Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.06.2017 N 05АП-2881/2017, 05АП-3101/2017 ПО ДЕЛУ N А51-25790/2016

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июня 2017 г. по делу N А51-25790/2016


Резолютивная часть постановления оглашена 20 июня 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 июня 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей С.В. Гуцалюк, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.А. Елесиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы акционерного общества "Оборонэнерго", Министерства обороны Российской Федерации,
апелляционное производство N 05АП-2881/2017, 05АП-3101/2017
на решение от 06.03.2017
судьи О.А. Жестилевской
по делу N А51-25790/2016 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению администрации города Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ИНН 2540108490, ОГРН 1042504382931)
третьи лица: Министерство обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284), Федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 2723020115, ОГРН 1072723005079), акционерное общество "Оборонэнерго" (ИНН 7704726225, ОГРН 1097746264230)
о признании незаконными решений,
при участии:
- от Министерства обороны Российской Федерации: Макаров Д.Н. по доверенности от 13.01.2017, сроком действия до 08.12.2018;
- от администрации г. Владивостока: Волик А.С. по доверенности от 23.12.2016, сроком действия по 31.12.2017;
- от ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации: Кульченко Р.В. по доверенности от 07.11.2016, сроком действия на 1 год;
- от АО "Оборонэнерго", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю: не явились, извещены;

- установил:

Администрация города Владивостока (далее - заявитель, администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее - управление, Росреестр, государственный регистратор, регистрирующий орган) от 12.09.2016 N 25/001/008/2016-5364 и N 25/001/008/2016-5367, N 25/001/008/2016-5368 об отказе в государственной регистрации права собственности муниципального образования г. Владивосток на земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:764, на здание - водонасосная и на здание - электроподстанция.
В качестве восстановления нарушенного права заявитель просил обязать управление зарегистрировать право муниципальной собственности на следующие объекты недвижимости:
- - земельный участок площадью 518784 кв. м с кадастровым номером 25:28:000000:764, категория земель: земли населенных пунктов, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир мыс Поспелова. Участок находится примерно в 250 м от ориентира по направлению на юго-запад. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, о. Русский, мыс Поспелова;
- - здание - водонасосная, назначение: нежилое здание, 1-этажный, общая площадь 47,6 кв. м, адрес объекта: Приморский край, г. Владивосток, о. Русский, пос. Поспелово, в районе военного городка N 2;
- - здание - электроподстанция, назначение: нежилое здание, 1-этажный, общая площадь 35,2 кв. м, адрес объекта: Приморский край, г. Владивосток, о. Русский, пос. Поспелово, в районе в/г N 2.
Определениями суда от 03.11.2016 и от 01.12.2016 к участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора были привлечены Федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - третье лицо, учреждение, ФГКУ "ДВ ТУИО"), Министерство обороны Российской Федерации (далее - третье лицо, Минобороны России) и акционерное общество "Оборонэнерго" (далее - третье лицо, общество, АО "Оборонэнерго").
