Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.08.2017 N 17АП-10020/2017-АК ПО ДЕЛУ N А50-7344/2017

Разделы:
Земли особо охраняемых территорий и их объектов; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 августа 2017 г. N 17АП-10020/2017-АК

Дело N А50-7344/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 августа 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова В.В.,
судей Дюкина В.Ю., Макарова Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Габовой Е.А.,
при участии:
от Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края: Балтикова Г.И., представитель по доверенности, паспорт,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю: Багдасарян М.А., представитель по доверенности, паспорт,
от общества с ограниченной ответственностью "ТрансИнКом": представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края
на решение Арбитражного суда Пермского края от 26 мая 2017 года,
принятое судьей Гилязетдиновой А.Р.,
по делу N А50-7344/2017
по заявлению Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
об оспаривании решения,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "ТрастИнКом" (ОГРН 1025900887594, ИНН 5904069870),

установил:

Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края (далее - Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра по Пермскому краю, Управление Росреестра, заинтересованное лицо) N 174 от 06.03.2017 об отказе в принятии заявления в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Пермском крае и обязании заинтересованное лицо принять и рассмотреть по существу заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:24:3560101:220.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ТрастИнКом" (далее - общество "ТрастИнКом").
Решением Арбитражного суда Пермского края от 26.05.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края обжаловало решение суда первой инстанции в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворить требования Министерства в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель ссылается на то, что кадастровая стоимость земельного участка (21 408 750 руб. по состоянию на 01.01.2014), установленная Постановлением Правительства Пермского края от 27.11.2014 N 1362-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов Пермского края" и новая кадастровая стоимость, установленная в размере рыночной (4 785 000 руб.), значительно отличаются. Указывает, что на основании государственного контракта от 16.09.2016 N СЭД-31-02-1-10-69 между Министерством и государственным унитарным предприятием "Центр технической инвентаризации" (далее - ГУП ЦТИ), ГУП ЦТИ выполнен отчет об оценке N 139.09.2016, согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2014 составляет 19 544 250 руб.; на данный отчет некоммерческим партнерством "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" дано положительное экспертное заключение от 21.09.2016 N ЭП-210916/1-П. По мнению Министерства, отчет об оценке от 08.05.2015 N 38/Н-15, на основании которого была установлена кадастровая стоимость земельного участка в размере рыночной, не соответствует законодательству об оценочной деятельности, требованиям федеральных стандартов оценки, что привело к значительному и необоснованному снижению кадастровой стоимости земельного участка, которая не является достоверной. Заявитель жалобы считает, что отказ в принятии заявления Министерства о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка нарушает права собственника земельного участка - Пермского края на установление достоверной величины кадастровой стоимости земельного участка.
От общества "ТрастИнКом" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором третье лицо не согласилось с доводами жалобы, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указывает, что на основании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пермскому краю N 689 от 14.07.2015 кадастровая стоимость земельного участка составила 4 785 000 руб.; Министерством в установленном порядке данное решение Комиссии не оспаривалось. Считает, что кадастровая стоимость земельного участка в размере рыночной, уже установленная и внесенная в кадастр по результатам рассмотрения спора в Комиссии или суде не может быть оспорена в порядке, предусмотренном Законом об оценочной деятельности.
От Управления Росреестра в материалы дела поступили письменные пояснения, в которых просит решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы жалобы, а представитель Управления Росреестра возражал против ее удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Пермскому краю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 59:24:3560101:220, общей площадью 165 000 кв. м из земель особо охраняемых территорий и объектов, с разрешенным использованием: для использования под базу отдыха, расположенный по адресу: Пермский край, Кунгурский район, вблизи д. Гари Сергинского сельского поселения, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13.11.2007 N 59 БА 0735343 (л.д. 11-12).
Постановлением Правительства Пермского края от 27.11.2014 N 1362-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов Пермского края" (далее - Постановление N 1362-п) кадастровая стоимость указанного земельного участка установлена в размере 21 408 750 руб. по состоянию на 01.01.2014 (л.д. 16-18).
По заявлению арендатора земельного участка - общества "ТрастИнКом" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, на основании отчета об оценке от 08.05.2015 N 38/Н-15, положительного экспертного заключения от 08.06.2015 N 2578/2015 решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пермскому краю (далее - Комиссия) от 14.07.2015 N 689 кадастровая стоимость земельного участка определена в размере 4 785 000 руб. (л.д. 19-20).
Согласно выписке из государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость данного земельного участка по состоянию на 01.01.2014 составляет 4 785 000 руб. (л.д. 13).
В связи с тем, что кадастровая стоимость земельного участка, установленная Постановлением N 1362-п, и кадастровая стоимость, определенная в размере рыночной, значительно отличаются, Министерство на основании заключенного государственного контракта от 16.09.2016 N СЭД-31-02-1-10-69 обратилось к государственному унитарному предприятию "Центр технической инвентаризации", которым рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2014, согласно отчету об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества N 139.09.2016, определена в размере 19 544 250 руб.
