Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2017 N 10АП-14125/2017 по делу N А41-1871/17 исправлена опечатка - состав суда надлежит читать: "Председательствующий Диаковская Н.В., судьи Марченкова Н.В., Шевченко Е.Е.".
председательствующего Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Старчиковым А.В.,
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "ВПК-экспресс": Стамблер М.Б. по доверенности от 23 февраля 2017 года;
- от администрации Пушкинского муниципального района Московской области: Благий Л.Н. по доверенности от 27 декабря 2016 года;
- от комитета по управлению имуществом администрации Пушкинского муниципального района Московской области: Благий Л.Н. по доверенности от 19 апреля 2017 года,
- от Министерства имущественных отношений Московской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
- от Леванова Николая Семеновича: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
- от Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Пушкинского муниципального района Московской области и комитета по управлению имуществом администрации Пушкинского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 7 августа 2017 года по делу N А41-1871/17, принятое судьей Семеновой А.Б.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВПК-экспресс"
к администрации Пушкинского муниципального района Московской области
о признании бездействия незаконным и обязании устранить допущенные нарушения,
третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области, комитет по управлению имуществом администрации Пушкинского муниципального района Московской области, Леванов Николай Семенович, Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ВПК-экспресс" (заявитель, ООО "ВПК-экспресс") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом принятых судом уточнений, в том числе устных в судебном заседании от 31 июля 2017 года - т. 2 л.д. 135 - 137, т. 3 л.д. 28), в котором просило суд о нижеследующем:
- - признать незаконным бездействие администрации Пушкинского муниципального района Московской области (далее - заинтересованное лицо, администрация Пушкинского района), выраженное в неутверждении схем расположения, необеспечении кадастрового учета и непринятии решения о предоставлении ООО "ВПК-экспресс" земельных участков по адресу: Московская область, Пушкинский район, с. Тарасовка, в районе ул. Центральная, площадью 1 200 кв. м и 811 кв. м для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов;
- - обязать администрацию Пушкинского района в течение 14 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу, совершить необходимые действия по утверждению схем расположения вышеназванных земельных участков, совершить действия по постановке указанных земельных участков на государственный кадастровый учет и принять решение о предоставлении ООО "ВПК-Экспресс" указанных земельных участков в аренду на период строительства на три года без проведения торгов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Московской области, комитет по управлению имуществом администрации Пушкинского муниципального района Московской области, Леванов Николай Семенович, Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области (т. 1 л.д. 1, т. 2 л.д. 25, 80).
Решением Арбитражного суда Московской области от 07 августа 2017 года по делу N А41-1871/17 заявление удовлетворено (т. 3 л.д. 30 - 34).
Не согласившись с данным судебным актом, администрация Пушкинского района и комитет по управлению имуществом администрации Пушкинского района обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, неполно выяснены обстоятельства имеющие значение для дела, а выводы, изложенные в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей Леванова Н.С., Министерства имущественных отношений Московской области и Главного управления архитектуры и градостроительства, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель администрации Пушкинского района и комитета по управлению имуществом администрации Пушкинского района поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Представитель ООО "ВПК-экспресс" возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ООО "ВПК-Экспресс" является собственником земельного участка площадью 515 кв. м по адресу Московская область, Пушкинский район, с. Тарасовка, в районе ул. Центральная, с кадастровым номером 50:13:0080424:217, с разрешенным использованием "для обслуживания автотранспорта: размещения автозаправочной станции".
26 января 2015 года общество обратилось в администрацию Пушкинского района с заявлениями (исх. N 01 и N 02, вх. N 406/23-7 и N 407/23-7):
- - об утверждении акта выбора с предварительным согласованием размещения объектов на земельном участке площадью 1 200 кв. м с местоположением по адресу Московская область, Пушкинский район, с. Тарасовка, в районе ул. Центральная, с учетом позиции земельной комиссии при администрации Пушкинского района (протокол от 21 марта 2014 года N 5 и протокол от 10 июля 2014 года N 11) категория земель "земли населенных пунктов" вид разрешенного использования "Услуги автотранспорта" строительство и эксплуатация постоянных автозаправочных станций, магазинов сопутствующей торговли, зданий общественного питания в качестве придорожного сервиса, автомобильных моек, в целях предоставления на праве аренды для строительства и эксплуатации объектов придорожного сервиса (т. 1 л.д. 20);
- - об утверждении акта выбора с предварительным согласованием размещения объектов на вышеназванном земельном участке с учетом позиции земельной комиссии при администрации Пушкинского района (протокол от 21 марта 2014 года N 5 и протокол от 10 июля 2014 года N 11) категория земель "земли населенных пунктов" вид разрешенного использования "Услуги автотранспорта" строительство и эксплуатация постоянных автозаправочных станций, магазинов сопутствующей торговли, зданий общественного питания в качестве придорожного сервиса, автомобильных моек, в целях предоставления на праве аренды для строительства и эксплуатации объектов придорожного сервиса (т. 1 л.д. 26).
