Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.07.2017 N 16АП-2060/2017 ПО ДЕЛУ N А63-12857/2016

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июля 2017 г. по делу N А63-12857/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июля 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Джамбулатова С.И.,
судей: Годило Н.Н.. Жукова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Авдыш М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Гегчяна Андраника Сирекановича на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.03.2017 по делу N А63-12857/2016 по заявлению главы крестьянского фермерского хозяйства Гегчяна Андраника Сирекановича, с. Степное, ОГРН 312265132000101, ИНН 262001220630, к администрации Степновского муниципального района Ставропольского края, с. Степное, ОГРН 1042600393274, ИНН 2620005250, к Степновскому станичному казачьему обществу Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества, с. Степное, ОГРН 1022602225502, ИНН 2620005059, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, главы КФХ Ермоленко Александра Станиславовича, о признании незаконным отказа от 27.09.2016 N 20-67/56 в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 26:28:000000:40, о признании недействительной (ничтожной) сделкой договора аренды земельного участка с кадастровым номером 26:28:000000:40 площадью 688 600 кв. м, применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде обязания казачьего общества возвратить администрации названный земельный участок, об обязании администрации совершить действия, предусмотренные статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, при участии в судебном заседании: от Степновского станичного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества: Шмакова И.В. - представителя по доверенности от 07.03.2017; в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
установил:

глава крестьянского фермерского хозяйства Гегчян Андраник Сиреканович (далее - заявитель, глава КФХ) обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации Степновского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация), к Степновскому станичному казачьему обществу Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества (далее - казачье общество) о признании незаконным отказа от 27.09.2016 N 20-67/56 в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 26:28:000000:40; о признании недействительной (ничтожной) сделкой договора аренды земельного участка с кадастровым номером 26:28:000000:40 площадью 688 600 кв. м; применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде обязания казачьего общества возвратить администрации названный земельный участок; об обязании администрации совершить действия, предусмотренные статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Дело рассматривается с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, главы КФХ Ермоленко Александра Станиславовича (далее - третье лицо, Ермоленко А.С.).
Решением суда от 23.03.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на ошибочный вывод суда первой инстанции о наличии у казачьего общества преимущественного права.
Администрация и казачье общество направили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация направила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие. Ходатайство удовлетворено судом.
В судебном заседании представитель казачьего общества просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзывов на апелляционную жалобу, выслушав представителя казачьего общества и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что 09.09.2010 за Степновским муниципальным районом Ставропольского края зарегистрировано право собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства с кадастровым номером 26:28:000000:40 площадью 688 600 кв. м, местоположение установлено в Ставропольском крае в Степновском районе относительно ориентира - плодоовощеводческий колхоз "Юбилейный", поселок Новоиргаклинский (далее - земельный участок с кадастровым номером: 40), о чем сделана запись о государственной регистрации N 26-26-30/003/2010-342.
02 августа 2016 года глава КФХ Гегчян А.С. обратился в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером: 40 в аренду.
В письме от 23.08.2016 N 20-67/49 администрация сообщила главе КФХ о том, что согласно выписке из ЕГРП испрашиваемый земельный участок обременен правом аренды и предоставление названного участка до момента прекращения регистрационной записи об обременении земельного участка правом аренды иных лиц не представляется возможным.
С заявлениями от 25.07.2016, 19.08.2016, 29.08.2016, 30.08.2016, 05.09.2016, 06.09.2016, 07.09.2016, 08.09.2016, 09.09.2016, 12.09.2016, 13.09.2016, 14.09.2016, 15.09.2016, от 16.09.2016, 20.09.2016 в администрацию с просьбой предоставить земельный участок с кадастровым номером: 40 в аренду без проведения торгов сроком на 49 лет на основании подпункта 17 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, также обратилось казачье общество. К заявлениям были приложены: свидетельство о постановке на учет Российской организации в налоговом органе от 19.04.2001, свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации от 11.12.2002, свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ от 13.11.2008, свидетельство о внесении казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации от 19.07.2012, копия паспорта лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности - атамана Уварова С.А., выписка из ЕГРЮЛ на казачье общество.
30 августа 2016 года глава КФХ Гегчян А.С. повторно обратился в администрацию с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду.
30 сентября 2016 года с аналогичным заявлением в администрацию также обратился глава КФХ Ермоленко А.С.
27 сентября 2016 года администрация в письме N 20-67/56 сообщила Гегчяну А.С. о том, что на момент поступления заявления последнего в администрации имелось заявление казачьего общества о предоставлении того же земельного участка, в связи с чем участок будет предоставлен указанному лицу без проведения торгов в порядке подпункта 17 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
По результатам рассмотрения заявления казачьего общества от 29.08.2016 N 61/35-у администрацией принято решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером: 40, о чем казачьему обществу сообщено в письме от 04.10.2016 N 20-67/58.
В письме от 04.10.2016 N 20-67/57 в ответ на иные заявления казачьего общества последнему сообщено, что на основании заявления от 29.08.2016 N 61/35 - у администрацией принято решение о предоставлении казачьему обществу испрашиваемого земельного участка.
В ответ на заявление Ермоленко А.С. администрация в письме от 12.10.2016 N 2054/64 отказала главе КФХ в предоставлении земельного участка ввиду его предоставления казачьему обществу.
10 октября 2016 года администрация (арендодатель) и казачье общество (арендатор) заключили договор N 2016/1 аренды земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с которым арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду сроком на 49 лет земельный участок с кадастровым номером: 40 (далее - договор аренды).
