Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 28.12.2015 ПО ДЕЛУ N 33-14359/2015

Требование: О признании незаконным решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Заявитель полагает, что решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков не основано на законе и нарушает его права и законные интересы.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 декабря 2015 г. по делу N 33-14359


Судья Шумайлова Е.П.

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Судневой В.Н.
судей Степанова П.В., Овчинниковой Н.А.
при секретаре М.Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента земельных отношений администрации города Перми на решение Орджоникидзевского районного суда города Перми от 07 октября 2015 года, которым постановлено:
Заявление М.Е.А. удовлетворить частично.
Признать решение департамента земельных отношений администрации города Перми от 24.08.2015 года N <...> об отказе М.Е.А. в заключении соглашения о перераспределении земельных участков по изложенным в нем основаниям, незаконным.
Возложить на департамент земельных отношений администрации города Перми обязанность повторно рассмотреть заявление М.Е.А. о перераспределении земельных участков.
В удовлетворении остальной части заявления М.Е.А. отказать.
Заслушав доклад судьи Судневой В.Н., объяснения М.Е.А., возражающей против удовлетворения апелляционной жалобы, представителя Департамента земельных отношений Администрации города Перми - Ч., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

М.Е.А. обратилась в суд с заявлением о признании решения Департамента земельных отношений Администрации города Перми (далее - ДЗО Администрации города Перми) от 24.08.2015. года за N <...> незаконным, возложении обязанности принять решение об утверждении схемы и направлении ей решения с приложением указанной схемы.
Свои требования мотивировала тем, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 902,5 кв. м, по адресу: <...>, и арендатором смежного земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 546 кв. м, по адресу: <...>. 03 августа 2015 года она обратилась в ДЗО администрации г. Перми с заявлением о перераспределении земельных участков с кадастровыми номерами <...> и <...> в порядке статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации. Решением ДЗО администрации г. Перми от 24.08.2015 года N <...> ей отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. Данный отказ считает незаконным, поскольку он основан на неправильном толковании норм материального права и не подтвержден никакими доказательствами. Полагает, что решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков не основано на законе и нарушает ее права и законные интересы.
Судом постановлено выше приведенное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Департамент земельных отношений указывая, что судом не полно исследованы все - обстоятельства и доказательства, представленные сторонами; не принято во внимание, что заявление М.Е.А. рассмотрено в соответствии с требованиями норм Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и с учетом изменений вступивших в законную силу 01.03.2015 года; а также не учтено, что решением Пермской городской Думы от 25 августа 2015 года N 165 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 года N 143" установлены минимальные и максимальные размеры земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Земельный участок с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <...> Орджоникидзевский район города Перми является сформированным, самостоятельным земельным участком, площадь которого составляет 546 кв. м, что превышает предельный размер установленный вышеуказанным решением Пермской городской Думы.
Судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права (п.п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
Судом первой инстанции установлено, что М.Е.А. является собственником земельного участка, площадью 902,5 кв. м, расположенного по адресу: <...>, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, а также на основании договора аренды N <...> является арендатором земельного участка площадью 546 кв. м, по адресу: <...>, с кадастровым номером <...>.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером <...>, сведения о правах отсутствуют, обременения - аренда, разрешенное использование: для благоустройства территории.
03 августа 2015 года М.Е.А. обратилась в ДЗО администрации г. Перми с заявлением о перераспределении земельных участков, площадью 902,5 кв. м, и площадью 546 кв. м, расположенных по адресу: <...>.
Письмом ДЗО Администрации г. Перми от 24.08.2015 года N <...>, в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано, в связи с тем, что по данным выписки из ЕГРП от 11.08.2015 года N <...> земельный участок с кадастровым номером <...> находится в собственности М.Е.А., назначение земельного участка - "индивидуальный жилой дом", что не обеспечивает исполнение требований пункта 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ; кроме того, образование земельного участка предусматривается путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 902,5 кв. м, находящегося в частной собственности, и земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 546 кв. м, из которого возможно образовать самостоятельный земельный участок согласно Системы нормативных документов в строительстве "Свод правил по проектированию и строительству, Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства СП 30-102-99" для строительства индивидуального жилого дома, что противоречит п.п. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.
Удовлетворяя требования М.Е.А. в части, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 39.28, 39.29 ЗК РФ, исходил из того, что достаточных оснований и причин для отказа в перераспределении земельных участков не имелось ввиду того, что земельный участок с кадастровым номером <...> расположен вдоль земельного участка, находящегося в собственности заявителя, а учитывая его конфигурацию и существующий рельеф местности, перепады высот до 6 метров, образование самостоятельного земельного участка для строительства индивидуального жилого дома не представляется возможным.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.
В соответствии со ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случая:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
2. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
3. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности; осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
4. Обязательными приложениями к указанному в пункте 2 настоящей статьи соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.
5. Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется:
1) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно п.п. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае образования земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
Пунктом 6 ст. 11.9 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Решением Пермской городской Думы от 25 августа 2015 года N 165 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 года N 143" установлены минимальные и максимальные размеры: минимальный размер земельного участка для индивидуального жилищного строительства - 450 кв. м; максимальный размер земельного участка для индивидуального жилищного строительства - 2 000 кв. м.
Из анализа вышеуказанных норм права следует, что перераспределение земельного участка осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом необходимо учитывать, что если перераспределение участка происходит за счет иных земель, находящихся в муниципальной собственности, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок, данное обстоятельство, в силу положений п.п. 9 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ, является основанием для принятия решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
В рассматриваемом случае, заявитель просит по существу путем перераспределения образовать новый земельный участок за счет участка, находящегося в собственности и за счет уже сформированного, находящегося в муниципальной собственности, арендованного М.Е.А. другого земельного участка с кадастровым номером <...>, что безусловно указывает на наличие оснований, влекущих отказ в заключении соглашения о перераспределении земельного участков в силу требований п.п. 9 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ, поскольку участок уже образован, состоит на кадастровом учете и как объект недвижимости отвечает требованиям ст. 11.9 Земельного кодекса РФ.
Ссылка суда на то, что использование данного земельного участка в целях индивидуального жилищного строительства не представляется возможным правового значения не имеет. В силу выше приведенных положений закона (п.п. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ) имеет значение сам факт возможности образования земельного участка с учетом требований, предъявляемых земельным законодательством, а не вид его разрешенного использования.
Данным обстоятельствам и положениям закона судом первой инстанции надлежащая оценка не дана, в связи с чем решение Орджоникидзевского районного суда города Перми от 07 октября 2015 года нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
По существу из анализа положений закона (ст. 39.28, 39.29 ЗК РФ) следует, что возможность перераспределения земельных участков допускается только за счет свободных от прав земель путем присоединения их к принадлежащему участку. В настоящем случае, вопрос о перераспределении земельных участков ставится в отношении двух уже образованных земельных участков, обремененных на момент вынесения оспариваемого решения правами заявителя, что также не принято во внимание судом первой инстанции
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Орджоникидзевского районного суда города Перми от 07 октября 2015 года отменить в части признания решения Департамента земельных отношений администрации города Перми от 24.08.2015 года незаконным и в части возложения на Департамент земельных отношений администрации города Перми обязанности по повторному рассмотрению заявления М.Е.А. о перераспределении земельных участков.
Вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении требований о признании решения Департамента земельных отношений администрации города Перми от 24.08.2015 года N <...> незаконным и возложении обязанности по повторному рассмотрению заявления М.Е.А. - отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)