Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Краснодарского краевого суда Моисеева О.М., рассмотрев кассационную жалобу Б. - представителя администрации МО г. Краснодар, поступившую в Краснодарский краевой суд 04 октября 2016 г., на решение Советского районного суда г. Краснодара от 03 ноября 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 05 апреля 2016 г., по делу по административному иску Ч. к администрации МО г. Краснодар о признании незаконным действия (бездействия),
установил:
Ч. обратился в суд с иском к администрации МО г. Краснодар, в котором просил обязать администрацию МО г. Краснодар изготовить схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории для индивидуального жилищного строительства в границах МО г. Краснодар, обязать администрацию МО г. Краснодар принять решение о предоставлении ему в аренду сроком на 10 лет земельного участка для индивидуального жилищного строительства и заключить с ним договор аренды земельного участка. Свои требования обосновывал тем, что <...> он, как отец многодетной семьи, обратился в администрацию МО г. Краснодар с заявлением о предоставлении ему в аренду сроком на 10 лет для индивидуального жилищного строительства земельного участка площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...>. Постановлением администрации МО г. Краснодар от <...> <...> "Об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории в хуторе Октябрьском" была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории площадью <...> кв. м по <...> в <...>. Сформированный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером <...>. Письмом <...> от <...> администрацией МО г. Краснодар было отказано ему в предоставлении в аренду указанного выше земельного участка в связи с тем, что данный земельный участок накладывается на ранее учтенные земельные участки. Полагает, что с момента обращения в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка с приложением документов у администрации МО г. Краснодар возникла обязанность в предоставлении ему земельного участка. Поскольку земельный участок ему предоставлен не был, его права и законные интересы были нарушены, в связи с чем он обратился в суд с настоящим иском.
В судебном заседании Ч. заявленные требования уточнил, просил признать незаконным отказ администрации МО г. Краснодар в непредоставлении ему в аренду сроком на 10 лет для ИЖС земельного участка площадью <...> кв. м.
<Ф.И.О.>4 - представитель по доверенности администрации МО г. Краснодар иск не признала, просила отказать в его удовлетворении.
Решением Советского районного суда г. Краснодара от 03 ноября 2015 г. иск Ч. к администрации МО г. Краснодар был удовлетворен. Суд признал незаконным бездействие администрации МО г. Краснодар, выразившееся в непредоставлении Ч. в аренду сроком на 10 лет для индивидуального жилищного строительства земельного участка площадью <...> кв. м.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 05 апреля 2016 г. решение Советского районного суда г. Краснодара от 03 ноября 2015 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Б. - представитель администрации МО г. Краснодар просит отменить вынесенные по делу судебные постановления, поскольку не согласен с результатом его рассмотрения.
Согласно ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении кассационной жалобы таких оснований судом не установлено.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 28 ЗК РФ граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 14.2 указанного выше Закона перечень земельных участков, находящихся в федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти Краснодарского края, предназначенных для предоставления в аренду гражданам, имеющим трех и более детей (далее в настоящей статье - Перечень федеральных земельных участков), утверждается высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края. В Перечне федеральных земельных участков указываются кадастровые номера, местоположение, вид разрешенного использования и площадь земельных участков. В течение трех дней со дня утверждения Перечень федеральных земельных участков направляется в орган местного самоуправления муниципального образования (муниципального района или городского округа), на территории которого расположены земельные участки.
Из судебных постановлений усматривается, что Ч. в судебном порядке поставил вопрос о признании незаконным отказа администрации МО г. Краснодар в предоставлении ему в аренду сроком на 10 лет для ИЖС земельного участка.
Судом установлено, что <...> Ч., как отец многодетной семьи, обратился в Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации МО г. Краснодар с заявлением о предоставлении ему в аренду сроком на 10 лет для индивидуального жилищного строительства земельного участка площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...>.
Постановлением администрации МО г. Краснодар от <...> <...> "Об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории в хуторе Октябрьском" была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории площадью 1000 кв. м по указанному выше адресу.
