 5129 и положенного в основу схемы границ зон с особыми условиями использования территорий по санитарно-гигиеническим требованиям, утвержденной в составе Правил землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан (т. 1 л.д. 18).
Приведенное основание для отказа в предоставлении спорного земельного участка в собственность судом первой инстанции правомерно признано необоснованным.
В силу подпункта 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В силу пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Администрация в обоснование довода о нахождении испрашиваемого земельного участка во втором поясе зоны санитарной охраны водозаборов р. Уфы в силу решения Совета городского округа г. Уфа "О правилах землепользования и застройки городского округа г. Уфа РБ от 22.08.2008 N 7/4" ссылалась на сведения, указанные в кадастровом паспорте земельного участка (т. 1 л.д. 19-22).
Согласно пунктам 6, 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.
Документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено установление зон с особыми условиями использования территорий, в том числе водоохранных зон, зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, иных зон, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, по смыслу названной нормы, установление зон с особыми условиями использования территорий при осуществлении территориального планирования производится в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, регламентирующего основания и порядок установления указанных зон.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (пункт 4 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Согласно пункту 5 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Таким образом, установление зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения при принятии правил землепользования и застройки может быть осуществлено согласно статье 18 вышеназванного Федерального закона на основании принятого органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения об утверждении проекта зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливающего границы и режим данной зоны.
Однако соответствующих доказательств утверждения органом исполнительной власти Республики Башкортостан проекта зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения Администрацией суду первой инстанции не представлено.
Проект водоохранных зон рек и водоемов на территории г. Уфы, утвержденный постановлением главы Администрации от 21.08.2008 N 5129, не может быть принят апелляционной коллегией в качестве доказательства соблюдения порядка установления границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, так как согласно пункту 5 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы местного самоуправления не наделены действующим законодательством полномочиями по установлению таких зон санитарной охраны.
Таким образом, указанная в кадастровом паспорте земельного участка "Зона: Республика Башкортостан, г. Уфа. Санитарная зона охраны водозаборов, II пояс", установленная на основании решения Совета городского округа г. Уфа "О правилах землепользования и застройки городского округа г. Уфа от 22.08.2008 N 7/4", не является установленной в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" зоной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Зоны санитарной охраны устанавливаются в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно пункту 1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны устанавливаются в отношении источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. В силу пункта 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Имеющаяся в кадастровом паспорте земельного участка информация не содержит сведений о том, в отношении какого источника водоснабжения либо водопровода установлена санитарная зона охраны водозаборов, II пояс.
Ссылка в кадастровом паспорте на установление зоны особого использования в соответствии с Распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24.07.1995 N 801-р также не может быть принята.
Документов, позволяющих определить границы указанных зон на местности, а также установить обстоятельство вхождения спорного земельного участка в состав данных зон, в материалы дела не представлено. Проект санитарной зоны водопроводных сооружений и источников водоснабжения города Уфы, утвержденный распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24.07.1995 N 801-р, позволяющий определить такие сведения либо иные доказательства суду не представлены.
В соответствии со статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Согласно частям 2, 3, 6 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что заинтересованным лицом не представлено доказательств вхождения испрашиваемого заявителем земельного участка в состав ограниченных в обороте земельных участков, расположенных во втором поясе зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Судебная коллегия также соглашается с судом первой инстанции в том, что заинтересованным лицом в порядке части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств того, что понятие "санитарная зона охраны водозаборов" является равнозначным понятию "зона санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения", равно как и не представлено доказательств установления границ и режима данной зоны в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
С учетом названного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о несоответствии закону оснований отказа в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 02:55:020511:547, по причине его расположения во втором поясе зоны санитарной охраны водозаборов, выраженного в письме Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 6877 от 26.03.2015.
Иных оснований, исключающих предоставление земельного участка в собственность в ходе рассмотрения спора не установлено.
Довод апеллянта о резервировании земельного участка с кадастровым номером 02:55:020511:32 не может служить основанием, исключающим предоставление испрашиваемого земельного участка в собственность общества.
Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории (пункт 1 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд" утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, согласно которому:
- - решение о резервировании земель для муниципальных нужд принимается уполномоченным исполнительным органом местного самоуправления (пункт 2);
- - решение о резервировании земель принимается в соответствии со следующими документами: документы территориального планирования. При наличии документации по планировке территории решение о резервировании земель принимается в соответствии с такой документацией; решения об утверждении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, утвержденные в установленном порядке (пункт 3).
