Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 октября 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
при участии в заседании:
- от Рыболовецкой артели (колхоза) им. 50 лет Октября: Садчика А.Ю.;
- от Правительства Хабаровского края: Кан С.Д.;
- от ООО ПКП "Абрис": Москвичева В.Г.;
- от Министерства природных ресурсов Хабаровского края: не явились;
- от Минобороны России: Кумаева Д.В.;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Рыболовецкой артели (колхоза) им. 50 лет Октября
на решение от 01.08.2016 по делу N А73-5867/2016
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Никитиной Т.Н.
по заявлению Рыболовецкой артели (колхоза) им. 50 лет Октября
к Правительству Хабаровского края
о признании недействительным распоряжения
третьи лица: Общество с ограниченной ответственностью ПКП "Абрис", Министерство обороны Российской Федерации, Министерство природных ресурсов Хабаровского края
Рыболовецкая артель (колхоз) имени 50 лет Октября (ОГРН 1032700150010, ИНН 2709001128; далее - артель) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным распоряжения Правительства Хабаровского края (далее - правительство) от 30.12.2015 "Об отказе в переводе земельных участков из категории земель запаса в категорию земель сельскохозяйственного назначения в Ванинском муниципальном районе", и об обязании правительства осуществить такой перевод вышеуказанных земельных участков.
К участию в дело в качестве третьих лиц привлечены: Общество с ограниченной ответственностью ПКП "Абрис" (далее - ООО ПКП "Абрис"), Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны), Министерство природных ресурсов Хабаровского края (далее - Минприроды края).
Решением суда от 01.08.2016 в удовлетворении требования отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, артель обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в обоснование которой указала на то, что постановлением Правительства Хабаровского края от 30.10.1992 N 517 подтвержден факт изъятия из собственности Минобороны земельного участка, из которого сформированы спорные земельные участки. Также заявитель считает, что судом не обоснованно не принято во внимание постановление главы администрации Ванинского района N 358, как правоустанавливающий документ для перерегистрации права пользования спорным земельным участком.
В ходе судебного разбирательства представитель артели просил решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований.
Представитель правительства с позицией заявителя жалобы не согласился, считая выводы суда первой инстанции обоснованными.
Минприроды в отзыве указало на законность судебного акта.
Представитель Минобороны не признал позицию заявителя жалобы.
Представитель общества, поддержав требования артели, просил решение суда отменить и удовлетворить требования заявителя по делу.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы и отзывов на нее, выслушав пояснения участников процесса, суд второй инстанции не находит оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
Из материалов дела видно, что 10.03.2015 артель обратилась в Правительство Хабаровского края с заявлением о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 27:04:0000000:897, 27:04:0000000:898 из земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения в Ванинском муниципальном районе для строительства объекта "Даттинский лососевый рыбоводный завод. Наружные сети водоснабжения".
30.12.2015 принято распоряжение N 1033-рп об отказе со ссылкой на пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Полагая, что данное распоряжение правительства является незаконным и нарушает права и законные интересы артели, последнее оспорила его в судебном порядке.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для этого процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, рассмотрев спор, отказал в требовании, не установив совокупность выше приведенных условий, с чем соглашается и апелляционный суд.
Статьей 1 Федерального закона N 172-ФЗ установлено, что правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ земли делятся по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Пунктами 1, 2 статьи 7 ЗК РФ установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Согласно пункту 1 статьи 103 ЗК РФ к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 настоящего кодекса.
Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, и иных предусмотренных федеральными законами случаев (пункт 2 статьи 103 ЗК РФ).
Из содержания названной статьи следует, что земли запаса - это земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, основное целевое назначение которых еще не определено и которые не предоставлены гражданам и юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель.
Кадастровыми паспортами подтверждено, что земельные участки с кадастровыми номерами 27:04:0000000:897, 27:04:0000000:898 образованы из земельного участка с кадастровым номером 27:04:0000000:74 и относятся к землям запаса.
Из информации, изложенной в письме ФГКУ "Территориальное управление лесного хозяйства" Минобороны от 07.04.2015 за N 404, следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 27:04:0000000:897, 27:04:0000000:898 входят в границы Утесного участкового лесничества квартал 32, которое создано в границах 254 Военного лесничества Тихоокеанского флота 428-м Отделением морской инженерной службы.