Сформированный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером <...>.
Письмом <...> от <...> администрацией МО г. Краснодар было отказано Ч. в предоставлении в аренду спорного земельного участка в связи с тем, что данный земельный участок накладывается на ранее учтенные земельные участки, принадлежащие на праве собственности третьим лицам.
Данные обстоятельства нашли свое подтверждение в процессе судебного разбирательства.
Разрешая данный спор, суд с учетом собранных по делу доказательств, исследованных всесторонне и в полном объеме, обстоятельств дела, пришел к обоснованному выводу о том, что бездействие администрации МО г. Краснодар, выразившиеся в непредоставлении Ч. в аренду земельного участка является незаконным, поскольку перед предоставлением гражданам, имеющим трех и более детей, в аренду земельных участков, разрабатывается и утверждается Перечень земельных участков, в который включаются земельные участки, поставленные на кадастровый учет в результате проведенных межевых работ, а также стоящие на кадастровом учете как ранее учтенные с указанием кадастрового номера, местоположения, вида разрешенного использования земельного участка и его площади.
Доказательств обратного представитель администрации МО г. Краснодар суду не представил.
С учетом изложенного, суд правомерно удовлетворил иск Ч.
Таким образом, оснований к отмене судебных постановлений, предусмотренных ст. 328 КАС РФ, не имеется.
Доводы кассационной жалобы выводов суда не опровергают и фактически направлены на переоценку доказательств и установленных судом обстоятельств дела, что не входит в компетенцию кассационной инстанции.
Руководствуясь ст. 329 КАС РФ,
определил:
В передаче кассационной жалобы Б. - представителя администрации МО г. Краснодар на решение Советского районного суда г. Краснодара от 03 ноября 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 05 апреля 2016 г., по делу по административному иску Ч. к администрации МО г. Краснодар о признании незаконным действия (бездействия), для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции Краснодарского краевого суда - отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 25.10.2016 N 4Г-8552/2016
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 октября 2016 г. N 4г-***
ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ КАССАЦИОННОЙ ЖАЛОБЫ ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ
В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ
Судья Краснодарского краевого суда Моисеева О.М., рассмотрев кассационную жалобу Б. - представителя администрации МО г. Краснодар, поступившую в Краснодарский краевой суд 04 октября 2016 г., на решение Советского районного суда г. Краснодара от 03 ноября 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 05 апреля 2016 г., по делу по административному иску Ч. к администрации МО г. Краснодар о признании незаконным действия (бездействия),
установил:
Ч. обратился в суд с иском к администрации МО г. Краснодар, в котором просил обязать администрацию МО г. Краснодар изготовить схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории для индивидуального жилищного строительства в границах МО г. Краснодар, обязать администрацию МО г. Краснодар принять решение о предоставлении ему в аренду сроком на 10 лет земельного участка для индивидуального жилищного строительства и заключить с ним договор аренды земельного участка. Свои требования обосновывал тем, что <...> он, как отец многодетной семьи, обратился в администрацию МО г. Краснодар с заявлением о предоставлении ему в аренду сроком на 10 лет для индивидуального жилищного строительства земельного участка площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...>. Постановлением администрации МО г. Краснодар от <...> <...> "Об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории в хуторе Октябрьском" была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории площадью <...> кв. м по <...> в <...>. Сформированный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером <...>. Письмом <...> от <...> администрацией МО г. Краснодар было отказано ему в предоставлении в аренду указанного выше земельного участка в связи с тем, что данный земельный участок накладывается на ранее учтенные земельные участки. Полагает, что с момента обращения в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка с приложением документов у администрации МО г. Краснодар возникла обязанность в предоставлении ему земельного участка. Поскольку земельный участок ему предоставлен не был, его права и законные интересы были нарушены, в связи с чем он обратился в суд с настоящим иском.
В судебном заседании Ч. заявленные требования уточнил, просил признать незаконным отказ администрации МО г. Краснодар в непредоставлении ему в аренду сроком на 10 лет для ИЖС земельного участка площадью <...> кв. м.
