Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.05.2017 N 12АП-4791/2017 ПО ДЕЛУ N А12-70274/2016

Разделы:
Изъятие земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 мая 2017 г. по делу N А12-70274/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего С.А. Кузьмичева,
судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Дубининой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Агеевой Марии Сергеевны
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07 марта 2017 года по делу N А12-70274/2016 (судья Наумова М.Ю.)
по заявлению Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Агеевой Марии Сергеевны (ОГРН 315344300000514, ИНН 344745372319)
к Департаменту по недропользованию по Южному федеральному округу (ОГРН 1046167013705, ИНН 6167078140), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (ОГРН 1043400443074, ИНН 3445071298).
о признании недействительным приказа.
При участии в судебном заседании: представители акционерного общества "Российская инновационная топливно-энергетическая компания" Моторин Дмитрий Евгеньевич, действующий по доверенности от 14.11.2016 N 679, Гуторов Никита Андреевич, действующий по доверенности от 02.07.2015 N 496.
В судебное заседание не явились представители: Департамента по недропользованию по Южному федеральному округу, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, акционерного общества "РИТЭК".

установил:

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Агеева Мария Сергеевна (далее - глава КФХ Агеева М.С., заявитель) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным приказа Департамента по недропользованию по Южному федеральному округу от 31.10.2016 N 326; об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области не осуществлять постановку на государственный кадастровый учет земельных участков с условными номерами 34:18:130005:46:ЗУ2 и 34:18:130005:48:ЗУ2 согласно утвержденной Схемы расположения земельных участков, подлежащих образованию из земельных участков с кадастровыми номерами 34:18:130005:46 и 34:18:130005:48.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 07 марта 2017 года заявленные требования Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Агеевой Марии Сергеевны о признании недействительным приказа Департамента по недропользованию по Южному федеральному округу от 31.10.2016 N 326; об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области не осуществлять постановку на государственный кадастровый учет земельных участков с условными номерами 34:18:130005:46:ЗУ2 и 34:18:130005:48:ЗУ2 согласно утвержденной Схемы расположения земельных участков, подлежащих образованию из земельных участков с кадастровыми номерами 34:18:130005:46 и 34:18:130005:48, оставлены без удовлетворения.
Судом апелляционной инстанции, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв в судебном заседании до 17 мая 2017 года до 12 часов 40 минут.
Судебное заседание продолжено после перерыва в том же составе судей и с участием представителей: акционерного общества "Российская инновационная топливно-энергетическая компания" Моторина Дмитрия Евгеньевича, Гуторова Никиты Андреевича, главы КФХ Агеева Марии Сергеевны - лично, паспорт обозревался.
Глава КФХ Агеева М.С. не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, выслушав участников процесса, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в Департамент по недропользованию по Южному федеральному округу поступило ходатайство АО "РИТЭК" (входящий N 1471 от 20.06.2016) об изъятии земельного участка для государственных нужд для цели проведения работ, связанных с пользованием недрами в связи с осуществлением недропользования по лицензии ВЛГ N 02185 НЭ от 12.04.2016 за счет средств недропользователя, расположенного по адресу: по адресу: Волгоградская область, Николаевский муниципальный район, территория Очкуровского сельского поселения, в т.ч. площадью 35090 кв. м в пределах земельного участка с кадастровым номером 34:18:130005:46 и площадью 20550 кв. м в пределах земельного участка с кадастровым номером 34:18:130005:48.
К ходатайству об изъятии земельного участка были приложены: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с координатами характерных точек границ, лицензия АО "РИТЭК" на пользование недрами ВЛГ N 02185 НЭ от 12.04.2016, копия паспорта заявителя, доверенность, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц.
Департаментом по недропользованию по Южному федеральному округу издан приказ от 31.10.2016 N 326 об изъятии для размещения и эксплуатации производственно-технологического комплекса нефтяной скважины N 5 Алексеевской подлежащий образованию земельный участок площадью 55640 кв. м, расположенный по адресу: Волгоградская область, Николаевский муниципальный район, территория Очкуровского сельского поселения, в пределах земельных участков с кадастровыми номерами 34:18:130005:46 и 34:18:130005:48, принадлежащих на праве собственности гражданке России Агеевой Марии Сергеевне.
Не согласившись с приказом Департамента от 31.10.2016 N 326, глава КФХ Агеева М.С. обратилась в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку оспариваемый приказ Департамента, принят с соблюдением действующего порядка изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, и на основании документов, которые в полной мере соответствуют установленным требованиям к ходатайству об изъятии земельных участков; приказ Департамента от 31.10.2016 N 326, вынесен уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий, соответствуют требованиям действующего законодательства, правовые основания для признания их недействительными, отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Федеральным законом от 31.12.2014 N 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Гражданский кодекс, Земельный кодекс, а также ряд иных федеральных законов (вступили в силу с 01.04.2015). Названным законом в Земельный кодекс введена глава VII.1, содержащая порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
Согласно статье 279 Гражданского кодекса принудительное отчуждение земельного участка может осуществляться в соответствии с решением об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, которое принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
На основании пункта 1 статьи 56.2 Земельного кодекса изъятие земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения, осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с положениями статьи 56.2 ЗК РФ, пунктом 5.3.19 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 г. N 293, Федеральное агентство по недропользованию уполномочено на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения), если принятие такого решения обосновано лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя).
