Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.11.2017 N 20АП-6018/2017 ПО ДЕЛУ N А09-16209/2016

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 ноября 2017 г. по делу N А09-16209/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 26.10.2017
Постановление изготовлено в полном объеме 02.11.2017
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тучковой О.Г., судей Дайнеко М.М., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Фишер Ю.В., в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Брянская мясная компания" на решение Арбитражного суда Брянской области от 03.08.2017 по делу N А09-16209/2016 (судья Супроненко В.А.),
установил:

следующее.
Управление лесами Брянской области (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области (далее - ответчик), в котором просит установить границу земельного (лесного) участка, расположенного по адресу: Брянская область, Дятьковский район, ГКУ Брянской области "Дятьковское лесничество", Дятьковское участковое лесничество (бывшее ЭСХ "Дятьково"), в соответствии с координатами, содержащимися в представленном суду каталоге координат границ пересечений земельного участка с кадастровым номером 32:06:0000000:130 с лесными участками Дятьковского лесничества (с учетом уточнения).
Впоследствии судом качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: Федеральное государственное унитарное предприятие "Дятьково" Российской академии сельскохозяйственных наук, Российская академия наук, Федеральное агентство научных организаций, Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Брянской области филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области, Государственное казенное учреждение Брянской области "Дятьковское лесничество", Федеральное государственное унитарное предприятие "Рослесинфорг", Управление Росреестра по Брянской области, ООО "Брянская мясная компания".
Решением исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, общество с ограниченной ответственностью "Брянская мясная компания" обратилось в суд с апелляционной жалобой о его отмене.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Судом установлено, что Управление лесами Брянской области направило в ФГБУ "Рослесинфорг" "Заплеспроект" запрос с целью уточнения границ земельного участка с кадастровым номером 32:06:0000000:130 и границ земель лесного фонда. При проведении работ по совмещению границ содержащихся в сведения ГКН и материалов лесоустройства ФП "Рослесинфорг" "Заплеспроект" было выявлено пересечение земель лесного фонда (бывшие колхозные леса) с землями сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 32:06:0000000:130.
ФГБУ "Рослесинфорг" "Заплеспроект" 23 августа 2016 года выдало заключение, в соответствии с которым были указаны площадь картографическое отображение пересечений по сведениям государственного кадастра недвижимости и материалам лесоустройства.
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 92 Лесного кодекса Российской Федерации.
Из совокупности указанных норм следует, что границы лесных участков устанавливаются по материалам лесоустройства, которые представляют собой картографический материал, таксационное описание лесных участков и пояснительную записку к нему.
Материалы лесоустройства являются первичной документацией лесных участков в границах земель лесного фонда, расположенных территории Брянской области.
Учет земель лесного фонда осуществлялся до введения Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в соответствии с координатами в виде румбов.
Таким образом, учет лесного фонда осуществлялся в соответствии с координатами, отличными от 32-й системы координат, установленных вышеуказанным законом.
В целях приведения границ лесных участков к единой системе координат лесоустроительными организациями на основании заключенных государственных контрактов земли лесного фонда стали ставиться на государственный кадастровый учет в 32-й системе координат путем проведения межевания лесных участков по материалам лесоустройства.
В ходе проведения работ по межеванию лесных участков и постановки их на государственный кадастровый учет ФГБУ "Рослесинфорг" "Заплеспроект" выявлено пересечения лесных участков, в том числе лесного участка с землями сельскохозяйственного назначения.
В соответствии со статьями 85, 86 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что документом лесного планирования является лесной план субъекта Российской Федерации.
В лесном плане субъекта Российской Федерации определяются цели и задачи лесного планирования, а также мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения.
Также к лесному плану субъекта Российской Федерации прилагаются карты с обозначением границ лесничеств, лесопарков, а также зон их планируемого освоения.
Лесной план Брянской области утвержден постановлением администрации Брянской области от 06.04.2011 N 304 (ред. от 23.06.2014).
Статьей 87 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.
Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка (ч. 6 ст. 87 ЛК РФ).
Основой разработки вышеуказанных документов в части установления границ лесного фонда являлись материалы лесоустройства.
Статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Таким образом, право собственности Российской Федерации на лесные участки установлены в силу закона.
В соответствии со статьей 4 Закона СССР от 17.06.1977 "Об утверждении Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик" все леса в СССР образовывали единый государственный лесной фонд.
В силу статьи 2 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 06.03.1993 N 4613-1, все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли относятся к землям лесного фонда Российской Федерации. Во владении колхозов, совхозов находились леса, ранее переданные колхозам в бессрочное пользование, а также леса, закрепленные за совхозами (статья 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации).
Согласно статьям 36 и 130 Лесного кодекса Российской Федерации от 1997 года леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, входят в границы лесного фонда и предоставляют сельскохозяйственным организациям на праве безвозмездного пользования.
Письмом Рослесхоза от 02.03.2007 N МГ-03-27/1513, а также письмом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14.06.2007 N 14-50/5815 было указано на то, что данные государственного земельного кадастра в отношении участков лесного фонда, являющихся федеральной собственностью, ранее находившихся во владении сельскохозяйственной организаций и учтенных, как земли сельскохозяйственного назначения, на основании статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" должны быть приведены в соответствие с материалами государственного учета лесного фонда.