Как следует из заявлений, размещение земельных участков подготовлено с учетом рабочей документации по объекту "Устройство съездов к АЗС на транспортной развязке ПК 299 автомобильной дороги М-8 "Холмогоры" от Москвы через Ярославль, Вологду до Архангельска на участке МКАД - Пушкино км 16 - км 27 в Московской области.
К заявлениям приложены план-схема (выдержка из проекта транспортной развязки) расположения границ земельного участка; схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории; план-схема из рабочей документации по объекту "Устройство съездов к АЗС на транспортной развязке ПК 299 автомобильной дороги М-8 "Холмогоры" от Москвы через Ярославль, Вологду до Архангельска на участке МКАД - Пушкино км 16 - км 27 в Московской области; технические условия на подключение к электрическим мощностям.
В ответ на указанные обращения в адрес заявителя было направлено письмо от 19 февраля 2015 года N 406/23-7, 407/23-7, которым заявитель был извещен об отказе в рассмотрении вопросов о предварительном согласовании мест размещения объектов строительства и утверждении актов выбора испрашиваемых заявителем земельных участков отказано. Согласно данному письму, на заседании земельной комиссии от 10 июля 2014 года (протокол N 11) принято решение о формировании земельного участка ориентировочной площадью 1 000 - 1 200 кв. м под объект придорожного сервиса (автомойка, автосервис, магазин и кафе) по адресу Московская область, Пушкинский район, с. Тарасовка, в районе ул. Центральная, для последующего проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды в установленном порядке (т. 1 л.д. 29).
Отказ администрации в утверждении актов выбора и предварительном согласовании мест расположения земельных участков был обжалован обществом в арбитражный суд (дело N А41-21123/15).
Решением Арбитражного суда Московской области от 13 октября 2015 года по делу N А41-21123/15, оставленным без изменения постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций, требования ООО "ВПК-Экспресс" удовлетворены.
Отказ администрации Пушкинского района в предоставлении земельных участков в аренды с предварительным согласованием места размещения объекта, оформленный письмом от 19 февраля 2015 года N 406/23-7, 407/23-7 признан незаконным.
Администрация Пушкинского района обязана совершить действия по предварительному согласованию места размещения объекта и выбору земельных участков, в порядке, предусмотренном статьями 30, 31 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года), на основании заявлений общества с ограниченной ответственностью "ВПК-Экспресс" от 26 января 2015 года N 01 (вх. N 406/23-7) и от 26 января 2015 года N 02 (вх. N 407/23-7).
Исполняя решение суда, администрация приняла постановление от 27 июля 2016 года N 2186 "Об утверждении акта выбора и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1 200 кв. м для размещения объектов придорожного сервиса, местоположение Московская область, Пушкинский район, с. Тарасовка, в районе ул. Центральная" (т. 1 л.д. 111).
В дальнейшем, в своих письмах от 27 сентября 2016 года, от 28 октября 2016 года и от 09 ноября 2016 года в Минимущество Московской области и ООО "ВПК-Экспресс" (т. 1 л.д. 43 - 35) администрация Пушкинского района указала, что ею принимаются меры по исполнению решения по делу N А41-21123/15, в частности, вынесено вышеназванное постановление в отношении одного испрашиваемого участка площадью 1 200 кв. м по заявлению N 407/23-7. Между тем, отсутствуют сведения о местоположении границ данного участка, что не позволяет определить его в качестве индивидуально-определенной вещи и поставить его на кадастровый учет. Исполнение решения суда в части другого участка (по заявлению от 27 января 2015 года N 406/23-7) администрация считает невозможным в связи с отсутствии акта выбора земельного участка.
Кроме того, 05 сентября 2016 года администрация Пушкинского района направила судебному приставу-исполнителю заявление об окончании исполнительного производства, возбужденное на основании исполнительного документа по решению по делу N А41-21123/15, в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе (т. 1 л.д. 39).
27 сентября 2016 года ООО "ВПК-Экспресс" направило в администрацию Пушкинского района заявление, в котором указало на уклонение администрации от исполнения решения суда по делу N А41-21123/15, поскольку в отношении одного участка (площадью около 1 200 кв. м) постановление не принято; в отношении второго участка (площадью 811 кв. м) постановление принято, однако участок на кадастровый учет не поставлен, в аренду не предоставлен, поскольку приложенные к постановлению схемы и акт выбора являются устаревшими и не содержат отметок об отнесении их к данному постановлению (т. 1 л.д. 46 - 49).
