Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.06.2017 ПО ДЕЛУ N А55-18858/2016

Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июня 2017 г. по делу N А55-18858/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 13 июня 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пышкиной Н.Ю.,
судей Балакиревой Е.М., Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповой Т.В.,
при участии в судебном заседании:
от ответчика - представитель Маркина Т.П. по доверенности N 4 от 09.01.2017,
в отсутствие иных лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 06 июня 2017 года в зале N 6 апелляционную жалобу Администрации Большечерниговского района Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 17 марта 2017 года по делу N А55-18858/2016 (судья Ануфриева А.Э.),
по иску индивидуального предпринимателя Дармина Андрея Васильевича (ОГРНИП 315265100121347, ИНН 261706605050),
к Администрации Большечерниговского района Самарской области,
третье лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области,
об урегулировании разногласий при заключении договора купли-продажи земельного участка,

установил:

Индивидуальный предприниматель Дармин Андрей Васильевич обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском к Администрации Большечерниговского района Самарской области об урегулировании разногласий при заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 63:15:0510001:10, изложив п. 2 договора в следующей редакции: "Цена земельного участка составляет 138 210 руб. 41 коп.".
Определением суда от 20 декабря 2016 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление Росреестра по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17 марта 2017 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы, заявитель ссылается на нарушение норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель ответчика доводы, изложенные в апелляционной жалобе поддержал, просил отменить решение суда первой инстанции.
Иные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав участника процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи от 21.03.2012 N 1/03 истец приобрел в собственность объект недвижимости АЗС нефтебаза, расположенный по адресу: с.Украинка Большечерниговского района Самарской области, ул. Шоссейная, 1 "А".
Переход права собственности на объект зарегистрировано в ЕГРП 04 апреля 2012 года (рег. запись N 63-63-14007/2012-202).
17 апреля 2011 года, в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент обращения с заявлением), ИП Дармин А.В. обратился в Администрацию Большечерниговского района Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, Большечерниговский район, с. Украинка, ул. Шоссейная, д. 1 А для эксплуатации расположенной на указанном земельных участках и принадлежащей заявителю нефтебазы.
Данное заявление поступило в администрацию 20 апреля 2012 года.
После уточнения на местности границ земельного участка, администрация в адрес заявителя направила расчет цены указанного земельного участка N 74 от 31 августа 2015 года, согласно которому стоимость земельного участка определена в размере 368 561 руб. 09 коп. - 40% кадастровой стоимости в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 11.12.2013 N 746 "Об определении выкупной цены земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, занятых зданиями, строениями, сооружениями".
Администрацией Большечерниговского района принято постановление от 26 августа 2015 года N 709 о предоставлении Дармину А.Ю. земельного участка с кадастровым номером 63:15:0510001:10 площадью 10 754 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, Большечерниговский район, в 800 м юго-западнее села Украинка, для размещения АЗС нефтебазы, отнесенного к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и иного специального назначения.
В рамках рассмотрения дела N А55-1608/2016 по заявлению ИП Дармина А.В. об обжаловании действий администрации, 15 апреля 2016 года Администрация Большечерниговского района Самарской области направила истцу проект договора купли-продажи указанного земельного участка, в котором определена цена земельного участка в размере 368 561 руб. 09 коп.
24 июня 2016 года истец, не согласившись с условиями проекта договора купли-продажи спорного земельного участка в части определения цены выкупа земельного участка, направил в адрес ответчика протокол разногласий по пункту 2 договора, предложив изложить п. 2 договора в следующей редакции: "Цена земельного участка составляет 138 210 руб. 41 коп.".
Ответчик отклонил протокол разногласий, о чем сообщил письмом от 05 июля 2016 года.
Поскольку, стороны не пришли к соглашению относительно цены выкупа земельного участка истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования суд первой инстанции исходил из следующего.
По правилам п. 2 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях недостижения соглашения между контрагентами в отношении редакции определенных условий договора составляется протокол разногласий, подлежащий дальнейшему согласованию.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу ст. 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации спорные условия договора определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии со ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Из содержания указанных норм следует, что собственникам объектов недвижимого имущества принадлежит право приватизации земельного участка, занятого указанным объектом, путем заключения договора купли-продажи с собственником земельного участка, на котором расположено это здание, в отсутствие какого-либо ограничения свободы заключения договора.
Согласно абзацу 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции, актуальной для рассматриваемого спора, распоряжение землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
Устанавливая в оферте цену выкупаемого земельного участка, и возражая против заявленного иска, администрация исходит из того, что на момент обращения предпринимателя с заявлением о выкупе земельного участка, в отсутствие его кадастрового учета, сам по себе земельный участок как объект отсутствовал. А поскольку спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет, и представлен кадастровый паспорт только в августе 2015 года, то цена выкупа земельного участка определена по состоянию на эту дату, т.е. в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 11.12.2013 N 746 "Об определении выкупной цены земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, занятых зданиями, строениями, сооружениями" в размере 40% кадастровой стоимости.