Также установлено, что письмом от 11.01.2016 N 141/118 Департамент имущественных отношений Минобороны подтвердил, что испрашиваемые земельные участки расположены в квартале 32 Утесного участкового лесничества Хабаровского лесничества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 2 данной статьи в целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для: строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий); разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов); размещения запасов материальных ценностей государственного материального резерва.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 Кодекса предусмотрено, что перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации.
Согласно сводному акту о передаче (приемке) лесов, расположенных на землях обороны в Хабаровском крае от 11.12.1998, утвержденному совместным приказом Министерства природных ресурсов РФ и Министерством обороны РФ N 555/592 от 15.12.2000, Военное лесничество N 254 приняло от Северного лесхоза 4 977 га лесов II группы.
Из документов к постановлению Главы администрации Хабаровского края от 30.10.1992 N 517 следует, что указанное постановление с делом по инвентаризации земель, находящихся в пользовании объединенных Вооруженных Сил СНГ, было направлено в Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации для подготовки решения Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
Из письма командующего Тихоокеанским флотом от 15.10.1992 N 24-4/2113, следует, что по результатам рассмотрения материалов инвентаризации земель командование не согласилось с предложениями по изъятию земельных участков Тихоокеанского флота и представило свой Перечень земельных участков, предлагаемых к полному и частичному изъятию у флота в ходе инвентаризации земель по Хабаровскому краю, который был направлен в Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации в составе приложений к постановлению главы администрации Хабаровского края от 30.10.1992 N 517. Указанный Перечень не содержит сведений об изъятии у войсковой части 26869 Тихоокеанского флота земельного участка N 35 (пункт 16 Перечня).
Принадлежность земельных участков, на которых расположены передаваемые леса к землям Минобороны России, подтверждается постановлением администрации Хабаровского края от 30.10.1992 N 517 "Об утверждении итогов инвентаризации земель, находящихся в пользовании объединенных Вооруженных Сил СНГ".
Арбитражным судом обоснованно отклонен довод заявителя о том, что земельный участок N 35, из которого образованы спорные земельные участки, изъят у Минобороны и передан в земельный запас района, поскольку доказательств того, что в установленном законом порядке прекращено право постоянного (бессрочного) пользования войсковой части 26869 в отношении этого участка в материалах дела не имеется.
Относительно права распоряжаться спорными земельными участками.
Согласно пункту 1 статьи 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, признанные таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; приобретенные Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Пункт 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" предусматривает, что земли, леса, воды другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов находятся в Федеральной собственности.
Согласно Положению о Минобороны России, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися у них на праве постоянного (бессрочного) пользования, и осуществляет передачу имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций в собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества. Министерство обороны РФ осуществляет правомочия собственника по управлению федеральным имуществом, в том числе землей.
Таким образом, администрация Ванинского района не обладала правом по распоряжению земельным участком, принадлежащим войсковой части 26869 на праве постоянного (бессрочного) пользования, а, равно как, и не обладал таким правом командир войсковой части 26869.
Следовательно, ссылка заявителя жалобы на постановление Главы администрации Ванинского района от 04.09.1992 N 358, несостоятельна.
Тот факт, что право федеральной собственности на спорный участок в установленном законом порядке не зарегистрировано, не свидетельствует о том, что этот земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность, на которую не разграничена.
Учитывая выше установленное, выводы первой инстанции, что оспариваемое распоряжение правительства края не нарушает права заявителя, и связи с этим отсутствуют правовые основания для признания его незаконным, являются правильными.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не находит законных оснований для удовлетворения заявленной жалобы.
Государственная пошлина в размере 1 500 рублей подлежит возврату артели из федерального бюджета на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ как излишне уплаченная.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 01.08.2016 по делу N А73-5867/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Рыболовецкой артели (колхоза) имени 50 лет Октября из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 24.08.2016 N 2042 государственную пошлину в сумме 1 500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.10.2016 N 06АП-5376/2016 ПО ДЕЛУ N А73-5867/2016
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 октября 2016 г. N 06АП-5376/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 октября 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
при участии в заседании:
- от Рыболовецкой артели (колхоза) им. 50 лет Октября: Садчика А.Ю.;
- от Правительства Хабаровского края: Кан С.Д.;
- от ООО ПКП "Абрис": Москвичева В.Г.;
- от Министерства природных ресурсов Хабаровского края: не явились;
- от Минобороны России: Кумаева Д.В.;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Рыболовецкой артели (колхоза) им. 50 лет Октября
на решение от 01.08.2016 по делу N А73-5867/2016
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Никитиной Т.Н.