Решением Арбитражного суда Приморского края от 06.03.2017 заявленные требования удовлетворены частично, в том числе: решения управления об отказе в государственной регистрации права собственности, оформленные сообщениями от 12.09.2016 N 25/001/008/2016-5364 и N 25/001/008/2016-5367, признаны незаконными и на Росреестр возложена обязанность произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности Владивостокский городской округ на здание - водонасосная и на здание - электроподстанция. В остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных требований, Минобороны России обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда в обжалуемой части отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Настаивает на том, что приказом Министра обороны Российской Федерации N 3843 от 22.12.2012 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования "Владивостокский городской округ" Приморского края" (далее - Приказ N 3843) в муниципальную собственность были переданы: здание - водонасосная общей площадью 58 кв. м, номер по генплану 55 и здание - электроподстанция общей площадью 38 кв. м, номер по генплану 15, расположенные в о. Русский, п. Поспелово, в/г N 2. При этом обозначенные в решении суда объекты недвижимости, по мнению третьего лица, названным Приказом не передавались и по передаточному акту приняты не были. Настаивает на ошибочности вывода арбитражного суда о тождественности объектов недвижимости, отраженных в Приказе N 3843 и в документах, представленных для государственной регистрации права собственности.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 06.03.2017 в части признания незаконным решения Росреестра об отказе в государственной регистрации права собственности, оформленное сообщением от 12.09.2016 N 25/001/008/2016-5367, общество просит его в указанной части отменить и принять по делу новый судебный акт. Указывает, что спорная подстанция была передана ему как имущество, необходимое для осуществления функций единственного исполнителя услуг по обслуживанию электросетевого хозяйства организаций, подведомственных Минобороны России. Отмечает, что в настоящее время общество также наделено корреспондирующими обязанностями и правами, в том числе правом на использование объектов сетевого хозяйства, необходимых для исполнения возложенных на него функций. Поясняет, что в здании электроподстанции на законных основаниях размещено электросетевое оборудование, находящееся в собственности АО "Оборонэнерго", а спорный объект до настоящего времени используется по назначению для обеспечения электроснабжением потребителей. Полагает, что на момент издания Приказа N 3843 спорный объект не был свободен от прав третьих лиц, что подтверждается договором безвозмедного пользования от 15.03.2012 N ПМ-12, заключенным между обществом и 2245 Отделением морской инженерной службы Минобороны России. Кроме того, поддерживает доводы Минобороны России, касающиеся невозможности идентифицировать спорный объект, указанный в Приказе N 3843, с объектом, отраженным в документах, представленных для государственной регистрации права собственности.
В судебном заседании Минобороны России доводы своей апелляционной жалобы и апелляционной жалобы третьего лица поддержало в полном объеме.
Администрация по тексту представленного в материалы дела отзыва с доводами апелляционных жалоб не согласилась, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем решение суда первой инстанции в обжалуемой части отмене или изменению не подлежит.
Представитель ФГКУ "ДВ ТУИО" поддержал апелляционные жалобы Минобороны России и общества, указав, что согласно заключению кадастрового инженера заявленная к регистрации электроподстанция расположена на земельном участке с кадастровым номером 25:28:000000:764, тогда как на основании пункта 28 Приказа N 3843 спорный объект передавался в комплексе объектов военного городка N 2 пос. Поспелово на о. Русский, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 25:28:060105:53. В этой связи полагает, что администрацией было заявлено о государственной регистрации иных объектов, нежели указанных в Приказе N 3843, что свидетельствует о недоказанности заявителем обстоятельств возникновения права собственности на спорные здания.
Росреестр и общество, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб, в судебное заседание не явились, заявлений, ходатайств не представили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрела апелляционные жалобы без их участия.
В силу части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Принимая во внимание, что решение суда обжалуется только в части удовлетворения заявленных требований о признании незаконными решений управления от 12.09.2016 N 25/001/008/2016-5364 и N 25/001/008/2016-5367, возражений по проверке судебного акта только в обжалуемой части от лиц, участвующих в деле, не поступило, суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность решения только в указанной части.
Исследовав материалы дела, судебная коллегия установила следующее.
22 декабря 2012 года Министром обороны РФ был издан Приказ N 3843, в соответствии с которым было решено передать из федеральной собственности в собственность муниципального образования "Владивостокский городской округ" объекты недвижимого имущества, указанные в приложении к настоящему приказу, начальнику ФГКУ "ДВ ТУИО" обеспечить передачу имущества, подписание передаточного акта, направление передаточных актов в Департамент имущественных отношений Минобороны РФ и осуществление мероприятий по прекращению договоров на эксплуатацию имущества.
В приложении к названному приказу были указаны:
1) под пунктом 14 - водонасосная, номер по генплану 55, общей площадью 58 кв. м, расположенная по адресу: Приморский край, Владивостокский район, о. Русский, пос. Поспелово, в/г N 2;
2) под пунктом 22 - электроподстанция, номер по генплану 15, общей площадью 38 кв. м, расположенная по адресу: Приморский край, Владивостокский район, о. Русский, пос. Поспелово, в/г N 2.