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 24.10.2016 за номером 26-26/030-26/030/200/2016-1934/2.
Полагая, что отказ администрации от 27.09.2016 N 20-67/56 не соответствует требованиям законодательства и нарушает принадлежащие главе КФХ права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, а также указывая на ничтожность договора аренды, заявитель обратился в арбитражный суд.
Статьей 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определено, что сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В силу пункта 1 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор аренды в случае предоставления земельного участка в аренду (статья 39.1 ЗК РФ).
В силу пункта 6 статьи 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) данным законом регулируются отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Пунктом 5 статьи 10 Закона N 101-ФЗ установлено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном ЗК РФ.
Согласно подпункту 17 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе в случае предоставления земельного участка религиозным организациям, казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ на территории, определенной в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Казачье общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке подпункта 17 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
Из материалов дела следует, что согласно, приложенных казачьим обществом к заявлению, а также ввиду отсутствия установленного законодательством перечня обязательных для предоставления документов администрацией сделан вывод о наличии у обратившегося лица признаков, подтверждающих его право на предоставление земельного участка без проведения торгов. В связи с чем при отсутствии оснований для отказа в предоставлении земельного участка, указанных в статье 39.16 ЗК РФ, земельный участок предоставлен казачьему обществу без проведения торгов в соответствии с процедурой, установленной в статье 39.14 ЗК РФ.
В силу подпункта 17, подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ казачьи общества, крестьянские (фермерские) хозяйства являются лицами, имеющими право на предоставление земельного участка без проведения торгов, соответственно.
В пункте 4 статьи 39.17 ЗК РФ, устанавливающей порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, определено, что рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления.
Из материалов дела следует, что казачье общество обращалось в администрацию с заявлениями от 25.07.2016, 19.08.2016, 29.08.2016, 30.08.2016, 05.09.2016, 06.09.2016, 07.09.2016, 08.09.2016, 09.09.2016, 12.09.2016, 13.09.2016, 14.09.2016, 15.09.2016, 16.09.2016, 20.09.2016 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером: 40.
Глава КФХ Гегчян А.С. обратился в администрацию с заявлением о предоставлении названного земельного участка в аренду 02.08.2016, на которое администрация в письме от 23.08.2016 N 20-67/49 ответила отказом, а также с заявлением от 30.08.2016.
Поскольку заявление от казачьего общества поступило раньше, чем от главы КФХ Гегчяна А.С., администрацией в первую очередь была рассмотрена заявка казачьего общества, что соответствует положениям пункта 4 статьи 39.17 ЗК РФ.
В связи с чем довод о признании незаконным принятого администрацией решения от 27.09.2016 N 20-67/56 об отказе в предоставлении земельного участка, а также о признании ничтожным договора аренды указал, не может быть принят судом.
Кроме того, пунктом 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ установлено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.
В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 ЗК РФ.
Статьей 18 ЗК РФ установлены особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В пункте 7 статьи 39.18 ЗК РФ определено, что в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Согласно пункту 10 статьи 39.11 ЗК РФ участниками аукциона, проводимого в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 39.18 данного Кодекса, могут являться только граждане или в случае предоставления земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности - граждане и крестьянские (фермерские) хозяйства.
Таким образом, при поступлении заявок от казачьего общества и главы КФХ на один и тот же земельный участок, участок не мог быть выставлен на торги, так как исходя из названной нормы статьи 39.11. ЗК РФ указанные лица не могли быть участниками одного аукциона.
Ссылки апеллянта на обстоятельства, установленные по делу N А63-5510/2015, не могут быть приняты судом, поскольку положения пункта 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, утратили силу с 01.03.2015.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 Закона Ставропольского края от 09.04.2015 N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" (далее - Закон N 36-кз) договор аренды земельного участка заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, в том числе случаев предоставления земельного участка казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ на территории поселений и населенных пунктов, находящихся на территории городских округов Ставропольского края.
В статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) даны определения основным терминам и понятиям, используемым в названном Федеральном законе.
В частности установлено, что видами муниципального образования являются городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения. Также указано, что поселением является городское или сельское поселение.
Сельское поселение представляет собой один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных названным Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Из письма администрации муниципального образования Иргаклинского сельсовета Степновского района Ставропольского края от 14.02.2017 N 33, представленного в материалы дела, следует, что земельный участок с кадастровым номером: 40 расположен на территории Иргаклинского сельсовета Степновского района Ставропольского края, что также подтверждается приложенной к указанному письму схемой расположения земельного участка.
Граница муниципального образования Иргаклинского сельсовета Степновского района Ставропольского края определена Законом Ставропольского края от 17.05.2004 N 33-кз "Об установлении границ муниципальных образований в Степновском районе Ставропольского края". В пункте 4 статьи 7.1 названного Закона указано, что муниципальное образование Иргаклинский сельсовет включает: село Иргаклы; поселок Новоиргаклинский; хутор Согулякин. Таким образом, земельный участок с кн: 40 входит в границы муниципального образования - сельского поселения, а именно в границы Иргаклинского сельсовета Степновского района Ставропольского края, что свидетельствует о том, что при предоставлении земельного участка администрацией были соблюдены требования, предусмотренные подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 Закона N 36-кз.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что решение суда первой инстанции соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам, приведенным в жалобе.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.03.2017 по делу N А63-12857/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.И.ДЖАМБУЛАТОВ
Судьи
Н.Н.ГОДИЛО
Е.В.ЖУКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)