Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июля 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Русаковой О.Г.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Коми представителей заявителя: Туркина А.В., действующего на основании доверенности от 19.05.2016, Мартынец Е.Н., действующей на основании доверенности от 22.06.2016, Шекирхановой А.М., действующей на основании доверенности от 14.02.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 19.04.2017 по делу N А29-12649/2016, принятое судом в составе судьи Махмутова Н.Ш.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ухта" в лице филиала Микуньское линейное производственное управление магистральных газопроводов
к Министерству промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми
о признании незаконным ненормативного правового акта,
общество с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз Ухта" в лице филиала Микуньское линейное производственное управление магистральных газопроводов (далее - заявитель, ООО "Газпром Трансгаз Ухта", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды (далее - ответчик, Минприроды РК) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на использование земельных участков, расположенных в квартале 80 Микуньского участкового лесничества, кварталах 155, 198 Айкинского участкового лесничества и квартале 13 Жешартского участкового лесничества ГУ РК "Айкинское лесничество" Усть-Вымского района Республики Коми, в кадастровом квартале 11:08:0101001 общей площадью 1,1608 га в целях проведения работ на объекте "Магистральный газопровод Пунга-Ухта-Грязовец: 438.0 Лупинг от 569-1008 км, инв. N 401 (4нитка) Ду 1400" по капитальному ремонту дефектов по результатам ВТД 2016 г. в зоне деятельности Микуньского ЛПУМГ, содержащегося в письме от 14.10.2016 N 01-03-06/9755, а также об обязании ответчика выдать данное разрешение.
На основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке правопреемства суд первой инстанции заменил ответчика - Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды на правопреемника - Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми (далее - Минпром РК), в связи с реорганизацией Минприроды РК в форме присоединения на основании Указа Главы республики Коми от 17.10.2016 N 123 "О структуре органов в системе исполнительной власти Республики Коми" и передачей полномочий от Минприроды к Минпрому Республики Коми.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 19.04.2017 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, Минпром РК обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Ответчик считает, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального права, выводы, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя жалобы, Минпром РК, в силу положений статей 9, 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), не уполномочен на выдачу указанного выше разрешения на использование земельных участков, Лесным законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень прав использования лесных участков и случаев использования лесных участков без предоставления, к которым спорный вопрос (проведение ремонтных работ на линейном объекте) не относится. Использование земель лесного фонда на основании разрешения не предусмотрено ЛК РФ.
ООО "Газпром Трансгаз Ухта" в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов ответчика, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Общество в частности приводит доводы о том, что выдача разрешения на использование лесного участка для выполнения работ по текущему и капитальному ремонту линейных объектов без предоставления лесного участка предусмотрена положениями статей 3, 9, 21, 24, 45 ЛК РФ в совокупности с нормами подпункта 2 части 1, частями 2, 3 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Минпром РК уполномочен осуществлять выдачу разрешений на использование участков земель лесного фонда.
Подробно доводы сторон изложены в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Минпрома РК, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, ООО "Газпром трансгаз Ухта", единственным участником которого является ПАО "Газпром", в соответствии с Уставом Общества осуществляет деятельность по проектированию, строительству, эксплуатации, техническому обслуживанию, пусконаладочным работам, изготовлению, капитальному и текущему ремонту, модернизации, реконструкции и техническому перевооружению объектов нефтяной и газовой промышленности, магистральных нефтегазопродуктопроводов, подземных хранилищ газа и иных объектов газотранспортной системы, в том числе вспомогательных и обслуживающих производств.
Линейное сооружение - магистральный газопровод "Пунга-Ухта-Грязовец, нефтяные и газовые сооружения, протяженность 1223 км (Республика Коми 48,3%, Архангельская область 17,2%, Вологодская область 34,5%) инв. N 000909, принадлежит на праве собственности ПАО "Газпром".
Между ПАО "Газпром" и ООО "Газпром трансгаз Ухта" заключен договор аренды имущества N 01/1600-Д-19/16 от 30.11.2015, который с 26.10.2016 возобновлен на неопределенный срок на основании пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Магистральный газопровод Пунга-Ухта-Грязовец зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности производственных объектов".