Во исполнение этого же приказа между администрацией и третьим лицом был составлен и подписан передаточный акт N 2 от 28.01.2013, в соответствии с приложением N 1 к которому в собственность муниципального образования город Владивосток подлежали передаче:
1) водонасосная - номер по генплану 55, общей площадью 58 кв. м, местоположение: Приморский край, Владивостокский район, о. Русский, пос. Поспелово, в/г N 2 (пункт 3 приложения N 1 передаточного акта);
2) электроподстанция - номер по генплану 15, общей площадью 38 кв. м, местоположение: Приморский край, Владивостокский район, о. Русский, пос. Поспелово, в/г N 2 (пункт 11 приложения N 1 передаточного акта).
В 2016 году в отношении указанных объектов недвижимости заявителем были осуществлены кадастровые работы, и здание - водонасосная поставлено на государственный кадастровый учет 19.07.2016 с присвоением кадастрового номера 25:28:060105:282 и с обозначением площади объекта 47,6 кв. м, а здание - электроподстанция поставлено на государственный кадастровый учет 19.07.2016 с присвоением кадастрового номера 25:28:060105:280 и с обозначением площади объекта 35,2 кв. м.
29.07.2016 администрация обратилась в Росреестр с заявлениями о государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимости: 1) водонасосная, назначение: нежилое здание, площадь 47,6 кв. м, количество этажей: 1; и 2) электроподстанция, назначение: нежилое, площадь 35,2 кв. м, количество этажей: 1, адрес объектов: Приморский край, г. Владивосток, о. Русский, пос. Поспелово, в районе в/г N 2. Одновременно заявитель представил передаточный акт от 28.01.2013 N 2.
Проведя правовую экспертизу документов, государственный регистратор предложил заявителю представить документы, подтверждающие возникновение права собственности муниципального образования на объекты недвижимого имущества, за государственной регистрацией которых обратилась администрация. В этой связи государственная регистрация была приостановлена в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).
По истечении срока приостановления государственной регистрации Росреестр пришел к выводу о том, что сомнения, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации, не устранены, в связи с чем сообщениями от 12.09.2016 N 25/001/008/2016-5364 и N 25/001/008/2016-5367 отказал в государственной регистрации права на основании пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ.
Не согласившись с указанными решениями, посчитав их незаконными и нарушающими права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта в обжалуемой части на основании следующего.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемое решение должно не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 122-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату спорных правоотношений) под государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним понимается юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (пункт 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ).
Перечень оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним предусмотрен пунктом 1 статьи 17 названного Закона и включает акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Порядок безвозмездной передачи военного недвижимого имущества, в том числе земельных участков, из федеральной собственности в муниципальную собственность урегулирован Федеральным законом от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 423-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 2 названного Закона безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков).
При этом границами военных городков являются границы земельных участков, используемых для размещения соответствующих воинских частей (подразделений), соединений, военных образовательных учреждений высшего профессионального образования, иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны (часть 3 статьи 2 Закона N 423-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 3 названного Закона решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций.
В силу части 2 этой же статьи указанное решение должно содержать:
1) наименование субъекта Российской Федерации или муниципального образования, в собственность которых безвозмездно передается военное недвижимое имущество, указанное в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона;
2) указание воинской части (подразделения), соединения, военной образовательной организации высшего образования, иной организации Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны, военное недвижимое имущество в границах военных городков или земельных участков которых передается из федеральной собственности;
3) кадастровые номера земельных участков, указанных в пункте 2 части 1 и части 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, в случае, если проведен государственный кадастровый учет указанных земельных участков, либо в случае, если кадастровые номера не присвоены указанным земельным участкам или не проведен их государственный кадастровый учет, описание их местоположения и (или) расположенного на них военного недвижимого имущества на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо территории поселения, территории городского округа;
4) перечень объектов, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства и которые сохраняются в федеральной собственности, в случае, если в границах военного городка или указанных в пункте 2 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона земельных участков имеются данные объекты;
5) условные номера объектов недвижимости, которые расположены на указанном в пункте 3 настоящей части земельном участке и право собственности Российской Федерации на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при наличии данных объектов.