Также общество просило администрацию:
- - уполномочить ООО "ВПК-Экспресс" провести работы по межеванию границ, по формированию земельных участков с указанием геодезических данных и координат испрашиваемых участков на 1 200 и 811 кв. м (подготовить схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории) и подготовить акт выбора на участок 811 кв. м в редакции до марта 2015 года;
- - надлежащим образом оформить приложения к постановлению от 27 июля 2016 года N 2186 на участок 1200 кв. м, приложить к нему утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории со всеми данными кадастра, с указанием координат и длин сторон;
- - утвердить акт выбора и схему расположения на кадастровом плане территории на участок площадью 811 кв. м, принять постановление по утверждению схемы и акта выбора для постановки участка на кадастровый учет;
- - завершить процедуру по статьям 30 - 31 Земельного кодекса РФ по оформлению договоров аренды для строительства на испрашиваемые земельные участки.
В связи с тем, что до настоящего времени соответствующих действий администрацией не совершено, обоснованных отказов не принято, ООО "ВПК-Экспресс" обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) уполномоченных органов, если полагают, что оспариваемые действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку обращения общества в Администрацию состоялись в январе 2015 года, то к спорным правоотношениям подлежат применению нормы земельного законодательства (Земельного кодекса РФ), действовавшие до 01 марта 2015 года.
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в редакции до 01 марта 2015 года, установлен порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта предусматривался частью 4 статьи 30 ЗК РФ.
В силу части 5 предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
В соответствии с частью 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Согласно части 3 статьи 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В части 5 статьи 31 ЗК РФ указано, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (часть 6 статьи 31 ЗК РФ).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (часть 8 статьи 31 ЗК РФ).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
Решением суда первой инстанции от 13 октября 2015 года, постановлением апелляционной инстанции от 15 декабря 2015 года и постановлением кассационной инстанции от 10 марта 2016 года по делу N А41-21123/15 установлено, что формирование спорных земельных участков осуществляется по процедуре "с предварительным согласованием места размещения объектов".
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты по делу N А41-21123/15 имеют преюдициальную силу для настоящего дела.
Решением суда первой инстанции от 13 октября 2015 года по делу N А41-21123/15 признан незаконным отказ администрации Пушкинского района в предоставлении земельных участков в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта и администрация обязана совершить действия по предварительному согласованию места размещения объекта и выбору земельных участков в порядке, предусмотренном статьями 30, 31 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года, на основании заявлений ООО "ВПК-Экспресс" от 26 января 2015 года N 01 и 02 (вх. N 406/23-7 и 407/23-7).
В соответствии с частью 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Как правильно указал суд первой инстанции, для решения вопроса о возможности предоставления спорных земельных участков в аренду заявителю необходимо установить факт наличия условий, предусмотренных статьями 30, 31 ЗК РФ.
Часть 1 статьи 31 ЗК РФ - подача заявления с указанием на процедуру "с предварительным согласованием места размещения объекта". Соблюдение данного условия установлено в рамках дела N А41-21123/15. Заявления содержатся в настоящем деле.
Части 2, 5 статьи 31 ЗК РФ - обеспечение выбора земельного участка, часть 3 статьи 31 ЗК РФ - информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков в аренду, часть 6 статьи 31 ЗК РФ - принятие решения о предварительном согласовании места размещения объектов и утверждении акта выбора земельных участков.
В материалы дела представлен акт выбора земельного участка площадью 1 200 кв. м (т. 1 л.д. 25), схема расположения указанного участка на кадастровой карте территории (т. 1 л.д. 23) и постановление администрации Пушкинского района от 27 июля 2016 года N 2186 об утверждении акта выбора и схемы расположения земельного участка площадью 1 200 кв. метров (т. 1 л.д. 111).
Также представлен план земельного участка площадью около 1 200 кв. м (т. 1 л.д. 28).
Проведено информирование населения о формировании земельных участков площадью 1 200 кв. м и 811 кв. м, о выборе и возможном предоставлении их в аренду.
Информация опубликована в межмуниципальной газете "Маяк" от 27 января 2017 года (т. 2 л.д. 91 - 92).
Таким образом, администрацией частично исполнено решение по делу N А41-21123/15, а именно, опубликована информация о возможном предоставлении в аренду спорных земельных участков и утвержден акт выбора одного из них (площадью 1 200 кв. м).
Вместе с тем, процедура по формированию земельных участков "с предварительным согласованием места размещения объектов" включает в себя: составление акта выбора земельного участка, принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, при отсутствии иных претендентов на испрашиваемые участки, кроме заявителя; постановка земельных участков на кадастровый учет.
