Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обстоятельства: Истец указывает на то, что отказ в государственной регистрации права собственности на индивидуальный жилой дом противоречит действующему законодательству.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Райская И.Ю.
Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе:
председательствующего судьи Улыбиной С.А.,
судей Акатьевой Т.Я. и Прохоровой В.В.
при секретаре Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании
по докладу судьи Акатьевой Т.Я.
дело по апелляционной жалобе Б. на решение Центрального районного суда города Твери от 27 апреля 2017 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявленных исковых требований Б. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области о признании незаконным решения об отказе в регистрации права собственности на жилой дом и права аренды земельного участка и возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности на индивидуальный жилой дом и права аренды земельного участка и выдать свидетельства о государственной регистрации в установленный законом срок - отказать".
Судебная коллегия
установила:
Б. обратилась в Центральный районный суд г. Твери с административным исковым заявлением, в котором просит признать отказ в государственной регистрации права собственности на вновь построенный индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <данные изъяты> кадастровый номер <данные изъяты>, а также права аренды земельного участка площадью <данные изъяты>,0 кв. м, по адресу: <данные изъяты>, недействительным; обязать осуществить государственную регистрацию права собственности на индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <данные изъяты> кадастровый номер <данные изъяты> а также права аренды земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <данные изъяты>, кадастровый номер <данные изъяты> и выдать свидетельства о государственной регистрации в установленный законом срок.
В обоснование заявления указано, что между истцом и администрацией города Твери, в соответствии с постановлением главы г. Твери N <данные изъяты> от <данные изъяты> года был заключен договор аренды земельного участка для строительства и эксплуатации индивидуального жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу:
<данные изъяты> кадастровый номер участка <данные изъяты> который был зарегистрирован в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству за N <данные изъяты> от <данные изъяты>. Данный земельный участок использовался истцом в полном соответствии с условиями вышеуказанного договора, по целевому назначению. Никаких взаимных претензий ни у истца, ни у арендодателя за весь срок действия договора не было. Арендная плата за использование участка вносилась в установленные сроки и задолженности на данный момент по арендной плате нет, что подтверждается очередным приложением к договору N <данные изъяты> от <данные изъяты> года, расчета арендной платы на <данные изъяты> год, ежегодно составляемым Департаментом управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери, который, в свою очередь, согласно условиям договора, является его неотъемлемой частью (п 2.1 договора). На основании вышеизложенного, договор аренды N <данные изъяты> от <данные изъяты> согласно п. 6.5 этого же договора, в связи с тем, что ни одна из сторон не заявляла о его прекращении или изменении, считается продленным на тех же условиях и на тот же срок. На протяжении всего срока освоения и эксплуатации арендованного участка истцом производились на нем работы по благоустройству и возведению индивидуального жилого дома, строго в соответствии с полученным в Управлении архитектуры и градостроительства г. Твери градостроительным заданием по разработанной и утвержденной в Администрации г. Твери проектной документации. По завершении строительства истцом были проведены все предписанные законодательством процедуры, необходимые для ввода в эксплуатацию индивидуального жилого дома на арендованном участке. В подтверждение соответствия жилого дома всем строительным нормативам и утвержденной Администрацией г. Твери проектной документации на данный индивидуальный жилой дом "Федеральной кадастровой палатой Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области <данные изъяты> года был выдан кадастровый паспорт, где индивидуальному жилому дому по адресу:
г. <данные изъяты>, присвоен кадастровый номер <данные изъяты> Обременении данного объекта недвижимости не имеется. Иных лиц, оспаривающих права истца не имеется. Истец <данные изъяты> обратился в соответствующие органы с заявлением о государственной регистрации права собственности на вновь построенный индивидуальный жилой дом по адресу: г. <данные изъяты>, в установленном законом порядке. Однако <данные изъяты> письмом N <данные изъяты> ответчик приостановил, а затем <данные изъяты> года письмом N <данные изъяты> отказал в государственной регистрации права собственности истца на данный индивидуальный жилой дом, сославшись на не устранение истцом причины, указанной в уведомлении о приостановке государственной регистрации принадлежащего истцу жилого дома. Согласно уведомлению о приостановке ответчиком государственной регистрации прав на данный жилой дом в предоставленных истцом для осуществления государственной регистрации документах, возникли вопросы по оформлению договора аренды земельного участка за N <данные изъяты> от <данные изъяты>, на котором расположен жилой дом. Причем никаких сомнений в подлинности и действенности данного договора на тот момент ответчиком не высказывалось. Но сославшись на ведомственные распоряжения по форме и оформлению правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества, ответчик направил запрос в Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери для подтверждения существования такового договора аренды