Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 02.08.2017 N 44Г-139/2017

Требование: О признании незаконным бездействия уполномоченного органа, выразившегося в непредоставлении в собственность земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, обязании предоставить земельный участок.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истцу было отказано в предоставлении земельного участка по причине того, что такое предоставление может иметь место только в том случае, если семья, имеющая инвалида, нуждается в улучшении жилищных условий.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПРЕЗИДИУМ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 августа 2017 г. N 44г-139/2017


Президиум Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Туленкова Д.П.
членов президиума: Клочкова А.В., Сундукова С.О., Свиридовой Ю.В., Соловьевой Н.А.,
при секретаре С.
на основании определения судьи Волгоградского областного суда Федоренко И.В. от 17 июля 2017 года о передаче кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции,
по докладу судьи Волгоградского областного суда Федоренко И.В.,
рассмотрев истребованное по поступившей ДД.ММ.ГГГГ кассационной жалобе администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 19 декабря 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 15 марта 2017 года
гражданское дело по иску Ф. к администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области о признании бездействия незаконным, обязании предоставить земельный участок,

установил:

Ф. обратился в суд иском к администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области о признании бездействия незаконным, обязании предоставить земельный участок.
В обоснование указал, что он является ветераном боевых действий, военным пенсионером ВВ МВД России, проживает с супругой, являющейся инвалидом второй группы по зрению.
ДД.ММ.ГГГГ он, как ветеран боевых действий, обратился с заявлением в администрацию городского округа - город Волжский Волгоградской области о предоставлении ему земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ N <...> он принят на учет для последующего предоставления на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно. Номер очередности - N <...>.
ДД.ММ.ГГГГ он повторно обратился в администрацию городского округа - город Волжский Волгоградской области с просьбой предоставить участок в собственность в соответствии с законом Волгоградской области от 14 июля 2015 года N 123-ОД "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно" в первоочередном порядке, дополнительно указав в обоснование заявления, что его супруга является инвалидом.
По результатам изучения представленных истцом документов администрацией было принято решение о невозможности предоставления Ф. земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в первоочередном порядке, поскольку такое предоставление может иметь место только в том случае, если семья, имеющая инвалида, нуждается в улучшении жилищных условий.
На основании изложенного, Ф. просил признать незаконным бездействие в решении вопроса о предоставлении земельного участка и отказ администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области в предоставлении ему на территории городского округа - город Волжский земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно, выраженный в письмах от ДД.ММ.ГГГГ N <...> и от ДД.ММ.ГГГГ N <...>; обязать администрацию предоставить ему на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Волжского городского суда Волгоградской области от 19 декабря 2016 года исковые требования Ф. удовлетворены частично. На администрацию городского округа - город Волжский Волгоградской области возложена обязанность предоставить Ф. земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно в черте городского округа - город Волжский, в остальной части исковых требований - отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 15 марта 2017 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области просит отменить судебные постановления, ссылаясь на существенные нарушения судами норм материального и процессуального права.
Определением судьи Волгоградского областного суда от 17 июля 2017 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании президиума Волгоградского областного суда.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, выслушав представителя администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области - Л., поддержавшую жалобу, президиум приходит к следующему.
В соответствии со статьей 387, частью 2 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения были допущены при рассмотрении данного дела.
При разрешении спора судом установлено, что Ф. является ветераном боевых действий, имеет права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах". Его супруга ФЕВ является инвалидом II-ой группы.
ДД.ММ.ГГГГ он, как ветеран боевых действий, обратился с заявлением в администрацию городского округа - город Волжский Волгоградской области о предоставлении ему земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Постановлением администрации городского округа - город Волжский N <...> от ДД.ММ.ГГГГ Ф. по его заявлению о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на основании статьи 1 закона Волгоградской области от 04 апреля 2003 года N 809-ОД "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно" принят на учет с целью последующего предоставления на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно. При постановке на учет ему присвоен номер очередности - N <...>.
Закон Волгоградской области от 4 апреля 2003 года N 809-ОД "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно" утратил силу в связи с принятием закона Волгоградской области от 14 июля 2015 года N 123-ОД "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно".
Согласно статье 12 названного закона, граждане, поставленные на учет в соответствии с законом Волгоградской области от 4 апреля 2003 года N 809-ОД "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно" продолжают состоять на учете в целях последующего предоставления земельных участков в собственность бесплатно в соответствии с настоящим законом.
