Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.09.2017 N 19АП-5126/2017 ПО ДЕЛУ N А64-6814/2016

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 сентября 2017 г. по делу N А64-6814/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 сентября 2017 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи
судей
Донцова П.В.,
Семенюта Е.А.,
Протасова А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В.,
при участии:
от ООО "Гэлакси":
от Администрации Тамбовского района:
от Управления по охране окружающей среды и природопользования в Тамбовской области
Щемеров И.А., представитель по доверенности от 30.11.2016,
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Тамбовского района Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.06.2017 по делу N А64-6814/2016 (судья Малина Е.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гэлакси" (ОГРН 1106824000271, ИНН 6824004558, город Кирсанов Тамбовской области) к Администрации Тамбовского района Тамбовской области (ОГРН 1036894107910, ИНН 6820005198, поселок Строитель Тамбовского района Тамбовской области) о признании незаконным отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка, выраженного в письме от 10.05.2016 N 1/4006, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя,
третьи лица: Управление по охране окружающей среды и природопользования в Тамбовской области,
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Гэлакси" (далее - ООО "Гэлакси" или заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Администрации Тамбовского района Тамбовской области (далее - Администрация Тамбовского района или заинтересованное лицо), в котором просило с учетом уточнений:
1) признать незаконным отказ в выдаче градостроительного плана земельного участка площадью 2 981 м{\super 2 с кадастровым номером 68:20:5824001:17, разрешенное использование: для размещения административных зданий, столовых, для размещения автомобильных дорог и объектов автомобильного транспорта, выраженный в письме от 10.05.2016 N 1/4006;
2) обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи градостроительного плана спорного земельного участка.
Дело рассматривалось с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления по охране окружающей среды и природопользования в Тамбовской области.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 01.06.2017 по делу N А64-6814/2016 требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
Признан незаконным отказ Администрации Тамбовского района в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 68:20:5824001:17, выраженный в письме от 10.05.2016 N 1/4006.
На Администрацию Тамбовского района возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Также с Администрации Тамбовского района в пользу ООО "Гэлакси" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация Тамбовского района обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Податель жалобы ссылается на то, что лесные насаждения возле деревень Федоровка и Борщевка Тамбовского района Тамбовской области создавались как мелиоративная система, в том числе, с целью защиты транспортной магистрали М6 "Каспий". По мнению Администрации Тамбовского района, подготовка градостроительного плана спорного земельного участка недопустима, поскольку может привести к повреждению мелиоративной системы лесных насаждений.
Судебное разбирательство по делу откладывалось на 30.08.2017.
В судебном заседании представитель ООО "Гэлакси" заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, а именно копии постановления Администрации Тамбовской области от 28.02.2013 N 195, копии кадастровой выписки от 31.03.2016 о земельном участке с кадастровым номером 68:20:5824001:17, копии выписки из ЕГРП от 28.06.2017 об основных характеристиках земельного участка с кадастровым номером 68:20:5824001:17.
Названные документы, представленные для обоснования возражений относительно апелляционной жалобы в соответствии со статьей 262 АПК РФ, приобщены к материалам дела с учетом требований абзаца 2 части 2 статьи 268 АПК РФ.
Представитель заявителя ООО "Гэлакси" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, полагал решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Суд апелляционной инстанции, выслушав участников процесса, изучив апелляционную жалобу и материалы дела, приходит к следующему.
ООО "Гэлакси" обратилось в Администрацию Тамбовского района с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 68:20:5824001:17.
Администрация Тамбовского района письмом от 10.05.2016 отказала в выдаче градостроительного плана.
