Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 23.08.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-14154/2017

Требование: Об изменении кадастровой стоимости земельного участка в связи с указанием недостоверных сведений об объектах оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Арендатор указал, что спорный участок относится к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования "открытая автостоянка", однако при проведении государственной оценки кадастровая стоимость участка была рассчитана с применением удельного показателя для "земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания", это повлекло увеличение размера арендных платежей и нарушение законных интересов арендатора.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 августа 2017 г. по делу N 33а-14154/2017


Судья Гылкэ Д.И.

Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Кормильцевой И.И.,
судей Жейновой С.И.,
Шабалдиной Н.В.,
при секретаре П.Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ч. об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в связи с выявлением недостоверных сведений об объектах оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости,
по апелляционной жалобе административного истца Ч. на решение Свердловского областного суда от 15 марта 2017 года.
Заслушав доклад судьи Шабалдиной Н.В., судебная коллегия

установила:

Ч. обратился в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения заявленных требований, просил признать недостоверными сведения об отнесении земельного участка с кадастровым номером N к пятой группе видов разрешенного использования, пересмотреть кадастровую стоимость указанного земельного участка и утвердить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере 4793 267 рублей 82 копейки, исходя из его принадлежности к третьей группе видов разрешенного использования, по состоянию на 01 января 2015 года.
В обоснование заявленных требований указано, что земельный участок с кадастровым номером N, площадью (-) кв. м, расположенный по адресу: <...> предоставлен ему в аренду по договору N 17-и от 20 августа 2008 года. Данный участок относится к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования "открытая автостоянка". Кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером N в размере 6770 868 рублей 21 копейка внесена в сведения государственного кадастра недвижимости 24 октября 2015 года по результатам проведения очередной государственной оценки в соответствии с приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29 сентября 2015 года N 2588 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов отдельных муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области". Она была рассчитана с применением удельного показателя кадастровой стоимости для пятой группы видов разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания". При проведении кадастровой оценки земельного участка были использованы недостоверные сведения о пятой группе видов разрешенного использования, при том, что арендованный земельный участок предназначен для размещения автостоянки и выделен в самостоятельную третью группу видов разрешенного использования. Применение к земельному участку с кадастровым номером N недостоверных сведений о пятой группе видов разрешенного использования влечет увеличение размера арендных платежей, тем самым, нарушая права и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца Е. требования уточненного административного искового заявления поддержала.
Представители административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области М., административного ответчика Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области А., заинтересованного лица Специализированного областного государственного унитарного предприятия "Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости" Свердловской области Р., П.Л. возражали против удовлетворения заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области в судебное заседание не явился, направил письменный отзыв, содержащий сведения о земельном участке с кадастровым номером N, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости.
Решением Свердловского областного суда от 15 марта 2017 года отказано в удовлетворении административного искового заявления Ч.
Не согласившись с решением суда, административный истец Ч. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указано на неверное определение судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела, неправильное применение судом норм материального права, нарушение норм процессуального права.
Административным ответчиком Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области принесены письменные возражения относительно апелляционной жалобы административного истца с указанием о законности решения суда.
Административный истец, представители административных ответчиков, заинтересованных лиц, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, не просили об отложении рассмотрения дела, от административного истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене на основании пунктов 1, 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и неправильным применением судом норм материального права.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1). Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами в случае, если эти результаты затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе, по основанию выявления недостоверных сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
Исходя из содержания статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (действующей в спорный период) кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.
В соответствии с пунктом 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316 (далее - Правила), и пунктом 1.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 (далее - Методические указания), государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и по виду функционального использования. Пунктом 1.2 Методических указаний установлены, в том числе следующие группы разрешенного использования земельных участков: земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок (подпункт 1.2.3) и земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 1.2.5).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Ч. является арендатором земельного участка, с кадастровым номером N, площадью (-) кв. м, расположенного по адресу: <...>, на основании договора аренды земельного участка N 17-и, заключенного 20 августа 2008 года с ОМС "Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского" и дополнительных соглашений к нему от 04 июля 2012 года (л. д. 18) и от 06 июня 2014 года, срок действия которого установлен до 07 июня 2018 года.
Данный участок относится к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования - открытая автостоянка.
В соответствии с приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29 сентября 2015 года N 2588 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов отдельных муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области" по результатам проведения очередной государственной оценки кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка составила 6770868 рублей 21 копейка.
