Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей; Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2016 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Немчаниновой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гущиной В.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Шарья Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 14.06.2016 по делу N А31-10848/2015, принятое судом в составе судьи Иванова Е.В.,
по иску Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Шарья Костромской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Шарьинская ТЭЦ"
(ИНН: 4407011532, ОГРН: 1104436000130),
третье лицо: открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (ИНН: 7606053324, ОГРН: 1057601091151),
о взыскании 4 468 052,43 руб.,
установил:
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Шарья Костромской области (далее - Истец, Комитет) обратился с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Костромской области к обществу с ограниченной ответственностью "Шарьинская ТЭЦ" (далее - Ответчик, ООО "Шарьинская ТЭЦ", Общество) о взыскании 3 665 046,55 руб. долга по арендной плате и 228 361,82 руб. пеней.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции Ответчик признал наличие долга по арендной плате в размере 3 610 748,93 руб. и пени в сумме 227932,11 руб.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 14.06.2016 иск удовлетворен частично: с Общества взыскана задолженность по арендной плате в размере 3 610 748,93 руб. и пени - 227 932,11 руб.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Комитет с принятым решением суда частично не согласился и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда изменить и принять по делу новый судебный акт, взыскав с Общества долг в сумме 3 665 046,55 руб. и пени - 228 339,85 руб., поскольку при определении величины арендной платы по договорам N 8-ю от 16.02.2006, N 28-ю от 14.07.2005 и N 162 от 11.07.2005 следовало руководствоваться иными нормами права, что не было учтено судом первой инстанции и, что, при неверной оценке фактических обстоятельств дела, привело к принятию незаконного судебного акта.
Общество представило отзыв на жалобу, в котором против доводов Истца возражает, просит решение суда оставить без изменения.
ОАО "Территориальная генерирующая компания N 2" отзыв на жалобу не представило.
Рассмотрение дела откладывалось до 10 часов 30 минут 10.10.2016.
Стороны и третье лицо явку своих представителей в судебные заседания 15.09.2016 и 10.10.2016 не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Комитет ходатайствует о рассмотрении дела без участия своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области от 14.06.2016 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в отношении внесения арендной платы по договорам аренды земельных участков между Комитетом и Обществом возникли разногласия, что и послужило основанием для направления иска в суд.
Арбитражный суд Костромской области, руководствуясь статьями 309, 310, 329, 330, 331, 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 39.7, 65 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", Приказами Минэкономразвития России от 23.04.2013 N 217, от 18.06.2013 N 347, от 22.09.2011 N 507, от 18.06.2013 N 346, решением Думы городского округа город Шарья Костромской области от 25.12.2008 N 67-ДН, постановлениями администрации Костромской области от 22.10.2007 N 241-а, от 28.10.2008 N 393-а, исковые требования удовлетворил частично.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзыва на жалобу, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статьей 310 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
По общему правилу только надлежащее исполнение прекращает обязательство (статья 408 ГК РФ).
В силу пункта 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Одним из основных принципов земельного законодательства Российской Федерации является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату (подпункт 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, далее - ЗК РФ).
В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным.
В пункте 7 постановления от 17.11.2011 N 73 Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что, согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ, любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли).
В соответствии со статьей 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно статье 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). При этом в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.
На основании пункта 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
В случае несвоевременного внесения арендной платы арендодатель (субарендодатель) вправе требовать взыскания с арендатора неустойки.
Согласно статье 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
По правилам статьи 330 ГК РФ должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения, пеню (неустойку), которая определяется законом или договором. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Комитетом были предоставлены в аренду ОАО "Территориальная генерирующая компания N 2" земельные участки под энергетическим производственно-технологическим комплексом тепловой электрической станции (ЭПТ комплекс) "Шарьинская ТЭЦ".
С 12.03.2014 новым собственником ЭПТ комплекса стало ООО "Шарьинская ТЭЦ".
Письмом от 20.01.2015 ОАО "ТГК N 2" уведомило Комитет о заключении Соглашения N 0001-001786-14 о смене стороны в обязательстве, по которому ОАО "ТГК N 2" передало ООО "Шарьинская ТЭЦ" права и обязанности по договорам аренды земельных участков в связи с переходом права собственности на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельных участках.