По правилам части 8 статьи 3 Закона N 423-ФЗ решение уполномоченного органа о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества является основанием для прекращения права собственности Российской Федерации и (или) права хозяйственного ведения, права оперативного управления организаций на соответствующие здания, сооружения, объекты, земельные участки и для возникновения на них права собственности муниципального образования, которому передано такое имущество.
Согласно части 11 статьи 3 названного Закона в случае, если права на передаваемое из федеральной собственности военное недвижимое имущество зарегистрированы в ЕГРП, такие права прекращаются и возникает право собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на это имущество с момента государственной регистрации перехода права в ЕГРП.
Статьей 4 указанного Закона N 423-ФЗ были внесены изменения в Закон N 122-ФЗ, в силу которых пункт 1 статьи 16 данного Закона был дополнен абзацем 7, предусматривающим, что государственная регистрация перехода прав на военное недвижимое имущество осуществляется без заявления правообладателя в десятидневный срок со дня поступления решения о передаче военного недвижимого имущества в соответствии с Законом N 423-ФЗ.
Таким образом, указанными нормами материального права установлена упрощенная (ускоренная) процедура безвозмездной передачи военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность муниципального образования и государственной регистрации перехода права, единственным необходимым документом для которой является решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Как видно из материалов дела и не оспаривается управлением, на момент принятия оспариваемых решений в распоряжении Росреестра имелось соответствующее решение в виде Приказа N 3843, в котором под пунктом 14 было указано здание - водонасосная, номер по генплану 55, общей площадью 58 кв. м, а под пунктом 22 - здание - электроподстанция, номер по генплану 15, общей площадью 38 кв. м, расположенные по адресу: Приморский край, Владивостокский район, о. Русский, пос. Поспелово, в/г N 2.
В этой связи судебная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что у регистрирующего органа в силу прямого указания абзаца 7 пункта 1 статьи 16 Закона N 122-ФЗ отсутствовали основания для отказа в осуществлении государственной регистрации права муниципального образования город Владивосток на спорные объекты недвижимости.
Доводы Минобороны о невозможности идентифицировать объекты недвижимости, указанные в Приказе N 3843 и передаточном акте как здание - водонасосная и здание - электроподстанция, с объектами недвижимости с кадастровыми номерами 25:28:060105:282 и 25:28:060105:280, за государственной регистрацией права на которые обратилась администрация, апелляционная коллегия признает ошибочными.
Анализ имеющегося в материалах дела Приказа N 3843 (л.д. 27-34) показывает, что он содержит сведения о наименовании субъекта, в муниципальную собственность которого передаются спорные объекты недвижимости, о военном городке, в границах которого здание - водонасосная и здание - электроподстанция передаются из федеральной собственности, а также об описании местоположения указанных зданий и их номерах по генплану.
Из данного приказа в совокупности с имеющимися в материалах дела передаточным актом N 2 от 28.01.2013 (л.д. 35-42) следует, что Минобороны России передало, а администрация приняла в собственность муниципального образования город Владивосток здания, расположенные по адресу: Приморский край, Владивостокский район, о. Русский, пос. Поспелово, в/г N 2, в том числе: водонасосная - номер по генплану 55, общей площадью 58 кв. м и электроподстанция - номер по генплану 15, общей площадью 38 кв. м.
Данные документы, как установлено судом апелляционной инстанции, имелись в распоряжении государственного регистратора на момент принятия оспариваемых решений. Соответственно довод заявителя жалобы об отсутствии в распоряжении Росреестра сведений, позволяющих идентифицировать объект, за регистрацией права на который обратилась администрация, является необоснованным.
