Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.11.2017 N 20АП-6550/2017 ПО ДЕЛУ N А54-554/2017

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 ноября 2017 г. по делу N А54-554/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 15.11.2017
Постановление изготовлено в полном объеме 22.11.2017
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Мордасова Е.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии от истца - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1046209016831, ИНН 6234008239) - Федосеевой И.В. (доверенность от 09.01.2017 N ВБ-3/06-01-20), в отсутствие представителей ответчика - Государственного казенного учреждения Рязанской области "Солотчинское лесничество" (г. Рязань, ОГРН 1086234000643, ИНН 6234049997), третьих лиц - министерства природопользования Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1116234000145, ИНН 6234087093), администрации муниципального образования - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области (Рязанская область, Рязанский район, село Заборье, ОГРН 1056212019566, ИНН 6215016146), администрации Рязанского муниципального района (Рязань), Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1096234009904, ИНН 6234074270), Федерального агентства лесного хозяйства (г. Москва, ОГРН 1047796366298, ИНН 7705598840), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения Рязанской области "Солотчинское лесничество" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 13.09.2017 по делу N А54-554/2017 (судья Картошкина Е.А.),

установил:

следующее.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Рязанской области (далее по тексту - истец, управление) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с иском к Государственному казенному учреждению Рязанской области "Солотчинское лесничество" (далее по тексту - ответчик, учреждение) о возмещении вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды в результате загрязнения твердыми коммунальными отходами почвы в районе д. Передельцы Рязанского района Рязанской области, в сумме 45 тысяч рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: министерство природопользования Рязанской области, администрация муниципального образования - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области, администрация Рязанского муниципального района, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области, Федеральное агентство лесного хозяйства.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 13.09.2017 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Государственное казенное учреждение Рязанской области "Солотчинское лесничество" просит данное решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на то, что факт причинения вреда окружающей среде в результате действий ответчика не доказан. Сообщает, что уборка твердых коммунальных отходов не входит в круг обязанностей учреждения. Указывает, что при осмотре загрязненного земельного участка не присутствовали представители учреждения.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Росприроднадзора по Рязанской области просит решение суда оставить без изменения.
Федеральное агентство лесного хозяйства в отзыве на апелляционную жалобу сообщает, что несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов полностью ликвидирована, восстановлено состояние окружающей среды; работы по уборке и вывозу мусора выполнены за счет сил и личных средств сотрудников учреждения.
Министерство природопользования Рязанской области в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда отменить.
Администрация муниципального образования - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области, администрация Рязанского муниципального района, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего
Как усматривается из материалов дела, 19.10.2016 старшим государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Рязанской области Блоховой Ю.А., в присутствии специалиста администрации муниципального образования - Заборьевское сельское поселение Рязанского района Рязанской области Докина Павла Александровича, сотрудника Федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу" филиала ЦЛАТИ по Рязанской области на основании поступившего в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Рязанской области обращения гражданки Афониной Ю.В. с информацией о несанкционированном размещении бытовых отходов в районе деревень Отводное и Передельцы Рязанского муниципального района Рязанской области проведены рейдовые мероприятия с отбором проб для проведения анализа почвы на предмет загрязнения ее вредными веществами.
На момент проведения мероприятий в лесном массиве на расстоянии 1 200 м на запад от продовольственного магазина д. Передельцы Рязанского муниципального района Рязанской области обнаружена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов площадью 4 x 10 кв. м, что отражено в акте обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 19.10.2016 N 514.
Во время проведения обследования сотрудником Федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу" отобраны пробы для проведения анализа почвы на предмет загрязнения ее вредными веществами и составлен акт отбора проб от 19.10.2016 N 153.
Результаты анализов проб почвы свидетельствуют о загрязнении почвы нефтепродуктами и кадмием по сравнению с фоновыми показателями, что отражено в протоколах от 31.10.2016 N 251/2 и N 252/2.
Участок загрязненной почвы, расположенный на расстоянии 1 200 м на запад от продовольственного магазина д. Передельцы Рязанского района Рязанской области, имеет кадастровый номер 62:15:0000000:47.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 25.10.2016 филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Рязанской области указанный земельный участок расположен на землях лесного фонда с разрешенным использованием: для ведения лесного хозяйства. Данный земельный участок принадлежит Государственному казенному учреждению Рязанской области "Солотчинское лесничество".
В адрес ответчика 06.12.2016 направлена претензия с требованием в добровольном порядке в 30-дневный срок перечислить сумму в размере 45 тысяч рублей, рассчитанную в соответствии с Методикой исчисления вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды вследствие нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238.
Оставление без удовлетворения данного требования послужило основанием для обращения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Рязанской области в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу статьи 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков согласно пункту 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенном использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту, а также не допускать деградацию и ухудшение плодородия почв.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, согласно части 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера применяется Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды (далее - Методика исчисления размера вреда почвам), утвержденная приказом министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 N 238.