Под ЭПТ комплексом заключены следующие договоры аренды земельного участка:
- N 8-Ю-2006 от 16.02.2006 (с учетом соглашений N 123 от 04.09.2006, N 8 от 11.01.2010), предмет договора: земельный участок с кадастровым номером 44:31:010107:0064, площадь 116 076,10 кв. м, Костромская обл., гор. Шарья, пос. Ветлужский, ул. Центральная, д. 1,
- - N 7-Ю-2006 от 16.02.2006 (с учетом соглашений N 122 от 04.09.2006, N 7 от 11.01.2010), предмет договора: земельный участок с кадастровым номером 44:31:010107:0066, площадь 38 229,71 кв. м, Костромская область, г. Шарья, пос. Ветлужский, ул. Центральная, д. 1;
- - N 25-Ю-2005 от 14.07.2005 (с учетом соглашений N 118 от 04.09.2006, N 1 от 11.01.2010), предмет договора: земельный участок с кадастровым номером 44:31:010107:0067, площадь 41 216,76 кв. м, Костромская область, г. Шарья, пос. Ветлужский, ул. Центральная, д. 1;
- - N 30-ю-2005 от 14.07.2005 (с учетом соглашений N 121 от 04.09.2006, N 3 от 11.01.2010), предмет договора: земельный участок с кадастровым номером 44:31:000000:0003, площадь 12 693,68 кв. м, Костромская область, г. Шарья (теплотрасса от Шарьинской ТЭЦ до ТК-5);
- - N 28-Ю-2005 от 14.07.2005 (с учетом соглашений N 120 от 04.09.2006, N 4 от 11.01.2010), предмет договора: земельный участок с кадастровым номером 44:31:000000:0002, площадью 299,41 кв. м. Костромская область, г. Шарья (высоковольтная линия N 1 ВЛ-6);
- - N 163 от 11.07.2005 (с учетом соглашения N 135 от 04.09.2006), предмет договора: земельный участок с кадастровым номером 44:24:000000:5, площадь 7578,81 кв. м, Костромская область, г. Шарья, теплотрасса от Шарьинской ТЭЦ до ТК-5;
- - N 162 от 11.07.2005 (с учетом соглашения N 134 от 04.09.2006), предмет договора: земельный участок с кадастровым номером 44:24:000000:5, площадь 7578,81 кв. м, Костромская область, г. Шарья, ул. Центральная, д. 1 (высоковольтная линия ВЛ 06-10кВ к энергетическому производственно-технологическому комплексу тепловой электрической станции Шарьинской ТЭЦ).
Названные земельные участки были переданы по актам приема-передачи.
Пунктом 3.5 указанных договоров аренды установлено, что размер арендной платы устанавливается на основании действующих нормативных актов Костромской области, решений Думы городского округа город Шарья (по земельным участкам муниципальной собственности) и может изменяться Арендодателем в одностороннем порядке в соответствии с изменениями законодательства Российской Федерации, Костромской области, нормативных правовых актов Костромской области, решений Думы городского округа город Шарья, при этом заключение дополнительного соглашения к Договору не требуется. Уведомление об изменении размера арендной платы вместе с расчетом направляется Арендатору Арендодателем заказным письмом с уведомлением. Уведомление об изменении размера арендной платы считается полученным в день его получения Арендатором либо в день извещения организацией почтовой связи об отсутствии Арендатора по всем адресам, указанным в Договоре.
Согласно пункту 4.4.3 договоров аренды арендатор обязан уплачивать арендную плату арендодателю за пользование земельным участком в размере и на условиях, установленных договором.
Пункт 5.2 договоров аренды предусматривает ответственность арендатора за нарушение срока внесения арендной платы по договору из расчета 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от размера невнесенной арендной платы за каждый календарный день просрочки. Пени начисляются со дня образования задолженности по арендной плате.
О размере арендной платы на 2014 ОАО "ТГК N 2" направлялись уведомления от 29.01.2014 и от 30.01.2014 (получены арендатором 10.02.2014).
О размере арендной платы на 2015 Ответчику направлялись уведомления 17.02.2015 (получены 25.02.2015).
По договорам N 162 и N 163 уведомления на 2015 были направлены 24.04.2015 (получены Ответчиком 07.05.2015).
Обязательства по внесению арендной платы исполнялись Ответчиком ненадлежащим образом, что привело к образованию задолженности.
Истец направил Ответчику претензию от 03.09.2015, которую Ответчик получил, но задолженность не оплатил.
К взысканию с Ответчика Истец заявил:
1) 3 665 046,55 руб. долга по арендной плате, в том числе по договору аренды земельного участка:
- N 8-Ю-2006 от 16.02.2006-1 888 259,13 руб.,
- N 7-Ю-2006 от 16.02.2006-625 682,63 руб.,
- N 25-Ю-2005 от 14.07.2005-1 032 691,75 руб.,
- N 30-ю -2005 от 14.07.2005-115 130,18 руб.,
- N 28-Ю-2005 от 14.07.2005-3 251,84 руб.,
- N 163 от 11.07.2005-30,41 руб.,
- N 162 от 11.07.2005-0,61 руб.
2) 228 361,82 руб. пеней, в том числе по договору аренды земельного участка:
- N 8-Ю-2006 от 16.02.2006-113 200,08 руб.,
- N 7-Ю-2006 от 16.02.2006-45 278 руб.,
- N 25-Ю-2005 от 14.07.2005-62 526,24 руб.,
- N 30-ю-2005 от 14.07.2005-7 183,80 руб.,
- N 28-Ю-2005 от 14.07.2005-171,94 руб.,
- N 163 от 11.07.2005-1,73 руб.,
- N 162 от 11.07.2005-0,03 руб.
Ответчик исковые требования признал в части:
1) задолженности по арендной плате в сумме 3 610 748,93 руб., в том числе по договору аренды земельного участка:
- N 8-Ю-2006 от 16.02.2006-1 835 435,44 руб.,
- N 7-Ю-2006 от 16.02.2006-625 682,63 руб.,
- N 25-Ю-2005 от 14.07.2005-1 032 691,75 руб.,
- N 30-ю-2005 от 14.07.2005-115 130,18 руб.,
- N 28-Ю-2005 от 14.07.2005-1 778,03 руб.,
- N 163 от 11.07.2005-30,41 руб.,
- N 162 от 11.07.2005-0,44 руб.