по заявлению Рыболовецкой артели (колхоза) им. 50 лет Октября
к Правительству Хабаровского края
о признании недействительным распоряжения
третьи лица: Общество с ограниченной ответственностью ПКП "Абрис", Министерство обороны Российской Федерации, Министерство природных ресурсов Хабаровского края
установил:
Рыболовецкая артель (колхоз) имени 50 лет Октября (ОГРН 1032700150010, ИНН 2709001128; далее - артель) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным распоряжения Правительства Хабаровского края (далее - правительство) от 30.12.2015 "Об отказе в переводе земельных участков из категории земель запаса в категорию земель сельскохозяйственного назначения в Ванинском муниципальном районе", и об обязании правительства осуществить такой перевод вышеуказанных земельных участков.
К участию в дело в качестве третьих лиц привлечены: Общество с ограниченной ответственностью ПКП "Абрис" (далее - ООО ПКП "Абрис"), Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны), Министерство природных ресурсов Хабаровского края (далее - Минприроды края).
Решением суда от 01.08.2016 в удовлетворении требования отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, артель обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в обоснование которой указала на то, что постановлением Правительства Хабаровского края от 30.10.1992 N 517 подтвержден факт изъятия из собственности Минобороны земельного участка, из которого сформированы спорные земельные участки. Также заявитель считает, что судом не обоснованно не принято во внимание постановление главы администрации Ванинского района N 358, как правоустанавливающий документ для перерегистрации права пользования спорным земельным участком.
В ходе судебного разбирательства представитель артели просил решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований.
Представитель правительства с позицией заявителя жалобы не согласился, считая выводы суда первой инстанции обоснованными.
Минприроды в отзыве указало на законность судебного акта.
Представитель Минобороны не признал позицию заявителя жалобы.
Представитель общества, поддержав требования артели, просил решение суда отменить и удовлетворить требования заявителя по делу.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы и отзывов на нее, выслушав пояснения участников процесса, суд второй инстанции не находит оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
Из материалов дела видно, что 10.03.2015 артель обратилась в Правительство Хабаровского края с заявлением о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 27:04:0000000:897, 27:04:0000000:898 из земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения в Ванинском муниципальном районе для строительства объекта "Даттинский лососевый рыбоводный завод. Наружные сети водоснабжения".
30.12.2015 принято распоряжение N 1033-рп об отказе со ссылкой на пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Полагая, что данное распоряжение правительства является незаконным и нарушает права и законные интересы артели, последнее оспорила его в судебном порядке.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для этого процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, рассмотрев спор, отказал в требовании, не установив совокупность выше приведенных условий, с чем соглашается и апелляционный суд.
Статьей 1 Федерального закона N 172-ФЗ установлено, что правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ земли делятся по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Пунктами 1, 2 статьи 7 ЗК РФ установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Согласно пункту 1 статьи 103 ЗК РФ к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 настоящего кодекса.
Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, и иных предусмотренных федеральными законами случаев (пункт 2 статьи 103 ЗК РФ).
Из содержания названной статьи следует, что земли запаса - это земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, основное целевое назначение которых еще не определено и которые не предоставлены гражданам и юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель.
Кадастровыми паспортами подтверждено, что земельные участки с кадастровыми номерами 27:04:0000000:897, 27:04:0000000:898 образованы из земельного участка с кадастровым номером 27:04:0000000:74 и относятся к землям запаса.
Из информации, изложенной в письме ФГКУ "Территориальное управление лесного хозяйства" Минобороны от 07.04.2015 за N 404, следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 27:04:0000000:897, 27:04:0000000:898 входят в границы Утесного участкового лесничества квартал 32, которое создано в границах 254 Военного лесничества Тихоокеанского флота 428-м Отделением морской инженерной службы.
