Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 02.11.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-10912/2017

Требование: О признании незаконными решений об отказе в предварительном согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления участка, обязании устранить нарушения прав путем рассмотрения вопроса о предварительном согласовании предоставления участка для ведения садоводства.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Административный истец полагает, что административный ответчик, представив ему формальные отписки, нарушил его право на объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, препятствуя тем самым реализации права на однократное бесплатное приобретение земельного участка в собственность.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 ноября 2017 г. по делу N 33а-10912


Судья: Ярошева Н.А.

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Зайцевой О.А. и Туктамышевой О.В.
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе В. на решение Ленинского районного суда города Владивостока от 15 августа 2017 года, которым в удовлетворении административного искового заявления В. к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края о признании решений незаконными и возложении обязанности отказано.
Заслушав доклад судьи Светловой С.Е., выслушав объяснения представителя В. Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

В. обратился в суд с названным административным иском, указав, что 17 марта 2017 года он обратился через Отделение N 1 МКУ ВГО в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с тремя заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельных участков: земельного участка площадью 1 500 кв. м, расположенного районе с/т "Пионер" в городе Владивостоке, зарегистрировано под входящим номером 20-14551; земельного участка площадью 1 335 кв. м, расположенном в районе с/т "Пионер" в городе Владивостоке, зарегистрировано под входящим номером 20-14545; земельного участка площадью 1 342 кв. м, расположенного в с/т "Пионер" в городе Владивостоке, зарегистрировано под входящим номером 20-14563. Решением административного ответчика от 17 апреля 2017 года N 20/03/02-03/14551 ему отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1 500 кв. м со ссылкой на то, что представленная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не дополнена схематическим отображением границ территорий общего пользования, красных линий, а также местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности (реки, овраги, автомобильные и железные дороги, линии электропередач, иные сооружения, здания, объекты незавершенного строительства). Полагает отказ незаконным, в заявлении им указывалось, что в случае, если будет обнаружено несоответствие предоставленной схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, просит, уполномоченный орган самостоятельно подготовить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвердить в испрашиваемых границах и привести процедуру предварительного согласования предоставления земельного участка. Таким образом, если предоставленная схема не соответствовала приказу Минэкономразвития РФ N 762 от 27 ноября 2014 года, административный ответчик обязан был самостоятельно подготовить схему, утвердить в испрашиваемых границах и провести процедуру предварительного согласования предоставления испрашиваемого земельного участка. На его обращения, зарегистрированные под входящими номерами 20-14543 и 20-14563, о предварительном согласовании предоставления земельных участков площадью 1 335 кв. м и 1 342 кв. м, расположенных в районе с/т "Пионер" в городе Владивостоке, также отказано решениями от 20 апреля 2017 года N 20/03/02-03/9816 и от 17 апреля 2017 года N 20/03/02-03/14563, со ссылкой на то, что земельные участки, обозначенные в представленных схемах, расположены на территории, рассматриваемой для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, в целях индивидуального жилищного строительства, о чем в департамент в установленном порядке поступило уведомление администрации города Владивостока. Однако данное уведомление администрацией города Владивостока ему не предоставлено. Полагает, что административный ответчик, предоставив ему формальные отписки, нарушил его право на объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, препятствуя тем самым в реализации права на однократное бесплатное приобретение земельного участка в собственность. Просит признать незаконными решения департамента земельных и имущественных отношений Приморского края по его заявлениям о предварительном согласовании предоставления земельных участков в районе ст. "Пионер" город Владивосток: площадью 1 500 кв. м - от 17 апреля 2017 года N 20/03/02-03/14551; площадью 1 342 кв. м - от 17 апреля 2017 года N 20/03/02-03/14563, площадью 1 335 кв. м - от 20 апреля 2017 года N 20/03/02-03/9816; обязать департамент земельных и имущественных отношений Приморского края устранить нарушения его прав путем рассмотрения вопроса о предварительном согласовании предоставления земельного участка для ведения садоводства.
В судебном заседании представитель истца уточнил заявленные требования просил признать незаконными решения департамента земельных и имущественных отношений Приморского края об отказе в предварительном согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка N 20/03/0203/14551 от 17 апреля 2017 года, N 20/03/02-03/14563 от 17 апреля 2017 года, N 20/03/02-03/9816 от 20 апреля 2017 года; обязать департамент земельных и имущественных отношений Приморского края устранить нарушения его прав путем рассмотрения вопроса о предварительном согласовании предоставления земельного участка для ведения садоводства.
Представитель административного ответчика требования не признала, поддержала основания и доводы, изложенные в письменном отзыве.
Дело рассмотрено в отсутствие административного истца.
Решением суда в удовлетворении административного иска отказано. В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленного требования. Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам приходит к следующему.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.14 Земельного кодекса РФ без проведения торгов предоставление земельного участка осуществляется в случае принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, если земельный участок предстоит образовать.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (пункт 7 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ).
В силу пункта 31 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренными статьями 39.15 и 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
Предусмотренные частями 29 - 31 настоящей статьи законы субъектов Российской Федерации могут быть приняты не позднее 1 января 2016 года.
В соответствии со статьей 3 Закона Приморского края от 3 июня 2015 года N 638-К3 "О реализации отдельных полномочий органами исполнительной власти Приморского края, органами местного самоуправления, уполномоченными на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности", уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, а также при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пунктах 1, 2, 4, 6 - 10 статьи 2 указанного Закона N 638-К3.