2) пеней в сумме 227 932,11 руб., в том числе по договору аренды земельного участка:
- N 8-Ю-2006 от 16.02.2006-112 882,42 руб.,
- N 7-Ю-2006 от 16.02.2006-45 278 руб.,
- N 25-Ю-2005 от 14.07.2005-62 504,27 руб.,
- N 30-ю-2005 от 14.07.2005-7 183,80 руб.,
- N 28-Ю-2005 от 14.07.2005-81,86 руб.,
- N 163 от 11.07.2005-1,73 руб.,
- N 162 от 11.07.2005-0,03 руб.
Факт нарушения арендатором обязательства по своевременному внесению арендной платы подтверждается материалами дела и Ответчиком не оспаривается.
При этом, проверив размер задолженности, заявленный к взысканию, суд первой инстанции обоснованно учел следующее.
Согласно пункту 3 статьи 65 ЗК РФ (до 01.03.2015, Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ) за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, соответственно.
В силу данного разграничения компетенции Правительство Российской Федерации уполномочено устанавливать порядок определения размера арендной платы лишь в отношении земель, находящихся в федеральной собственности. Следовательно, утвержденные Постановлением N 582 правила определения размера арендной платы подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации. Действие названных правил не распространяется на отношения, связанные с использованием земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Поскольку в данном случае арендуемые Обществом земельные участки относятся к землям, собственность на которые не разграничена, правила определения размера арендной платы, утвержденные Постановлением N 582, а соответственно и Приказ N 347 применяться не могут.
Из материалов дела следует, что земельные участки, переданные по договорам аренды N 8-Ю-2006 от 16.02.2006, N 7-Ю-2006 от 16.02.2006, N 25-ю-2005 от 14.07.2005, N 30-ю-2005 от 14.07.2005, относятся к муниципальной собственности городского округа город Шарья.
Следовательно, при определении размера арендной платы необходимо руководствоваться Положением об арендной плате за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ город Шарья (утверждено решением Думы городского округа город Шарья Костромской области от 25.12.2008 N 67-ДН "Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ город Шарья" (решение Думы N 67-ДН).
Указанное решение действовало до 30.11.2015 (до вступления в силу решения Думы городского округа город Шарья от 30.11.2015 N 41-ДН "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ город Шарья Костромской области и предоставленные в аренду без торгов" (опубликовано 30.11.2016).
В решении Думы N 67-ДН не был предусмотрен порядок расчета арендной платы в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации.
Земельные участки, переданные Ответчику по договорам аренды N 28-Ю-2005 от 14.07.2005, N 163 от 11.07.2005, N 162 от 11.07.2005, относятся к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, что подтверждается выпиской из ЕГРП и кадастровым паспортом земельного участка.
Арендная плата за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, рассчитывалась в соответствии с постановлением администрации Костромской области от 22.10.2007 N 241-а "Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Костромской области, и земельные участки на территории Костромской области, государственная собственность на которые не разграничена" (далее - Постановление N 241-а).
В Постановление N 241-а был внесен пункт 5.2 (Постановление администрации Костромской области от 18.12.2013 N 539-а), в котором предусмотрено, что арендная плата за земельные участки, предоставленные (занятые) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, предоставленных (занятых) для размещения такого вида объектов.
В пункте 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 установлен перечень видов объектов, в том числе: трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных водогидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
В соответствии с видами объектов утверждены приказы Минэкономразвития Российской Федерации, в том числе:
- - приказ Минэкономразвития России от 23.04.2013 N 217 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод" (действующий с 02.07.2013);
- - приказ Минэкономразвития России от 18.06.2013 N 347 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов" (действующий с 31.08.2013).
В постановление N 241-а не были внесены изменения, касающиеся расчета арендной платы за земельные участки, предоставленные для размещения тепловых станций и обслуживающих их сооружений и объектов.
В связи с изданием постановления администрации Костромской области от 07.07.2015 N 251-а "Об утверждении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Костромской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, а также условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Костромской области" Постановление N 241-а было признано утратившим силу.
По договору аренды земельного участка N 28-Ю-2005 от 14.07.2005 Ответчику передан земельный участок для размещения линии связи (6 кВ от ШТЭЦ до подстанция "Шарья-районная" 110/35/6 кВ).
В отношении земельных участков, предоставленных для размещения линий связи, издан приказ Минэкономразвития России от 18.06.2013 N 346, согласно которому ставка арендной платы устанавливается в размере 1,4% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
По договору аренды земельного участка N 162 от 11.07.2005 Ответчику передан земельный участок для размещения высоковольтной линии (ВЛ-06-10 кВ).
В отношении земельных участков, предоставленных для размещения объектов электроэнергетики, издан приказ Минэкономразвития России от 22.09.2011 N 507, согласно которому ставка арендной платы устанавливается в размере 1,5% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка, но не должна превышать предельную ставку (Костромская область - 6,89).