Также установлено, что письмом от 11.01.2016 N 141/118 Департамент имущественных отношений Минобороны подтвердил, что испрашиваемые земельные участки расположены в квартале 32 Утесного участкового лесничества Хабаровского лесничества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 2 данной статьи в целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для: строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий); разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов); размещения запасов материальных ценностей государственного материального резерва.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 Кодекса предусмотрено, что перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации.
Согласно сводному акту о передаче (приемке) лесов, расположенных на землях обороны в Хабаровском крае от 11.12.1998, утвержденному совместным приказом Министерства природных ресурсов РФ и Министерством обороны РФ N 555/592 от 15.12.2000, Военное лесничество N 254 приняло от Северного лесхоза 4 977 га лесов II группы.
Из документов к постановлению Главы администрации Хабаровского края от 30.10.1992 N 517 следует, что указанное постановление с делом по инвентаризации земель, находящихся в пользовании объединенных Вооруженных Сил СНГ, было направлено в Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации для подготовки решения Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
Из письма командующего Тихоокеанским флотом от 15.10.1992 N 24-4/2113, следует, что по результатам рассмотрения материалов инвентаризации земель командование не согласилось с предложениями по изъятию земельных участков Тихоокеанского флота и представило свой Перечень земельных участков, предлагаемых к полному и частичному изъятию у флота в ходе инвентаризации земель по Хабаровскому краю, который был направлен в Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации в составе приложений к постановлению главы администрации Хабаровского края от 30.10.1992 N 517. Указанный Перечень не содержит сведений об изъятии у войсковой части 26869 Тихоокеанского флота земельного участка N 35 (пункт 16 Перечня).
Принадлежность земельных участков, на которых расположены передаваемые леса к землям Минобороны России, подтверждается постановлением администрации Хабаровского края от 30.10.1992 N 517 "Об утверждении итогов инвентаризации земель, находящихся в пользовании объединенных Вооруженных Сил СНГ".
Арбитражным судом обоснованно отклонен довод заявителя о том, что земельный участок N 35, из которого образованы спорные земельные участки, изъят у Минобороны и передан в земельный запас района, поскольку доказательств того, что в установленном законом порядке прекращено право постоянного (бессрочного) пользования войсковой части 26869 в отношении этого участка в материалах дела не имеется.
Относительно права распоряжаться спорными земельными участками.
Согласно пункту 1 статьи 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, признанные таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; приобретенные Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Пункт 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" предусматривает, что земли, леса, воды другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов находятся в Федеральной собственности.
Согласно Положению о Минобороны России, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися у них на праве постоянного (бессрочного) пользования, и осуществляет передачу имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций в собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества. Министерство обороны РФ осуществляет правомочия собственника по управлению федеральным имуществом, в том числе землей.
Таким образом, администрация Ванинского района не обладала правом по распоряжению земельным участком, принадлежащим войсковой части 26869 на праве постоянного (бессрочного) пользования, а, равно как, и не обладал таким правом командир войсковой части 26869.
Следовательно, ссылка заявителя жалобы на постановление Главы администрации Ванинского района от 04.09.1992 N 358, несостоятельна.
Тот факт, что право федеральной собственности на спорный участок в установленном законом порядке не зарегистрировано, не свидетельствует о том, что этот земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность, на которую не разграничена.
Учитывая выше установленное, выводы первой инстанции, что оспариваемое распоряжение правительства края не нарушает права заявителя, и связи с этим отсутствуют правовые основания для признания его незаконным, являются правильными.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не находит законных оснований для удовлетворения заявленной жалобы.
Государственная пошлина в размере 1 500 рублей подлежит возврату артели из федерального бюджета на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ как излишне уплаченная.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 01.08.2016 по делу N А73-5867/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Рыболовецкой артели (колхоза) имени 50 лет Октября из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 24.08.2016 N 2042 государственную пошлину в сумме 1 500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.И.САПРЫКИНА
Е.И.САПРЫКИНА
Судьи
Е.В.ВЕРТОПРАХОВА
Т.Д.ПЕСКОВА
Е.В.ВЕРТОПРАХОВА
Т.Д.ПЕСКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)