Приказом Федерального агентства по недропользованию от 07.04.2016 г. N 255 Департамент по недропользованию по Южному федеральному округу наделен полномочиями на принятия решений об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения) по месту нахождения изымаемых земельных участков.
По правилам подпункта 3 пункта 2 статьи 56.3 ЗК РФ принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть обосновано лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя).
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса (пункт 4 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 56.4 ЗК РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - ходатайство об изъятии), с которыми в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, вправе обратиться организации, являющиеся недропользователями, в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователей.
Согласно пункту 2 статьи 56.4 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых приказов) перечень организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Перечень организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд, утвержден Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2015 г. N 442.
В данный перечень вошли организации, являющиеся недропользователями на основании выданной федеральным органом исполнительной власти лицензии, в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователей.
Согласно пункту 7 статьи 56.4 ЗК РФ требования к форме и содержанию ходатайства об изъятии, состав прилагаемых к нему документов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 2 Требований к форме и содержанию ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, составу прилагаемых к нему документов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 23.04.2015 г. N 250, к ходатайству об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд прилагаются:
- - схема расположения земельного участка, если подано ходатайство об изъятии земельных участков, которые подлежит образовать, и отсутствует утвержденный проект межевания территории, предусматривающий образование таких земельных участков, если иное не предусмотрено статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации;
- - копия документа, удостоверяющего личность представителя заявителя, за исключением случаев, когда ходатайство об изъятии подписано усиленной квалифицированной электронной подписью;
- - доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание ходатайства об изъятии.
При этом, исходя из положений п. 3 Требований, к ходатайству об изъятии заявитель вправе приложить следующие документы:
- - копию утвержденного проекта межевания территории (при наличии);
- - копию решения о создании или расширении особо охраняемой природной территории (в случае изъятия земельных участков для создания или расширения особо охраняемой природной территории);
- - выписку из Единого государственного реестра недвижимости на предполагаемые к изъятию для государственных или муниципальных нужд земельные участки, а также на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества;
- - выписку из Единого государственного реестра юридических лиц о заявителе;
- - копию международного договора Российской Федерации в случае, если изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в связи с выполнением международных договоров Российской Федерации;
- - копии документов, содержащих сведения об имеющихся правах на земельные участки, подлежащие изъятию для государственных или муниципальных нужд, и на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, в случае отсутствия таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости;
- - копию документа, подтверждающего иные основания, предусмотренные федеральными законами, в случае, если изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в соответствии с пунктом 3 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, АО "РИТЭК" является организацией-недропользователем на основании выданной федеральным органом исполнительной власти лицензии. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 56.4 ЗК РФ, пункта 3 Перечня организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2015 N 442, АО "РИТЭК" реализовало предоставленное действующим законодательством правомочие.
В Департамент по недропользованию по Южному федеральному округу (входящий N 1522 от 27.06.2016) поступил отзыв из ФБУ "Территориальный фонд геологической информации по Южному федеральному округу" о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 34:18:130005:46 и 34:18:130005:48 расположены в границах лицензионного участка недр "Участок Алексеевский-1" по лицензии ВЛГ N 02185 НЭ.
К ходатайству об изъятии земельного участка были приложены: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с координатами характерных точек границ, лицензия АО "РИТЭК" на пользование недрами ВЛГ N 02185 НЭ от 12.04.2016, копия паспорта заявителя, доверенность, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц.
Таким образом, АО "РИТЭК", являясь лицом, имеющим право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд, обратилось в полномочный орган с ходатайствами об изъятии спорных земельных участков в целях размещения и эксплуатации производственно-технологического комплекса нефтяных скважин. При этом им были представлены все необходимые документы.
Согласно пункту 10 статьи 56.4 ЗК РФ уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления ходатайства об изъятии выполняют одно из следующих действий:
1) направляют запрос в орган регистрации прав в целях выявления лиц, земельные участки которых подлежат изъятию или из земельных участков которых образуются земельные участки, подлежащие изъятию для государственных или муниципальных нужд (далее также - земельные участки, подлежащие изъятию), и которым принадлежат расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества;
2) принимают решение об отказе в удовлетворении ходатайства об изъятии при наличии оснований, предусмотренных пунктом 11 настоящей статьи, и направляют принятое решение организации, подавшей данное ходатайство, с указанием причины принятого решения.
Уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, принимают решение об отказе в удовлетворении ходатайства об изъятии в следующих случаях:
1) не соблюдены условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, предусмотренные статьей 56.3 настоящего Кодекса;
2) ходатайством об изъятии предусмотрено изъятие земельного участка по основаниям, не предусмотренным федеральными законами;
3) схема расположения земельного участка, приложенная к ходатайству об изъятии, не может быть утверждена по основаниям, указанным в подпунктах 1, 3 - 5 пункта 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
4) в иных случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, если подано ходатайство об изъятии земельных участков для региональных или муниципальных нужд (пункт 11 статьи 56.4 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 56.6 ЗК РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.
Решение об изъятии не может быть принято в случае, если:
1) земельные участки являются выморочным имуществом и на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимого имущества, являющиеся частной собственностью или находящиеся в пользовании третьих лиц;
2) земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, не обременены правами третьих лиц и на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимого имущества, являющиеся частной собственностью или находящиеся в пользовании третьих лиц;
3) земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, не обременены правами третьих лиц и на таких земельных участках расположены объекты недвижимого имущества, которые являются выморочным или бесхозяйным имуществом (пункт 7 статьи 56.6 ЗК РФ).
В данном случае перечисленные основания для отказа АО "РИТЭК" в удовлетворении ходатайства об изъятии земельных участков отсутствовали.
На основании ходатайств АО "РИТЭК" Департаментом по недропользованию по Южному федеральному округу правомерно принят приказ от 31.10.2016 N 326 об изъятии для размещения и эксплуатации производственно-технологического комплекса нефтяной скважины N 5 Алексеевской подлежащий образованию земельный участок площадью 55640 кв. м, расположенный по адресу: Волгоградская область, Николаевский муниципальный район, территория Очкуровского сельского поселения, в пределах земельных участков с кадастровыми номерами 34:18:130005:46 и 34:18:130005:48, принадлежащих на праве собственности гражданке России Агеевой Марии Сергеевне.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о законности оспариваемых приказов Департамента.
Доводы заявителя о том, что приказ от 31.10.2016 N 326, нарушает принцип исключительности изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд ввиду непредставления АО "РИТЭК" документов, подтверждающих отсутствие иных возможностей оформить правоустанавливающие документы на земельные участки, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку действующее законодательство не ставит право владельца лицензии на пользование недрами ходатайствовать об изъятии земельного участка в зависимость от наличия таких возможностей.
Довод заявителя, изложенный в жалобе, о необоснованном размере площади изымаемых земельных участков был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и правомерно судом отклонен.
Требования к форме и содержанию ходатайств об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд, установленные приказом Минэкономразвития РФ от 23.05.2015 года N 250, содержат исчерпывающий перечень документов, которые должны быть приложены к ходатайству об изъятии земельного участка.
Требований о приложении к ходатайству каких-либо документов (проектов, паспортов объектов и проч.), обосновывающих площадь изымаемого земельного участка указанный приказ Минэкономразвития не содержит.
При этом необходимость изъятия спорных земельных участков и их площадь подтверждается предоставленной АО "РИТЭК" в материалы дела технической документацией, в том числе предпроектной проработкой N 28-15-70-ПП, проектными решениями, изложенными в письме от 23.09.2016 N Р-10/2-41/1048, и проч.
Судебная коллегия отклоняет довод заявителя о том, что оспариваемые приказы Департамента по недропользованию по Южному федеральному округу (Югнедра) являются незаконными, поскольку вынесены в период наложения ареста на спорные земельные участки.
Наложение ареста на имущество состоит в запрете, адресованном собственнику или владельцу имущества, распоряжаться и в необходимых случаях пользоваться им, а также в изъятии имущества и передаче его на хранение (часть 2 статьи 115 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).
В данном случае собственник имущества не распоряжался спорными земельными участками.
По правилам пункта 1 статьи 56.11 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для перехода права собственности на земельный участок являются заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества.
Применительно к рассмотренному делу указанные обстоятельства не наступили. Соглашение об изъятии недвижимости для государственных нужд не заключено.
Кроме того, в силу части 8 статьи 56.11 ЗК РФ правообладатель изымаемой недвижимости осуществляет самостоятельно расчет с лицами, обременения на изымаемую недвижимость в пользу которых или договоры с которыми прекращены на основании заключенного соглашения об изъятии недвижимости либо вступившего в законную силу решения суда, а также с лицами, договоры с которыми расторгнуты в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, однако не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права и подлежат отклонению, поскольку основаны на ином толковании норм права.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оспариваемый приказ Департамента, принят уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий с соблюдением действующего порядка изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, и на основании документов, которые в полной мере соответствуют установленным требованиям к ходатайству об изъятии земельных участков.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции законным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба главы КФХ Агеевой М.С. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07 марта 2017 года по делу N А12-70274/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
С.А.КУЗЬМИЧЕВ

Судьи
В.В.ЗЕМЛЯННИКОВА
Ю.А.КОМНАТНАЯ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)