Расчет задолженности по спорным договорам, названным в исковом заявлении, произведен до 20.05.2015 в связи с прекращением права собственности Ответчика на энергетический производственно-технологический комплекс тепловой электрической станции "Шарьинская ТЭЦ".
Между сторонами заключены соглашения о расторжении указанных договоров аренды земельных участков, которые после подписания были переданы Ответчику для проведения государственной регистрации, которая им так и не была проведена. Доказательств обратного Обществом в материалы дела не представлено.
В силу части 4 статьи 39.7 ЗК РФ (с 01.03.2015) размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 настоящего Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Кадастровая стоимость земельных участков была утверждена постановлением администрации Костромской области от 28.10.2008 N 393-а "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Костромской области".
В связи с утверждением кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Костромской области Постановлением администрации Костромской области от 22.12.2014 N 543-а "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Костромской области" кадастровая стоимость земельных участков изменилась с 01.01.2015.
Поскольку Ответчик оказывает услуги по теплоснабжению большинства объектов городского округа город Шарья, для расчета арендной платы за часть переданных Ответчику земельных участков необходимо применять приказ Минэкономразвития России от 23.04.2013 N 217, согласно которому ставка арендной платы устанавливается в размере 0,7% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
Расчет арендной платы производится по решению Думы городского округа город Шарья Костромской области от 25.12.2008 N 67-ДН.
Перерасчет арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена:
- по договору аренды земельного участка N 28-Ю-2005 от 14.07.2005 расчет производится в соответствии с Постановлениями администрации Костромской области от 22.10.2007 N 241-а и от 07.07.2015 N 251-а (пункт 3 постановления - пункт 8 Порядка распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2015).
За период с 01.01.2015 по 20.05.2015 (140 дней) в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 18.06.2013 N 346, согласно которому ставка арендной платы устанавливается в размере 1,4% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
- По договору аренды земельного участка N 163 от 11.07.2005 расчет производится по приказу Минэкономразвития России от 23.04.2013 N 217 из расчета 0,7% от кадастровой стоимости земельного участка.
- По договору аренды земельного участка N 162 от 11.07.2005 расчет арендной платы за период с 01.01.2015 по 20.05.2015 (140 дней) расчет производится в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 22.09.2011 N 507, согласно которому ставка арендной платы устанавливается в размере 1,5% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка, но не должна превышать предельных ставок (Костромская обл. - 6,89).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для взыскания долга по арендной плате в размере 3 610 748,93 руб. и неустойки в сумме 227 932,11 руб.
Довод Комитета о применении с 01.03.2015 приказа Минэкономразвития России от 23.04.2013 N 217 апелляционный суд отклоняет, поскольку ООО "Шарьинская ТЭЦ" осуществляет производство не только тепловой энергии, но и электроэнергии тепловыми электростанциями, а также осуществляет ее передачу третьим лицам.
Довод Комитета о применении для расчета арендной платы в период с 12.03.2014 по 31.12.2014 формулы, установленной пунктом 9 постановления Администрации Костромской области от 22.10.2007 N 241-а, апелляционный суд также отклоняет, так как в пункте 1.2 договора N 28-Ю-2005 от 14.07.2005 указано, что на земельном участке расположен энергетический производственно-технологический комплекс тепловой электрической станции (ГЭС) "Шарьинская ТЭЦ" (линия связи 6кВ от ШТЭЦ до подстанции "Шарья-районная" 110/35/6кВ), Соответственно, для расчета размера арендной платы должен применяться специальный пункт 5.2 постановления Администрации Костромской области от 22.10.2007 N 241-а в отношении земельных участков, предназначенных для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Несостоятелен довод Комитета о применении для расчета арендной платы в период с 12.03.2014 по 31.12.2014 формулы, установленной в пункте 9 постановления Администрации Костромской области от 22.10.2007 N 241-а, поскольку пунктом 3 соглашения N 134 от 04.09.2006 дополнен договор N 162 от 11.07.2005, в котором указано, что на земельном участке расположен энергетический производственно-технологический комплекс тепловой электрической станции (ГЭС) "Шарьинская ТЭЦ". Соответственно, для расчета размера арендной платы должен применяться специальный пункт 5.2 постановления Администрации Костромской области от 22.10.2007 N 241-а в отношении земельных участков, предназначенных для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Доказательств наличия у сооружений, находящихся на земельных участках, переданных по договорам аренды N 8-ю от 16.02.2006, N 28-ю от 14.07.2005 и N 162 от 11.07.2005 иного статуса, Комитетом и Обществом в материалы дела не представлено.