земельного участка под строительство индивидуального жилого дома между истцом и администрацией города Твери. Но ответ, полученный ответчиком из Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери по неизвестным истцу причинам не удовлетворил ответчика и ему было отказано в государственной регистрации прав на жилой дом. При обращении истца в Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери им от представителя администрации города Твери были получены заверения в том, что в адрес Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области на запрос ответчика был направлен ответ, подтверждающий наличие договора аренды между истцом и администрацией города Твери за N <данные изъяты> и о продлении его действия до настоящего момента. И ответчик и Департамент управления имущества и земельными ресурсами администрации города Твери, сославшись на действующее законодательство, копии запроса и ответа на него предоставить истцу отказались. И их доподлинное содержание как и истинная причина отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество истцу не известна. Истец заявляет, что он не может предоставить других правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором осуществлено строительство индивидуального жилого дома, кроме уже предоставленных, правомочность которых, с юридической точки зрения, не вызывает сомнений. А также истец обращает внимание на то, что он не имеет ни какой возможности повлиять на межведомственные разногласия, возникшие между двумя государственными учреждениями, не по вине истца. По мнению истца, отказ в государственной регистрации права собственности на индивидуальный жилой дом противоречит положениям статей ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". В связи с чем, административный истец обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
Определением Центрального районного суда г. Твери от 13 апреля 2017 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери.
В судебном заседании административный истец Б. поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области П., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных истцом требования по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Согласно представленного отзыва, административный истец <данные изъяты> года обратился в Управление с заявлениями (вх. <данные изъяты>) о государственной регистрации права собственности на индивидуальный жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты> расположенный по адресу: <данные изъяты>, а также о государственной регистрации договора аренды земельного участка от <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по указанному адресу. К заявлениям приложены: договор аренды от <данные изъяты>, выписка из постановления от <данные изъяты>, выписка из постановления от <данные изъяты> N <данные изъяты>, расчет арендной платы на <данные изъяты> год за пользование земельным участком к договору от <данные изъяты> и иные документы. Согласно п. 1 ст. 8.1 ГК РФ государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра. В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения. В соответствии с действовавшим на момент принятия решения об отказе в государственной регистрации п. 1 ст. 13 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" при проведении государственной регистрации прав осуществляется правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с Законом о регистрации. Основанием для отказа Б. в государственной регистрации права собственности на жилой дом и в государственной регистрации договора аренды земельного участка послужили следующие обстоятельства. В соответствии с п. 1, 4 ст. 25.3 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Документом, который подтверждает факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства и содержит описание такого объекта, является разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (сведения, содержащиеся в нем) запрашиваются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе местного самоуправления, если заявитель не представил указанные документы самостоятельно. До <данные изъяты> разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства. Таким образом, для регистрации права собственности на индивидуальный жилой дом необходимо наличие прав на земельный участок, на котором он расположен. Б. одновременно подано заявление о государственной регистрации договора аренды земельного участка от <данные изъяты>, который ранее не был зарегистрирован. Согласно п. 7.1 указанного договора срок его действия устанавливается до <данные изъяты>. В силу п. 2 ст. 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом. Согласно п. 2 ст. 26 ЗК РФ договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери А., действующий на основании доверенности, оставил решение вопрос о возможности удовлетворения заявленных истцом требований на усмотрение суда.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Б. ставит вопрос об отмене решения суда, указывая на то, что недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, является основанием для отмены или изменения решения суда. Считает, что суд первой инстанции не учел, что договор аренды N <данные изъяты> от <данные изъяты> предоставлялся истцом в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Тверской области ранее, был признан действительным, и на основании этого договора филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тверской области <данные изъяты> года был выдан кадастровый паспорт, где индивидуальному жилому дому по адресу: <данные изъяты>, присвоен кадастровый номер <данные изъяты>.
В суде апелляционной инстанции административный истец Б. поддержала доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Тверской области Ж. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, считая решение суда законным и обоснованным.
