Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.10.2017 N 10АП-14442/2017 ПО ДЕЛУ N А41-71297/16

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 октября 2017 г. по делу N А41-71297/16


Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Дорохиным Д.С.,
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "ИМА-сервис": Сергеев А.С. по доверенности от 10 октября 2017 года;
- от администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области: Красоткин А.В. по доверенности от 05 июня 2017 года;
- от комитета по управлению имуществом администрации Наро-Фоминского муниципального района: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от комитета лесного хозяйства Московской области: Захарова К.И. по доверенности от 22 декабря 2016 года;
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области: Пучков О.И. по доверенности от 21 февраля 2017 года;
- от Министерства имущественных отношений Московской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
- от Правительства Московской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
- от Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Центральная Россия" Федерального дорожного агентства": представитель не явился, извещено надлежащим образом;
- от Государственной компании "Российские автомобильные дороги": представитель не явился, извещена надлежащим образом;
- от Федерального дорожного агентства: представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области и комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 25 июля 2017 года по делу N А41-71297/16, принятое судьей Гриневой А.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИМА-сервис" к администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области и комитету по управлению имуществом администрации Наро-Фоминского муниципального района о признании незаконным отказа, третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области; Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области; комитет лесного хозяйства Московской области; Правительство Московской области; Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Центральная Россия" Федерального дорожного агентства"; Государственная компания "Российские автомобильные дороги"; Федеральное дорожное агентство,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "ИМА-сервис" (далее - заявитель, ООО "ИМА-сервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, в котором просило суд о нижеследующем:
- - признать незаконным отказ комитета по управлению имуществом администрации Наро-Фоминского муниципального района (далее - комитет по управлению имуществом) от 15 сентября 2016 года в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 50:26:0180101:208;
- - обязать администрацию Наро-Фоминского муниципального района Московской области (далее - администрация Наро-Фоминского района) в месячный срок со дня вступления в силу решения суда вынести решение о предоставлении в собственность ООО "ИМА-сервис" земельного участка с кадастровым номером 50:26:0180101:208;
- - обязать комитет по управлению имуществом в трехдневный срок с момента принятия решения о предоставлении в собственность ООО "ИМА-сервис" земельного участка с кадастровым номером 50:26:0180101:208 направить в адрес ООО "ИМА-сервис" договор купли-продажи вышеназванного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Московской области; Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области; комитет лесного хозяйства Московской области; Правительство Московской области; Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Центральная Россия" Федерального дорожного агентства"; Государственная компания "Российские автомобильные дороги"; Федеральное дорожное агентство (т. 1 л.д. 112 - 113).
Решением Арбитражного суда Московской области от 25 июля 2017 года по делу N А41-71297/16 заявление удовлетворено (т. 4 л.д. 33 - 36).
Не согласившись с данным судебным актом, администрация Наро-Фоминского района обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Также не согласившись с решением суда первой инстанции, комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции не полно выяснены обстоятельства имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей комитета по управлению имуществом администрации Наро-Фоминского муниципального района, Министерства имущественных отношений Московской области; Правительства Московской области; Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Центральная Россия" Федерального дорожного агентства"; Государственной компании "Российские автомобильные дороги"; Федерального дорожного агентства, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель администрации Наро-Фоминского района поддержал доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе, поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе комитета лесного хозяйства Московской области, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Представитель комитета лесного хозяйства Московской области поддержал доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе, поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе администрации Наро-Фоминского района, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Представитель общества возражал против доводов апелляционных жалоб администрации Наро-Фоминского района и комитета лесного хозяйства Московской области, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области поддержал доводы апелляционных жалоб администрации Наро-Фоминского района и комитета лесного хозяйства Московской области, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ООО "ИМА-сервис" является собственником недвижимого имущества - комплекс придорожного сервиса, назначение: нежилое, площадь 566,4 кв. м, количество этажей: 2, адрес (местоположение) объекта: Московская область, Наро-Фоминский район, 21 км ММК, д. Софьино, запад дер. Софьино, кадастровый (условный) номер 50:26:0180101:2215, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 01 апреля 2016 года сделана запись регистрации N 50-50/026-50/026/006/2016-1217/1 (т. 1 л.д. 21).
Данный комплекс расположен на земельном участке с кадастровым номером 50:26:0180101:208, площадью 1 013 кв. м, адрес: Московская область, Наро-Фоминский р-н, Петровский с.о., 21 км ММК, запад дер. Софьино.
04 августа 2005 года между ООО "ИМА-сервис" и комитетом по управлению имуществом администрации Наро-Фоминского муниципального района был заключен договор аренды земельного участка N 2627, находящегося в государственной собственности, в соответствии с которым в аренду передан земельный участок общей площадью 1 013 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Наро-Фоминский р-н, Петровский с/о, 21 км ММК, запад д. Софьино, под строительство комплекса придорожного сервиса в границах, указанных в кадастровом плане, из земель поселений, согласно кадастровому плану земельного участка N 50:26:180101:0208 (т. 1 л.д. 72 - 74).