На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Костромской области от 14.06.2016 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств дела. Оснований для удовлетворения жалобы Комитета по изложенным в ней доводам у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Комитет освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Костромской области от 14.06.2016 по делу N А31-10848/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Шарья Костромской области (ИНН: 4407002464, ОГРН: 1024402038154) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.10.2016 N 02АП-7074/2016 ПО ДЕЛУ N А31-10848/2015
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей; Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 октября 2016 г. по делу N А31-10848/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2016 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Немчаниновой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гущиной В.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Шарья Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 14.06.2016 по делу N А31-10848/2015, принятое судом в составе судьи Иванова Е.В.,
по иску Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Шарья Костромской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Шарьинская ТЭЦ"
(ИНН: 4407011532, ОГРН: 1104436000130),
третье лицо: открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (ИНН: 7606053324, ОГРН: 1057601091151),
о взыскании 4 468 052,43 руб.,
установил:
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Шарья Костромской области (далее - Истец, Комитет) обратился с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Костромской области к обществу с ограниченной ответственностью "Шарьинская ТЭЦ" (далее - Ответчик, ООО "Шарьинская ТЭЦ", Общество) о взыскании 3 665 046,55 руб. долга по арендной плате и 228 361,82 руб. пеней.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции Ответчик признал наличие долга по арендной плате в размере 3 610 748,93 руб. и пени в сумме 227932,11 руб.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 14.06.2016 иск удовлетворен частично: с Общества взыскана задолженность по арендной плате в размере 3 610 748,93 руб. и пени - 227 932,11 руб.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Комитет с принятым решением суда частично не согласился и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда изменить и принять по делу новый судебный акт, взыскав с Общества долг в сумме 3 665 046,55 руб. и пени - 228 339,85 руб., поскольку при определении величины арендной платы по договорам N 8-ю от 16.02.2006, N 28-ю от 14.07.2005 и N 162 от 11.07.2005 следовало руководствоваться иными нормами права, что не было учтено судом первой инстанции и, что, при неверной оценке фактических обстоятельств дела, привело к принятию незаконного судебного акта.
Общество представило отзыв на жалобу, в котором против доводов Истца возражает, просит решение суда оставить без изменения.
ОАО "Территориальная генерирующая компания N 2" отзыв на жалобу не представило.
Рассмотрение дела откладывалось до 10 часов 30 минут 10.10.2016.
Стороны и третье лицо явку своих представителей в судебные заседания 15.09.2016 и 10.10.2016 не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Комитет ходатайствует о рассмотрении дела без участия своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области от 14.06.2016 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в отношении внесения арендной платы по договорам аренды земельных участков между Комитетом и Обществом возникли разногласия, что и послужило основанием для направления иска в суд.
Арбитражный суд Костромской области, руководствуясь статьями 309, 310, 329, 330, 331, 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 39.7, 65 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", Приказами Минэкономразвития России от 23.04.2013 N 217, от 18.06.2013 N 347, от 22.09.2011 N 507, от 18.06.2013 N 346, решением Думы городского округа город Шарья Костромской области от 25.12.2008 N 67-ДН, постановлениями администрации Костромской области от 22.10.2007 N 241-а, от 28.10.2008 N 393-а, исковые требования удовлетворил частично.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзыва на жалобу, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статьей 310 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
По общему правилу только надлежащее исполнение прекращает обязательство (статья 408 ГК РФ).
В силу пункта 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Одним из основных принципов земельного законодательства Российской Федерации является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату (подпункт 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, далее - ЗК РФ).
В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным.
В пункте 7 постановления от 17.11.2011 N 73 Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что, согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ, любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли).
В соответствии со статьей 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно статье 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). При этом в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.
На основании пункта 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
В случае несвоевременного внесения арендной платы арендодатель (субарендодатель) вправе требовать взыскания с арендатора неустойки.
Согласно статье 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
По правилам статьи 330 ГК РФ должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения, пеню (неустойку), которая определяется законом или договором. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Комитетом были предоставлены в аренду ОАО "Территориальная генерирующая компания N 2" земельные участки под энергетическим производственно-технологическим комплексом тепловой электрической станции (ЭПТ комплекс) "Шарьинская ТЭЦ".
С 12.03.2014 новым собственником ЭПТ комплекса стало ООО "Шарьинская ТЭЦ".
Письмом от 20.01.2015 ОАО "ТГК N 2" уведомило Комитет о заключении Соглашения N 0001-001786-14 о смене стороны в обязательстве, по которому ОАО "ТГК N 2" передало ООО "Шарьинская ТЭЦ" права и обязанности по договорам аренды земельных участков в связи с переходом права собственности на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельных участках.