Не согласившись с названным отказом, полагая, что он не соответствуют закону и нарушает права и законные интересы ООО "Гэлакси" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд за судебной защитой.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу, что отказ Администрации Тамбовского района не соответствует закону и нарушает права ООО "Гэлакси", поскольку на стадии выдачи градостроительного плана орган местного самоуправления не вправе давать оценку намерениям заявителя по строительству планируемого им объекта недвижимости и осуществлять проверку его соответствия требованиям обязательных правил.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 51 ГрК РФ подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению заинтересованного в строительстве и реконструкции лица, обратившегося за данным планом в целях получения в дальнейшем разрешения на строительство (реконструкцию) объектов, поскольку такое разрешение подтверждает соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана, а также для ввода объекта в эксплуатацию (пункт 2 части 7, часть 1 статьи 51, пункт 2 части 3 статьи 55 ГрК РФ).
Согласно части 1 статьи 41 ГрК РФ градостроительный план земельного участка может являться одним из видов документации по планировке территории.
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В силу части 1 и части 2 статьи 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам. В составе градостроительного плана земельного участка, в том числе указываются: границы участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ участка; информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и о разрешенном использовании земельного участка; информация о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (часть 3 статьи 44 ГрК РФ, пункт 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации").
Данная норма содержит исчерпывающий перечень сведений, отражаемых в градостроительном плане земельного участка.
В соответствии с частью 17 статьи 46 ГрК РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
По смыслу статей 41 - 46 ГрК РФ градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые установлены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный конкретный участок.
Основания для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка ГрК РФ не предусмотрены.
Сделанный вывод согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 28.03.2016 N 305-КГ16-1335 по делу N А41-81952/2014.
Постановлением Администрации Тамбовского района Тамбовской области от 27.08.2014 N 3529 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Подготовка и утверждение градостроительного плана земельного участка на территории Тамбовского района Тамбовской области" (далее - Административный регламент).
Пунктом 2.8 Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги:
- - предоставление в рамках межведомственного взаимодействия информации об отсутствии запрашиваемых сведений;
- - отсутствие возможности размещения создаваемых (реконструируемых) объектов без нарушения нормативных расстояний (противопожарных, санитарных и т.д.) относительно существующих объектов или сетей инженерно-технического обеспечения;
- - несоответствие вида разрешенного использования земельного участка видам разрешенного использования, указанным в Правилах землепользования и застройки муниципальных образований, указанных в части 1.7 настоящего Административного регламента;
- - подготовка градостроительного плана земельного участка для строительства, реконструкции линейных объектов.
Из материалов дела следует, что ООО "Гэлакси" на праве собственности принадлежит следующее недвижимое имущество:
1) земельный участок площадью 2 981 м{\super 2 с кадастровым номером 68:20:5824001:17, разрешенное использование: для размещения административных зданий, столовых, для размещения автомобильных дорог и объектов автомобильного транспорта;
2) земельный участок площадью 1 979 м{\super 2 с кадастровым номером 68:20:5824001:14, разрешенное использование: для размещения кафе;
3) здание кафе общей площадью 895 м{\super 2 с кадастровым номером 68:20:5824001:19, назначение нежилое, инвентарный номер 115/А/331, Литер: А, а, расположенное по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, 464 км + 720 м автодороги Москва-Волгоград (М6 "Каспий").
Заявителем было принято решение осуществить на земельном участке с кадастровым номером 68:20:5824001:17 строительство здания столовой с комнатами отдыха.
ООО "Гэлакси" обратилось в Администрацию Тамбовского района с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 68:20:5824001:17.
Администрация Тамбовского района письмом от 10.05.2016 отказала в выдаче градостроительного плана.
В обоснование отказа Администрация Тамбовского района указала, что лесные насаждения (колхозные леса) возле деревень Федоровка и Борщевка Тамбовского района Тамбовской области созданы путем посадки на солончаках около 60 лет назад на площади 458 га с целью ослабления процессов водной и яровой эрозии почв, эффективного использования неудобных земель и очищения водного режима местности, а также с целью защиты транспортной магистрали М6 "Каспий" и других объектов от сильных ветров, снежных и песчаных заносов, то есть создавались как мелиоративная система. В связи с этим, учитывая природоохранное, рекреационное и оздоровительное значение защитных лесных насаждений (Борщевского леса Тамбовского района Тамбовской области) Управлением по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области в Администрацию Тамбовского района Тамбовской области направлено предупреждение о недопустимости совершения действий по повреждению мелиоративной системы и защитного лесного насаждения.
Установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которые были оценены в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу, что Администрация Тамбовского района отказала в выдаче градостроительного плана спорного земельного участка в отсутствие правовых оснований к этому.
Апелляционная коллегия исходит из того, что градостроительный план носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по предполагаемой застройке земельного участка (реконструкции расположенных на участке объектов недвижимости). Выдача градостроительного плана земельного участка не предопределяет выдачу разрешения на строительство, так как на стадии выдачи градостроительного плана орган местного самоуправления не вправе давать оценку намерениям заявителя по строительству планируемого им объекта недвижимости, осуществлять проверку соответствия разработанных заявителем проектных решений требованиям обязательных правил, обеспечивающих общественную безопасность, а равно оценивать возможное влияние будущего объекта капитального строительства на права и законные интересы смежных землепользователей, владельцев жилых помещений на соседних участках.
Названный вывод согласуется с позицией Арбитражного суда Центрального округа, изложенной в постановлении от 18.08.2016 N Ф10-2678/2016 по делу N А48-7450/2015, в постановлении от 20.07.2017 N Ф10-856/2016 по делу N А14-7407/2015.
Таким образом, цель обращения в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка не имеет правового значения.
Администрация Тамбовского района, ссылаясь на то, что земельный участок с кадастровым номером 68:20:5824001:17 находится на территории Борщевского леса и имеет природоохранное, рекреационное, оздоровительное значение, не указала, какая норма ГрК РФ или Административного регламента позволяет отказать в выдаче градостроительного плана по названному основанию.
Из системного анализа положений ГрК РФ и Административного регламента видно, что основание отказа, указанное в письме от 10.05.2016 N 1/4006, Административным регламентом, ГрК РФ или иным Федеральным законом не предусмотрено.
Кроме того, постановлением Администрации Тамбовской области от 28.02.2013 N 195 земельный участок с кадастровым номером 68:20:5824001:17 переведен из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (вид земель - земли промышленности) для строительства кафе.
Кадастровая выписка от 31.03.2016 о земельном участке с кадастровым номером 68:20:5824001:17 подтверждает, что он относится к категории земель: земли промышленности, разрешенное использование: административные здания, столовые, для размещения автомобильных дорог и объектов автомобильного транспорта.
Аналогичные сведения указаны в выписке из ЕГРП от 28.06.2017 об основных характеристиках земельного участка с кадастровым номером 68:20:5824001:17.
Какие-либо объекты недвижимости на земельном участке с кадастровым номером 68:20:5824001:17 отсутствуют, что подтверждается планом земельного участка.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 68:20:5824001:17 не является лесным участком, с 2013 года переведен из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, что исключает его использование как части мелиоративной системы, в том числе, с целью защиты транспортной магистрали М6 "Каспий".
Доказательства обратного, свидетельствующие, что на спорном земельном участке находятся лесные насаждения или что спорный участок в силу статьи 7 ЛК РФ является лесным участком, Администрацией Тамбовского района в нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ не представлены.
При таких обстоятельствах требования ООО "Гэлакси" подлежали удовлетворению.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции. Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию Администрации Тамбовского района при рассмотрении дела судом первой инстанции, нашли свое отражение в решении суда первой инстанции. Они были подробно исследованы судом, и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, непосредственно исследовал представленные доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая, что в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не разрешается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:

Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.06.2017 по делу N А64-6814/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Тамбовского района Тамбовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
П.В.ДОНЦОВ
Судьи
Е.А.СЕМЕНЮТА
А.И.ПРОТАСОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)