Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 25 апреля 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Филипповой Е.Г., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Обуховой А.С.,
с участием:
от Исполнительного комитета муниципального образования города Казани - не явился, извещен,
от Местной православной религиозной организации приход церкви Тихвинской иконы Божией Матери ж.к. "Вознесенское" г. Казани Республики Татарстан Казанской Епархии Русской Православной церкви - Хузин А.А. дов. от 01.04.2016,
от МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" - не явился, извещен,
от Муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.02.2017 по делу N А65-24551/2016 (судья Хасанов А.Р.)
по заявлению Местной православной религиозной организации приход церкви Тихвинской иконы Божией Матери ж.к. "Вознесенское" г. Казани Республики Татарстан Казанской Епархии Русской Православной церкви (московский Патриархат),
к Муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани",
с участием третьих лиц:
Исполнительного комитета муниципального образования города Казани,
Муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани",
о признании незаконным решения и об обязании устранить допущенные нарушения,
установил:
Местная православная религиозная организация приход церкви Тихвинской иконы Божией Матери ж.к. "Вознесенское" г. Казани Республики Татарстан Казанской Епархии Русской Православной церкви (московский Патриархат) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" о признании незаконным решения Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" N 10286/КЗИО от 12.07.2016, об обязании Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" предоставить Местной православной религиозной организации приходу церкви Тихвинской иконы Божией Матери ж.к. "Вознесенское" г. Казани Республики Татарстан Казанской Епархии Русской Православной церкви (Московский Патриархат) в безвозмездное пользование земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: церковь, площадь 4 437 кв. м, адрес (описание местоположения): местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: РТ, г. Казань, Советский район, нпгт Вознесенское, ул. Центральная, кадастровый номер 16:50:270249:10.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.02.2017 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.02.2017 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступил отзыв Местной православной религиозной организации приход церкви Тихвинской иконы Божией Матери ж.к. "Вознесенское" г. Казани Республики Татарстан Казанской Епархии Русской Православной церкви (московский Патриархат) на апелляционную жалобу, в котором оно просит апелляционный суд оставить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.02.2017 без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Местной православной религиозной организации приход церкви Тихвинской иконы Божией Матери ж.к. "Вознесенское" г. Казани Республики Татарстан Казанской Епархии Русской Православной церкви, считая решение суда верным, просил в удовлетворении жалобы отказать и оставить решение суда без изменения.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Представители в судебное заседание не явились.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании государственного акта N РТ-16-12-002939 заявителю был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: церковь, площадь 4437 кв. м, адрес (описание местоположения): местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: РТ, г. Казань, Советский район, нпгт Вознесенское, ул. Центральная, кадастровый номер 16:50:270249:10.
28 апреля 2016 года заявитель обратился к ответчику с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право безвозмездного пользования земельным участком на основании в соответствии с п. 2 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Письмом от 23.05.2016 ответчик отказал заявителю в переоформлении прав на земельный участок, сославшись на то, что земельный участок частично расположен в границах красных линий и дальнейшее предоставление земельного участка возможно с предварительным согласованием предоставления земельного участка, для чего заявителю было рекомендовано представить схему расположения земельного участка, подготовленной в соответствии с требованиями, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 N 762, а также правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 16:50:270249:10.
02.06.2016 заявитель обратился с заявлением к третьему лицу-2 с заявлением об изготовлении схемы расположения земельного участка.
Письмом от 01.07.2016 третье лицо-2 указало, что в соответствии с п. 13 ст. 39.15 ЗК РФ утверждение схемы расположения земельного участка не требуется, по вопросу дальнейшего оформления земельного участка заявителю было рекомендовано обратиться в КЗИО.
07.07.2016 заявитель дополнительно к ранее поданному заявлению от 28.04.2016 представил ответчику ответ третьего лица-2 от 01.07.2016.
Письмом от 12.07.2016 ответчик по вопросу переоформления права на земельный участок указал на необходимость представления правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, в соответствии со ст. 39.20 ЗК РФ.
Заявитель, считая письмо ответчика незаконным, обратился в суд с настоящим заявлением.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением перечня документов, установленного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере земельных отношений.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Ответчик является муниципальным органом по рассмотрению обращений о предоставлении земельного участка и принятия решений по ним.
Частями 1, 4 ст. 20 Земельного кодекса Республики Татарстан (далее по тексту - ЗК РТ) в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами Республики Татарстан; земельные участки, право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
Управление и распоряжение землями, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления.
В порядке ч. 3 ст. 30 ЗК РТ органы местного самоуправления осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Уполномоченный орган, обладающий правом предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, определяется органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 31 ЗК РТ граждане или юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан или муниципальной собственности, обращаются с заявлением в уполномоченный орган, обладающий правом предоставления земельных участков в соответствии со статьями 30, 48 Кодекса.
Порядок и правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам определяются Земельным кодексом Российской Федерации.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Причем, как указано в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", выбор права принадлежит заявителю.
В силу ст. 31.10 ЗК РФ Договор безвозмездного пользования земельным участком заключается гражданином и юридическим лицом с уполномоченным органом, а в случае, предусмотренном подпунктом 2 пункта 2 настоящей статьи, с организацией, которой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование религиозным организациям для размещения зданий, сооружений религиозного или благотворительного назначения на срок до десяти лет.