На данный отчет некоммерческим партнерством "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" дано положительное экспертное заключение от 21.09.2016 N ЭП-210916/1-П.
28.02.2017 Министерство обратилось в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости от 28.02.2017 N СЭД-И31-02-2-14-31 (л.д. 22-23). Ссылаясь на приложенный к указанному заявлению отчет об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества N 139.09.2016, Министерство просило установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 19 544 250 руб.
06.03.2017 Комиссией отказано в принятии вышеуказанного заявления, о чем Министерству сообщено в уведомлении от 06.03.2017 N 174 (л.д. 24-25).
Не согласившись с отказом ответчика в принятии заявления, полагая, что такой отказ нарушает права собственника земельного участка - Пермского края, Министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд исходил из правомерности оспариваемого отказа.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемого решения лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
В рассматриваемом случае такая совокупность условий для удовлетворения заявленных требований отсутствует.
Вопросы государственной кадастровой оценки, деятельности комиссии регламентированы Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ, Закон об оценочной деятельности).
В силу абзаца первого статьи 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем 1 раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем 1 раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Согласно абзацу первому статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. При этом согласно абзацу четвертому названной нормы права в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, и органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (абзац девятый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
В абзаце одиннадцатом статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ указаны следующие основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости:
- - недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- - установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации N 263 от 04.05.2012 утвержден Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Порядок).
Согласно пункту 1 названного Порядка комиссия создается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Комиссия создана Приказом Росреестра от 21.11.2011 N П/0455/11.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости, установлен абзацем шестнадцатым статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности и пунктом 13 Порядка.
Согласно пункту 14 Порядка при поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и срок подачи заявления, при этом датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считается дата представления его в территориальный орган уполномоченного федерального органа либо день сдачи его в организацию почтовой связи для направления в комиссию по месту нахождения территориального органа уполномоченного федерального органа.
Пунктом 15 указанного Порядка предусмотрено, что если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано без приложения документов, указанных в пункте 13 настоящего Порядка, или с нарушением сроков, или величина кадастровой стоимости объекта недвижимости, результаты определения которой оспариваются, ранее установлена в размере его рыночной стоимости, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь комиссии в течение семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя. Уведомление содержит перечень оснований, по которым заявление не принято к рассмотрению, с приложением самого заявления и приложенных к нему документов (в случае их наличия).
Перечень оснований для отказа в принятии заявления, указанный в Порядке, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
В силу статей 67, 68 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению и с позиций их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи в их совокупности.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, при проверке документов, приложенных к заявлению Министерства о пересмотре кадастровой стоимости от 28.02.2017 N СЭД-И31-02-2-14-31, секретарем комиссии выявлено, что ранее в отношении спорного земельного участка Комиссией уже принималось решение от 14.07.2015 N 689 об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (4 785 000 руб.). Соответствующая информация указана в выписке из государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, приложенной Министерством в числе прочих документов к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости.
Оценивая конкретные обстоятельства дела в их совокупности и взаимной связи, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что действия секретаря комиссии, связанные с отказом в принятии документов на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, соответствуют требованиям Закона об оценочной деятельности и Порядка.
Установив, что отказ комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пермскому краю, выраженный в уведомлении от 06.03.2017 N 174, соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, собственника земельного участка, суд первый инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
При рассмотрении дела судом установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в решении, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению в силу их несостоятельности.
Доводы заявителя жалобы сводятся по существу к несогласию с оценкой судом первой инстанции обстоятельств дела, что само по себе не является основанием для отмены либо изменения судебного акта.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение суда от 26.05.2017 является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 26 мая 2017 года по делу N А50-7344/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
В.В.СЕМЕНОВ

Судьи
В.Ю.ДЮКИН
Т.В.МАКАРОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)