Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.10.2016 N 15АП-15226/2016 ПО ДЕЛУ N А32-4155/2016

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 октября 2016 г. N 15АП-15226/2016

Дело N А32-4155/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2016 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шемшиленко А.А.,
при участии в судебном заседании:
от закрытого акционерного общества "Кубаньоптпродторг": представитель
- не явился, извещен;
- от Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодара: представитель по доверенности от 04.08.2016 Мишукова О.Н.;
- от Администрации муниципального образования г. Краснодара: представитель по доверенности от 05.08.2016 Мишукова О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Кубаньоптпродторг" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.07.2016 по делу N А32-4155/2016 по заявлению закрытого акционерного общества "Кубаньоптпродторг",
заинтересованные лица: Администрация муниципального образования г. Краснодара, Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодара,
принятое в составе судьи Миргородской О.П.,

установил:

закрытое акционерное общество "Кубаньоптпродторг" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным отказа Администрации муниципального образования г. Краснодар (далее - заинтересованное лицо, администрация) от 20.07.2015 N 9527/01 от исполнения своих обязательств по договору аренды земельного участка 24.01.2005 г N 4300013211, требование освободить участок и привести его в состояние, пригодное для дальнейшего использования, выразившееся в нарушении прав и законных интересов заявителя, предусмотренных действующим законодательством, признания незаконным отказа Департамента муниципальной собственности и городских земель Администрации муниципального образования г. Краснодар от 04.09.2015 г N 29838.26 в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 23:43:0413001:4 площадью 960 кв. м, расположенного по адресу г. Краснодар Карасунский внутригородской округ ул. Новороссийская, 57/2, для размещения на данном участке магазина из облегченных конструкций, об обязании Администрацию муниципального образования г. Краснодар в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу устранит в полном объеме допущенные нарушения действующего законодательства путем направления в адрес ЗАО "Кубаньоптпродторг" проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:43:0413001:4 площадью 960 кв. м, расположенного по адресу г. Краснодар Карасунский внутригородской округ, ул. Новороссийская, 57/2, для размещения на данном участке магазина из облегченных конструкций.
Истец заявил ходатайство об уточнении исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и просил обязать признать незаконным отказ Администрации муниципального образования г. Краснодар от 20.07.2015 N 9527/01 от исполнения своих обязательств по договору аренды земельного участка 24.01.2005 N 4300013211, требование освободить участок и привести его в состояние, пригодное для дальнейшего использования, выразившиеся в нарушение прав и законных интересов заявителя, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, признать незаконным отказ департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар от 04.09.2015 г. N 29838.26 в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 23:43:0413001:4, площадью 960 кв. м, расположенного по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Новороссийская, 57/2, для размещения на данном участке магазина из облегченных конструкций, признать незаконным отказ департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар, выраженного письмом от 03.11.2015 г. N 29/12614 в подготовке заключения о размещении нестационарного торгового объекта по ул. Новороссийской, 57/2 в г. Краснодаре, обязать администрацию муниципального образования г. Краснодар в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу устранить в полном объеме допущенные нарушение действующего законодательства путем направления в адрес ЗАО "КубаньоптПродторг" проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:43:0413001:4, площадью 960 кв. м, расположенного по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Новороссийская, 57/2, для размещения на данном участке магазина из Облегченных конструкций.
Данное ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено, в части признания незаконным отказ администрации муниципального образования г. Краснодар от 20.07.2015 г. N 9527/01 от исполнения своих обязательств по договору аренды земельного участка 24.01.2005 N 4300013211, требование освободить участок и привести его в состояние, пригодное для дальнейшего использования, выразившиеся в нарушение прав и законных интересов заявителя, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, признания незаконным отказ департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар от 04.09.2015 г. N 29838.26 в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 23:43:0413001:4, площадью 960 кв. м, расположенного по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Новороссийская, 57/2, для размещения на данном участке магазина из облегченных конструкций, обязать администрацию муниципального образования г. Краснодар в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу устранить в полном объеме допущенные нарушение действующего законодательства путем направления в адрес ЗАО "КубаньоптПродторг" проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:43:0413001:4, площадью 960 кв. м, расположенного по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Новороссийская, 57/2, для размещения на данном участке магазина из облегченных конструкций.