Под ЭПТ комплексом заключены следующие договоры аренды земельного участка:
- N 8-Ю-2006 от 16.02.2006 (с учетом соглашений N 123 от 04.09.2006, N 8 от 11.01.2010), предмет договора: земельный участок с кадастровым номером 44:31:010107:0064, площадь 116 076,10 кв. м, Костромская обл., гор. Шарья, пос. Ветлужский, ул. Центральная, д. 1,
- - N 7-Ю-2006 от 16.02.2006 (с учетом соглашений N 122 от 04.09.2006, N 7 от 11.01.2010), предмет договора: земельный участок с кадастровым номером 44:31:010107:0066, площадь 38 229,71 кв. м, Костромская область, г. Шарья, пос. Ветлужский, ул. Центральная, д. 1;
- - N 25-Ю-2005 от 14.07.2005 (с учетом соглашений N 118 от 04.09.2006, N 1 от 11.01.2010), предмет договора: земельный участок с кадастровым номером 44:31:010107:0067, площадь 41 216,76 кв. м, Костромская область, г. Шарья, пос. Ветлужский, ул. Центральная, д. 1;
- - N 30-ю-2005 от 14.07.2005 (с учетом соглашений N 121 от 04.09.2006, N 3 от 11.01.2010), предмет договора: земельный участок с кадастровым номером 44:31:000000:0003, площадь 12 693,68 кв. м, Костромская область, г. Шарья (теплотрасса от Шарьинской ТЭЦ до ТК-5);
- - N 28-Ю-2005 от 14.07.2005 (с учетом соглашений N 120 от 04.09.2006, N 4 от 11.01.2010), предмет договора: земельный участок с кадастровым номером 44:31:000000:0002, площадью 299,41 кв. м. Костромская область, г. Шарья (высоковольтная линия N 1 ВЛ-6);
- - N 163 от 11.07.2005 (с учетом соглашения N 135 от 04.09.2006), предмет договора: земельный участок с кадастровым номером 44:24:000000:5, площадь 7578,81 кв. м, Костромская область, г. Шарья, теплотрасса от Шарьинской ТЭЦ до ТК-5;
- - N 162 от 11.07.2005 (с учетом соглашения N 134 от 04.09.2006), предмет договора: земельный участок с кадастровым номером 44:24:000000:5, площадь 7578,81 кв. м, Костромская область, г. Шарья, ул. Центральная, д. 1 (высоковольтная линия ВЛ 06-10кВ к энергетическому производственно-технологическому комплексу тепловой электрической станции Шарьинской ТЭЦ).
Названные земельные участки были переданы по актам приема-передачи.
Пунктом 3.5 указанных договоров аренды установлено, что размер арендной платы устанавливается на основании действующих нормативных актов Костромской области, решений Думы городского округа город Шарья (по земельным участкам муниципальной собственности) и может изменяться Арендодателем в одностороннем порядке в соответствии с изменениями законодательства Российской Федерации, Костромской области, нормативных правовых актов Костромской области, решений Думы городского округа город Шарья, при этом заключение дополнительного соглашения к Договору не требуется. Уведомление об изменении размера арендной платы вместе с расчетом направляется Арендатору Арендодателем заказным письмом с уведомлением. Уведомление об изменении размера арендной платы считается полученным в день его получения Арендатором либо в день извещения организацией почтовой связи об отсутствии Арендатора по всем адресам, указанным в Договоре.
Согласно пункту 4.4.3 договоров аренды арендатор обязан уплачивать арендную плату арендодателю за пользование земельным участком в размере и на условиях, установленных договором.
Пункт 5.2 договоров аренды предусматривает ответственность арендатора за нарушение срока внесения арендной платы по договору из расчета 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от размера невнесенной арендной платы за каждый календарный день просрочки. Пени начисляются со дня образования задолженности по арендной плате.
О размере арендной платы на 2014 ОАО "ТГК N 2" направлялись уведомления от 29.01.2014 и от 30.01.2014 (получены арендатором 10.02.2014).
О размере арендной платы на 2015 Ответчику направлялись уведомления 17.02.2015 (получены 25.02.2015).
По договорам N 162 и N 163 уведомления на 2015 были направлены 24.04.2015 (получены Ответчиком 07.05.2015).
Обязательства по внесению арендной платы исполнялись Ответчиком ненадлежащим образом, что привело к образованию задолженности.
Истец направил Ответчику претензию от 03.09.2015, которую Ответчик получил, но задолженность не оплатил.
К взысканию с Ответчика Истец заявил:
1) 3 665 046,55 руб. долга по арендной плате, в том числе по договору аренды земельного участка:
- N 8-Ю-2006 от 16.02.2006-1 888 259,13 руб.,
- N 7-Ю-2006 от 16.02.2006-625 682,63 руб.,
- N 25-Ю-2005 от 14.07.2005-1 032 691,75 руб.,
- N 30-ю -2005 от 14.07.2005-115 130,18 руб.,
- N 28-Ю-2005 от 14.07.2005-3 251,84 руб.,
- N 163 от 11.07.2005-30,41 руб.,
- N 162 от 11.07.2005-0,61 руб.
2) 228 361,82 руб. пеней, в том числе по договору аренды земельного участка:
- N 8-Ю-2006 от 16.02.2006-113 200,08 руб.,
- N 7-Ю-2006 от 16.02.2006-45 278 руб.,
- N 25-Ю-2005 от 14.07.2005-62 526,24 руб.,
- N 30-ю-2005 от 14.07.2005-7 183,80 руб.,
- N 28-Ю-2005 от 14.07.2005-171,94 руб.,
- N 163 от 11.07.2005-1,73 руб.,
- N 162 от 11.07.2005-0,03 руб.
Ответчик исковые требования признал в части:
1) задолженности по арендной плате в сумме 3 610 748,93 руб., в том числе по договору аренды земельного участка:
- N 8-Ю-2006 от 16.02.2006-1 835 435,44 руб.,
- N 7-Ю-2006 от 16.02.2006-625 682,63 руб.,
- N 25-Ю-2005 от 14.07.2005-1 032 691,75 руб.,
- N 30-ю-2005 от 14.07.2005-115 130,18 руб.,
- N 28-Ю-2005 от 14.07.2005-1 778,03 руб.,
- N 163 от 11.07.2005-30,41 руб.,
- N 162 от 11.07.2005-0,44 руб.