Указанных действий администрацией в полном объеме не выполнено.
Доказательств наличия иных претендентов на испрашиваемые земельные участки администрация в суд не представила.
Обоснованных отказов в утверждении схем расположения земельных участков, в предварительном согласовании места размещения объектов, в предоставлении земельных участков в аренду по заявлениям ООО "ВПК-Экспресс" в порядке, предусмотренном частью 7 статьи 31 ЗК РФ, администрацией не вынесено.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что администрация Пушкинского района не исполнила решение по делу N А41-21123/15 о выполнении действий в отношении испрашиваемых заявителем земельных участков по процедуре "с предварительным согласованием места размещения объектов", а именно, не утвердила схемы расположения земельных участков, предварительно не согласовала место расположения земельных участков в целях осуществления их кадастрового учета, в целях последующего предоставления земельных участков заявителю в аренду.
Судом первой инстанции установлено, что у администрации отсутствуют какие-либо обоснованные возражения и обстоятельства, касающиеся невозможности формирования спорных земельных участков по основаниям, предусмотренным частью 5 статьи 30, статьями 31, 32 ЗК РФ. Доказательств обратного администрацией не представлено.
В материалах дела также отсутствуют доказательств того, что спорные земельные участки изъяты из гражданского оборота (часть 4 статьи 27 ЗК РФ).
Суд первой инстанции также обоснованно принял во внимание следующее.
Согласно материалам дела и пояснениям заявителя, ООО "ВПК-Экспресс" принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 50:13:0080424:217 площадью 515 кв. м с видом разрешенного использования "для обслуживания автотранспорта: размещение автозаправочных станций", местоположение Пушкинский район с. Тарасовка в районе ул. Центральная, на котором находятся следующие объекты недвижимости: здание вспомогательного назначения (операторская) площадью 18,1 кв. м, одноэтажное, емкости хранения топлива площадью 31,4 кв. м, заправочные колонки площадью 113,7 кв. м.
Вышеназванные объекты недвижимости находятся в собственности общества (т. 1 л.д. 40 - 42).
На земельном участке с кадастровым номером 50:13:0080424:217 указанные здание и сооружения АЗС оформлены под обрез границ участка, в то время как АЗС является имущественным комплексом, "сложной вещью", с расположенными на ней обязательными неотъемлемыми элементами ее составляющей - подъездные пути и выезд с АЗС, очистные сооружения, туалет для персонала и клиентов, резервуар для аварийного розлива нефтепродуктов, мачта молнии с растяжками (устанавливается за пределами взрывоопасной зоны резервуарного парка 5 метров), заземляющие проводники в виде замкнутой петли вокруг зданий и сооружений (1-2 метра), столбы освещения территории, площадка под мусорный контейнер, оголовок водосброса, пожарный щит, колодцы для кабельной канализации и трубопроводы, подходы с трех сторон к резервуарному парку, подход с трех сторон и вход в операторскую, подход к топливораздаточным колонкам и пр. С противоположной стороны от резервуарного парка и навеса с колонками по участку проходит газовая труба 250 мм, ближе 7 метров к которой строить запрещено.
Вследствие этого, использовать испрашиваемый земельный участок площадью 1 200 кв. м для строительства возможно только в составе с существующим участком под АЗС, при проведении ее реконструкции.
Судом первой инстанции также установлено, что в отношении испрашиваемого земельного участка площадью 811 кв. м, в силу сложившейся конфигурации транспортной развязки и территории АЗС, данный участок является тупиковым и попасть на него можно только через фронт существующей заправки, мимо операторской и топливораздаточных колонок, что для иного претендента (третьей стороны) не допустимо.
Сформировать самостоятельные участки для строительства вблизи АЗС заявителя запрещено в силу статьи 11.9 ЗК РФ, части 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года N 74, Свода Правил пожарной безопасности СП 156.13130.2014, Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", поскольку они расположены вблизи охранной зоны АЗС.
Указанные доводы заявителя заинтересованным лицом не оспорены, каких-либо заключений или ходатайства о назначении судебной экспертизы не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно принял доводы общества о том, что предоставить спорные земельные участки в аренду возможно только как дополнение к участку под АЗС для строительства единого комплекса дорожного сервиса, именно заявителю - собственнику АЗС.
Доводов, заключений о невозможности строительства комплекса АЗС на спорной территории, администрацией также не представлено.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Возражениями администрации Пушкинского района не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы заинтересованного лица проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Администрацией Пушкинского района не приведено фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 07 августа 2017 года по делу N А41-1871/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.10.2017 N 10АП-14125/2017 ПО ДЕЛУ N А41-1871/17
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2017 г. по делу N А41-1871/17
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2017 N 10АП-14125/2017 по делу N А41-1871/17 исправлена опечатка - состав суда надлежит читать: "Председательствующий Диаковская Н.В., судьи Марченкова Н.В., Шевченко Е.Е.".