ДД.ММ.ГГГГ Ф., ссылаясь на статью 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", повторно обратился в администрацию городского округа с заявлением о предоставлении ему земельного участка в собственность бесплатно в первоочередном порядке, как семье, имеющей инвалида.
По результатам рассмотрения представленных Ф. документов, администрацией было принято решение о невозможности предоставления Ф. земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в первоочередном порядке, поскольку такое предоставление может иметь место только для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой и суд апелляционной инстанции исходили из того, что Ф. имеет в составе членов семьи инвалида и на него распространяется действие не только положения закона Волгоградской области от 14 июля 2015 года N 123-ОД "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам бесплатно", но и положения ФЗ от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в связи с чем, Ф. имеет право на предоставление ему земельного участка в собственность бесплатно.
При этом, согласно решению Волжского городского суда Волгоградской области от 19 декабря 2016 года, на администрацию городского округа - город Волжский фактически возложена обязанность по предоставлению Ф. земельного участка во внеочередном порядке.
Вместе с тем, возможность получения инвалидами земельного участка во внеочередном порядке бесплатно ни Земельным кодексом Российской Федерации, ни Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусмотрена.
Положения закона Волгоградской области от 14 июля 2015 года N 123-ОД "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам бесплатно" содержат указание на предоставление земельных участков в собственность в порядке очередности (статьи 5, 9 названного Закона), в связи с чем, Ф., как ветеран боевых действий, имеет право на предоставление ему земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно только в порядке очередности.
Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" также закрепляет право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, только на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Из вышеизложенного следует, что Ф. имеет право на получение земельного участка в собственность бесплатно только в порядке очередности. Его требование об обязанности ответчика предоставить в собственность бесплатно земельный участок, без соблюдения утвержденного органом местного самоуправления порядка предоставления земель льготным категориям граждан, не основано на законе и в случае удовлетворения повлечет нарушение прав и законных интересов других лиц, которые приняты на учет и стоят в очереди на получение бесплатно в собственность земельного участка, что является недопустимым.
Также, законом Ф. не предоставлено каких-либо преимуществ в реализации льгот перед другими гражданами этой же категории и состоящими на учете граждан, имеющих право на получение бесплатно в собственность земельного участка.
Изложенное не было учтено ни судом первой, ни судом апелляционной инстанции.
Кроме этого, выводы судебных инстанций о наличии в составе семьи Ф. инвалида, имеющего право на получение земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, сделаны без установления юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения части 16 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Вместе с тем статья 17 указанного Федерального закона поименована "Обеспечение инвалидов жильем" и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий. При этом, часть 1 указанной статьи прямо предусматривает на необходимость определения нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями данных Правил.
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства, а также для ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и не на все семьи, имеющие в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, которые состоят на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий или имеют основания для постановки на такой учет.
Исходя из изложенного, при исследовании оснований для предоставления Ф. в первоочередном порядке земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства юридически значимым обстоятельством является наличие или отсутствие нуждаемости Ф. и членов его семьи в улучшении жилищных условий.
Вместе с тем, при разрешении настоящего спора данные обстоятельства судами не были проверены, а наличие в составе семьи Ф. инвалида, не является достаточным основанием для его первоочередного обеспечения земельным участком для ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июля 2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Приведенные выше требования закона и указания Пленума Верховного Суда Российской Федерации судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела выполнены не были.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и установления юридически значимых для правильного разрешения данного спора обстоятельств, президиум Волгоградского областного суда считает необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 15 марта 2017 года, с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции необходимо учесть вышеизложенное, правильно определить юридически значимые обстоятельства, проверить и дать оценку доводам и возражениям лиц, участвующих в деле и представленным ими доказательствам, и, в зависимости от установленного, разрешить спор в соответствии с действующим законодательством.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум

постановил:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 15 марта 2017 года по гражданскому делу по иску Ф. к администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области о признании бездействия незаконным, обязании предоставить земельный участок - отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда.
Председательствующий
Д.П.ТУЛЕНКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)