2) пеней в сумме 227 932,11 руб., в том числе по договору аренды земельного участка:
- N 8-Ю-2006 от 16.02.2006-112 882,42 руб.,
- N 7-Ю-2006 от 16.02.2006-45 278 руб.,
- N 25-Ю-2005 от 14.07.2005-62 504,27 руб.,
- N 30-ю-2005 от 14.07.2005-7 183,80 руб.,
- N 28-Ю-2005 от 14.07.2005-81,86 руб.,
- N 163 от 11.07.2005-1,73 руб.,
- N 162 от 11.07.2005-0,03 руб.
Факт нарушения арендатором обязательства по своевременному внесению арендной платы подтверждается материалами дела и Ответчиком не оспаривается.
При этом, проверив размер задолженности, заявленный к взысканию, суд первой инстанции обоснованно учел следующее.
Согласно пункту 3 статьи 65 ЗК РФ (до 01.03.2015, Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ) за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, соответственно.
В силу данного разграничения компетенции Правительство Российской Федерации уполномочено устанавливать порядок определения размера арендной платы лишь в отношении земель, находящихся в федеральной собственности. Следовательно, утвержденные Постановлением N 582 правила определения размера арендной платы подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации. Действие названных правил не распространяется на отношения, связанные с использованием земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Поскольку в данном случае арендуемые Обществом земельные участки относятся к землям, собственность на которые не разграничена, правила определения размера арендной платы, утвержденные Постановлением N 582, а соответственно и Приказ N 347 применяться не могут.
Из материалов дела следует, что земельные участки, переданные по договорам аренды N 8-Ю-2006 от 16.02.2006, N 7-Ю-2006 от 16.02.2006, N 25-ю-2005 от 14.07.2005, N 30-ю-2005 от 14.07.2005, относятся к муниципальной собственности городского округа город Шарья.
Следовательно, при определении размера арендной платы необходимо руководствоваться Положением об арендной плате за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ город Шарья (утверждено решением Думы городского округа город Шарья Костромской области от 25.12.2008 N 67-ДН "Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ город Шарья" (решение Думы N 67-ДН).
Указанное решение действовало до 30.11.2015 (до вступления в силу решения Думы городского округа город Шарья от 30.11.2015 N 41-ДН "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ город Шарья Костромской области и предоставленные в аренду без торгов" (опубликовано 30.11.2016).
В решении Думы N 67-ДН не был предусмотрен порядок расчета арендной платы в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации.
Земельные участки, переданные Ответчику по договорам аренды N 28-Ю-2005 от 14.07.2005, N 163 от 11.07.2005, N 162 от 11.07.2005, относятся к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, что подтверждается выпиской из ЕГРП и кадастровым паспортом земельного участка.
Арендная плата за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, рассчитывалась в соответствии с постановлением администрации Костромской области от 22.10.2007 N 241-а "Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Костромской области, и земельные участки на территории Костромской области, государственная собственность на которые не разграничена" (далее - Постановление N 241-а).
В Постановление N 241-а был внесен пункт 5.2 (Постановление администрации Костромской области от 18.12.2013 N 539-а), в котором предусмотрено, что арендная плата за земельные участки, предоставленные (занятые) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, предоставленных (занятых) для размещения такого вида объектов.
В пункте 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 установлен перечень видов объектов, в том числе: трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных водогидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
В соответствии с видами объектов утверждены приказы Минэкономразвития Российской Федерации, в том числе:
- - приказ Минэкономразвития России от 23.04.2013 N 217 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод" (действующий с 02.07.2013);
- - приказ Минэкономразвития России от 18.06.2013 N 347 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов" (действующий с 31.08.2013).
В постановление N 241-а не были внесены изменения, касающиеся расчета арендной платы за земельные участки, предоставленные для размещения тепловых станций и обслуживающих их сооружений и объектов.
В связи с изданием постановления администрации Костромской области от 07.07.2015 N 251-а "Об утверждении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Костромской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, а также условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Костромской области" Постановление N 241-а было признано утратившим силу.
По договору аренды земельного участка N 28-Ю-2005 от 14.07.2005 Ответчику передан земельный участок для размещения линии связи (6 кВ от ШТЭЦ до подстанция "Шарья-районная" 110/35/6 кВ).
В отношении земельных участков, предоставленных для размещения линий связи, издан приказ Минэкономразвития России от 18.06.2013 N 346, согласно которому ставка арендной платы устанавливается в размере 1,4% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
По договору аренды земельного участка N 162 от 11.07.2005 Ответчику передан земельный участок для размещения высоковольтной линии (ВЛ-06-10 кВ).
В отношении земельных участков, предоставленных для размещения объектов электроэнергетики, издан приказ Минэкономразвития России от 22.09.2011 N 507, согласно которому ставка арендной платы устанавливается в размере 1,5% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка, но не должна превышать предельную ставку (Костромская область - 6,89).