Ссылки Минобороны России на то, что Приказом N 3843 в муниципальную собственность были переданы здание - водонасосная общей площадью 58 кв. м и здание - электроподстанция общей площадью 38 кв. м, тогда как администрацией было заявлено о регистрации прав на здание - водонасосная общей площадью 47,6 кв. м и здание - электроподстанция общей площадью 35,2 кв. м, судебной коллегией в качестве доказательств отсутствия нормативного обоснования государственной регистрации права в отношении объектов площадью 58 кв. м и 38 кв. м на основании Приказа N 3483 не принимаются.
Как уже было указано выше, из представленных на государственную регистрацию документов усматривается, что здание - водонасосная по документам третьего лица числится за номером по генплану 55, а здание - электроподстанция - за номером 15.
Сравнительный анализ схемы расположения в/г N 2 в пос. Поспелово на о. Русский в г. Владивосток (том 2, л.д. 40) и обзорной схемы территории в районе в/г N 2 (том 2, л.д. 42) показывает, что здание - водонасосная с номером 55 и здание - электроподстанция с номером 15 расположены в южной части спорной территории по направлению на юг от пролива Босфор - Восточный.
С учетом изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для вывода о том, что в соответствии с Приказом N 3843 третье лицо передало в муниципальную собственность иные объекты, нежели заявленные администрацией.
Делая указанный вывод, судебная коллегия отмечает, что в перечне объектов военного городка N 2 имеется только один объект, поименованный как водонасосная, и один объект, поименованный как электроподстанция, а схема спорной территории не содержит графического изображения иных объектов с номерами по генплану 55 и 15.
При этом следует учитывать, что в отношении спорных объектов недвижимости государственный кадастровый учет прежним собственником не проводился, соответствующие документы муниципальному образованию г. Владивосток переданы не были.
В этой связи в целях идентификации объектов, поименованных в Приказе N 3843, и проведения в отношении них кадастровых работ сотрудниками МКУ "Городские земли" совместно с Управлением муниципальной собственности г. Владивостока было проведено обследование данных объектов, включая рекогносцировку на местности, определение местоположения координат характерных точек, определение геометрических параметров и характеристик объектов, что явилось основанием для подготовки технических планов здания водонасосной и здания электроподстанции, заполнения деклараций об объектах недвижимости и осуществления кадастрового учета указанных объектов.
В частности, в декларации об объекте недвижимости от 17.06.2016 указано, что здание - водонасосная площадью 47,6 кв. м построено в 1958 году и расположено на земельном участке с кадастровым номером 25:28:000000:764 по адресу: г. Владивосток, о. Русский, пос. Поспелово, в районе в/г N 2.
По сведениям декларации об объекте недвижимости от 17.06.2016 здание - электроподстанция площадью 35,2 кв. м построено в 1958 году и расположено на земельном участке с кадастровым номером 25:28:000000:764 по адресу: г. Владивосток, о. Русский, пос. Поспелово, в районе в/г N 2.
На основании указанных деклараций сформированы технические планы зданий, расположенных по адресу: Приморский край, г. Владивосток, о. Русский, пос. Поспелово, в районе в/г N 2. В соответствии с разделом "Заключение кадастрового инженера" указанных технических планов объекты недвижимости - водонасосная (номер по генплану 55) и электроподстанция (номер по генплану 15) переданы в собственность муниципального образования по Приказу N 3843.
Сведения, указанные в данных документах, позволяющие идентифицировать спорные объекты недвижимости с объектами, указанными в пунктах 14 и 22 Приказа N 3843, заявителем жалобы и ФГКУ "ДВ ТУИО" мотивированно не опровергнуты.
При таких обстоятельствах расхождение в площади объектов недвижимости, указанных в данном Приказе, и в площади спорных зданий, за государственной регистрацией которых обратилась администрация, обусловлено проведением в установленном законом порядке технических и кадастровых работ.