Ходатайство истца о принятии к производству и о рассмотрении по существу его требования в части признания незаконным отказ департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар, выраженный в письме от 03.11.2015 N 29/12614 в подготовке заключения о размещении нестационарного торгового объекта по ул. Новороссийской, 57/2 в г. Краснодаре, судом рассмотрено и оставлено без удовлетворения, поскольку истец фактически не уточняет требования, а заявил новый предмет и новые основания, то есть, фактически просит рассмотреть новое требование, что противоречит статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.07.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Закрытое акционерное общество "Кубаньоптпродторг" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что хотя заявителем приняты все исчерпывающие меры, администрация своими действиями фактически препятствовала заявителю в реализации предусмотренных действующим законодательством прав на размещение нестационарного торгового объекта. Податель жалобы также считает, что судом неверно применены нормы Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Кроме того, заявитель указывает на то, что отказ Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар магазина, выраженный письмом от 03.11.2015 N 29/12614 и мотивированный наличием в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования г. Краснодар информации о планируемом расширении автомобильной дороги по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Новороссийская, 57/2, противоречит нормам действующего законодательства и сложившейся судебной практике.
Более того, податель жалобы пишет о том, что судом первой инстанции не исследован вопрос, что на момент обращения заявителя в администрацию муниципального образования г. Краснодар с письмом от 07.09.2015 N 262ю о заключении на основании статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации на новый срок без проведения торгов договора аренды данного земельного участка для временного размещения магазина из облегченных конструкций, письмом от 08.10.2015 с заявлением о подготовке заключения о размещении нестационарного торгового объекта по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Новороссийская, 57/2, договор аренды земельного участка являлся действующим. Уведомление администрации о расторжении договора от 20.07.2015 N 9527/01, в соответствии с частью 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации, срок действия договора аренды истекает по истечении трех месяцев с момента получения одной из сторон уведомления о расторжении договора, то есть 20.10.2015.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
От закрытого акционерного общества "Кубаньоптпродторг" поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заинтересованных лиц, в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении требовании апелляционной жалобы отказать.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением главы муниципального образования г. Краснодар от 20.12.2004 N 3314 ЗАО "Кубаньоптпродторг" предоставлен в аренду на три года земельный участок с кадастровым номером 23:43:0413001:4, площадью 960 кв. м, расположенный по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Новороссийская, 57/2, для размещения магазина из облегченных конструкций.
24.01.2005 между Администрацией муниципального образования г. Краснодар и ЗАО "Кубаньоптпродторг" г. Краснодар заключен договор аренды земельного участка от 24.01.2005 N 4300013211 сроком действия до 20.12.2007, зарегистрированный в Управлении Росреестра по Краснодарскому краю 14.03.2005, регистрационная запись N 23-23-01/033/2005-191.
Соглашением от 01.07.2010 N 491, зарегистрированным в Управлении Росреестра по Краснодарскому краю 19.08.2010, регистрационная запись N 23-23-01/057/2010-77, в договор аренды земельного участка от 24.01.2005 N 4300013211 внесено изменение в части срока аренды земельного участка по 07.06.2013.
На основании постановления главы муниципального образования г. Краснодар от 20.12.2004 N 3314, указанного договора аренды земельного участка, в соответствии с его видом разрешенного использования ЗАО "Кубаньоптпродторг" на участке было осуществлено возведение магазина из облегченных конструкций.
С 07.06.2013 ЗАО "Кубаньоптпродторг" пользовался указанным земельным участком.
Уведомлением от 20.07.2015 N 9527/01 администрация муниципального образования г. Краснодар в одностороннем порядке отказывается от исполнения своих обязательств по договору аренды земельного участка 24.01.2005 N 4300013211, потребовав освободить участок и привести его в состояние, пригодное для дальнейшего использования.
Письмом от 07.09.2015 N 262ю ЗАО "Кубаньоптпродторг" в администрацию муниципального образования г. Краснодар направлено заявление о заключении на основании статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации на новый срок без проведения торгов договора аренды данного земельного участка для временного размещения магазина из облегченных конструкций.
Письмом от 04.09.2015 N 29838.26 Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар отказал в предоставлении в аренду земельного участка, рекомендовав обратиться в управление торговли и бытового обслуживания администрации муниципального образования г. Краснодар с вопросом об актуализации схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования г. Краснодар с целью включения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования г. Краснодар магазина из облегченных конструкций по ул. Новороссийской, 57/2.