- решение о резервировании земель должно содержать: цели и сроки резервирования земель; реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель; ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом РФ и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель; сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель (пункт 5).
- к решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель (пункт 6).
Из материалов настоящего дела не следует, что органом местного самоуправления (либо органом государственной власти субъекта Российской Федерации) принято решение о резервировании земельного участка с кадастровым номером 02:55:020511:547.
Решения Совета городского округа город Уфа от 28.01.2015 N 41/6 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" в составе перечня-приложения не содержит земельного участка с таким кадастровым номером (т. 1 л.д. 44-52).
В силу пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица, а потому довод Администрации о неправомерности постановки на кадастровый учет спорного земельного участка является несостоятельным и подлежит отклонению.
Осуществление резервирования вышеназванными решениями земельного участка с кадастровым номером 02:55:020511:32, который являлся исходным для формирования земельного участка с кадастровым номером 02:55:020511:547, не может служить препятствием для выкупа, в силу следующего.
Из представленных в материалы дела кадастрового паспорта и межевого дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:020511:547 образован из земельного участка с кадастровым номером 02:55:020511:32 с целью формирования земельного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества - автостоянка, за пределами красных линий (т. 1 л.д. 19, 108).
В соответствии с выкопировкой из генерального плана и схемой красных линий, вновь сформированный земельный участок не находится в границах красных линий (т. 1 л.д. 133-134). Об этом же свидетельствует сообщение Главного Управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 15.10.2015 (т. 1 л.д. 169).
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что в соответствии с генеральным планом развития города, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта подлежат отклонению.
Действительно, согласно части 2 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", при разрешении споров, связанных с приобретением юридическими лицами земельных участков в собственность, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей. В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Документами территориального планирования муниципальных образований являются: генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов (пункт 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации). В силу пункта 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Документация по планировке территории подготавливается органами местного самоуправления городского округа на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки (пункт 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В целях предоставления сведений о конкретных целях и основаниях резервирования спорного земельного участка, в том числе о планируемом размещении объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в месте расположения принадлежащего заявителю объекта - автостоянки площадью 6 942,2 кв. м, по адресу: г. Уфа, ул. Маршала Жукова,10, судебное разбирательство по рассмотрению апелляционной жалобы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан было отложено.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2016 указанные доказательства было предложено представить сторонам настоящего спора.
В сообщении от 03.02.2016 Главным Управлением архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан указано, что проектом планировки Лихоческой промзоны с прилегающими к ней территориями в Октябрьском, Калининском, Орджоникидзевском районах городского округа город Уфа, утвержденному постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 08.08.2011 N 4537 на исходном для испрашиваемого заявителем земельном участке с кадастровым номером 02:55:020511:32 предусмотрено размещение парковки (т. 2 л.д. 48).
Иных документов в подтверждение довода о необходимости резервирования земельного участка заинтересованное лицо суду не представило (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Учитывая, что общество "Автодом" обратилось в Администрацию городского округа город Уфа с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 02:55:025011:547, как собственник объекта недвижимости - автостоянка, размещение которого предусмотрено проектом планировки, правовые основания для отказа в предоставления обществу "Автодом" испрашиваемого им земельного участка с кадастровым номером 02:55:020511:547, отсутствуют.
При указанных обстоятельствах апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме и не могут быть учтены, как влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Ее взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины в качестве органа местного самоуправления на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.10.2015 по делу N А07-7602/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.02.2016 N 18АП-15480/2015 ПО ДЕЛУ N А07-7602/2015
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 февраля 2016 г. N 18АП-15480/2015
Дело N А07-7602/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Ермолаевой Л.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лишенко В.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.10.2015 по делу N А07-7602/2015 (судья Насыров М.М.).
В заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Автодом" - Чехова Екатерина Игоревна (доверенность от 25.05.2015).
Открытое акционерное общество "Автодом" (далее - ОАО "Автодом", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании решения Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 02:55:020511:547, выраженного в письме Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 6877 от 26.03.2015, незаконным и обязании Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в срок, не превышающий одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу, направить в адрес ОАО "Автодом" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:55:020511:547, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, город Уфа, Октябрьский район ул. Маршала Жукова, рядом с домом N 10 с указанием цены договора - 25% от кадастровой стоимости, в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан N 629 от 26.12.2014 (т. 1 л.д. 7-9).