В обоснование своих доводов заявитель указал, что в силу ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами, установленными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, религиозная организация, имеющая намерение переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право безвозмездного пользования, не обязательно должна являться собственником зданий, сооружений, расположенных на данном земельном участке.
Представленные в материалы дела доказательства оцениваются судом в их совокупности по правилам статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно посчитал доказанным факт бездействия в предоставлении земельного участка.
Следовательно, заявитель направил обращения в адрес ответчика, а ответчик на основании полученных обращений не представил доказательства принятия решения по заявлению о предоставлении земельного участка (переоформлении).
Более того, из текста письма не усматривается, что ответчик принял соответствующее решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении. Указание в письме о том, что для дальнейшего рассмотрения данного вопроса ответчик просит предоставить в комитет правоустанавливающие документы на объекты недвижимости не может означать надлежащее соблюдение ответчиком вышеуказанных норм действующего законодательства.
Судебные акты арбитражных судов в силу норм статьи 2 АПК РФ о задачах судопроизводства не могут подменять собой решения органов государственной власти, местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений.
В случае последующего несогласия с совершенными органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом действиями во исполнение решения суда заявитель вправе обжаловать эти действия.
Рассмотрение заявлений как собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков, так и правообладателей по иным основаниям для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным, на что указано в Постановлении Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах связанных с применением земельного законодательства".
Поскольку обращение заявителя ответчиком по существу в соответствии с вышеуказанными нормами не рассмотрено, а отказ не вынесен, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что основанием для приостановления осуществления муниципальной услуги спорный случай являться не может, действия ответчика ущемляют право заявителя, нарушают права и законные интересы заявителя.
Кроме того, в порядке надлежащего рассмотрения заявления подлежат разрешению все сопутствующие вопросы, в том числе и вопросы в части отнесения земельного участка к красным линиям, необходимости утверждения схемы расположения земельного участка (письмо от 23.05.2016). Данное обстоятельство ответчиком также не рассмотрено.
Вынесение промежуточных решений действующим законодательством в данном случае не предусмотрено.
С учетом изложенного, требования заявителя были обоснованно судом первой инстанции удовлетворены.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.02.2017 по делу N А65-24551/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.04.2017 N 11АП-3642/2017 ПО ДЕЛУ N А65-24551/2016
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 апреля 2017 г. по делу N А65-24551/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 25 апреля 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Филипповой Е.Г., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Обуховой А.С.,
с участием:
от Исполнительного комитета муниципального образования города Казани - не явился, извещен,
от Местной православной религиозной организации приход церкви Тихвинской иконы Божией Матери ж.к. "Вознесенское" г. Казани Республики Татарстан Казанской Епархии Русской Православной церкви - Хузин А.А. дов. от 01.04.2016,
от МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" - не явился, извещен,
от Муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.02.2017 по делу N А65-24551/2016 (судья Хасанов А.Р.)
по заявлению Местной православной религиозной организации приход церкви Тихвинской иконы Божией Матери ж.к. "Вознесенское" г. Казани Республики Татарстан Казанской Епархии Русской Православной церкви (московский Патриархат),
к Муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани",
с участием третьих лиц:
Исполнительного комитета муниципального образования города Казани,
Муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани",
о признании незаконным решения и об обязании устранить допущенные нарушения,
установил:
Местная православная религиозная организация приход церкви Тихвинской иконы Божией Матери ж.к. "Вознесенское" г. Казани Республики Татарстан Казанской Епархии Русской Православной церкви (московский Патриархат) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" о признании незаконным решения Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" N 10286/КЗИО от 12.07.2016, об обязании Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" предоставить Местной православной религиозной организации приходу церкви Тихвинской иконы Божией Матери ж.к. "Вознесенское" г. Казани Республики Татарстан Казанской Епархии Русской Православной церкви (Московский Патриархат) в безвозмездное пользование земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: церковь, площадь 4 437 кв. м, адрес (описание местоположения): местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: РТ, г. Казань, Советский район, нпгт Вознесенское, ул. Центральная, кадастровый номер 16:50:270249:10.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.02.2017 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.02.2017 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступил отзыв Местной православной религиозной организации приход церкви Тихвинской иконы Божией Матери ж.к. "Вознесенское" г. Казани Республики Татарстан Казанской Епархии Русской Православной церкви (московский Патриархат) на апелляционную жалобу, в котором оно просит апелляционный суд оставить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.02.2017 без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Местной православной религиозной организации приход церкви Тихвинской иконы Божией Матери ж.к. "Вознесенское" г. Казани Республики Татарстан Казанской Епархии Русской Православной церкви, считая решение суда верным, просил в удовлетворении жалобы отказать и оставить решение суда без изменения.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Представители в судебное заседание не явились.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании государственного акта N РТ-16-12-002939 заявителю был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: церковь, площадь 4437 кв. м, адрес (описание местоположения): местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: РТ, г. Казань, Советский район, нпгт Вознесенское, ул. Центральная, кадастровый номер 16:50:270249:10.