В целях проведения капитального ремонта дефектов указанного газопровода по результатам внутритрубной дефектоскопии (ВТД) ООО "Газпром трансгаз Ухта" в лице филиала - Микуньское линейное производственное управление магистральных газопроводов в соответствии с пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации обратилось в Минприроды РК с заявлением (письмо от 05.08.2016 N 12-2358) о выдаче разрешения на использование земельных участков, расположенных в квартале 80 Микуньского участкового лесничества, кварталах 155, 198 Айкинского участкового лесничества и квартале 13 Жешартского участкового лесничества ГУ РК "Айкинское лесничество" Усть-Вымского района Республики Коми, в кадастровом квартале 11:08:0101001 общей площадью 1,1608 га в целях проведения работ на объекте "Магистральный газопровод Пунга-Ухта-Грязовец: 438.0 Лупинг от 569-1008 км, инв. N 401 (4нитка) Ду 1400" по капитальному ремонту дефектов по результатам ВТД 2016 г. в зоне деятельности Микуньского ЛПУМГ.
Письмом от 14.10.2016 N 01-03-06/9755 (т. 1 л.д. 12) Минприроды РК отказало заявителю в выдаче разрешения по следующим основаниям:
1) Лесным кодексом Российской Федерации и Правилами использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденными приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223 выдача разрешений для проведения внепланового ремонта линейных объектов не предусмотрена.
2) выдача решений об использовании земельного участка земель лесного фонда не входит в перечень полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 83 ЛК РФ.
Не согласившись с указанным отказом, ООО "Газпром трансгаз Ухта" обратилось в арбитражный суд с соответствующим требованием.
Арбитражный суд Республики Коми, руководствуясь положениями статей 198, 200, 201 АПК РФ, статей 7, 39.2, 39.33, 39.34, 39.36, 101 ЗК РФ, статей 9, 21, 24, 45, 82, 83 ЛК РФ, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 24 ЛК РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Статья 21 ЛК РФ предусматривает, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
В силу части 3 статьи 45 ЛК РФ лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 ЛК РФ, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
Согласно статье 9 ЛК РФ, право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и земельным законодательстве, Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Таким образом, право пользования лесными участками может регулироваться, в том числе, земельным кодексом.
В силу части 6 статьи 101 ЗК РФ порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.
Нормами статьи 39.33 ЗК РФ установлены специальные случаи, допускающие использование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности без предоставления.
Согласно статье 39.33 ЗК РФ, введенной в действие с 01.03.2015, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, в том числе при капитальном или текущем ремонте линейного объекта, а также размещение объектов согласно перечню, установленному Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Перечнем видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, в качестве объектов предусмотрены, в том числе подземные линейные сооружения и их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешение на строительство; нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 МПа, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
Как правильно указал суд первой инстанции, нормы ЛК РФ в совокупности с нормами ЗК РФ предусматривают возможность использования лесных участков в целях, обусловленных необходимостью проведения капитального ремонта линейных объектов без оформления прав на земельные участки.
В силу статьи 39.34 ЗК РФ разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в том числе в целях проведения инженерных изысканий либо капитального или текущего ремонта линейного объекта на срок не более одного года.
Правила выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - разрешение), в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.34 ЗК РФ, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 N 1244 (далее - Правила N 1244).
Согласно пункту 2 Правил N 1244, заявление о выдаче разрешения подается физическим или юридическим лицом либо представителем заявителя в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Согласно статье 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений:
1) разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;
2) предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда;
3) выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда;
4) организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях;
5) ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации;
6) осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса;
6.1) утверждение проектной документации лесных участков в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда;
7) установление перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), и перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор в лесах;
8) учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на землях лесного фонда.
В силу статьи 8 ЛК РФ спорные земельные участки, расположенные на землях лесного фонда, относятся к федеральной собственности.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.12.2015 N 565 утверждены формы отчетности об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.
Приложением 4 к данному приказу утверждена форма N 4-ОИП полугодовая, которая содержит сведения о выдаче разрешений на использование земель или земельных участков (статьи 39.33 - 39.35 ЗК РФ), подаваемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.
При этом указанное в статье 39.34 ЗК РФ разрешение может быть выдано органами государственной власти, наделенными в соответствии со статьей 81 - 84 ЛК РФ полномочиями по предоставлению лесных участков.
В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 08.12.2015 N 497 Минприроды РК является органом исполнительной власти Республики Коми исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, предоставлению государственных услуг в области лесных отношений на территории Республики Коми.
Согласно подпунктам 26, 27, 28 пункта 11 Положения Минприроды РК осуществляет предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду.
Таким образом, поскольку Минприроды РК на момент принятия оспариваемого решения являлся органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на предоставление лесных участков, находящихся в государственной собственности, у него имелись полномочия на выдачу специального разрешения на использование таких участков в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 39.33 ЗК РФ.
В этой связи, суд первой инстанции, с учетом положений пункта 2 Правил N 1244 пришел к обоснованному выводу о наличии у Минприроды РК, на момент принятия оспариваемого решения, полномочий по выдаче разрешений на использование участков земель лесного фонда в порядке статьи 39.34 ЗК РФ.