Истец считает правомерным определение выкупной цены в размере 10-кратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, на основании п. 2 ч. 4 ст. 18 Закона Самарской области от 11 марта 2005 года N 94-ГД, поскольку обратился с заявлением о выкупе до 01 июля 2012 года.
В обоснование определения льготной цены выкупа земельного участка истец ссылается на то, что как на момент первоначальной подачи заявления 20 апреля 2012 года он представил все требуемые документы. Поскольку в государственном кадастре недвижимости на момент подачи заявления отсутствовали сведения об испрашиваемом земельном участке, истец представил схему земельного участка.
Документы Администрацией заявителю возвращены не были.
Более того, на основании представленной заявителем схемы расположения земельного участка, Постановлением администрации Большечерниговского района от 01 июня 2012 года N 449 была утверждена схема расположения земельного участка в с.Украинка, ул. Шоссейная, д. 1 "В", площадью 91 958 кв. м, для размещения и использования объектов автовесовой, мельницы, крытого тока, зерноскладов N 1, N 2, N 3, N 4, N 5, бункера активного вентилирования N 1 (дробилка), зерноочистительного агрегата ЗАВ-50.
Из материалов дела усматривается, что в первоначально утвержденных Постановлением администрации Большечерниговского района от 01 июня 2012 года N 449 границах земельный участок не был поставлен на кадастровый учет, в связи с выявленными пересечениями границ земельных участков. В этой связи границы неоднократно уточнялись, согласовывались с землепользователями.
В результате земельный участок в уточненных границах, но прежней площадью 91 958 кв. м сформирован и сведения о нем внесены в Государственный кадастр недвижимости 12 августа 2015 года на основании постановления администрации от 16 июня 2014 года N 389 с учетом внесенных изменений.
В силу п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Требование дополнительных документов незаконно.
Согласно п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 13 сентября 2011 года N 475, действовавшим в период обращения истца с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, утвержден Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, в числе которых обозначен и кадастровый паспорт земельного участка.
В соответствии с п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Данные требования заявителем были выполнены в полном объеме.
Согласно п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться вводным законом, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
На основании п. 2 ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", до 01 июля 2012 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения: до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех - до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 18 Закона Самарской области от 11 марта 2005 года N 94-ГД "О земле" в редакции, действующей на момент обращения истца с заявлением о выкупе земельного участка, до 01 июля 2012 года лица, не указанные в части 3 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой в соответствии с настоящей частью, в населенных пунктах с численностью населения: в населенных пунктах Самарской области, за исключением городов Самары и Тольятти, а также за пределами границ населенных пунктов - в размере десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Кадастровая стоимость земельного участка составляет 921 402 руб. 72 коп., что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 20 августа 2015 года.
Пунктом 2.1.2 Положения об уплате земельного налога на территории сельского поселения Украинка муниципального района Большечерниговский Самарской области, утвержденного решением собрания представителей территории сельского поселения Украинка муниципального района Большечерниговский Самарской области от 14.12.2011 N 30 установлена налоговая ставка 1,5% в отношении прочих земельных участков, к которым относится спорный земельный участок.
Выкупная цена спорного земельного участка составит 138 210 руб. 41 коп. (921 402,72 x 1,5% x 10).
Согласно письмам Министерства экономического развития Российской Федерации от 21.12.2011 N ОГ-Д23-2560, от 16.12.2011 N ОГ-Д23-2502, от 16.12.2011 N Д23-5188 лица, подавшие заявления о приобретении земельных участков по льготной цене в установленный законом срок, будут иметь право на их приобретение по цене, действовавшей на момент подачи заявлений.
Суд первой инстанции с учетом того, что заявление о приобретении земельного участка с надлежащими документами подано истцом до 01 июля 2012 года, пришел к правомерному выводу о том, что доводы истца о применении льготной цены выкупа земельного участка, предусмотренной п. 2 ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса", которая составит 138 210 руб. 41 коп. являются обоснованными.
Согласно ст. 173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по спору, возникшему при заключении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении к заключению договора указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор.
Возражения заявителя апелляционной жалобы о том, что судом не исследованы все обстоятельства дела, не дана надлежащая правовая оценка представленным по делу доказательствам, а выводы суда, положенные в основу обжалуемого судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нарушают действующие нормы права, не нашли своего подтверждения.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, поскольку они сделаны на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных в дело доказательств, соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Данные доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 17 марта 2017 года по делу N А55-18858/2016, - оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Большечерниговского района Самарской области, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Н.Ю.ПЫШКИНА

Судьи
Е.М.БАЛАКИРЕВА
С.Ю.НИКОЛАЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)