Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Приватизация земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Основанием для вынесения оспариваемого распоряжения послужили сведения о принадлежности части испрашиваемого участка к территории общего пользования.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Петрушкина В.А., Коноплевой М.В.,
при участии представителя:
заявителя - Жарова Л.В., лично, паспорт,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Жарова Леонида Владимировича
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27.10.2015 (судья Агеенко С.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2016 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Семушкин В.С.)
по делу N А55-27820/2013
по заявлению индивидуального предпринимателя Жарова Леонида Владимировича (ОГРН <...>, ИНН <...>) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, о признании незаконным распоряжения, третьи лица: Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара, общество с ограниченной ответственностью "Нектар", г. Самара, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области", г. Самара, администрация городского округа Самара,
установил:
индивидуальный предприниматель Жаров Леонид Владимирович (далее - заявитель, ИП Жаров Л.В., предприниматель) обратился с иском в Арбитражный суд Самарской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - заинтересованное лицо, ТУ Росимущества) о признании незаконным распоряжения ТУ Росимущества от 17.06.2013 N 460-р об отмене распоряжения от 21.03.2013 N 195-р "О предоставлении в собственность ИП Жарову Л.В. земельного участка с кадастровым номером 63:01:0926002:13, площадью 1416,1 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Ближняя, дом 3".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), привлечены Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, управления имуществом г.о. Самара, общество с ограниченной ответственностью "Нектар", г. Самара, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области", г. Самара, администрация городского округа Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.09.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2014, заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 20.05.2015 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.10.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, предприниматель обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в ином составе суда, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение судами норм процессуального права. В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что судами не дана оценка обстоятельствам, свидетельствующим о том, что спорный земельный участок не может относиться к территории общего пользования; сведения Департамента и выкопировка из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности не соответствуют действительности; издание оспариваемого распоряжения нарушает его права, поскольку лишает права на приватизацию земельного участка.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, выслушав заявителя, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 28.06.2012 ИП Жаров Л.В., будучи собственником объектов недвижимого имущества, (складской базы) обратился в ТУ Росимущества с заявлением о приобретении в собственность земельного участка, находящегося в государственной собственности, кадастровый номер 63:01:0926002:13, площадью 1416,1 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Ближняя, д. 3, необходимого для использования расположенных на нем объектов недвижимости.
21 марта 2013 года ТУ Росимущества приняло распоряжение N 195-р "О предоставлении в собственность предпринимателю находящегося в федеральной собственности земельного участка, из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 63:01:0926002:13, общей площадью 1416,1 кв. м, реестровым номером федерального имущества П1630004160, находящегося по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Ближняя, д. 3, для складской базы в границах, указанных в кадастровом паспорте участка.
ИП Жаровым Л.В. в адрес ТУ Росимущества направлены подписанные с его стороны экземпляры договора купли-продажи и акта приема-передачи спорного земельного участка.
Поскольку ТУ Росимущества данные документы предпринимателю не возвратило, на его обращение с просьбой возвратить вышеуказанный договор купли-продажи и акта приема-передачи спорного земельного участка не ответило, предприниматель обратился в суд с иском к ТУ Росимущества об обязании в пятидневный срок передать два подлинных экземпляра договора купли-продажи и два подлинных акта приема-передачи спорного земельного участка (дело N А55-16423/2013).
При новом рассмотрении дела N А55-16423/2013 решением Арбитражного суда Самарской области от 19.03.2015 исковые требования ИП Жарова Л.В. удовлетворены в части. Однако постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2016 решение Арбитражного суда Самарской области от 19.03.2015 отменено, в иске отказано со ссылкой на судебные акты по настоящему делу.
Как следует из материалов дела и установлено судами, распоряжением от 17.06.2013 N 460-р ТУ Росимущества отменило в порядке самоконтроля ранее принятое распоряжение от 21.03.2013 N 195-р "О предоставлении в собственность ИП Жарову Л.В. земельного участка с кадастровым номером 63:01:0926002:13", руководствуясь пунктом 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), на основании сведений, полученных из Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара (письмо от 26.02.2013 N Д05-01-01/1391-0-1 "О предоставлении сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара"), ввиду частичного расположения испрашиваемого земельного участка на землях общего пользования (в границах улицы Ближняя).
ИП Жаров Л.В., полагая, что распоряжение от 17.06.2013 N 460-р не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, и нарушает его права и законные интересы, поскольку препятствует приватизации упомянутого земельного участка, на котором расположены принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимости, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением по правилам главы 24 АПК РФ.
Основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 АПК РФ).