Между ГУ Дятьковский сельский лесхоз и ГУП ЭС "Дятьково" 15 мая 2002 года был заключен договор о предоставлении в безвозмездное пользование участков лесного фонда, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций.
Управление лесами Брянской области обратилось в Арбитражный суд Брянской области о расторжении вышеуказанного договора в связи с тем, что он не был приведен в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, а также в связи с тем, что пользователи не осуществляли предусмотренные договором обязательства.
В рамках возбужденного Арбитражным судом Брянской области дела N А09-1055/2014 было вынесено определение о прекращении производства связи с отказом от иска и урегулирования спора сторонами процесса.
Сторонами было подписано соглашение о расторжении договора о предоставлении в безвозмездное пользование участков лесного фонда, которое прошло государственную регистрацию.
Постановлением администрации Брянской области от 17.03.2008 N 233 леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, были отнесены к землям лесного фонда, куда и вошел спорный участок.
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации статьей 101 Земельного кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 1 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в целях приведения учета земель лесного фонда в соответствие с федеральным законодательством земли лесного фонда - участки земель общей площадью 360 461 гектар, входящих в состав земель сельскохозяйственного назначения под лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций, были отнесены к землям лесного фонда.
Пунктом 3 вышеуказанного постановления администрации было установлено рекомендовать органам, осуществляющим ведение государственного земельного кадастра, привести земельно-учетную документацию в соответствие с настоящим Постановлением. Указанный пункт постановления администрации выполнен не был.
Следовательно, границы земель лесного фонда, ранее находившиеся в государственном кадастровом учете учтены не были, что позволило ТУ ФАУГИ по Брянской области поставить на кадастровый учет земельный участок с категорий земель - земли сельскохозяйственного назначения с присвоением кадастрового номера 32:06:0000000:130.
Согласно материалам лесоустройства, свидетельству о государственной регистрации права собственности Российской Федерации от 17.03.2008 N 32-АГ 304349 вышеуказанный земельный участок находится в составе земель лесного фонда.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 39 от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" истец обратился в суд с заявленными требованиями.
Вынося обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В подтверждение обстоятельств, на которых основано заявленное требование, истцом представлены следующие документы: материалы лесоустройства, каталог координат границ пересечений земельного участка с кадастровым номером 32:06:0000000:130 с лесными участками Дятьковского лесничества.
Оценив представленные суду доказательства и доводы участников процесса с позиций статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений статей 39, 40, 42.10, Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации, арбитражный суд пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного иска в связи со следующим.
Из пояснений истца следует, что в границах земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 32:06:0000000:130 находятся земли лесного фонда, которые были ошибочно включены в него в связи с тем, что для определения границ земельных участков сельскохозяйственного значения и земель лесного фонда применялись различные методы, а также в связи с тем, что ранее к землям сельскохозяйственного назначения относились так называемые сельскохозяйственные леса, впоследствии переданные в состав земель лесного фонда.
После передачи земель сельскохозяйственных лесов в состав лесного фонда границы земельного участка с кадастровым номером 32:06:0000000:130 собственником данного земельного участка скорректированы надлежащим образом не были, что является причиной настоящего спора.
Истец, проведя работу по определению границ земель лесного фонда, установил несоответствие границ земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 32:06:0000000:130 границам земель лесного фонда.
Ответчик - собственник земельного участка с кадастровым номером 32:06:0000000:130 - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления в Брянской области, каких-либо возражений относительно обстоятельств, на которых основан заявленный иск, суду не представило.
Часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Доказательства того, что заявленные истцом координаты земель лесного фонда, каким-либо образом нарушают права ответчика либо третьего лица - арендатора земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 32:06:0000000:130 - ООО "Брянская мясная компания" суду не представлены.
Из пояснений истца и третьего лица - Государственного казенного учреждения Брянской области "Дятьковское лесничество" следует, что заявленные в иске границы описывают земли лесного фонда (бывших сельскохозяйственных лесов), которые ошибочно учтены при определении границ земельного участка 32:06:0000000:130; данные границы не затрагивают собственно земельный участок 32:06:0000000:130, в той части, которая является объектом сельскохозяйственной деятельности и фактически обрабатывается арендатором - ООО "Брянская мясная компания".
Из пояснений указанных лиц следует также, что между пользователем земель лесного фонда и арендатором земельного участка 32:06:0000000:130 в настоящее время отсутствуют конфликты в хозяйственной деятельности в спорных границах (например, в отношении вырубки леса).
Данные доводы истца ответчиком и ООО "Брянская мясная компания" также не опровергнуты.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что заявленное истцом требование направлено на устранение неточностей в описании границ земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 32:06:0000000:130 и земель лесного фонда, вызванных применением различных методик в определении границ земель, а также изменением правового статуса сельскохозяйственных лесов, и не нарушает каких-либо прав и интересов ответчика и третьего лица - арендатора земельного участка 32:06:0000000:130 - ООО "Брянская мясная компания", поскольку заявленное истцом уточнение границ не влечет за собой изменения площади земельного участка 32:06:0000000:130, на которой фактически осуществляется сельскохозяйственная деятельность (обработка земли), не связанная с лесохозяйственной деятельностью.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное исковое требование как обоснованное.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 03.08.2017 по делу N А09-16209/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.Г.ТУЧКОВА
Судьи
М.М.ДАЙНЕКО
Е.Н.ТИМАШКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)