председательствующего Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Старчиковым А.В.,
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "ВПК-экспресс": Стамблер М.Б. по доверенности от 23 февраля 2017 года;
- от администрации Пушкинского муниципального района Московской области: Благий Л.Н. по доверенности от 27 декабря 2016 года;
- от комитета по управлению имуществом администрации Пушкинского муниципального района Московской области: Благий Л.Н. по доверенности от 19 апреля 2017 года,
- от Министерства имущественных отношений Московской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
- от Леванова Николая Семеновича: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
- от Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Пушкинского муниципального района Московской области и комитета по управлению имуществом администрации Пушкинского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 7 августа 2017 года по делу N А41-1871/17, принятое судьей Семеновой А.Б.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВПК-экспресс"
к администрации Пушкинского муниципального района Московской области
о признании бездействия незаконным и обязании устранить допущенные нарушения,
третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области, комитет по управлению имуществом администрации Пушкинского муниципального района Московской области, Леванов Николай Семенович, Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ВПК-экспресс" (заявитель, ООО "ВПК-экспресс") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом принятых судом уточнений, в том числе устных в судебном заседании от 31 июля 2017 года - т. 2 л.д. 135 - 137, т. 3 л.д. 28), в котором просило суд о нижеследующем:
- - признать незаконным бездействие администрации Пушкинского муниципального района Московской области (далее - заинтересованное лицо, администрация Пушкинского района), выраженное в неутверждении схем расположения, необеспечении кадастрового учета и непринятии решения о предоставлении ООО "ВПК-экспресс" земельных участков по адресу: Московская область, Пушкинский район, с. Тарасовка, в районе ул. Центральная, площадью 1 200 кв. м и 811 кв. м для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов;
- - обязать администрацию Пушкинского района в течение 14 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу, совершить необходимые действия по утверждению схем расположения вышеназванных земельных участков, совершить действия по постановке указанных земельных участков на государственный кадастровый учет и принять решение о предоставлении ООО "ВПК-Экспресс" указанных земельных участков в аренду на период строительства на три года без проведения торгов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Московской области, комитет по управлению имуществом администрации Пушкинского муниципального района Московской области, Леванов Николай Семенович, Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области (т. 1 л.д. 1, т. 2 л.д. 25, 80).
Решением Арбитражного суда Московской области от 07 августа 2017 года по делу N А41-1871/17 заявление удовлетворено (т. 3 л.д. 30 - 34).
Не согласившись с данным судебным актом, администрация Пушкинского района и комитет по управлению имуществом администрации Пушкинского района обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, неполно выяснены обстоятельства имеющие значение для дела, а выводы, изложенные в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей Леванова Н.С., Министерства имущественных отношений Московской области и Главного управления архитектуры и градостроительства, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель администрации Пушкинского района и комитета по управлению имуществом администрации Пушкинского района поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Представитель ООО "ВПК-экспресс" возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ООО "ВПК-Экспресс" является собственником земельного участка площадью 515 кв. м по адресу Московская область, Пушкинский район, с. Тарасовка, в районе ул. Центральная, с кадастровым номером 50:13:0080424:217, с разрешенным использованием "для обслуживания автотранспорта: размещения автозаправочной станции".
26 января 2015 года общество обратилось в администрацию Пушкинского района с заявлениями (исх. N 01 и N 02, вх. N 406/23-7 и N 407/23-7):
- - об утверждении акта выбора с предварительным согласованием размещения объектов на земельном участке площадью 1 200 кв. м с местоположением по адресу Московская область, Пушкинский район, с. Тарасовка, в районе ул. Центральная, с учетом позиции земельной комиссии при администрации Пушкинского района (протокол от 21 марта 2014 года N 5 и протокол от 10 июля 2014 года N 11) категория земель "земли населенных пунктов" вид разрешенного использования "Услуги автотранспорта" строительство и эксплуатация постоянных автозаправочных станций, магазинов сопутствующей торговли, зданий общественного питания в качестве придорожного сервиса, автомобильных моек, в целях предоставления на праве аренды для строительства и эксплуатации объектов придорожного сервиса (т. 1 л.д. 20);
- - об утверждении акта выбора с предварительным согласованием размещения объектов на вышеназванном земельном участке с учетом позиции земельной комиссии при администрации Пушкинского района (протокол от 21 марта 2014 года N 5 и протокол от 10 июля 2014 года N 11) категория земель "земли населенных пунктов" вид разрешенного использования "Услуги автотранспорта" строительство и эксплуатация постоянных автозаправочных станций, магазинов сопутствующей торговли, зданий общественного питания в качестве придорожного сервиса, автомобильных моек, в целях предоставления на праве аренды для строительства и эксплуатации объектов придорожного сервиса (т. 1 л.д. 26).