Факт порчи земель в результате нарушения природоохранного и земельного законодательства подтвержден материалами дела, в частности, протоколами от 31.10.2016 N 251/2, 252/2), согласно которым полученными в результате исследования показателями состава и свойств отобранных проб почвы подтверждаются глубина химического загрязнения почвы и фактическое содержание загрязняющих веществ.
Размер подлежащего возмещению вреда в сумме 45 тысяч рублей, как верно отмечено судом первой инстанции, определен в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 N 238 (далее по тексту - Методика N 238).
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно статье 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Доказательства, опровергающие изложенные истцом обстоятельства и доводы, а также размер ущерба и правильность его расчета, в материалы дела ответчиком не представлены.
С учетом изложенного судом первой инстанции обоснованно удовлетворены исковые требования о взыскании с ответчика ущерба в сумме 45 тысяч рублей.
Отклоняя довод ответчика о том, что истец не доказал наличие вины Государственного казенного учреждения Рязанской области "Солотчинское лесничество" в причинении вреда окружающей среде, а также причинно-следственную связь между действиями (бездействием) и возникшими последствиями в виде причинения вреда почве, как объекту охраны окружающей среды в результате ее загрязнения твердыми коммунальными отходами, суд первой инстанции правомерно учитывал, в числе прочего, постановление о назначении административного наказания от 23.11.2016 N 127-514, согласно которому начальник Государственного казенного учреждения Рязанской области "Солотчинское лесничество" Скопцов А.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, выразившемся в уничтожении плодородного слоя почвы, а равно в порче земель в результате нарушения правил обращения с отходами производства и потребления.
Признавая несостоятельным довод ответчика о том, что Государственное казенное учреждение Рязанской области "Солотчинское лесничество" не наделено полномочиями по осуществлению мероприятий по очистке твердых коммунальных отходов на землях лесного фонда, а также не является землепользователем и землевладельцем указанных участков, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что участок загрязненной почвы, расположенный на расстоянии 1 200 м на запад от продовольственного магазина д. Передельцы Рязанского района Рязанской области, имеет кадастровый номер 62:15.0000000:47 и согласно кадастровой выписке о земельном участке филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Рязанской области расположен на землях лесного фонда с разрешенным использованием: для ведения лесного хозяйства, адрес участка: Рязанская область, Рязанский район, ГУ "Солотчинское лесничество", Переделецкое участковое лесничество.
Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется Земельным кодексом Российской Федерации и лесным законодательством (часть 6 статьи 101 Земельного Кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель в Российской Федерации входят земли лесного фонда.
Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса (часть 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации).
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (пункт 2 части 2 статьи 13 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
Основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки (статья 23 Лесного кодекса Российской Федерации).
Приказом Рослесхоза от 23.12.2008 N 404 "Об определении количества лесничеств на территории Рязанской области и установлении их границ" в соответствии со статьей 81 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктом 5.13.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 N 283, и в целях формирования на землях лесного фонда в Рязанской области территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов определено, что на территории Рязанской области земли лесного фонда состоят из 19 лесничеств, установлены их границы.
Согласно пункту 12 Приложения к приказу Рослесхоза от 23.12.2008 N 404 создано лесничество Солотчинское, участковое лесничество Переделецкое, указано местоположение участков лесного фонда, включаемых в границы создаваемых лесничеств.
В соответствии с письмом министерства природопользования Рязанской области от 06.02.2017 N ВР-9/928 земельный участок с кадастровым номером 62:15:0000000:47 входит в границы Государственного казенного учреждения Рязанской области "Солотчинское лесничество", которое осуществляет на нем свои полномочия.
Государственное казенное учреждение Рязанской области "Солотчинское лесничество" согласно подпункту 1 пункта 2.2. устава Государственного казенного учреждения Рязанской области "Солотчинское лесничество", утвержденного совместным приказом министерства лесного хозяйства Рязанской области и министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 23.08.2011 N 489-р/181, осуществляет организацию использования лесов, их охраны на землях лесного фонда.
Следовательно, как справедливо заключил суд первой инстанции, Государственное казенное учреждение Рязанской области "Солотчинское лесничество" обязано было обеспечить соблюдение на земельном участке с кадастровым номером 62:15:0000000:47 положений статей 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Отклоняя довод ответчика относительно ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что восстановление нарушенного состояния окружающей среды не тождественно процедуре ликвидации последствий ее загрязнения.
В соответствии с частью 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.
Довод ГКУ РО "Солотчинское лесничество" о том, что расчет размера вреда необходимо производить в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
Согласно пункту 1 названной методики в соответствии с данной методикой определяется размер вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, и представляющего собой ущерб и упущенную выгоду.
Поскольку в рассматриваемом случае вред причинен не лесным насаждениям, а почве как объекту охраны окружающей среды, в результате загрязнения твердыми коммунальными отходами почвы в районе д. Передельцы Рязанского района Рязанской области, то управлением правомерно рассчитан вред в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238.
С учетом изложенного судом первой инстанции обоснованно удовлетворены исковые требования.
Иных аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Поскольку определением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2017 Государственному казенному учреждению Рязанской области "Солотчинское лесничество" предоставлена отсрочка уплаты госпошлины, то с учетом результатов рассмотрения апелляционной жалобы государственная пошлина в сумме 3 000 рублей подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета в порядке статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Рязанской области от 13.09.2017 по делу N А54-554/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения Рязанской области "Солотчинское лесничество" - без удовлетворения.
Взыскать с Государственного казенного учреждения Рязанской области "Солотчинское лесничество" (г. Рязань, ОГРН 1086234000643, ИНН 6234049997) в доход федерального бюджета за рассмотрение апелляционной жалобы государственную пошлину в сумме 3 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА

Судьи
Е.В.МОРДАСОВ
В.Н.СТАХАНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)