Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 23.08.2017 N Ф08-4399/2017 ПО ДЕЛУ N А32-17903/2016

Требование: О признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения участка на кадастровом плане территории, обязании к утверждению схемы расположения участка или участков на кадастровом плане территории.

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Оспариваемый отказ мотивирован нахождением участка в границах территории общего пользования.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 августа 2017 г. по делу N А32-17903/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Волкова Я.Е. и Мазуровой Н.С., в отсутствие в судебном заседании представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "СБП" (ИНН 2311111363, ОГРН 1082311006557), заинтересованных лиц: администрации муниципального образования город Краснодар, департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.02.2017 (судья Данько М.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2017 (судьи Смотрова Н.Н., Соловьева М.В., Филимонова С.С.) по делу N А32-17903/2016, установил следующее.
ООО "СБП" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) и департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент) о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях образования путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0116034:33; 23:43:0116034:34; 23:43:0116034:36; по адресу: ул. Средняя, 82/А, ул. Средняя, 82/Б, ул. Средняя, 82/Г в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара, выраженного в письме департамента от 01.03.2016 N 29/2380-1; о возложении на уполномоченный орган обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в целях образования путем объединения земельных участков 23:43:0116034:33; 23:43:0116034:34; 23:43:0116034:36; по адресу: ул. Средняя, 82/А, ул. Средняя, 82/Б, ул. Средняя, 82/Г в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара.
Решением от 09.02.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.05.2017, заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ департамента, изложенный в письме от 01.03.2016 N 29/2380-1, в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях образования путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0116034:33; 23:43:0116034:34; 23:43:0116034:36; по адресу: ул. Средняя, 82/А, ул. Средняя, 82/Б, ул. Средняя, 82/Г в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара; на администрацию возложена обязанность в течение одного месяца с момента вступления судебного акта в законную силу утвердить и выдать обществу схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях образования земельного участка путем объединения земельных участков. Суды обеих инстанций исходили из того, что при обращении в уполномоченный орган общество представило документы, необходимые для принятия положительного решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Первоначальные участки сформированы, поставлены на государственный кадастровый учет и переданы для строительства трех объектов недвижимого имущества. Доказательства того, что арендодатель ставил вопрос о расторжении договоров аренды земельных участков или о признании их недействительными по мотивам наложения какого-либо из них на земли общего пользования, а также инициировал процедуру снятия участков с кадастрового учета по указанным мотивам, отсутствуют. Приведенный департаментом в оспариваемом отказе аргумент (о нахождении земельного участка в границах территории общего пользования) документально не подтвержден. Выдача утвержденной схемы расположения земельного участка не возлагает на стороны спорных правоотношений обязанность по совершению в будущем каких-либо действий.
В кассационной жалобе администрация просит состоявшиеся судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая, что объединение спорных земельных участков невозможно ввиду частичного расположения в границах одного из них территории общего пользования. Доказательства невозможности использования арендуемых объектов без их объединения (которое приведет к нарушению прав неопределенного круга лиц) отсутствуют. Заявленные обществом требования содержат указание на конкретный земельный участок с проездом общего пользования, поэтому удовлетворение заявления приведет к нарушению нормы, содержащейся в пункте 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). Три исходных земельных участка имеют различный вид разрешенного использования, тогда как образование земельного участка путем объединения возможно исключительно из земельных участков, имеющих один вид разрешенного использования. Утвержденная схема расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории является основанием для постановки вновь образованного земельного участка на государственный кадастровый учет, при этом исходные земельные участки будут аннулированы в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН), что повлечет необходимость внесения изменений в действующие договоры аренды.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили. Участвующие в деле лица явку процессуальных представителей в арбитражный суд округа не обеспечили, извещены в соответствии с положениями статей 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено на основании статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению с учетом следующего.
Как видно из материалов дела и установлено судами, администрация и общество в порядке предварительного согласования места размещения объектов заключили договоры от 10.12.2010 N 4300016030, 4300016927, N 4300016928 аренды земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0116034:33; 23:43:0116034:34; 23:43:0116034:36; расположенных по адресу: ул. Средняя, 82/Л, ул. Средняя, 82/Б, ул. Средняя, 82/Г, в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара. Договоры зарегистрированы в установленном законом порядке (т. 1, л.д. 8-18; 19-29; 30-40).
Общество обратилось в администрацию с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в целях образования единого участка путем объединения арендованных.
1 марта 2016 года департамент в письме N 29/2380-1 сообщил заявителю об отказе в предоставлении муниципальной услуги об утверждении схемы расположения земельного участка, мотивируя частичным нахождением в границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0116034:34 территории общего пользования (переулок Цветной).
Считая отказ не соответствующим нормам действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, данное лицо обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для удовлетворения такого заявления является наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с таким требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
Согласно статье 11.2 Земельного кодекса земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.6 Земельного кодекса при объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается.
Согласно пункту 4 статьи 11.8 Земельного кодекса в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного срочного пользования, осуществляющее такое использование лицо имеет преимущественное право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного срочного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов) либо внесение соответствующих изменений в ранее заключенные договоры аренды земельных участков или безвозмездного срочного пользования ими.
На основании статьи 11.3 Земельного кодекса образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 данного Кодекса.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 11.10 Земельного кодекса схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 13 статьи 11.10 Земельного кодекса схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка дан в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 данного Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Согласно пункту 4 статьи 11.9 Земельного кодекса не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием (пункт 5 статьи 11.9). В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 данного Кодекса образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом, другими федеральными законами.
По правилам статьи 71 Кодекса арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9, 65 Кодекса).
Исследовав представленные в дело доказательства, суды пришли к верному выводу об отсутствии в материалах дела доказательств, свидетельствующих о наличии у департамента оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы, оспариваемого обществом. Аргументы администрации о нахождении участка в границах территории общего пользования документально не подтверждены. Земельные участки, арендуемые обществом, сформированы, поставлены на государственный кадастровый учет и переданы для строительства объектов недвижимого имущества, установленные земельным и градостроительным законодательством ограничения в объединении земельных участков в рассматриваемой ситуации отсутствуют.
Утверждение схемы расположения земельного участка включает в себя нанесение с учетом кадастрового плана или кадастровой карты территории информации о красных линиях, линиях, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур (трубопроводов и ЛЭП), границы зон объектов капитального строительства с учетом плотности и параметров застройки территории, границы наложения на территорию смежных пользователей. С учетом, в том числе данных сведений, в последующем органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, и будет решаться вопрос о возможности или невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что органы местного самоуправления обязаны утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с учетом зонирования территории, норм отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией, планов благоустройства территории города, нахождения участка в непосредственной близости от зданий (в том числе жилых многоквартирных домов в соответствии с нормами отвода придомовой территории), строений, сооружений, на инженерных коммуникациях, красных линиях, местах общего пользования, и выдать заявителю утвержденную схему.
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку были проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, не имеют юридического значения для вынесения судебного акта по существу, не влияют на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов и не опровергают выводы судов.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Основания для отмены или изменения решения и апелляционного постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену состоявшихся по делу судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация (орган местного самоуправления) освобождена от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.02.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2017 по делу N А32-17903/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
И.В.СИДОРОВА
Судьи
Я.Е.ВОЛКОВ
Н.С.МАЗУРОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)