Как следует из заявлений, размещение земельных участков подготовлено с учетом рабочей документации по объекту "Устройство съездов к АЗС на транспортной развязке ПК 299 автомобильной дороги М-8 "Холмогоры" от Москвы через Ярославль, Вологду до Архангельска на участке МКАД - Пушкино км 16 - км 27 в Московской области.
К заявлениям приложены план-схема (выдержка из проекта транспортной развязки) расположения границ земельного участка; схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории; план-схема из рабочей документации по объекту "Устройство съездов к АЗС на транспортной развязке ПК 299 автомобильной дороги М-8 "Холмогоры" от Москвы через Ярославль, Вологду до Архангельска на участке МКАД - Пушкино км 16 - км 27 в Московской области; технические условия на подключение к электрическим мощностям.
В ответ на указанные обращения в адрес заявителя было направлено письмо от 19 февраля 2015 года N 406/23-7, 407/23-7, которым заявитель был извещен об отказе в рассмотрении вопросов о предварительном согласовании мест размещения объектов строительства и утверждении актов выбора испрашиваемых заявителем земельных участков отказано. Согласно данному письму, на заседании земельной комиссии от 10 июля 2014 года (протокол N 11) принято решение о формировании земельного участка ориентировочной площадью 1 000 - 1 200 кв. м под объект придорожного сервиса (автомойка, автосервис, магазин и кафе) по адресу Московская область, Пушкинский район, с. Тарасовка, в районе ул. Центральная, для последующего проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды в установленном порядке (т. 1 л.д. 29).
Отказ администрации в утверждении актов выбора и предварительном согласовании мест расположения земельных участков был обжалован обществом в арбитражный суд (дело N А41-21123/15).
Решением Арбитражного суда Московской области от 13 октября 2015 года по делу N А41-21123/15, оставленным без изменения постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций, требования ООО "ВПК-Экспресс" удовлетворены.
Отказ администрации Пушкинского района в предоставлении земельных участков в аренды с предварительным согласованием места размещения объекта, оформленный письмом от 19 февраля 2015 года N 406/23-7, 407/23-7 признан незаконным.
Администрация Пушкинского района обязана совершить действия по предварительному согласованию места размещения объекта и выбору земельных участков, в порядке, предусмотренном статьями 30, 31 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года), на основании заявлений общества с ограниченной ответственностью "ВПК-Экспресс" от 26 января 2015 года N 01 (вх. N 406/23-7) и от 26 января 2015 года N 02 (вх. N 407/23-7).
Исполняя решение суда, администрация приняла постановление от 27 июля 2016 года N 2186 "Об утверждении акта выбора и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1 200 кв. м для размещения объектов придорожного сервиса, местоположение Московская область, Пушкинский район, с. Тарасовка, в районе ул. Центральная" (т. 1 л.д. 111).
В дальнейшем, в своих письмах от 27 сентября 2016 года, от 28 октября 2016 года и от 09 ноября 2016 года в Минимущество Московской области и ООО "ВПК-Экспресс" (т. 1 л.д. 43 - 35) администрация Пушкинского района указала, что ею принимаются меры по исполнению решения по делу N А41-21123/15, в частности, вынесено вышеназванное постановление в отношении одного испрашиваемого участка площадью 1 200 кв. м по заявлению N 407/23-7. Между тем, отсутствуют сведения о местоположении границ данного участка, что не позволяет определить его в качестве индивидуально-определенной вещи и поставить его на кадастровый учет. Исполнение решения суда в части другого участка (по заявлению от 27 января 2015 года N 406/23-7) администрация считает невозможным в связи с отсутствии акта выбора земельного участка.
Кроме того, 05 сентября 2016 года администрация Пушкинского района направила судебному приставу-исполнителю заявление об окончании исполнительного производства, возбужденное на основании исполнительного документа по решению по делу N А41-21123/15, в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе (т. 1 л.д. 39).
27 сентября 2016 года ООО "ВПК-Экспресс" направило в администрацию Пушкинского района заявление, в котором указало на уклонение администрации от исполнения решения суда по делу N А41-21123/15, поскольку в отношении одного участка (площадью около 1 200 кв. м) постановление не принято; в отношении второго участка (площадью 811 кв. м) постановление принято, однако участок на кадастровый учет не поставлен, в аренду не предоставлен, поскольку приложенные к постановлению схемы и акт выбора являются устаревшими и не содержат отметок об отнесении их к данному постановлению (т. 1 л.д. 46 - 49).