Расчет задолженности по спорным договорам, названным в исковом заявлении, произведен до 20.05.2015 в связи с прекращением права собственности Ответчика на энергетический производственно-технологический комплекс тепловой электрической станции "Шарьинская ТЭЦ".
Между сторонами заключены соглашения о расторжении указанных договоров аренды земельных участков, которые после подписания были переданы Ответчику для проведения государственной регистрации, которая им так и не была проведена. Доказательств обратного Обществом в материалы дела не представлено.
В силу части 4 статьи 39.7 ЗК РФ (с 01.03.2015) размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 настоящего Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Кадастровая стоимость земельных участков была утверждена постановлением администрации Костромской области от 28.10.2008 N 393-а "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Костромской области".
В связи с утверждением кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Костромской области Постановлением администрации Костромской области от 22.12.2014 N 543-а "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Костромской области" кадастровая стоимость земельных участков изменилась с 01.01.2015.
Поскольку Ответчик оказывает услуги по теплоснабжению большинства объектов городского округа город Шарья, для расчета арендной платы за часть переданных Ответчику земельных участков необходимо применять приказ Минэкономразвития России от 23.04.2013 N 217, согласно которому ставка арендной платы устанавливается в размере 0,7% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
Расчет арендной платы производится по решению Думы городского округа город Шарья Костромской области от 25.12.2008 N 67-ДН.
Перерасчет арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена:
- по договору аренды земельного участка N 28-Ю-2005 от 14.07.2005 расчет производится в соответствии с Постановлениями администрации Костромской области от 22.10.2007 N 241-а и от 07.07.2015 N 251-а (пункт 3 постановления - пункт 8 Порядка распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2015).
За период с 01.01.2015 по 20.05.2015 (140 дней) в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 18.06.2013 N 346, согласно которому ставка арендной платы устанавливается в размере 1,4% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
- По договору аренды земельного участка N 163 от 11.07.2005 расчет производится по приказу Минэкономразвития России от 23.04.2013 N 217 из расчета 0,7% от кадастровой стоимости земельного участка.
- По договору аренды земельного участка N 162 от 11.07.2005 расчет арендной платы за период с 01.01.2015 по 20.05.2015 (140 дней) расчет производится в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 22.09.2011 N 507, согласно которому ставка арендной платы устанавливается в размере 1,5% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка, но не должна превышать предельных ставок (Костромская обл. - 6,89).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для взыскания долга по арендной плате в размере 3 610 748,93 руб. и неустойки в сумме 227 932,11 руб.
Довод Комитета о применении с 01.03.2015 приказа Минэкономразвития России от 23.04.2013 N 217 апелляционный суд отклоняет, поскольку ООО "Шарьинская ТЭЦ" осуществляет производство не только тепловой энергии, но и электроэнергии тепловыми электростанциями, а также осуществляет ее передачу третьим лицам.
Довод Комитета о применении для расчета арендной платы в период с 12.03.2014 по 31.12.2014 формулы, установленной пунктом 9 постановления Администрации Костромской области от 22.10.2007 N 241-а, апелляционный суд также отклоняет, так как в пункте 1.2 договора N 28-Ю-2005 от 14.07.2005 указано, что на земельном участке расположен энергетический производственно-технологический комплекс тепловой электрической станции (ГЭС) "Шарьинская ТЭЦ" (линия связи 6кВ от ШТЭЦ до подстанции "Шарья-районная" 110/35/6кВ), Соответственно, для расчета размера арендной платы должен применяться специальный пункт 5.2 постановления Администрации Костромской области от 22.10.2007 N 241-а в отношении земельных участков, предназначенных для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Несостоятелен довод Комитета о применении для расчета арендной платы в период с 12.03.2014 по 31.12.2014 формулы, установленной в пункте 9 постановления Администрации Костромской области от 22.10.2007 N 241-а, поскольку пунктом 3 соглашения N 134 от 04.09.2006 дополнен договор N 162 от 11.07.2005, в котором указано, что на земельном участке расположен энергетический производственно-технологический комплекс тепловой электрической станции (ГЭС) "Шарьинская ТЭЦ". Соответственно, для расчета размера арендной платы должен применяться специальный пункт 5.2 постановления Администрации Костромской области от 22.10.2007 N 241-а в отношении земельных участков, предназначенных для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Доказательств наличия у сооружений, находящихся на земельных участках, переданных по договорам аренды N 8-ю от 16.02.2006, N 28-ю от 14.07.2005 и N 162 от 11.07.2005 иного статуса, Комитетом и Обществом в материалы дела не представлено.
На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Костромской области от 14.06.2016 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств дела. Оснований для удовлетворения жалобы Комитета по изложенным в ней доводам у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Комитет освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Костромской области от 14.06.2016 по делу N А31-10848/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Шарья Костромской области (ИНН: 4407002464, ОГРН: 1024402038154) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий
Т.В.ХОРОВА
Судьи
О.Б.ВЕЛИКОРЕДЧАНИН
М.В.НЕМЧАНИНОВА
Т.В.ХОРОВА
Судьи
О.Б.ВЕЛИКОРЕДЧАНИН
М.В.НЕМЧАНИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)