Признав доказанным ТУ Росимуществом наличие предусмотренных пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) условий для отказа в предоставлении в собственность спорного участка, суды пришли к выводу о соответствии оспариваемого распоряжения от 17.06.2013 N 460-р статье 36 ЗК РФ и недоказанности нарушения прав и законных интересов заявителя.
Судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводами судов.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется такими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом.
Данное право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим объектом (абзац второй пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
В пунктах 5 и 6 статьи 36 ЗК РФ закреплено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок. В месячный срок со дня поступления заявления уполномоченный орган принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду. В месячный срок с даты принятия такого решения уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно пункту 2 статьи 15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно пункту 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В силу абзаца четвертого пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
Пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ установлен запрет на приватизацию земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами.
В силу пунктов 11, 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) территории общего пользования определены как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары). Линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), линейный объекты именуются как красные линии.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 15248/10, земельный участок, относящийся к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.
Пунктом 11 статьи 1 ГрК РФ предусмотрено, что существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования обозначаются красными линиями.
В целях устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, осуществляется подготовка документов по планировке территории в соответствии со статьями 41, 42, 43, 45 ГрК РФ. Документация подлежит утверждению и опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.
Красные линии являются обязательным элементом проекта планировки территории (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42 ГрК РФ), которая, в свою очередь, является частью генерального плана городского округа (часть 4 и 5 статьи 23 ГрК РФ).
Основные требования к порядку проектирования и установлению красных линий в поселениях Российской Федерации определяются Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной постановлением Госстроя России от 06.04.1998 N 18-30 (далее - инструкция).
В соответствии с пунктом 3.8 инструкции красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету, в том числе в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей; в проектах землеустройства; в проектах межевания территорий; при установлении границ землепользований; при установлении границ территориальных зон в поселениях; в земельном и градостроительном кадастрах; на планах земельных участков, прилагаемых к свидетельству на право пользования, владения.
Проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территории поселения или части поселения (генерального плана поселения совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки) и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов (пункт 4.1 инструкции).
В отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий. В этом случае чертеж и акт установления (изменения) красных линий сопровождается указанием на необходимость последующей детальной разработки (пункт 4.3. инструкции).
При разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления (пункт 4.4 инструкции).
Согласно части 2 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Судебными инстанциями установлено, материалами дела подтверждено, что испрашиваемый земельный участок частично расположен на землях общего пользования (в границах улицы Ближняя), приватизация которых запрещена, подтверждением чему являются сведения из Генерального плана городского округа Самара, утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 N 539 (представленные письмами Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 26.02.2013 N Д05-01-01/1391-0-1 "О предоставлении сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара" и от 2014 года N Д05-01-01/9804-23-1 (ответ на запрос ТУ Росимущества от 11.06.2014 N 7876), согласно которым улица Ближняя определена действующим документом территориального планирования городского округа - Генеральным планом городского округа Самара, утвержденным Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 N 539 (схемами N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры" и N 6 "Схема развития улично-дорожной сети городского округа Самара"), как магистраль районного значения регулируемого движения и улица местного значения; выкопировка из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара в графическом виде относящаяся к спорному земельному участку и подтверждающая нахождение испрашиваемого земельного участка в пределах красных линий.
При этом из письма Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара N Д05-01-01/9804-23-1 следует, что при разработке действующих проектных решений Генерального плана городского округа Самара использовалась градостроительная документация: "Схема магистралей, городского и внешнего транспорта" по Генеральному плану г. Куйбышева, утвержденному в 1986 году, "Схема развития улично-дорожной сети по комплексной схеме транспорта" 1993 года.
В соответствии со статьей 56 ГрК РФ информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - организованный в соответствии с требованиями настоящего Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений (часть 1); целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства (часть 3). Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя: 1) сведения: а) о документах территориального планирования Российской Федерации в части, касающейся территорий муниципальных образований; б) о документах территориального планирования субъектов Российской Федерации в части, касающейся территорий муниципальных образований; в) о документах территориального планирования муниципальных образований, материалах по их обоснованию; г) о правилах землепользования и застройки, внесении в них изменений; д) о документации по планировке территории; е) об изученности природных и техногенных условий на основании результатов инженерных изысканий; ж) о резервировании земель и об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд; з) о геодезических и картографических материалах; и) о создании искусственного земельного участка; 2) дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках; 3) иные документы и материалы (часть 4).