Дополнительными соглашениями от 02 августа 2011 года и от 01 августа 2014 года срок договора аренды продлевался до 03 августа 2014 года и впоследствии до 02 августа 2017 года (т. 1 л.д. 75 - 76).
Из текста заявления следует, что 04 июля 2016 года ООО "ИМА-сервис" обратилось в администрацию Наро-Фоминского района с заявлением об оказании муниципальной услуги - предоставление земельных участков в собственность за плату без проведения торгов, в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:26:0180101:208, площадью 1 013 кв. м, почтовый адрес ориентира: Московская область, Наро-Фоминский р-н, 21 км ММК, запад дер. Софьино, вид разрешенного использования - "под строительство комплекса придорожного сервиса".
По результатам рассмотрения обращения заявителя и согласования в Министерстве имущественных отношений Московской области письмом от 15 сентября 2016 года комитет по управлению имуществом отказал заявителю в предоставлении указанного земельного участка в собственность за плату, мотивируя отказ ограниченной оборотоспособностью испрашиваемого земельного участка, а также информацией комитета лесного хозяйства Московской области о наложении границ земельного участка на земли лесного фонда.
Полагая, что указанный выше отказ является незаконным и нарушает права общества в сфере предпринимательской деятельности, ООО "ИМА-сервис" обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (статья 39.2 ЗК РФ).
В силу пункта 6 части 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В случае, если осуществлен кадастровый учет земельного участка, предоставление такого участка без проведения торгов в соответствии с положениями статьи 39.14 ЗК РФ осуществляется в следующем порядке:
- - подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
- - заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Пунктами 1 и 2 статьи 39.17 ЗК РФ установлено, что для приобретения прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
Статьей 39.16 ЗК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной или государственной собственности, без проведения торгов.
В силу пункта 6 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
Согласно пояснениям комитета лесного хозяйства Московской области земельный участок с кадастровым номером 50:26:0180101:208 частично накладывается на земли государственного лесного фонда в квартале 55 Алабинского участкового лесничества Наро-Фоминского филиала ГКУ Московская область "Мособллес", в подтверждение указанного довода представлена справка о пересечении границ земельного участка с землями лесного фонда, подготовленная с использованием системы РГИС МО, и акт осмотра территории от 06 декабря 2016 года с прилагаемой к нему схемой наложения (т. 1 л.д. 144 - 145, 147 - 148).
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Определением Арбитражного суда Московской области от 14 марта 2017 года по делу N А41-71297/16 назначена судебная землеустроительная экспертиза. Проведение экспертизы поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Наракадастр" Монаховой Ксении Анатольевне (т. 3 л.д. 112 - 113).
Перед экспертом поставлены следующие вопросы:
- - определить, накладываются ли границы земельного участка с кадастровым номером 50:26:0180101:208, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости, на земли государственного лесного фонда;
- - в случае наложения границ земельного участка с кадастровым номером 50:26:0180101:208, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости, на земли государственного лесного фонда определить местоположение, координаты и площадь выявленных наложений/пересечений.
18 апреля 2017 года через канцелярию Арбитражного суда Московской области от экспертной организации поступило заключение эксперта от 17 апреля 2017 года N 35-2017.
В соответствии с выводами, содержащимися в экспертном заключении по первому вопросу фактические границы земельного участка с кадастровым номером 50:26:0180101:208, расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, 21 км МКК, запад дер. Софьино, не накладываются на фактические границы земельного участка с кадастровым номером 50:26:0000000:50287 из состава земель лесного фонда, между стеной леса и земельным участком с кадастровым номером 50:26:0180101:208 находится свободный земельный участок и расположена дорога. Кадастровые границы земельного участка с кадастровым номером 50:26:0180101:208, расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, 21 км МКК, запад дер. Софьино, не накладываются на фактические границы земельного участка с кадастровым номером 50:26:0000000:50287 из состава земель лесного фонда. Кадастровые границы земельного участка с кадастровым номером 50:26:0180101:208, расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, 21 км МКК, запад дер. Софьино, не накладываются на кадастровые границы земельного участка с кадастровым номером 50:26:0000000:50287 из состава земель лесного фонда. Кадастровая граница земельного участка с кадастровым номером 50:26:0000000:50287 не соответствует границе земельного участка лесного фонда, сведения о которой содержатся в выкопировке из планшета N 4 лесоустройства (т. 1 л.д. 152). В соответствии с представленным планшетом лесоустройства (т. 1 л.д. 152), граница земельного участка лесного фонда представляет собой один контур с ровными прямыми сторонами, кадастровая граница земельного участка с кадастровым номером 50:26:0000000:50287 представляет собой участок из нескольких контуров с изогнутыми ломаными линиями, огибающими земельные участки, которые прошли кадастровый учет.