Указание ФГКУ "ДВ ТУИО" на то, что согласно кадастровому паспорту от 23.11.2016 N 25/00-16-496422 заявленное к государственной регистрации здание - электроподстанция расположено на земельном участке с кадастровым номером 25:28:060105:764, тогда как на основании Приказа N 3843 передавалась электроподстанция в комплексе объектов военного городка N 2 пос. Поспелово, о. Русский, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 25:28:060105:53, отклоняется как противоречащее материалам дела.
Действительно, материалами дела, в том числе кадастровым паспортом земельного участка от 21.09.2016 N 25/00-16-393605 (том 1, л.д. 43-50), кадастровым паспортом здания от 19.07.2016 N 25/00-16-301188 (том 1, л.д. 51-52), кадастровым паспортом здания от 19.07.2016 N 25/00-16-301178 (том 1, л.д. 53-54), письмом УМС г. Владивостока N 28/7-8001 от 19.12.2016 (том 1, л.д. 100-101), техническими заданиями, заключением кадастрового инженера от 26.01.2017 N 19 (том, л.д. 41), подтверждается нахождение спорных объектов недвижимости с кадастровыми номерами 25:28:060105:280 и 25:28:06105:282 в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:764.
Вместе с тем то обстоятельство, что указанные объекты расположены в границах иного земельного участка, нежели отраженного в Приказе N 3843, не имеет существенного значения для разрешения настоящего спора, поскольку с учетом внесения изменений в данный приказ сведения о земельном участке в/г N 2 в принципе были исключены из перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность г. Владивостока.
Что касается доводов апелляционной жалобы общества о том, что здание - электоподстанция принадлежит АО "Оборонэнерго" на праве безвозмездного пользования, в силу чего не может быть передано в собственность муниципального образования г. Владивосток, то апелляционной коллегией установлено следующее.
Из материалов дела следует, что 29.06.2011 издано Распоряжение Правительства Российской Федерации N 1074-р "О передаче на праве безвозмездного пользования на срок действия государственных контрактов ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление", ОАО "Славянка", ОАО "28 Электрическая сеть" Минобороны России". При этом ОАО "28 Электрическая сеть" является правопредшественником общества.
Распоряжением Правительства РФ от 16.05.2012 N 774-р общество определено единственным исполнителем услуг по обслуживанию электросетевого хозяйства подведомственных Минобороны России организаций, согласно которому объекты электросетевого хозяйства были переданы на баланс сетевой организации - АО "Оборонэнерго".
Кроме того, 31.08.2011 Министром обороны РФ был издан приказ N 1521 "О предоставлении недвижимого и движимого имущества в безвозмездное пользование обществу".
В свою очередь на основании Распоряжения N 1074-р от 29.06.2011, а также приказа N 1521 от 31.08.2011 между 2245 Отделением морской инженерной службы Минобороны РФ (ссудодатель) и обществом (ссудополучатель) был заключен договор N ПМ-12 безвозмездного пользования объектами электросетевого хозяйства Министерства обороны Российской Федерации, закрепленными на праве оперативного управления за 2245 ОМИС Минобороны РФ.
По условиям пункта 1.1 названного договора ссудодатель передает, а ссудополучатель принимает в безвозмездное пользование объекты электросетевого хозяйства Минобороны РФ согласно приложению N 1 к договору.
Под пунктом 15 Перечня объектов электросетевого хозяйства, передаваемых в безвозмездное пользование обществу, указано - здание трансформаторной подстанции, местонахождение - Приморский край, г. Владивосток, о. Русский, пос. Поспелово, в/г N 2, общая площадь - 38,0 кв. м.