Довод ответчика о необходимости заключения договора аренды лесного участка для капитального ремонта линейного объекта подлежат отклонению как основанный на неправильном толковании норм ЛК РФ и ЗК РФ.
С учетом изложенного суд первой инстанции правильно применил нормы статей 9, 21, 24, 45, 82, 83 ЛК РФ, статей 39.34, 39.36 ЗК РФ и пришел к обоснованному выводу о наличии правовой возможности использования лесных участков в целях, обусловленных необходимостью проведения капитального ремонта линейных объектов (статья 39.34 ЗК РФ), без оформления прав на земельный участок.
Как правильно указал суд первой инстанции, согласно пункту 9 Правил N 1244 решение об отказе в выдаче разрешения принимается только в случаях, когда: заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 3 и 4 настоящих Правил; в заявлении указаны цели использования земель или земельного участка или объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные пунктом 1 статьи 39.34 ЗК РФ; земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу.
Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении заявления у суда первой инстанции не имелось, так как оспариваемое решение ответчика от 14.10.2016 N 01-03-06/9755 не соответствует приведенным выше положениям законодательства и нарушает права и законные интересы, что выражается в невозможности получить предусмотренное законом разрешение и осуществить капитальный ремонт линейного объекта.
Ссылки Минпрома РК на приведенные в апелляционной жалобе судебные акты несостоятельны, так как в указанных делах другой предмет спора, оценка законности выдачи специальных разрешений предметом спора по этим делам не являлась и соответствующая оценка данному вопросу судами не давалась.
Кроме того следует отметить, что в постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 08.02.2017 по делу N А29-11951/2015 суд согласился с доводами ООО "Газпром Трансгаз Ухта" о специальном порядке предоставления лесных участков на основании разрешения на использование лесов в целях, обусловленных, необходимостью ремонта линейного объекта, предусмотренном статьей 39.33 ЗК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения. Арбитражным судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.
С учетом изложенного выше решение Арбитражного суда Республики Коми от 19.04.2017 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Минпром РК освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Республики Коми от 19.04.2017 по делу N А29-12649/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.07.2017 N 02АП-4025/2017 ПО ДЕЛУ N А29-12649/2016
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июля 2017 г. по делу N А29-12649/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июля 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Русаковой О.Г.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Коми представителей заявителя: Туркина А.В., действующего на основании доверенности от 19.05.2016, Мартынец Е.Н., действующей на основании доверенности от 22.06.2016, Шекирхановой А.М., действующей на основании доверенности от 14.02.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 19.04.2017 по делу N А29-12649/2016, принятое судом в составе судьи Махмутова Н.Ш.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ухта" в лице филиала Микуньское линейное производственное управление магистральных газопроводов
к Министерству промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми
о признании незаконным ненормативного правового акта,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз Ухта" в лице филиала Микуньское линейное производственное управление магистральных газопроводов (далее - заявитель, ООО "Газпром Трансгаз Ухта", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды (далее - ответчик, Минприроды РК) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на использование земельных участков, расположенных в квартале 80 Микуньского участкового лесничества, кварталах 155, 198 Айкинского участкового лесничества и квартале 13 Жешартского участкового лесничества ГУ РК "Айкинское лесничество" Усть-Вымского района Республики Коми, в кадастровом квартале 11:08:0101001 общей площадью 1,1608 га в целях проведения работ на объекте "Магистральный газопровод Пунга-Ухта-Грязовец: 438.0 Лупинг от 569-1008 км, инв. N 401 (4нитка) Ду 1400" по капитальному ремонту дефектов по результатам ВТД 2016 г. в зоне деятельности Микуньского ЛПУМГ, содержащегося в письме от 14.10.2016 N 01-03-06/9755, а также об обязании ответчика выдать данное разрешение.
На основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке правопреемства суд первой инстанции заменил ответчика - Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды на правопреемника - Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми (далее - Минпром РК), в связи с реорганизацией Минприроды РК в форме присоединения на основании Указа Главы республики Коми от 17.10.2016 N 123 "О структуре органов в системе исполнительной власти Республики Коми" и передачей полномочий от Минприроды к Минпрому Республики Коми.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 19.04.2017 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, Минпром РК обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Ответчик считает, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального права, выводы, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя жалобы, Минпром РК, в силу положений статей 9, 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), не уполномочен на выдачу указанного выше разрешения на использование земельных участков, Лесным законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень прав использования лесных участков и случаев использования лесных участков без предоставления, к которым спорный вопрос (проведение ремонтных работ на линейном объекте) не относится. Использование земель лесного фонда на основании разрешения не предусмотрено ЛК РФ.