Одним из таких оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в силу пункта 9 статьи 2 названного закона, является наличие уведомления органов местного самоуправления Владивостокского городского округа, Артемовского городского округа, Смоляниновского и Шкотовского городских поселений Шкотовского муниципального района, Шкотовского и Надеждинского муниципальных районов о подготовке схемы расположения земельного участка в целях реализации Закона Приморского края от 8 ноября 2011 года N 837-КЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае" и Закона Приморского края от 27 сентября 2013 года N 250-КЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Приморского края" в случае, если земельный участок имеет наложение на указанную схему.
Из материалов дела следует, что 17 марта 2017 года В. подал в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края одновременно три заявления, поступившие на рассмотрение административному истцу 23 марта 2017 года о предварительном согласовании предоставления земельных участков, расположенных в районе с/т "Пионер" в городе Владивостоке для ведения садоводства площадью 1335 кв. м, 1342 кв. м и 1500 кв. м без проведения торгов, бесплатно.
Решением от 20 апреля 2017 года В. отказано в предварительном согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1335 кв. м и решением от 17 апреля 2017 года отказано в предварительном согласовании земельного участка площадью 1342 кв. м, в связи с тем, что испрашиваемые земельные участки расположены на территории, предназначенной для предоставлении земельных участков многодетным семьям.
Решением от 17 апреля 2017 года департамент земельных и имущественных отношений Приморского края отказ в предварительном согласовании земельного участка площадью 1500 кв. м в связи с несоответствием приложенной схемы форме, утвержденной приказом М. от 27 ноября 2014 года N 762.
Проверяя законность решений департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, суд установил, что земельные участки площадью 1342 кв. м и 1335 кв. м расположены на территории, рассматриваемой для предоставления земельных участков многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства, в связи с чем пришел к обоснованному выводу о законности решений департамента земельных и имущественных отношений Приморского края об отказе в предварительном согласовании и начале процедуры предоставления земельных участков бесплатно, без проведения торгов.
Ссылка в апелляционной жалобе на незаконность решения суда в связи с тем, что не были представлены уведомления органа местного самоуправления является несостоятельной, поскольку решения приняты на основании представленных сведений администрации города Владивостока о границах территории, рассматриваемой для предоставления земельных участков многодетным семьям, в материалах дела представлены обзорные схемы испрашиваемых земельных участков и границы территории, где предоставляются земельные участки многодетным семьям.
Отсутствие наименования уведомления, направленного органом местного самоуправления о запланированном предоставлении земель определенной группе населения в соответствии с законом субъекта, не изменяет смысл изложенных сведений, имеющих правовое значение для уполномоченного органа по принятию решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о соответствии обжалуемого решения требованиям действующего законодательства, и о том, что указанным решением не нарушаются права и законные интересы административного истца, являются правильными.
Согласно статье 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (пункт 1).
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса или может быть обеспечена гражданином.
Вместе с тем, признавая законным решением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края об отказе в предварительном согласовании в отношении земельного участка площадью 1500 кв. м в связи с несоответствием представленной схемы расположения земельного участка форме, судом оставлено без внимание, что заявление В. содержало просьбу подготовить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории уполномоченным органом самостоятельно, чему не была дана оценка судом.
Решения об отказе в этой части административным ответчиком принято не было в нарушение положений статьи 39.15 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которой решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа. Поэтому не могут быть учтены при оценке законности отказа в предоставлении земельного участка нахождение его на территории, планируемой для предоставления земельных участков многодетным семьям, на что ссылался представитель административного ответчика в судебном заседании.
Также решение уполномоченного органа не содержит выводов о возможности предоставления одновременно трех земельных участков бесплатно и без проведения торгов для ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства (по выбору граждан) на основании Закона Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае", инвалидам третьей группы осуществляется при условий, что гражданину ранее земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не предоставлялся в собственность бесплатно в соответствии с подпунктом 7 статьи 39(5) Земельного кодекса Российской Федерации, настоящим Законом, Законом Приморского края от 8 ноября 2011 года N 837-КЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае", Законом Приморского края от 27 сентября 2013 года N 250-КЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Приморского края".
Поскольку суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия, решение административного ответчика, принятого по заявлению о предварительном согласовании земельного участка площадью 1500 кв. м, нельзя признать законным.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции в части, которым отказано в удовлетворении административных исковых заявлений о признании незаконным решения департамента земельных и имущественных отношений Приморского края об отказе в предварительном согласовании в отношении земельного участка площадью 1500 кв. м подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного иска в соответствии с частью 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по заявленным административным истцом требованиям и возлагает на департамент земельных и имущественных отношений Приморского края повторно рассмотреть заявление В. о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1500 кв. м.
Руководствуясь статьями 307 - 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда города Владивостока от 15 августа 2017 года отменить в части. Административные исковые требования о признании незаконным решения департамента земельных и имущественных отношений Приморского края об отказе в предварительном согласовании в отношении земельного участка площадью 1500 кв. м удовлетворить.
Возложить на департамент земельных и имущественных отношений Приморского края обязанность повторно рассмотреть заявление В. от 17 марта 2017 года о предварительном согласовании земельного участка площадью 1500 кв. м, расположенного по ориентировочному адресу: Приморский край, города Владивосток, с/т "Пионер" в течение 30 дней.
В остальной части решение суда об отказе в признании незаконными решения административного ответчика об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков площадью 1342 кв. м и 1335 кв. м оставить без изменения, апелляционную жалобу В. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)