Остальные участники процесса, будучи надлежаще уведомленными о дне и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено материалами дела и судом первой инстанции, <данные изъяты> административный истец обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области с заявлениями о государственной регистрации права собственности на индивидуальный жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <данные изъяты>, а также о государственной регистрации договора аренды земельного участка от <данные изъяты> года N <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по вышеуказанному адресу.
В рамках проведения правовой экспертизы предоставленных истцом документов, государственным регистратором были направлены запросы о предоставлении информации касательно договора аренды земельного участка, на котором находился объект недвижимости.
Согласно ответу Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери указанный договор аренды был продлен на срок до <данные изъяты> года, решение о его расторжении не принималось.
На основании п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (действующей на момент возникновения спорных правоотношения) в осуществлении государственной регистрации отказано.
Суд первой инстанции, отказывая в иске, исходил из правомерности принятого ответчиком решения, поскольку последним не были предоставлены на регистрацию документы, подтверждающие согласование срока действия договора между сторонами, а проверка соблюдения условий договора сторонами не входит в компетенцию регистрирующего органа.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона подлежат обязательной государственной регистрации.
Перечень оснований для государственной регистрации прав на недвижимое имущество определен статьей 17 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Пунктом 1 ст. 18 вышеназванного Закона о регистрации определено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Материалами дела и судом установлено, что между администрацией г Твери и Б. был заключен договор аренды земель для строительства и эксплуатации жилых домов и гаражей. Данный договор был зарегистрирован в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству администрации г. Твери за <данные изъяты> от <данные изъяты> года.
Пунктом 13 Постановления администрации города Твери N <данные изъяты> от <данные изъяты> "О продлении срока действия договоров аренды земельных участков" в связи с истечением срока действия договора аренды N <данные изъяты> от <данные изъяты>, заключенного между администрацией г Твери и Б., продлен срок аренды земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <данные изъяты> <данные изъяты>.
Согласно п. 1 ст. 164 ГК РФ в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации. Поскольку в течение согласованного сторонами срока действия договора настоящий договор не был зарегистрирован такая сделка не влечет правовых последствий.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВЕРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 12.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-3096/2017
Требование: О признании незаконным решения об отказе в регистрации права собственности на жилой дом, права аренды земельного участка, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности на индивидуальный жилой дом, права аренды земельного участка, обязании выдать свидетельства о государственной регистрации в установленный законом срок.Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обстоятельства: Истец указывает на то, что отказ в государственной регистрации права собственности на индивидуальный жилой дом противоречит действующему законодательству.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 июля 2017 г. по делу N 33а-3096
Судья: Райская И.Ю.
Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе:
председательствующего судьи Улыбиной С.А.,
судей Акатьевой Т.Я. и Прохоровой В.В.
при секретаре Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании
по докладу судьи Акатьевой Т.Я.
дело по апелляционной жалобе Б. на решение Центрального районного суда города Твери от 27 апреля 2017 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявленных исковых требований Б. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области о признании незаконным решения об отказе в регистрации права собственности на жилой дом и права аренды земельного участка и возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности на индивидуальный жилой дом и права аренды земельного участка и выдать свидетельства о государственной регистрации в установленный законом срок - отказать".
Судебная коллегия
установила:
Б. обратилась в Центральный районный суд г. Твери с административным исковым заявлением, в котором просит признать отказ в государственной регистрации права собственности на вновь построенный индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <данные изъяты> кадастровый номер <данные изъяты>, а также права аренды земельного участка площадью <данные изъяты>,0 кв. м, по адресу: <данные изъяты>, недействительным; обязать осуществить государственную регистрацию права собственности на индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <данные изъяты> кадастровый номер <данные изъяты> а также права аренды земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <данные изъяты>, кадастровый номер <данные изъяты> и выдать свидетельства о государственной регистрации в установленный законом срок.