Определениями суда первой инстанции от 15.04.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, открытое акционерное общество управляющая компания "Сипайлово", Совет городского округа город Уфа, Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее вместе - третьи лица) (т. 1 л.д. 1-6, 91-92, 161-162).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.10.2015 (резолютивная часть объявлена 21.10.2015 - т. 1 л.д. 174-187) заявление удовлетворено.
С указанным решением не согласилось заинтересованное лицо (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Администрация просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления (т. 2 л.д. 3-4).
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указал, что с заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и предоставленных в аренду, вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве. Полагает, что для постановки земельного участка с кадастровым номером 02:55:020511:547 на учет, ОАО "Автодом" должно было обратиться к собственнику земельного участка. Поскольку земельный участок был образован без надлежащего правового основания, он не может быть предоставлен заявителю в порядке статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, испрашиваемый заявителем земельный участок расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 02:55:020511:32, который является зарезервированным для муниципальных нужд. В связи с изложенным и на основании статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для муниципальных нужд ограничиваются в обороте и не могут быть предоставлены в частную собственность. По мнению апеллянта, следует учесть, что в соответствии с генеральным планом развития города, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2016 судебное разбирательство по рассмотрению апелляционной жалобы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан было отложено на 09 часов 00 минут 09 февраля 2016 года.
Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан представило письменные пояснения с возражениями на апелляционную жалобу, приобщенные к материалам дела в соответствии со статьей 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; за исключением представителя заявителя, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель общества "Автодом" поддержал возражения на апелляционную жалобу, представил дополнительные доказательства, приобщенные в порядке абз. 2 части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, обществу "Автодом" на праве собственности принадлежит объект недвижимости - автостоянка общей площадью 6942,2 кв. м по адресу: город Уфа, ул. Маршала Жукова, ж. 10, кадастровый номером 02:55:020511:316, в подтверждение чего представлено свидетельство о государственной регистрации права от 21.06.2014 (т. 1 л.д. 16).
Принадлежащая ОАО "Автодом" на праве собственности автостоянка общей площадью 6942,2 кв. м по адресу: г. Уфа, ул. Маршала Жукова, д. 10, принята в эксплуатацию на основании акта приемки и ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта Крытый торгово-сервисного комплекс "Сипайловский" (1 очередь - блок "А") и автостоянки в двух уровнях на 220 а/машин, построенных по ул. М.Жукова в Октябрьском районе города Уфы от 06.10.2004, утвержденного постановлением Главы муниципального образования Октябрьский район города Уфы N 2055 от 07.10.2004.
В соответствии с постановлением Главы Администрации городского округа город Уфа N 6200 от 25.10.2010 участок с кадастровым номером 02:55:020511:32, занимаемый автостоянкой, предоставлен открытому акционерному обществу управляющая компания "Сипайлово" в аренду сроком на 10 лет до 25.10.2020 (т. 1 л.д. 118).
16.05.2011 между Управлением по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и открытым акционерным обществом управляющая компания "Сипайлово" заключен договор аренды земельного участка площадью 8064 кв. м с кадастровым номером 02:55:020511:32 сроком с 25.10.2010 до 25.10.2020 (т. 1 л.д. 36-38).
По договору уступки прав и обязанностей от 03.04.2014 права и обязанности по вышеназванному договору аренды были переданы открытым акционерным обществом управляющая компания "Сипайлово" ОАО "Автодом" (т. 1 л.д. 38). Государственная регистрация договора произведена 02.05.2014 (т. 1 л.д. 38, оборот).
11.03.2015 общество "Автодом" обратилось в Администрацию городского округа город Уфа с заявлением N 001-02-9209 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 02:55:025011:547, расположенного по адресу: город Уфа, Октябрьский район, ул. Маршала Жукова, рядом с домом 10, разрешенное использование: гостиница с многоуровневой автостоянкой, на котором расположен принадлежащий на праве собственности ОАО "Автодом" объект недвижимости - автостоянка.
26.03.2015 Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан в лице Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан письмом N 6877 отказала обществу "Автодом" в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:55:0025011:547 в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны водозаборов (т. 1 л.д. 18).
Указав, что отказ в предоставлении земельного участка со ссылкой на ограничение в обороте в силу пункта 14 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у заявителя права на приватизацию земельного участка в порядке статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации ввиду недоказанности заинтересованным лицом обстоятельств установления границ и режима зоны санитарной охраны источника питьевой воды в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также обстоятельств резервирования испрашиваемого земельного участка для муниципальных нужд.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) возлагается на орган, его принявший.