ООО "Газпром Трансгаз Ухта" в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов ответчика, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Общество в частности приводит доводы о том, что выдача разрешения на использование лесного участка для выполнения работ по текущему и капитальному ремонту линейных объектов без предоставления лесного участка предусмотрена положениями статей 3, 9, 21, 24, 45 ЛК РФ в совокупности с нормами подпункта 2 части 1, частями 2, 3 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Минпром РК уполномочен осуществлять выдачу разрешений на использование участков земель лесного фонда.
Подробно доводы сторон изложены в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Минпрома РК, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, ООО "Газпром трансгаз Ухта", единственным участником которого является ПАО "Газпром", в соответствии с Уставом Общества осуществляет деятельность по проектированию, строительству, эксплуатации, техническому обслуживанию, пусконаладочным работам, изготовлению, капитальному и текущему ремонту, модернизации, реконструкции и техническому перевооружению объектов нефтяной и газовой промышленности, магистральных нефтегазопродуктопроводов, подземных хранилищ газа и иных объектов газотранспортной системы, в том числе вспомогательных и обслуживающих производств.
Линейное сооружение - магистральный газопровод "Пунга-Ухта-Грязовец, нефтяные и газовые сооружения, протяженность 1223 км (Республика Коми 48,3%, Архангельская область 17,2%, Вологодская область 34,5%) инв. N 000909, принадлежит на праве собственности ПАО "Газпром".
Между ПАО "Газпром" и ООО "Газпром трансгаз Ухта" заключен договор аренды имущества N 01/1600-Д-19/16 от 30.11.2015, который с 26.10.2016 возобновлен на неопределенный срок на основании пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Магистральный газопровод Пунга-Ухта-Грязовец зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности производственных объектов".
В целях проведения капитального ремонта дефектов указанного газопровода по результатам внутритрубной дефектоскопии (ВТД) ООО "Газпром трансгаз Ухта" в лице филиала - Микуньское линейное производственное управление магистральных газопроводов в соответствии с пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации обратилось в Минприроды РК с заявлением (письмо от 05.08.2016 N 12-2358) о выдаче разрешения на использование земельных участков, расположенных в квартале 80 Микуньского участкового лесничества, кварталах 155, 198 Айкинского участкового лесничества и квартале 13 Жешартского участкового лесничества ГУ РК "Айкинское лесничество" Усть-Вымского района Республики Коми, в кадастровом квартале 11:08:0101001 общей площадью 1,1608 га в целях проведения работ на объекте "Магистральный газопровод Пунга-Ухта-Грязовец: 438.0 Лупинг от 569-1008 км, инв. N 401 (4нитка) Ду 1400" по капитальному ремонту дефектов по результатам ВТД 2016 г. в зоне деятельности Микуньского ЛПУМГ.
Письмом от 14.10.2016 N 01-03-06/9755 (т. 1 л.д. 12) Минприроды РК отказало заявителю в выдаче разрешения по следующим основаниям:
1) Лесным кодексом Российской Федерации и Правилами использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденными приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223 выдача разрешений для проведения внепланового ремонта линейных объектов не предусмотрена.
2) выдача решений об использовании земельного участка земель лесного фонда не входит в перечень полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 83 ЛК РФ.
Не согласившись с указанным отказом, ООО "Газпром трансгаз Ухта" обратилось в арбитражный суд с соответствующим требованием.
Арбитражный суд Республики Коми, руководствуясь положениями статей 198, 200, 201 АПК РФ, статей 7, 39.2, 39.33, 39.34, 39.36, 101 ЗК РФ, статей 9, 21, 24, 45, 82, 83 ЛК РФ, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 24 ЛК РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Статья 21 ЛК РФ предусматривает, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
В силу части 3 статьи 45 ЛК РФ лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 ЛК РФ, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
Согласно статье 9 ЛК РФ, право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и земельным законодательстве, Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Таким образом, право пользования лесными участками может регулироваться, в том числе, земельным кодексом.
В силу части 6 статьи 101 ЗК РФ порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.
Нормами статьи 39.33 ЗК РФ установлены специальные случаи, допускающие использование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности без предоставления.
Согласно статье 39.33 ЗК РФ, введенной в действие с 01.03.2015, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, в том числе при капитальном или текущем ремонте линейного объекта, а также размещение объектов согласно перечню, установленному Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Перечнем видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, в качестве объектов предусмотрены, в том числе подземные линейные сооружения и их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешение на строительство; нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 МПа, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
Как правильно указал суд первой инстанции, нормы ЛК РФ в совокупности с нормами ЗК РФ предусматривают возможность использования лесных участков в целях, обусловленных необходимостью проведения капитального ремонта линейных объектов без оформления прав на земельные участки.