В обоснование заявления указано, что между истцом и администрацией города Твери, в соответствии с постановлением главы г. Твери N <данные изъяты> от <данные изъяты> года был заключен договор аренды земельного участка для строительства и эксплуатации индивидуального жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу:
<данные изъяты> кадастровый номер участка <данные изъяты> который был зарегистрирован в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству за N <данные изъяты> от <данные изъяты>. Данный земельный участок использовался истцом в полном соответствии с условиями вышеуказанного договора, по целевому назначению. Никаких взаимных претензий ни у истца, ни у арендодателя за весь срок действия договора не было. Арендная плата за использование участка вносилась в установленные сроки и задолженности на данный момент по арендной плате нет, что подтверждается очередным приложением к договору N <данные изъяты> от <данные изъяты> года, расчета арендной платы на <данные изъяты> год, ежегодно составляемым Департаментом управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери, который, в свою очередь, согласно условиям договора, является его неотъемлемой частью (п 2.1 договора). На основании вышеизложенного, договор аренды N <данные изъяты> от <данные изъяты> согласно п. 6.5 этого же договора, в связи с тем, что ни одна из сторон не заявляла о его прекращении или изменении, считается продленным на тех же условиях и на тот же срок. На протяжении всего срока освоения и эксплуатации арендованного участка истцом производились на нем работы по благоустройству и возведению индивидуального жилого дома, строго в соответствии с полученным в Управлении архитектуры и градостроительства г. Твери градостроительным заданием по разработанной и утвержденной в Администрации г. Твери проектной документации. По завершении строительства истцом были проведены все предписанные законодательством процедуры, необходимые для ввода в эксплуатацию индивидуального жилого дома на арендованном участке. В подтверждение соответствия жилого дома всем строительным нормативам и утвержденной Администрацией г. Твери проектной документации на данный индивидуальный жилой дом "Федеральной кадастровой палатой Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области <данные изъяты> года был выдан кадастровый паспорт, где индивидуальному жилому дому по адресу:
г. <данные изъяты>, присвоен кадастровый номер <данные изъяты> Обременении данного объекта недвижимости не имеется. Иных лиц, оспаривающих права истца не имеется. Истец <данные изъяты> обратился в соответствующие органы с заявлением о государственной регистрации права собственности на вновь построенный индивидуальный жилой дом по адресу: г. <данные изъяты>, в установленном законом порядке. Однако <данные изъяты> письмом N <данные изъяты> ответчик приостановил, а затем <данные изъяты> года письмом N <данные изъяты> отказал в государственной регистрации права собственности истца на данный индивидуальный жилой дом, сославшись на не устранение истцом причины, указанной в уведомлении о приостановке государственной регистрации принадлежащего истцу жилого дома. Согласно уведомлению о приостановке ответчиком государственной регистрации прав на данный жилой дом в предоставленных истцом для осуществления государственной регистрации документах, возникли вопросы по оформлению договора аренды земельного участка за N <данные изъяты> от <данные изъяты>, на котором расположен жилой дом. Причем никаких сомнений в подлинности и действенности данного договора на тот момент ответчиком не высказывалось. Но сославшись на ведомственные распоряжения по форме и оформлению правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества, ответчик направил запрос в Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери для подтверждения существования такового договора аренды земельного участка под строительство индивидуального жилого дома между истцом и администрацией города Твери. Но ответ, полученный ответчиком из Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери по неизвестным истцу причинам не удовлетворил ответчика и ему было отказано в государственной регистрации прав на жилой дом. При обращении истца в Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери им от представителя администрации города Твери были получены заверения в том, что в адрес Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области на запрос ответчика был направлен ответ, подтверждающий наличие договора аренды между истцом и администрацией города Твери за N <данные изъяты> и о продлении его действия до настоящего момента. И ответчик и Департамент управления имущества и земельными ресурсами администрации города Твери, сославшись на действующее законодательство, копии запроса и ответа на него предоставить истцу отказались. И их доподлинное содержание как и истинная причина отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество истцу не известна. Истец заявляет, что он не может предоставить других правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором осуществлено строительство индивидуального жилого дома, кроме уже предоставленных, правомочность которых, с юридической точки зрения, не вызывает сомнений. А также истец обращает внимание на то, что он не имеет ни какой возможности повлиять на межведомственные разногласия, возникшие между двумя государственными учреждениями, не по вине истца. По мнению истца, отказ в государственной регистрации права собственности на индивидуальный жилой дом противоречит положениям статей ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". В связи с чем, административный истец обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
Определением Центрального районного суда г. Твери от 13 апреля 2017 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери.