Поскольку спорные отношения возникли в связи с обращением заявителя о приобретении земельных участков в собственность на основании заявления, поданного 26.03.2015, они подлежат регулированию нормами Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом вступивших в силу с 01.03.2015 изменений, внесенных Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу пункта 6 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (статья 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Пунктом 5 названной выше статьи предусмотрена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и направить принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (подпункт 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
К их числу относится случаи, когда указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования (пункты 6, 7 названной нормы).
Отказывая в предоставлении испрашиваемого заявителем земельного участка, Администрация сослалась на его ограничение в обороте в силу его расположения во втором поясе зоны санитарной охраны водозаборов р. Уфы, указав, что границы зон санитарной охраны водного объекта определены проектом "Санитарно-топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы", утвержденным распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24.07.1995 N 801, а также проектом водоохранных зон рек и водоемов на территории г. Уфы, утвержденного постановлением главы Администрации от 21.08.2008 N 5129 и положенного в основу схемы границ зон с особыми условиями использования территорий по санитарно-гигиеническим требованиям, утвержденной в составе Правил землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан (т. 1 л.д. 18).
Приведенное основание для отказа в предоставлении спорного земельного участка в собственность судом первой инстанции правомерно признано необоснованным.
В силу подпункта 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В силу пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Администрация в обоснование довода о нахождении испрашиваемого земельного участка во втором поясе зоны санитарной охраны водозаборов р. Уфы в силу решения Совета городского округа г. Уфа "О правилах землепользования и застройки городского округа г. Уфа РБ от 22.08.2008 N 7/4" ссылалась на сведения, указанные в кадастровом паспорте земельного участка (т. 1 л.д. 19-22).
Согласно пунктам 6, 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.
Документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено установление зон с особыми условиями использования территорий, в том числе водоохранных зон, зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, иных зон, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, по смыслу названной нормы, установление зон с особыми условиями использования территорий при осуществлении территориального планирования производится в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, регламентирующего основания и порядок установления указанных зон.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (пункт 4 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Согласно пункту 5 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Таким образом, установление зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения при принятии правил землепользования и застройки может быть осуществлено согласно статье 18 вышеназванного Федерального закона на основании принятого органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения об утверждении проекта зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливающего границы и режим данной зоны.
Однако соответствующих доказательств утверждения органом исполнительной власти Республики Башкортостан проекта зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения Администрацией суду первой инстанции не представлено.
Проект водоохранных зон рек и водоемов на территории г. Уфы, утвержденный постановлением главы Администрации от 21.08.2008 N 5129, не может быть принят апелляционной коллегией в качестве доказательства соблюдения порядка установления границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, так как согласно пункту 5 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы местного самоуправления не наделены действующим законодательством полномочиями по установлению таких зон санитарной охраны.
Таким образом, указанная в кадастровом паспорте земельного участка "Зона: Республика Башкортостан, г. Уфа. Санитарная зона охраны водозаборов, II пояс", установленная на основании решения Совета городского округа г. Уфа "О правилах землепользования и застройки городского округа г. Уфа от 22.08.2008 N 7/4", не является установленной в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" зоной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Зоны санитарной охраны устанавливаются в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно пункту 1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны устанавливаются в отношении источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. В силу пункта 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Имеющаяся в кадастровом паспорте земельного участка информация не содержит сведений о том, в отношении какого источника водоснабжения либо водопровода установлена санитарная зона охраны водозаборов, II пояс.
Ссылка в кадастровом паспорте на установление зоны особого использования в соответствии с Распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24.07.1995 N 801-р также не может быть принята.
Документов, позволяющих определить границы указанных зон на местности, а также установить обстоятельство вхождения спорного земельного участка в состав данных зон, в материалы дела не представлено. Проект санитарной зоны водопроводных сооружений и источников водоснабжения города Уфы, утвержденный распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24.07.1995 N 801-р, позволяющий определить такие сведения либо иные доказательства суду не представлены.
В соответствии со статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Согласно частям 2, 3, 6 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что заинтересованным лицом не представлено доказательств вхождения испрашиваемого заявителем земельного участка в состав ограниченных в обороте земельных участков, расположенных во втором поясе зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Судебная коллегия также соглашается с судом первой инстанции в том, что заинтересованным лицом в порядке части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств того, что понятие "санитарная зона охраны водозаборов" является равнозначным понятию "зона санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения", равно как и не представлено доказательств установления границ и режима данной зоны в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
С учетом названного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о несоответствии закону оснований отказа в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 02:55:020511:547, по причине его расположения во втором поясе зоны санитарной охраны водозаборов, выраженного в письме Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 6877 от 26.03.2015.