В силу статьи 39.34 ЗК РФ разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в том числе в целях проведения инженерных изысканий либо капитального или текущего ремонта линейного объекта на срок не более одного года.
Правила выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - разрешение), в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.34 ЗК РФ, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 N 1244 (далее - Правила N 1244).
Согласно пункту 2 Правил N 1244, заявление о выдаче разрешения подается физическим или юридическим лицом либо представителем заявителя в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Согласно статье 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений:
1) разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;
2) предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда;
3) выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда;
4) организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях;
5) ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации;
6) осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса;
6.1) утверждение проектной документации лесных участков в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда;
7) установление перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), и перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор в лесах;
8) учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на землях лесного фонда.
В силу статьи 8 ЛК РФ спорные земельные участки, расположенные на землях лесного фонда, относятся к федеральной собственности.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.12.2015 N 565 утверждены формы отчетности об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.
Приложением 4 к данному приказу утверждена форма N 4-ОИП полугодовая, которая содержит сведения о выдаче разрешений на использование земель или земельных участков (статьи 39.33 - 39.35 ЗК РФ), подаваемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.
При этом указанное в статье 39.34 ЗК РФ разрешение может быть выдано органами государственной власти, наделенными в соответствии со статьей 81 - 84 ЛК РФ полномочиями по предоставлению лесных участков.
В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 08.12.2015 N 497 Минприроды РК является органом исполнительной власти Республики Коми исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, предоставлению государственных услуг в области лесных отношений на территории Республики Коми.
Согласно подпунктам 26, 27, 28 пункта 11 Положения Минприроды РК осуществляет предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду.
Таким образом, поскольку Минприроды РК на момент принятия оспариваемого решения являлся органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на предоставление лесных участков, находящихся в государственной собственности, у него имелись полномочия на выдачу специального разрешения на использование таких участков в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 39.33 ЗК РФ.
В этой связи, суд первой инстанции, с учетом положений пункта 2 Правил N 1244 пришел к обоснованному выводу о наличии у Минприроды РК, на момент принятия оспариваемого решения, полномочий по выдаче разрешений на использование участков земель лесного фонда в порядке статьи 39.34 ЗК РФ.
Довод ответчика о необходимости заключения договора аренды лесного участка для капитального ремонта линейного объекта подлежат отклонению как основанный на неправильном толковании норм ЛК РФ и ЗК РФ.
С учетом изложенного суд первой инстанции правильно применил нормы статей 9, 21, 24, 45, 82, 83 ЛК РФ, статей 39.34, 39.36 ЗК РФ и пришел к обоснованному выводу о наличии правовой возможности использования лесных участков в целях, обусловленных необходимостью проведения капитального ремонта линейных объектов (статья 39.34 ЗК РФ), без оформления прав на земельный участок.
Как правильно указал суд первой инстанции, согласно пункту 9 Правил N 1244 решение об отказе в выдаче разрешения принимается только в случаях, когда: заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 3 и 4 настоящих Правил; в заявлении указаны цели использования земель или земельного участка или объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные пунктом 1 статьи 39.34 ЗК РФ; земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу.
Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении заявления у суда первой инстанции не имелось, так как оспариваемое решение ответчика от 14.10.2016 N 01-03-06/9755 не соответствует приведенным выше положениям законодательства и нарушает права и законные интересы, что выражается в невозможности получить предусмотренное законом разрешение и осуществить капитальный ремонт линейного объекта.
Ссылки Минпрома РК на приведенные в апелляционной жалобе судебные акты несостоятельны, так как в указанных делах другой предмет спора, оценка законности выдачи специальных разрешений предметом спора по этим делам не являлась и соответствующая оценка данному вопросу судами не давалась.
Кроме того следует отметить, что в постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 08.02.2017 по делу N А29-11951/2015 суд согласился с доводами ООО "Газпром Трансгаз Ухта" о специальном порядке предоставления лесных участков на основании разрешения на использование лесов в целях, обусловленных, необходимостью ремонта линейного объекта, предусмотренном статьей 39.33 ЗК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения. Арбитражным судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.
С учетом изложенного выше решение Арбитражного суда Республики Коми от 19.04.2017 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Минпром РК освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 19.04.2017 по делу N А29-12649/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий
П.И.КОНОНОВ
П.И.КОНОНОВ
Судьи
Г.Г.ИВШИНА
Е.В.МИНАЕВА
Г.Г.ИВШИНА
Е.В.МИНАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)