28 апреля 2016 года заявитель обратился к ответчику с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право безвозмездного пользования земельным участком на основании в соответствии с п. 2 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Письмом от 23.05.2016 ответчик отказал заявителю в переоформлении прав на земельный участок, сославшись на то, что земельный участок частично расположен в границах красных линий и дальнейшее предоставление земельного участка возможно с предварительным согласованием предоставления земельного участка, для чего заявителю было рекомендовано представить схему расположения земельного участка, подготовленной в соответствии с требованиями, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 N 762, а также правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 16:50:270249:10.
02.06.2016 заявитель обратился с заявлением к третьему лицу-2 с заявлением об изготовлении схемы расположения земельного участка.
Письмом от 01.07.2016 третье лицо-2 указало, что в соответствии с п. 13 ст. 39.15 ЗК РФ утверждение схемы расположения земельного участка не требуется, по вопросу дальнейшего оформления земельного участка заявителю было рекомендовано обратиться в КЗИО.
07.07.2016 заявитель дополнительно к ранее поданному заявлению от 28.04.2016 представил ответчику ответ третьего лица-2 от 01.07.2016.
Письмом от 12.07.2016 ответчик по вопросу переоформления права на земельный участок указал на необходимость представления правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, в соответствии со ст. 39.20 ЗК РФ.
Заявитель, считая письмо ответчика незаконным, обратился в суд с настоящим заявлением.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением перечня документов, установленного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере земельных отношений.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Ответчик является муниципальным органом по рассмотрению обращений о предоставлении земельного участка и принятия решений по ним.
Частями 1, 4 ст. 20 Земельного кодекса Республики Татарстан (далее по тексту - ЗК РТ) в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами Республики Татарстан; земельные участки, право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
Управление и распоряжение землями, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления.
В порядке ч. 3 ст. 30 ЗК РТ органы местного самоуправления осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Уполномоченный орган, обладающий правом предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, определяется органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 31 ЗК РТ граждане или юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан или муниципальной собственности, обращаются с заявлением в уполномоченный орган, обладающий правом предоставления земельных участков в соответствии со статьями 30, 48 Кодекса.
Порядок и правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам определяются Земельным кодексом Российской Федерации.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Причем, как указано в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", выбор права принадлежит заявителю.
В силу ст. 31.10 ЗК РФ Договор безвозмездного пользования земельным участком заключается гражданином и юридическим лицом с уполномоченным органом, а в случае, предусмотренном подпунктом 2 пункта 2 настоящей статьи, с организацией, которой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование религиозным организациям для размещения зданий, сооружений религиозного или благотворительного назначения на срок до десяти лет.
В обоснование своих доводов заявитель указал, что в силу ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами, установленными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, религиозная организация, имеющая намерение переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право безвозмездного пользования, не обязательно должна являться собственником зданий, сооружений, расположенных на данном земельном участке.
Представленные в материалы дела доказательства оцениваются судом в их совокупности по правилам статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно посчитал доказанным факт бездействия в предоставлении земельного участка.
Следовательно, заявитель направил обращения в адрес ответчика, а ответчик на основании полученных обращений не представил доказательства принятия решения по заявлению о предоставлении земельного участка (переоформлении).
Более того, из текста письма не усматривается, что ответчик принял соответствующее решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении. Указание в письме о том, что для дальнейшего рассмотрения данного вопроса ответчик просит предоставить в комитет правоустанавливающие документы на объекты недвижимости не может означать надлежащее соблюдение ответчиком вышеуказанных норм действующего законодательства.
Судебные акты арбитражных судов в силу норм статьи 2 АПК РФ о задачах судопроизводства не могут подменять собой решения органов государственной власти, местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений.
В случае последующего несогласия с совершенными органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом действиями во исполнение решения суда заявитель вправе обжаловать эти действия.
Рассмотрение заявлений как собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков, так и правообладателей по иным основаниям для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным, на что указано в Постановлении Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах связанных с применением земельного законодательства".
Поскольку обращение заявителя ответчиком по существу в соответствии с вышеуказанными нормами не рассмотрено, а отказ не вынесен, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что основанием для приостановления осуществления муниципальной услуги спорный случай являться не может, действия ответчика ущемляют право заявителя, нарушают права и законные интересы заявителя.
Кроме того, в порядке надлежащего рассмотрения заявления подлежат разрешению все сопутствующие вопросы, в том числе и вопросы в части отнесения земельного участка к красным линиям, необходимости утверждения схемы расположения земельного участка (письмо от 23.05.2016). Данное обстоятельство ответчиком также не рассмотрено.
Вынесение промежуточных решений действующим законодательством в данном случае не предусмотрено.
С учетом изложенного, требования заявителя были обоснованно судом первой инстанции удовлетворены.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.02.2017 по делу N А65-24551/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
А.Б.КОРНИЛОВ
Судьи
Е.Г.ФИЛИППОВА
В.Е.КУВШИНОВ
А.Б.КОРНИЛОВ
Судьи
Е.Г.ФИЛИППОВА
В.Е.КУВШИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)