В судебном заседании административный истец Б. поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области П., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных истцом требования по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Согласно представленного отзыва, административный истец <данные изъяты> года обратился в Управление с заявлениями (вх. <данные изъяты>) о государственной регистрации права собственности на индивидуальный жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты> расположенный по адресу: <данные изъяты>, а также о государственной регистрации договора аренды земельного участка от <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по указанному адресу. К заявлениям приложены: договор аренды от <данные изъяты>, выписка из постановления от <данные изъяты>, выписка из постановления от <данные изъяты> N <данные изъяты>, расчет арендной платы на <данные изъяты> год за пользование земельным участком к договору от <данные изъяты> и иные документы. Согласно п. 1 ст. 8.1 ГК РФ государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра. В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения. В соответствии с действовавшим на момент принятия решения об отказе в государственной регистрации п. 1 ст. 13 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" при проведении государственной регистрации прав осуществляется правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с Законом о регистрации. Основанием для отказа Б. в государственной регистрации права собственности на жилой дом и в государственной регистрации договора аренды земельного участка послужили следующие обстоятельства. В соответствии с п. 1, 4 ст. 25.3 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Документом, который подтверждает факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства и содержит описание такого объекта, является разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (сведения, содержащиеся в нем) запрашиваются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе местного самоуправления, если заявитель не представил указанные документы самостоятельно. До <данные изъяты> разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства. Таким образом, для регистрации права собственности на индивидуальный жилой дом необходимо наличие прав на земельный участок, на котором он расположен. Б. одновременно подано заявление о государственной регистрации договора аренды земельного участка от <данные изъяты>, который ранее не был зарегистрирован. Согласно п. 7.1 указанного договора срок его действия устанавливается до <данные изъяты>. В силу п. 2 ст. 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом. Согласно п. 2 ст. 26 ЗК РФ договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери А., действующий на основании доверенности, оставил решение вопрос о возможности удовлетворения заявленных истцом требований на усмотрение суда.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Б. ставит вопрос об отмене решения суда, указывая на то, что недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, является основанием для отмены или изменения решения суда. Считает, что суд первой инстанции не учел, что договор аренды N <данные изъяты> от <данные изъяты> предоставлялся истцом в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Тверской области ранее, был признан действительным, и на основании этого договора филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тверской области <данные изъяты> года был выдан кадастровый паспорт, где индивидуальному жилому дому по адресу: <данные изъяты>, присвоен кадастровый номер <данные изъяты>.
В суде апелляционной инстанции административный истец Б. поддержала доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Тверской области Ж. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, считая решение суда законным и обоснованным.
Остальные участники процесса, будучи надлежаще уведомленными о дне и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено материалами дела и судом первой инстанции, <данные изъяты> административный истец обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области с заявлениями о государственной регистрации права собственности на индивидуальный жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <данные изъяты>, а также о государственной регистрации договора аренды земельного участка от <данные изъяты> года N <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по вышеуказанному адресу.
В рамках проведения правовой экспертизы предоставленных истцом документов, государственным регистратором были направлены запросы о предоставлении информации касательно договора аренды земельного участка, на котором находился объект недвижимости.
Согласно ответу Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери указанный договор аренды был продлен на срок до <данные изъяты> года, решение о его расторжении не принималось.
На основании п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (действующей на момент возникновения спорных правоотношения) в осуществлении государственной регистрации отказано.
Суд первой инстанции, отказывая в иске, исходил из правомерности принятого ответчиком решения, поскольку последним не были предоставлены на регистрацию документы, подтверждающие согласование срока действия договора между сторонами, а проверка соблюдения условий договора сторонами не входит в компетенцию регистрирующего органа.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона подлежат обязательной государственной регистрации.
Перечень оснований для государственной регистрации прав на недвижимое имущество определен статьей 17 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Пунктом 1 ст. 18 вышеназванного Закона о регистрации определено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Материалами дела и судом установлено, что между администрацией г Твери и Б. был заключен договор аренды земель для строительства и эксплуатации жилых домов и гаражей. Данный договор был зарегистрирован в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству администрации г. Твери за <данные изъяты> от <данные изъяты> года.
Пунктом 13 Постановления администрации города Твери N <данные изъяты> от <данные изъяты> "О продлении срока действия договоров аренды земельных участков" в связи с истечением срока действия договора аренды N <данные изъяты> от <данные изъяты>, заключенного между администрацией г Твери и Б., продлен срок аренды земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <данные изъяты> <данные изъяты>.
Согласно п. 1 ст. 164 ГК РФ в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации. Поскольку в течение согласованного сторонами срока действия договора настоящий договор не был зарегистрирован такая сделка не влечет правовых последствий.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)