Также общество просило администрацию:
- - уполномочить ООО "ВПК-Экспресс" провести работы по межеванию границ, по формированию земельных участков с указанием геодезических данных и координат испрашиваемых участков на 1 200 и 811 кв. м (подготовить схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории) и подготовить акт выбора на участок 811 кв. м в редакции до марта 2015 года;
- - надлежащим образом оформить приложения к постановлению от 27 июля 2016 года N 2186 на участок 1200 кв. м, приложить к нему утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории со всеми данными кадастра, с указанием координат и длин сторон;
- - утвердить акт выбора и схему расположения на кадастровом плане территории на участок площадью 811 кв. м, принять постановление по утверждению схемы и акта выбора для постановки участка на кадастровый учет;
- - завершить процедуру по статьям 30 - 31 Земельного кодекса РФ по оформлению договоров аренды для строительства на испрашиваемые земельные участки.
В связи с тем, что до настоящего времени соответствующих действий администрацией не совершено, обоснованных отказов не принято, ООО "ВПК-Экспресс" обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) уполномоченных органов, если полагают, что оспариваемые действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку обращения общества в Администрацию состоялись в январе 2015 года, то к спорным правоотношениям подлежат применению нормы земельного законодательства (Земельного кодекса РФ), действовавшие до 01 марта 2015 года.
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в редакции до 01 марта 2015 года, установлен порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта предусматривался частью 4 статьи 30 ЗК РФ.
В силу части 5 предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
В соответствии с частью 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Согласно части 3 статьи 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В части 5 статьи 31 ЗК РФ указано, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (часть 6 статьи 31 ЗК РФ).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (часть 8 статьи 31 ЗК РФ).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
Решением суда первой инстанции от 13 октября 2015 года, постановлением апелляционной инстанции от 15 декабря 2015 года и постановлением кассационной инстанции от 10 марта 2016 года по делу N А41-21123/15 установлено, что формирование спорных земельных участков осуществляется по процедуре "с предварительным согласованием места размещения объектов".
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты по делу N А41-21123/15 имеют преюдициальную силу для настоящего дела.
Решением суда первой инстанции от 13 октября 2015 года по делу N А41-21123/15 признан незаконным отказ администрации Пушкинского района в предоставлении земельных участков в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта и администрация обязана совершить действия по предварительному согласованию места размещения объекта и выбору земельных участков в порядке, предусмотренном статьями 30, 31 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года, на основании заявлений ООО "ВПК-Экспресс" от 26 января 2015 года N 01 и 02 (вх. N 406/23-7 и 407/23-7).
В соответствии с частью 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Как правильно указал суд первой инстанции, для решения вопроса о возможности предоставления спорных земельных участков в аренду заявителю необходимо установить факт наличия условий, предусмотренных статьями 30, 31 ЗК РФ.
Часть 1 статьи 31 ЗК РФ - подача заявления с указанием на процедуру "с предварительным согласованием места размещения объекта". Соблюдение данного условия установлено в рамках дела N А41-21123/15. Заявления содержатся в настоящем деле.
Части 2, 5 статьи 31 ЗК РФ - обеспечение выбора земельного участка, часть 3 статьи 31 ЗК РФ - информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков в аренду, часть 6 статьи 31 ЗК РФ - принятие решения о предварительном согласовании места размещения объектов и утверждении акта выбора земельных участков.
В материалы дела представлен акт выбора земельного участка площадью 1 200 кв. м (т. 1 л.д. 25), схема расположения указанного участка на кадастровой карте территории (т. 1 л.д. 23) и постановление администрации Пушкинского района от 27 июля 2016 года N 2186 об утверждении акта выбора и схемы расположения земельного участка площадью 1 200 кв. метров (т. 1 л.д. 111).
Также представлен план земельного участка площадью около 1 200 кв. м (т. 1 л.д. 28).
Проведено информирование населения о формировании земельных участков площадью 1 200 кв. м и 811 кв. м, о выборе и возможном предоставлении их в аренду.
Информация опубликована в межмуниципальной газете "Маяк" от 27 января 2017 года (т. 2 л.д. 91 - 92).
Таким образом, администрацией частично исполнено решение по делу N А41-21123/15, а именно, опубликована информация о возможном предоставлении в аренду спорных земельных участков и утвержден акт выбора одного из них (площадью 1 200 кв. м).
Вместе с тем, процедура по формированию земельных участков "с предварительным согласованием места размещения объектов" включает в себя: составление акта выбора земельного участка, принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, при отсутствии иных претендентов на испрашиваемые участки, кроме заявителя; постановка земельных участков на кадастровый учет.
Указанных действий администрацией в полном объеме не выполнено.