При изучении экспертом справки о пересечении границ земельных участков с землями лесного фонда, подготовленная с использованием системы РГИС МО (т. 1 л.д. 143 - 146) было выявлено, что площадь участка наложения, сведения о которой содержатся в справке, не соответствует площади участка наложения, вычисленной по координатам поворотных точек, указанным в справке. В справке указана площадь участка наложения 159,41 кв. м, площадь участка наложения, вычисленная экспертом по координатам, представленным в справке, составляет 158,71 кв. м. Таким образом, площадь участка наложения, вычисленная экспертом по координатам, представленным в справке (158,71 кв. м), меньше значения площади, указанной в справке, предоставленной комитетом лесного хозяйства Московской области (159,41 кв. м), на 0,70 кв. м. Учитывая неправильный расчет площади участка наложения в справке о пересечении границ земельных участков с землями лесного фонда, подготовленная с использованием системы РГИС МО, заявленная комитетом лесного хозяйства Московской области площадь участка наложения спорных земельных участков, указанная в справке - 159,41 кв. м, и площадь участка наложения, вычисленная экспертом по координатам, представленным в справке (158,71 кв. м), не превышает значение предельно допустимой погрешности определения площади земельного участка с кадастровым номером 50:26:0000000:50287 площадью 59 774 кв. м (5,98 га) и является допустимой.
В соответствии с выводами, содержащимися в экспертном заключении ответить на второй вопрос не представлялось возможным поскольку выкопировка из планшета N 4 лесоустройства Алабинского участкового лесничества (т. 1 л.д. 152) не содержит сведений о координатах поворотных точек лесного участка, поэтому определить, имеется ли наложение.
Судом первой инстанции правильно установлено, что в рассматриваемом случае заинтересованными лицами не представлены доказательства включения испрашиваемого земельного участка либо его частей в состав земель лесного фонда, в частности не представлены материалы лесоустроительного дела, сформированного в соответствии с Порядком проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 28 ноября 2007 года N 310, действовавший до 07 июня 2012 года, и предусмотренным действующим с 08 июня 2012 года по настоящее время Порядком проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда, утвержденным Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 13 апреля 2012 года N 139.
Судом первой инстанции обоснованно отклонена ссылка комитета на справку в качестве документа, подтверждающего наложение границ испрашиваемого земельного участка на земли лесного фонда, поскольку такой документ сам по себе не может рассматриваться в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего наложение границ, в отсутствие надлежащих материалов лесоустройства.
Кроме того, в части наложения границ земельного участка с кадастровым номером 50:26:0180101:208 и полосы отвода автомобильной дороги А-107 Государственная компания "Российские автомобильные дороги" пояснила, что земельный участок с кадастровым номером 50:26:0180101:208 не попадает в границы производства работ Государственной компании.
В соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной Распоряжением Росавтодора от 28 ноября 2014 года N 2277-р, Государственная компания осуществляет строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) (с последующей эксплуатацией на платной основе) Московская область, пусковой комплекс N 5.
Трасса Пускового комплекса N 5 проходит, в том числе, по территории Наро-Фоминского района с ПК 19+14 до ПК 187 + 43,80. От границы работ по Пусковому комплексу N 5, ПК 19 + 14 до ПК 106 + 29,14 (начало ПСП транспортной развязки на пересечении автомобильной дороги А-107 с автомагистралью М-3 "Украина") трасса проходит по существующей трассе А-107.
Согласно документации по планировке территории из состава работ по проекту исключены участки трассы, которые проектируются по другим титулам, это - транспортная развязка на пересечении с автомобильной дорогой М-3 "Украина" и путепровод (эстакада) на пересечении с железной дорогой Киевского направления (ПК 106 + 29,18 - ПК 130 + 14,84), длина исключенного участка составила 2,39 км (т. 3 л.д. 195).
ПК 106 + 29,18 - ПК 118 + 00 входит в состав транспортной развязки на пересечении ЦКАД с автомобильной дорогой М-3 "Украина", запроектированный ОАО "ГипродорНИИ" и строящийся по заказу ФГУ ДСД "Центр" по титулу: "Реконструкция автодороги М-3 "Украина" от Москвы через Калугу, Брянск до границы с Украиной (на Киев), участок км 37 - км 51, Московская область, I и II очереди".
Распоряжением ТУ Росимущества в Московской области от 23 мая 2014 года N 230 "О передаче федерального имущества в собственность субъекта Российской Федерации" участок автомобильной дороги М-3 "Украина" с км 31 + 000 по 65 + 200 передан в собственность г. Москвы.
Исходя из изложенного выше, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что комитетом по управлению имуществом не доказаны те обстоятельства, на которые он сослался в оспариваемом отказе в предоставлении вышеназванного земельного участка в собственность.
В целях устранения допущенных нарушения суд первой инстанции обоснованно обязал администрацию Наро-Фоминского района осуществить предусмотренные законом действия по предоставлению земельного участка в собственность заявителю (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Возражениями заявителей, изложенными в жалобах, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы администрации Наро-Фоминского района и комитета лесного хозяйства Московской области проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Администрацией Наро-Фоминского района и комитетом лесного хозяйства Московской области не приведено фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 25 июля 2017 года по делу N А41-71297/16 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.ДИАКОВСКАЯ

Судьи
П.А.ИЕВЛЕВ
Е.Е.ШЕВЧЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)