Иных оснований, исключающих предоставление земельного участка в собственность в ходе рассмотрения спора не установлено.
Довод апеллянта о резервировании земельного участка с кадастровым номером 02:55:020511:32 не может служить основанием, исключающим предоставление испрашиваемого земельного участка в собственность общества.
Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории (пункт 1 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд" утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, согласно которому:
- - решение о резервировании земель для муниципальных нужд принимается уполномоченным исполнительным органом местного самоуправления (пункт 2);
- - решение о резервировании земель принимается в соответствии со следующими документами: документы территориального планирования. При наличии документации по планировке территории решение о резервировании земель принимается в соответствии с такой документацией; решения об утверждении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, утвержденные в установленном порядке (пункт 3).
- решение о резервировании земель должно содержать: цели и сроки резервирования земель; реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель; ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом РФ и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель; сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель (пункт 5).
- к решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель (пункт 6).
Из материалов настоящего дела не следует, что органом местного самоуправления (либо органом государственной власти субъекта Российской Федерации) принято решение о резервировании земельного участка с кадастровым номером 02:55:020511:547.
Решения Совета городского округа город Уфа от 28.01.2015 N 41/6 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" в составе перечня-приложения не содержит земельного участка с таким кадастровым номером (т. 1 л.д. 44-52).
В силу пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица, а потому довод Администрации о неправомерности постановки на кадастровый учет спорного земельного участка является несостоятельным и подлежит отклонению.
Осуществление резервирования вышеназванными решениями земельного участка с кадастровым номером 02:55:020511:32, который являлся исходным для формирования земельного участка с кадастровым номером 02:55:020511:547, не может служить препятствием для выкупа, в силу следующего.
Из представленных в материалы дела кадастрового паспорта и межевого дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:020511:547 образован из земельного участка с кадастровым номером 02:55:020511:32 с целью формирования земельного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества - автостоянка, за пределами красных линий (т. 1 л.д. 19, 108).
В соответствии с выкопировкой из генерального плана и схемой красных линий, вновь сформированный земельный участок не находится в границах красных линий (т. 1 л.д. 133-134). Об этом же свидетельствует сообщение Главного Управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 15.10.2015 (т. 1 л.д. 169).
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что в соответствии с генеральным планом развития города, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта подлежат отклонению.
Действительно, согласно части 2 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", при разрешении споров, связанных с приобретением юридическими лицами земельных участков в собственность, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей. В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Документами территориального планирования муниципальных образований являются: генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов (пункт 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации). В силу пункта 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Документация по планировке территории подготавливается органами местного самоуправления городского округа на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки (пункт 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В целях предоставления сведений о конкретных целях и основаниях резервирования спорного земельного участка, в том числе о планируемом размещении объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в месте расположения принадлежащего заявителю объекта - автостоянки площадью 6 942,2 кв. м, по адресу: г. Уфа, ул. Маршала Жукова,10, судебное разбирательство по рассмотрению апелляционной жалобы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан было отложено.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2016 указанные доказательства было предложено представить сторонам настоящего спора.
В сообщении от 03.02.2016 Главным Управлением архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан указано, что проектом планировки Лихоческой промзоны с прилегающими к ней территориями в Октябрьском, Калининском, Орджоникидзевском районах городского округа город Уфа, утвержденному постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 08.08.2011 N 4537 на исходном для испрашиваемого заявителем земельном участке с кадастровым номером 02:55:020511:32 предусмотрено размещение парковки (т. 2 л.д. 48).
Иных документов в подтверждение довода о необходимости резервирования земельного участка заинтересованное лицо суду не представило (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Учитывая, что общество "Автодом" обратилось в Администрацию городского округа город Уфа с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 02:55:025011:547, как собственник объекта недвижимости - автостоянка, размещение которого предусмотрено проектом планировки, правовые основания для отказа в предоставления обществу "Автодом" испрашиваемого им земельного участка с кадастровым номером 02:55:020511:547, отсутствуют.
При указанных обстоятельствах апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме и не могут быть учтены, как влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Ее взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины в качестве органа местного самоуправления на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.10.2015 по делу N А07-7602/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
И.Ю.СОКОЛОВА
И.Ю.СОКОЛОВА
Судьи
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)