Между тем, как установлено судебной коллегией, Распоряжение Правительства РФ от 16.05.2012 N 774-р утратило силу в связи с принятием Распоряжения Правительства РФ от 11.06.2015 N 1089-р, согласно которому АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" определено единственным исполнителем осуществляемых Минобороны России в 2015-2016 годах закупок работ и услуг, связанных с поставкой, передачей тепловой энергии и теплоносителя, водоснабжением, транспортировкой и подвозом воды, водоотведением, транспортировкой и очисткой сточных вод, обслуживанием казарменно-жилищного фонда и объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры, включая электросетевое хозяйство для нужд Минобороны России и подведомственных ему государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений.
Более того, пунктом 1 дополнительного соглашения N 4 от 30.01.2015 к договору безвозмездного пользования N ПМ-12 от 15.03.2012 исключено из Приложения N 1 к договору "Перечень объектов электросетевого хозяйства, передаваемых в безвозмездное пользование обществу" имущество согласно Приложению N 1 к настоящему дополнительному соглашению.
Как следует из пункта 15 Перечня объектов электросетевого хозяйства, исключаемых из безвозмездного пользования общества (Приложение N 1 к дополнительному соглашению N 4), в указанном перечне содержатся сведения о здании трансформаторной подстанции, местонахождение - Приморский край, г. Владивосток, о. Русский, пос. Поспелово, в/г N 2, общая площадь - 38,0 кв. м, которая подлежит исключению из объектов электросетевого хозяйства, безвозмездно используемых третьим лицом.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания считать, что администрацией на государственную регистрацию были представлены сведения об объекте недвижимого имущества, обремененного правами третьего лица.
Кроме того, коллегия принимает во внимание пояснения администрации, согласно которым по смыслу пункта 1 статьи 770 Гражданского кодекса Российской Федерации смена публичного собственника в рассматриваемом случае не может нарушать права и законные интересы иных лиц.
Ссылки апелляционной жалобы общества на то, что на момент вынесения обжалуемого решения суда на согласовании в Минобороны России находился проект приказа об исключении объекта недвижимости - здание - электроподстанция из Приказа N 3843, коллегией отклоняются, поскольку они носят предположительный характер.
В данном случае судебная коллегия учитывает, что в материалы дела не представлено доказательства внесения каких-либо изменений в Приказ N 3843, здание - электроподстанция из перечня объектов недвижимого имущества, передаваемого в муниципальную собственность, не исключено. Указанное подтверждается письмом Департамента имущественных отношений Минобороны РФ от 01.08.2016 N 141/23113 (том 2, л.д. 45-46).
С учетом изложенного вывод государственного регистратора об отсутствии документов, необходимых для государственной регистрации права и позволяющих идентифицировать объекты недвижимости, в отношении которых были поданы заявления о государственной регистрации, противоречит установленным по делу обстоятельствам.
В свою очередь совокупность имеющихся у Росреестра документов и сведений об объектах недвижимости с кадастровыми номерами 25:28:060105:280 и 25:28:06105:282 позволяла идентифицировать их с объектами недвижимости, поименованными в Приказе N 3843.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что оспариваемые решения регистрирующего органа не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы администрации, в связи с чем суд первой инспекции обоснованно в порядке части 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленные требования в указанной части, признав данные отказы незаконными, и, обязав управление устранить допущенные нарушения прав заявителя.
Доводы заявителей апелляционных жалоб не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта в обжалуемой части.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта в обжалуемой части, по данному делу не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционных жалоб Минобороны России и общества не имеется.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции не распределяет судебные расходы по апелляционной жалобе Минобороны России.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества государственная пошлина в сумме 1500,00 руб. за подачу апелляционной жалобы на основании статьи 110 АПК РФ относится судебной коллегией на АО "Оборонэнерго", а в оставшейся части подлежит возврату из бюджета как излишне уплаченная в порядке подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 06.03.2017 по делу N А51-25790/2016 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить филиалу "Приморский" акционерного общества "Оборонэнерго" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 914 от 23.03.2017 через филиал Банка ГПБ (АО) в г. Владивостоке. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Н.Н.АНИСИМОВА

Судьи
С.В.ГУЦАЛЮК
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)