В целях включения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования г. Краснодар указанного магазина 08.10.2015 ЗАО "Кубаньоптпродторг" обратилось в Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар с заявлением о подготовке заключения о размещении нестационарного торгового объекта по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Новороссийская, 57/2.
Письмом от 03.11.2015 N 29/12614 Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар ЗАО "Кубаньоптпродторг" отказано в положительном рассмотрении данного заявления в связи с наличием в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования г. Краснодар информации о планируемом расширении автомобильной дороги по указанному адресу.
Считая незаконным отказ, заявитель обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с соответствующим заявлением.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений статьи 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Пунктом 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесено создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, в том числе на территориях муниципальных образований, определены Законом о регулировании торговой деятельности. Частью 3 статьи 3 указанного Закона органы местного самоуправления управомочены на издание муниципальных правовых актов по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
Законом о регулировании торговой деятельности (пункт 6 статьи 2) нестационарные торговые объекты определяются как торговые объекты, представляющие собой временные сооружения или временные конструкции, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения к сетям инженерно- технического обеспечения.
Размещение таких объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Данная схема и вносимые в нее изменения подлежат официальному опубликованию и размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (части 1, 3 и 5 статьи 10 Закона о регулировании торговой деятельности).
На дату обращения заявителя с заявлением действовало постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11 ноября 2014 г. N 1249 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Краснодарского края" (далее - постановление от 11.11.2014 N 1249). Данное постановление принято в соответствии со статьей 10 Закона о регулировании торговой деятельности и пунктом 3 части 2 статьи 5 Закона Краснодарского края от 31.05.2005 N 879-КЗ (в редакции Закона Краснодарского края от 15.10.2010 N 2086-КЗ) "О государственной политике Краснодарского края в сфере торговой деятельности" (далее - Закон от 31.05.2005 N 879-КЗ).
Постановление от 11.11.2014 N 1249 опубликовано в издании "Кубанские новости" N 194 27.11.2014 и регламентирует процедуру разработки и утверждения органами местного самоуправления в Краснодарском крае схем размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Краснодарского края.
В период до принятия Закона о регулировании торговой деятельности на территории муниципального образования город Краснодар действовало постановление главы муниципального образования город Краснодар от 28.02.2007 N 182, которым утверждено Положение о размещении нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Краснодар (далее - постановление от 28.02.2007 N 182, Положение). Названное постановление принято в целях обеспечения единого порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования; создания условий для предоставления жителям муниципального образования безопасных и качественных услуг; обеспечения равных возможностей для реализации прав хозяйствующих субъектов на осуществление торговой деятельности, предоставления услуг населению на территории муниципального образования. Постановление от 28.02.2007 N 182 опубликовано в издании "Вестник органов местного самоуправления муниципального образования город Краснодар" 07.03.2007 (N 7).
В соответствии с пунктами 1 - 6 и 9 Положения (в редакции постановления от 28.02.2013 N 1661, изданного в связи с принятием Закона о регулировании торговой деятельности, и опубликованного 28.02.2013 на официальном интернет-портале администрации и городской Думы Краснодара http://www.krd.ru) оно распространяется на отношения, связанные с размещением нестационарных торговых объектов на землях общего пользования, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар, а также государственная собственность на которые не разграничена. Нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение (лотки, цистерны, торговые автоматы и др.). Размещение нестационарных торговых объектов осуществляется путем проведения конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Краснодар. Предметом конкурса является предоставление права размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Краснодар в соответствии со схемой нестационарных торговых объектов, предусмотренных к размещению, утвержденной постановлением администрации муниципального образования город Краснодар. Организатором конкурса, а также лицом, уполномоченным на выдачу разрешения на право размещения нестационарных торговых объектов, является управление торговли и бытового обслуживания населения администрации муниципального образования город Краснодар. Конкурс проводит конкурсная комиссия по предоставлению права размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Краснодар, состав которой утверждается постановлением администрации муниципального образования город Краснодар. Размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Краснодар.
Пунктом 1.5 постановления от 28.02.2007 N 182 (в редакции постановления от 28.02.2013 N 1661) утверждена типовая форма договора о предоставлении права на размещение нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования город Краснодар (приложение N 5). Из содержания указанного договора следует, что нестационарный торговый объект размещается на территории муниципального образования по итогам конкурсных процедур и без предоставления победителю торгов земельного участка (без оформления арендных прав на такой участок).
Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 12.02.2013 N 1122 (далее - постановление от 12.02.2013 N 1122) утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Краснодар (в соответствии с приложением). Данное постановление издано во исполнение Закона о регулировании торговой деятельности, Закона Краснодарского края от 31.05.2005 N 879-КЗ, постановления от 11.02.2011 N 81 и постановления от 28.02.2007 N 182. Постановление от 12.02.2013 N 1122 опубликовано в издании "Вестник органов местного самоуправления муниципального образования Краснодар" 14.02.2013 (N 3), является общедоступным и содержит исчерпывающий перечень мест размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Краснодар.
Таким образом, размещение нестационарных торговых объектов на территории города Краснодара осуществляется не на основании норм статьи 34 Земельного кодекса, а в соответствии с положениями статьи 10 Закона о торговой деятельности, а также нормативными актами субъекта Российской Федерации и муниципального образования, регулирующими данные правоотношения.
Из содержания нормативных актов, регламентирующих вопросы размещения нестационарных торговых объектов в городе Краснодаре, следует, что такое размещение допускается на основании утвержденной органом местного самоуправления схемы размещения и только по результатам публичных процедур (итогам конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования). При этом нестационарный торговый объект размещается без предоставления земельного участка победителю торгов (без оформления земельных правоотношений). Размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Краснодар вне утвержденной в установленном порядке схемы размещения (в обход такой схемы) недопустимо. Нарушение публично закрепленного порядка размещения нестационарных торговых объектов противоречит целям государственного регулирования торговой деятельности.
Изложенный правовой подход соответствует и содержанию новой (действующей с 01.03.2015) редакции Земельного кодекса Российской Федерации. Так, в пункте 6 статьи 39.33 Земельного кодекса закреплено, что размещение нестационарных торговых объектов осуществляется без предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом о регулировании торговой деятельности.
В соответствии с действующим законодательством размещение нестационарных торговых объектов осуществляется с учетом требований ФЗ N 381. Земельно-правовая документации под объектами нестационарной торговой сети в настоящее время не оформляется.
Таким образом, отсутствуют в совокупности условия, предусмотренные пунктом 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации для заключения нового договора аренды земельного участка без проведения торгов.
Довод подателя жалобы о том, что судом неверно применены нормы Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", отклоняется судом апелляционной инстанции ввиду несостоятельности.
В данном случае утверждение схемы расположения спорного земельного участка осуществляется с учетом особенностей, установленных Законом о торговой деятельности (на основании утвержденной уполномоченным органом схемы размещения). Постановлением от 12.02.2013 N 1122 утверждена схема, которой не предусмотрено размещение нестационарного торгового объекта по г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Новороссийская, 57/2. Поэтому оспариваемый отказ департамента архитектуры соответствует положениям Закона о регулировании торговой деятельности, постановлениям от 28.02.2013 N 1661 и от 12.02.2013 N 1122, а также не нарушает прав общества, не лишенного возможности участвовать в публичных процедурах по приобретению права на размещение нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования.
Аналогичные выводы содержаться в Определении Верховного суда Российской Федерации от 31 августа 2015 г. N 308-КГ15-10009.
Таким образом, у заявителя имеется достаточно времени для реализации предусмотренных законом прав на участие в торгах по предоставлению спорного земельного участка в аренду.
Довод о том, что договор заключен на неопределенный срок, что влечет необходимость соблюдения правил части 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации (уведомление не менее чем за три месяца до расторжения), подлежит отклонению, поскольку с момента уведомления до момента принятия решения по настоящему делу прошло девять месяцев.
Довод подателя жалобы о том, что оставление судом ходатайства в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без рассмотрения противоречит нормам права, отклоняется судом апелляционной инстанции, как основанный на ошибочном толковании норм процессуального законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Изменение предмета иска - это изменение материально-правового требования. Основанием иска являются обстоятельства, из которых вытекают требования, изменение основания иска - это изменение обстоятельств, обосновывающих требование.
Как верно указал суд первой инстанции, заявитель фактически заявил новое требование, изменив как предмет, так и основание иска, что противоречит положениям части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебные расходы распределены судом первой инстанции между сторонами с учетом требований статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.07.2016 по делу N А32-4155/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий
Г.А.СУРМАЛЯН

Судьи
М.В.СОЛОВЬЕВА
С.С.ФИЛИМОНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)