Доказательств наличия иных претендентов на испрашиваемые земельные участки администрация в суд не представила.
Обоснованных отказов в утверждении схем расположения земельных участков, в предварительном согласовании места размещения объектов, в предоставлении земельных участков в аренду по заявлениям ООО "ВПК-Экспресс" в порядке, предусмотренном частью 7 статьи 31 ЗК РФ, администрацией не вынесено.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что администрация Пушкинского района не исполнила решение по делу N А41-21123/15 о выполнении действий в отношении испрашиваемых заявителем земельных участков по процедуре "с предварительным согласованием места размещения объектов", а именно, не утвердила схемы расположения земельных участков, предварительно не согласовала место расположения земельных участков в целях осуществления их кадастрового учета, в целях последующего предоставления земельных участков заявителю в аренду.
Судом первой инстанции установлено, что у администрации отсутствуют какие-либо обоснованные возражения и обстоятельства, касающиеся невозможности формирования спорных земельных участков по основаниям, предусмотренным частью 5 статьи 30, статьями 31, 32 ЗК РФ. Доказательств обратного администрацией не представлено.
В материалах дела также отсутствуют доказательств того, что спорные земельные участки изъяты из гражданского оборота (часть 4 статьи 27 ЗК РФ).
Суд первой инстанции также обоснованно принял во внимание следующее.
Согласно материалам дела и пояснениям заявителя, ООО "ВПК-Экспресс" принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 50:13:0080424:217 площадью 515 кв. м с видом разрешенного использования "для обслуживания автотранспорта: размещение автозаправочных станций", местоположение Пушкинский район с. Тарасовка в районе ул. Центральная, на котором находятся следующие объекты недвижимости: здание вспомогательного назначения (операторская) площадью 18,1 кв. м, одноэтажное, емкости хранения топлива площадью 31,4 кв. м, заправочные колонки площадью 113,7 кв. м.
Вышеназванные объекты недвижимости находятся в собственности общества (т. 1 л.д. 40 - 42).
На земельном участке с кадастровым номером 50:13:0080424:217 указанные здание и сооружения АЗС оформлены под обрез границ участка, в то время как АЗС является имущественным комплексом, "сложной вещью", с расположенными на ней обязательными неотъемлемыми элементами ее составляющей - подъездные пути и выезд с АЗС, очистные сооружения, туалет для персонала и клиентов, резервуар для аварийного розлива нефтепродуктов, мачта молнии с растяжками (устанавливается за пределами взрывоопасной зоны резервуарного парка 5 метров), заземляющие проводники в виде замкнутой петли вокруг зданий и сооружений (1-2 метра), столбы освещения территории, площадка под мусорный контейнер, оголовок водосброса, пожарный щит, колодцы для кабельной канализации и трубопроводы, подходы с трех сторон к резервуарному парку, подход с трех сторон и вход в операторскую, подход к топливораздаточным колонкам и пр. С противоположной стороны от резервуарного парка и навеса с колонками по участку проходит газовая труба 250 мм, ближе 7 метров к которой строить запрещено.
Вследствие этого, использовать испрашиваемый земельный участок площадью 1 200 кв. м для строительства возможно только в составе с существующим участком под АЗС, при проведении ее реконструкции.
Судом первой инстанции также установлено, что в отношении испрашиваемого земельного участка площадью 811 кв. м, в силу сложившейся конфигурации транспортной развязки и территории АЗС, данный участок является тупиковым и попасть на него можно только через фронт существующей заправки, мимо операторской и топливораздаточных колонок, что для иного претендента (третьей стороны) не допустимо.
Сформировать самостоятельные участки для строительства вблизи АЗС заявителя запрещено в силу статьи 11.9 ЗК РФ, части 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года N 74, Свода Правил пожарной безопасности СП 156.13130.2014, Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", поскольку они расположены вблизи охранной зоны АЗС.
Указанные доводы заявителя заинтересованным лицом не оспорены, каких-либо заключений или ходатайства о назначении судебной экспертизы не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно принял доводы общества о том, что предоставить спорные земельные участки в аренду возможно только как дополнение к участку под АЗС для строительства единого комплекса дорожного сервиса, именно заявителю - собственнику АЗС.
Доводов, заключений о невозможности строительства комплекса АЗС на спорной территории, администрацией также не представлено.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Возражениями администрации Пушкинского района не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы заинтересованного лица проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Администрацией Пушкинского района не приведено фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 07 августа 2017 года по делу N А41-1871/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.ДИАКОВСКАЯ
Судьи
Н.В.МАРЧЕНКОВА
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
Н.В.ДИАКОВСКАЯ
Судьи
Н.В.МАРЧЕНКОВА
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)