<Ф.И.О.>4 - представитель по доверенности администрации МО г. Краснодар иск не признала, просила отказать в его удовлетворении.
Решением Советского районного суда г. Краснодара от 03 ноября 2015 г. иск Ч. к администрации МО г. Краснодар был удовлетворен. Суд признал незаконным бездействие администрации МО г. Краснодар, выразившееся в непредоставлении Ч. в аренду сроком на 10 лет для индивидуального жилищного строительства земельного участка площадью <...> кв. м.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 05 апреля 2016 г. решение Советского районного суда г. Краснодара от 03 ноября 2015 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Б. - представитель администрации МО г. Краснодар просит отменить вынесенные по делу судебные постановления, поскольку не согласен с результатом его рассмотрения.
Согласно ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении кассационной жалобы таких оснований судом не установлено.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 28 ЗК РФ граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 14.2 указанного выше Закона перечень земельных участков, находящихся в федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти Краснодарского края, предназначенных для предоставления в аренду гражданам, имеющим трех и более детей (далее в настоящей статье - Перечень федеральных земельных участков), утверждается высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края. В Перечне федеральных земельных участков указываются кадастровые номера, местоположение, вид разрешенного использования и площадь земельных участков. В течение трех дней со дня утверждения Перечень федеральных земельных участков направляется в орган местного самоуправления муниципального образования (муниципального района или городского округа), на территории которого расположены земельные участки.
Из судебных постановлений усматривается, что Ч. в судебном порядке поставил вопрос о признании незаконным отказа администрации МО г. Краснодар в предоставлении ему в аренду сроком на 10 лет для ИЖС земельного участка.
Судом установлено, что <...> Ч., как отец многодетной семьи, обратился в Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации МО г. Краснодар с заявлением о предоставлении ему в аренду сроком на 10 лет для индивидуального жилищного строительства земельного участка площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...>.
Постановлением администрации МО г. Краснодар от <...> <...> "Об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории в хуторе Октябрьском" была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории площадью 1000 кв. м по указанному выше адресу.
Сформированный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером <...>.
Письмом <...> от <...> администрацией МО г. Краснодар было отказано Ч. в предоставлении в аренду спорного земельного участка в связи с тем, что данный земельный участок накладывается на ранее учтенные земельные участки, принадлежащие на праве собственности третьим лицам.
Данные обстоятельства нашли свое подтверждение в процессе судебного разбирательства.
Разрешая данный спор, суд с учетом собранных по делу доказательств, исследованных всесторонне и в полном объеме, обстоятельств дела, пришел к обоснованному выводу о том, что бездействие администрации МО г. Краснодар, выразившиеся в непредоставлении Ч. в аренду земельного участка является незаконным, поскольку перед предоставлением гражданам, имеющим трех и более детей, в аренду земельных участков, разрабатывается и утверждается Перечень земельных участков, в который включаются земельные участки, поставленные на кадастровый учет в результате проведенных межевых работ, а также стоящие на кадастровом учете как ранее учтенные с указанием кадастрового номера, местоположения, вида разрешенного использования земельного участка и его площади.
Доказательств обратного представитель администрации МО г. Краснодар суду не представил.
С учетом изложенного, суд правомерно удовлетворил иск Ч.
Таким образом, оснований к отмене судебных постановлений, предусмотренных ст. 328 КАС РФ, не имеется.
Доводы кассационной жалобы выводов суда не опровергают и фактически направлены на переоценку доказательств и установленных судом обстоятельств дела, что не входит в компетенцию кассационной инстанции.
Руководствуясь ст. 329 КАС РФ,
определил:
В передаче кассационной жалобы Б. - представителя администрации МО г. Краснодар на решение Советского районного суда г. Краснодара от 03 ноября 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 05 апреля 2016 г., по делу по административному иску Ч. к администрации МО г. Краснодар о признании незаконным действия (бездействия), для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции Краснодарского краевого суда - отказать.
Судья
краевого суда
О.М.МОИСЕЕВА
краевого суда
О.М.МОИСЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)