Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.05.2017 N 10АП-5056/2017 ПО ДЕЛУ N А41-81960/16

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 мая 2017 г. по делу N А41-81960/16


Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания Дорохиным Д.С.,
при участии в заседании:
- от заявителя, Территориального управления Росимущества в Московской области: Гуляева К.О. по доверенности от 11.10.16 N 616-Д;
- от заинтересованного лица, Управления Росреестра по Московской области: Начкебия А.О. по доверенности от 15.11.16 N 531-Д;
- от 3-их лиц, ОАО "Газпром": Казакова Н.П. по доверенности от 05.12.15 N 857;
- Администрация Шаховского муниципального района МО: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 20 февраля 2017 г. по делу N А41-81960/16, принятое судьей Петропаловской Ю.С.,
по иску Территориального управления Росимущества в Московской области
к Управлению Росреестра по Московской области
о признании незаконными действий,
третьи лица ОАО "Газпром", Администрация Шаховского муниципального района МО,

установил:

Территориальное управление Росимущества в Московской области (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права федеральной собственности Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Московской области от 02.11.2016 N 50-50/001-50/001/002/2016-346 на земельный участок с кадастровым номером 50:06:0040310:29, площадью 9 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Шаховский район, пгт. Шаховская, а также об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Московской области произвести регистрацию права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:06:0040310:29, площадью 9 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Шаховский район, пгт. Шаховская.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 февраля 2017 года по делу N А41-81960/16 признан незаконным отказ в государственной регистрации права федеральной собственности Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Московской области от 02.11.2016 N 50-50/001-50/001/002/2016-346 на земельный участок с кадастровым номером 50:06:0040310:29, площадью 9 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Шаховский район, пгт. Шаховская.
Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Московской области произвести регистрацию права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:06:0040310:29, площадью 9 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Шаховский район, пгт. Шаховская
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Росреестра по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Представитель ответчика возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие третьего лица - Администрации Шаховского муниципального района МО, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно заявлению, в собственности ОАО "Газпром" находятся объекты, принадлежащие субъекту газоснабжения и использующиеся им для эксплуатации объектов единой системы газоснабжения, которые входят в перечень имущества, относящегося к магистральным газопроводам, газопроводам-отводам, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической связью, определяющимися нормативными актами: постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 504 "О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов", Приказом Минпромэнерго РФ от 01.08.2007 N 295 "О перечнях видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации- должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно- энергетического комплекса".
Данные объекты расположены на земельном участке с кадастровым номером 50:06:0040310:29, площадью 9 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Шаховский район, пгт. Шаховская.
Учитывая отнесение земельных участков к собственности Российской Федерации в силу закона, заявитель обратился в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о государственной регистрации права на земельный участок с приложением следующих документов: доверенности, свидетельства о государственной регистрации права от 28.09.2010, постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 504, решение суда от 30.01.2014, от 19.05.2014, приказ от 01.08.2007 N 295, кадастровый план земельного участка от 05.12.2005, письмо от 21.09.2016 N 42-01/1603. По результатам рассмотрения представленных документов Управлением Росреестра 02.11.2016 г. в государственной регистрации права отказано.
Из сообщений об отказе в государственной регистрации от 02.11.2016 N 50-50/001-50/001/002/2016-346 следует, что причиной, послужившей основанием для отказа в регистрации права на земельные участки, является то, что данные земли не относятся в силу закона к землям федеральной собственности, а документы, подтверждающие возникновение данного права у Российской Федерации, не представлены.
При таких обстоятельствах заявитель обратился с настоящими требованиями в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции с учетом положений ст. ст. 4, 198, 200, 201 АПК РФ правомерно исходил из нижеследующего.
В силу пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Пунктом 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе: земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами, в том числе к следующим территориальным зонам: 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 7) специального назначения; 9) иным территориальным зонам. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Федеральным законом от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении в Российской Федерации) установлены правовые основы газоснабжения в Российской Федерации. В соответствии со статьей 2 Закона о газоснабжении в Российской Федерации газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа; система газоснабжения - имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа.
Согласно статье 5 названного закона федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации.
Для входящих в федеральную систему газоснабжения организаций -собственников Единой системы газоснабжения, организаций - собственников региональных систем газоснабжения, организаций - собственников газораспределительных систем и независимых организаций независимо от форм их собственности и организационно-правовых форм действуют единые правовые основы формирования рынка и ценовой политики, единые требования энергетической, промышленной и экологической безопасности, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 6 Закона о газоснабжении в Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).
Согласно части 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью. Таким образом, в силу прямого указания закона земли, занятые объектами газоснабжения, входящие в единую систему газоснабжения Российской Федерации, являются собственностью Российской Федерации.
Заявителя апелляционной жалобы ссылается на то, что в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о нахождении на спорных участках объектов недвижимого имущества.
При этом, согласно кадастрового плана - земельный участок с кадастровым номером 50:06:040310:0029 сформирован в целях размещения в его границах объекта транспорта - под УКЗ N 103 ГО ГРС Шаховская.
Следовательно, как правомерно указал суд первой инстанции, учитывая, что на спорном земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие субъекту обеспечения газоснабжения и используемые им для эксплуатации объектов единой системы газоснабжения, земельный участок с кадастровым номером 50:06:04:0310:0029 в силу прямого указания закона является федеральной собственностью.
При данных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что Управление Росреестра по Московской области не имело достаточных правовых оснований для отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
Основываясь на изложенном, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления.
При этом, доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 20.02.2017 года по делу N А41-81960/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья
Н.В.МАРЧЕНКОВА

Судьи
П.А.ИЕВЛЕВ
Н.В.ДИАКОВСКАЯ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)