При проведении государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельного участка в составе земель населенных пунктов отдельных муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, определялась в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков, установленных в пункте 1.2 Методических указаний.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01 января 2015 года внесены в государственный кадастр недвижимости 24 октября 2015 года на основании отчета об оценке <...> от 15 июля 2015 года, выполненного Специализированным областным государственным унитарным предприятием "Областной государственный центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости" Свердловской области. Кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка рассчитана с применением удельного показателя кадастровой стоимости для пятой группы видов разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, с учетом вида разрешенного использования, зонирования территории и фактически осуществляемой деятельности собственником земельных участков.
Вместе с тем, согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N определен как открытая автостоянка, категория земель - земли населенных пунктов. Вид разрешенного использования земельного участка соответствует его целевому назначению и виду его функционального использования, что подтверждается договором аренды. Поскольку земельный участок представляет собой самостоятельный объект недвижимости, является открытой автостоянкой и используется в этих целях, без размещения на нем объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, то вывод суда о правомерности отнесения земельного участка к пятой группе видов разрешенного использования является ошибочным, сделанным без учета приведенных норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
При этом возражения заинтересованного лица Специализированного областного государственного унитарного предприятия "Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости" Свердловской области о том, что для отнесения спорного земельного участка к пятому виду разрешенного использования было учтено, что он фактически используется для извлечения прибыли путем организации мест хранения транспортных средств, и вид разрешенного использования "автостоянка" является неопределенным, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они не основаны на нормах материального права.
Понятие "автостоянка" определено Правилами оказания услуг автостоянок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 года N 795, которым является здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенные для хранения автомототранспортных средств (пункт 2). При этом, из буквального толкования подпункта 1.2.3 пункта 1.2 Методических указаний также не следует, что к третьему виду разрешенного использования относятся только земельные участки, предназначенные для размещения некоммерческих автостоянок, какое-либо иное, в том числе ограничительное, толкование из указанной нормы права не следует.
Судебная коллегия также принимает во внимание, что согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования город Каменск-Уральский, утвержденным решением Городской Думы города Каменска-Уральского от 28 апреля 2010 года N 202, спорный земельный участок расположен в территориальной зоне КС-4 - Коммунально-складская зона 5 класса, к вспомогательному виду разрешенного использования которой относятся открытые наземные автостоянки для временного хранения автомобилей. При этом к основному виду разрешенного использования недвижимости, вспомогательному виду разрешенного использования указанной территориальной зоны не относятся объекты бытового обслуживания.
Также является необоснованной ссылка суда первой инстанции на Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года N 540, вступивший в силу 24 декабря 2014 года, поскольку пунктом 2 Приказа установлено, что в соответствии с утвержденным классификатором определяются виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления настоящего приказа в силу.
Вместе с тем, согласно указанному Классификатору к виду разрешенного использования "обслуживание автотранспорта" относится размещение постоянных или временных гаражей с несколькими стояночными местами, стоянок (парковок), гаражей, в том числе многоярусных, не указанных в коде 2.7.1 (код 4.9).
В коде 2.7.1 указано, что к виду разрешенного использования "объекты гаражного назначения" относится размещение отдельно стоящих и пристроенных гаражей, в том числе подземных, предназначенных для хранения личного автотранспорта граждан, с возможностью размещения автомобильных моек. Указанные нормы действуют в редакции приказа Минэкономразвития России от 30 сентября 2015 года N 709, вступившего в силу 03 ноября 2015 года, и не подтверждают законность отнесения спорного земельного участка к пятой группе видов разрешенного использования на основании отчета об оценке от 15 июля 2015 года, результаты определения кадастровой стоимости которого утверждены 29 сентября 2015 года.
В любом случае земельный участок, предназначенный для размещения автостоянок (без разграничения на личное или коммерческое использование), и в силу действующего Классификатора являются самостоятельной (отдельной) категорией, не относятся к земельным участкам с видом разрешенного использования "бытовое обслуживание", к которым относится размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро) (код 3.3)
В соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении административного искового заявления.
Расчет кадастровой стоимости спорного земельного участка при их отнесении к третьей группе видов разрешенного использования, приведенный административным истцом с применением удельного показателя 3813 рублей 26 копеек исходя из третьей группы видов разрешенного использования, является верным, не оспаривается административными ответчиками и заинтересованными лицами, проверен судебной коллегией. С учетом применения среднего удельного показателя третьей группы кадастровой стоимости земельного участка, утвержденного приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29 сентября 2015 года N 2588 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов отдельных муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области", кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 4793267 рублей 82 копейки.
Частью 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Судебная коллегия устанавливает дату подачи Ч. заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка - 30 декабря 2016 года с целью определения даты, с которой подлежит применению установленная судом кадастровая стоимость земельного участка, которой является дата обращения административного истца с заявлением об изменении кадастровой стоимости земельного участка в суд.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 309, статьями 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Свердловского областного суда от 15 марта 2017 года отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить административное исковое заявление Ч. об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в связи с выявлением недостоверных сведений об объектах оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Установить на период с 01 января 2016 года и до внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о новой кадастровой стоимости, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью (-) кв. м, в размере 4793267 рублей 82 копейки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N считать 30 декабря 2016 года.
Председательствующий
И.И.КОРМИЛЬЦЕВА

Судьи
С.И.ЖЕЙНОВА
Н.В.ШАБАЛДИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)