Таким образом, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ всесторонне, полно и объективно фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства, суды пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Приведенные в кассационной жалобе доводы противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 27.10.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2016 по делу N А55-27820/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
Судьи
В.А.ПЕТРУШКИН
М.В.КОНОПЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 09.06.2016 N Ф06-22293/2013 ПО ДЕЛУ N А55-27820/2013
Требование: О признании незаконным распоряжения органа по управлению государственным имуществом об отмене распоряжения о предоставлении в собственность предпринимателю земельного участка.Разделы:
Приватизация земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Основанием для вынесения оспариваемого распоряжения послужили сведения о принадлежности части испрашиваемого участка к территории общего пользования.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июня 2016 г. N Ф06-22293/2013
Дело N А55-27820/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Петрушкина В.А., Коноплевой М.В.,
при участии представителя:
заявителя - Жарова Л.В., лично, паспорт,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Жарова Леонида Владимировича
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27.10.2015 (судья Агеенко С.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2016 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Семушкин В.С.)
по делу N А55-27820/2013
по заявлению индивидуального предпринимателя Жарова Леонида Владимировича (ОГРН <...>, ИНН <...>) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, о признании незаконным распоряжения, третьи лица: Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара, общество с ограниченной ответственностью "Нектар", г. Самара, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области", г. Самара, администрация городского округа Самара,
установил:
индивидуальный предприниматель Жаров Леонид Владимирович (далее - заявитель, ИП Жаров Л.В., предприниматель) обратился с иском в Арбитражный суд Самарской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - заинтересованное лицо, ТУ Росимущества) о признании незаконным распоряжения ТУ Росимущества от 17.06.2013 N 460-р об отмене распоряжения от 21.03.2013 N 195-р "О предоставлении в собственность ИП Жарову Л.В. земельного участка с кадастровым номером 63:01:0926002:13, площадью 1416,1 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Ближняя, дом 3".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), привлечены Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, управления имуществом г.о. Самара, общество с ограниченной ответственностью "Нектар", г. Самара, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области", г. Самара, администрация городского округа Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.09.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2014, заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 20.05.2015 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.10.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, предприниматель обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в ином составе суда, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение судами норм процессуального права. В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что судами не дана оценка обстоятельствам, свидетельствующим о том, что спорный земельный участок не может относиться к территории общего пользования; сведения Департамента и выкопировка из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности не соответствуют действительности; издание оспариваемого распоряжения нарушает его права, поскольку лишает права на приватизацию земельного участка.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, выслушав заявителя, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 28.06.2012 ИП Жаров Л.В., будучи собственником объектов недвижимого имущества, (складской базы) обратился в ТУ Росимущества с заявлением о приобретении в собственность земельного участка, находящегося в государственной собственности, кадастровый номер 63:01:0926002:13, площадью 1416,1 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Ближняя, д. 3, необходимого для использования расположенных на нем объектов недвижимости.
21 марта 2013 года ТУ Росимущества приняло распоряжение N 195-р "О предоставлении в собственность предпринимателю находящегося в федеральной собственности земельного участка, из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 63:01:0926002:13, общей площадью 1416,1 кв. м, реестровым номером федерального имущества П1630004160, находящегося по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Ближняя, д. 3, для складской базы в границах, указанных в кадастровом паспорте участка.
ИП Жаровым Л.В. в адрес ТУ Росимущества направлены подписанные с его стороны экземпляры договора купли-продажи и акта приема-передачи спорного земельного участка.
Поскольку ТУ Росимущества данные документы предпринимателю не возвратило, на его обращение с просьбой возвратить вышеуказанный договор купли-продажи и акта приема-передачи спорного земельного участка не ответило, предприниматель обратился в суд с иском к ТУ Росимущества об обязании в пятидневный срок передать два подлинных экземпляра договора купли-продажи и два подлинных акта приема-передачи спорного земельного участка (дело N А55-16423/2013).
При новом рассмотрении дела N А55-16423/2013 решением Арбитражного суда Самарской области от 19.03.2015 исковые требования ИП Жарова Л.В. удовлетворены в части. Однако постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2016 решение Арбитражного суда Самарской области от 19.03.2015 отменено, в иске отказано со ссылкой на судебные акты по настоящему делу.
Как следует из материалов дела и установлено судами, распоряжением от 17.06.2013 N 460-р ТУ Росимущества отменило в порядке самоконтроля ранее принятое распоряжение от 21.03.2013 N 195-р "О предоставлении в собственность ИП Жарову Л.В. земельного участка с кадастровым номером 63:01:0926002:13", руководствуясь пунктом 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), на основании сведений, полученных из Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара (письмо от 26.02.2013 N Д05-01-01/1391-0-1 "О предоставлении сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара"), ввиду частичного расположения испрашиваемого земельного участка на землях общего пользования (в границах улицы Ближняя).
ИП Жаров Л.В., полагая, что распоряжение от 17.06.2013 N 460-р не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, и нарушает его права и законные интересы, поскольку препятствует приватизации упомянутого земельного участка, на котором расположены принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимости, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением по правилам главы 24 АПК РФ.
Основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 АПК РФ).
Признав доказанным ТУ Росимуществом наличие предусмотренных пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) условий для отказа в предоставлении в собственность спорного участка, суды пришли к выводу о соответствии оспариваемого распоряжения от 17.06.2013 N 460-р статье 36 ЗК РФ и недоказанности нарушения прав и законных интересов заявителя.
Судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводами судов.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется такими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом.
Данное право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим объектом (абзац второй пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
В пунктах 5 и 6 статьи 36 ЗК РФ закреплено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок. В месячный срок со дня поступления заявления уполномоченный орган принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду. В месячный срок с даты принятия такого решения уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно пункту 2 статьи 15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно пункту 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В силу абзаца четвертого пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
Пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ установлен запрет на приватизацию земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами.
В силу пунктов 11, 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) территории общего пользования определены как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары). Линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), линейный объекты именуются как красные линии.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 15248/10, земельный участок, относящийся к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.
Пунктом 11 статьи 1 ГрК РФ предусмотрено, что существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования обозначаются красными линиями.
В целях устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, осуществляется подготовка документов по планировке территории в соответствии со статьями 41, 42, 43, 45 ГрК РФ. Документация подлежит утверждению и опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.
Красные линии являются обязательным элементом проекта планировки территории (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42 ГрК РФ), которая, в свою очередь, является частью генерального плана городского округа (часть 4 и 5 статьи 23 ГрК РФ).
Основные требования к порядку проектирования и установлению красных линий в поселениях Российской Федерации определяются Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной постановлением Госстроя России от 06.04.1998 N 18-30 (далее - инструкция).
В соответствии с пунктом 3.8 инструкции красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету, в том числе в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей; в проектах землеустройства; в проектах межевания территорий; при установлении границ землепользований; при установлении границ территориальных зон в поселениях; в земельном и градостроительном кадастрах; на планах земельных участков, прилагаемых к свидетельству на право пользования, владения.
Проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территории поселения или части поселения (генерального плана поселения совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки) и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов (пункт 4.1 инструкции).
В отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий. В этом случае чертеж и акт установления (изменения) красных линий сопровождается указанием на необходимость последующей детальной разработки (пункт 4.3. инструкции).
При разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления (пункт 4.4 инструкции).
Согласно части 2 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Судебными инстанциями установлено, материалами дела подтверждено, что испрашиваемый земельный участок частично расположен на землях общего пользования (в границах улицы Ближняя), приватизация которых запрещена, подтверждением чему являются сведения из Генерального плана городского округа Самара, утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 N 539 (представленные письмами Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 26.02.2013 N Д05-01-01/1391-0-1 "О предоставлении сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара" и от 2014 года N Д05-01-01/9804-23-1 (ответ на запрос ТУ Росимущества от 11.06.2014 N 7876), согласно которым улица Ближняя определена действующим документом территориального планирования городского округа - Генеральным планом городского округа Самара, утвержденным Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 N 539 (схемами N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры" и N 6 "Схема развития улично-дорожной сети городского округа Самара"), как магистраль районного значения регулируемого движения и улица местного значения; выкопировка из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара в графическом виде относящаяся к спорному земельному участку и подтверждающая нахождение испрашиваемого земельного участка в пределах красных линий.
При этом из письма Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара N Д05-01-01/9804-23-1 следует, что при разработке действующих проектных решений Генерального плана городского округа Самара использовалась градостроительная документация: "Схема магистралей, городского и внешнего транспорта" по Генеральному плану г. Куйбышева, утвержденному в 1986 году, "Схема развития улично-дорожной сети по комплексной схеме транспорта" 1993 года.
В соответствии со статьей 56 ГрК РФ информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - организованный в соответствии с требованиями настоящего Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений (часть 1); целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства (часть 3). Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя: 1) сведения: а) о документах территориального планирования Российской Федерации в части, касающейся территорий муниципальных образований; б) о документах территориального планирования субъектов Российской Федерации в части, касающейся территорий муниципальных образований; в) о документах территориального планирования муниципальных образований, материалах по их обоснованию; г) о правилах землепользования и застройки, внесении в них изменений; д) о документации по планировке территории; е) об изученности природных и техногенных условий на основании результатов инженерных изысканий; ж) о резервировании земель и об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд; з) о геодезических и картографических материалах; и) о создании искусственного земельного участка; 2) дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках; 3) иные документы и материалы (часть 4).
Таким образом, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ всесторонне, полно и объективно фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства, суды пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Приведенные в кассационной жалобе доводы противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 27.10.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2016 по делу N А55-27820/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
Судьи
В.А.ПЕТРУШКИН
М.В.КОНОПЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)