Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.09.2017 N 07АП-6616/2017 ПО ДЕЛУ N А45-26260/2016

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 сентября 2017 г. по делу N А45-26260/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2017 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий Колупаева Л.А., судьи: Бородулина И.И., Усанина Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ермаковой Ю.Н.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
- от заявителя: Бобкова В.В., решение от 27.03.2017;
- от заинтересованных лиц: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области - Харланова К.С. по доверенности от 02.06.2017; от Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) - без участия (извещен),
- от третьего лица: без участия (извещено);
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 08 июня 2017 г.
по делу N А45-26260/2016 (судья Т.А. Наумова)
заявлению Товарищества собственников недвижимости Дачное общество "Большая семья"
к 1) Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области,
2) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество)
третьи лица: Администрация Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области
об оспаривании отказа от 22.11.2016 N НК-9242/05,

установил:

Товарищество собственников недвижимости Дачное общество "Большая семья" (далее - заявитель, Товарищество, ТСН ДО "Большая семья") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, с требованием:
- признать отказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) прилагаемый к письму Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области от 22.11.2016 года N 2 НК -9242/05 незаконным.
- обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области далее - Территориальное управление, а вместе именуемые заинтересованные лица, апеллянт) утвердить схему земельного участка на кадастровом плане территории площадью 226406 кв. м, расположенного в Новосибирской области, Новолуговской сельсовет, подлежащего образованию из состава земельного участка с кадастровым номером 54:19:000000:368,
- обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области принять решение о предоставлении земельного участка образованного в соответствии со схемой путем проведения аукциона на заключение договора аренды земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечена Администрация Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области (далее - третье лицо, Администрация).
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 08 июня 2017 года заявление удовлетворено, отказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) прилагаемый к письму Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области от 22.11.2016 года N 2 НК -9242/05 признан незаконным, суд обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя путем утверждения схемы земельного участка на кадастровом плане территории площадью 226406 кв. м, расположенного в Новосибирской области, Новолуговской сельсовет, подлежащего образованию из состава земельного участка с кадастровым номером 54:19:000000:368, и путем совершения действий для подготовки документов для проведения аукциона на право заключения договора аренды образованного земельного участка.
Не согласившись с решением суда, Территориальное управление обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В обосновании доводов апеллянт ссылается на то, что Территориальное управление не принимало решения об отказе в предоставлении земельного участка; Росимущество обоснованно полагает, что в первоочередном порядке гражданам необходимо было обратиться в орган местного самоуправления за предоставлением земельных участков как нуждающихся в их получении, в случае отсутствия возможности у органа местного самоуправления предоставить такие участки, возможны дальнейшие обращения в иные органы.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Отзыв в материалы дела не представлен.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель заявителя устно возражал на них.
Росимущество и третье лицо, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).
В порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным приступить к рассмотрению апелляционной жалобы в отсутствие представителей Росимущества и третьего лица.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав апеллянта и заявителя, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, 16 марта 2015 года было создано Товарищество собственников недвижимости Дачное общество Большая семья" с целью ведения деятельности некоммерческого объединения по организации дачного хозяйства и получения земельного участка для дачного хозяйства.
Участниками данного общества в количестве 136 являются многодетные семьи, военнослужащие (участники боевых действий, которые имеют право на льготы), воспитанники детских домов, большинство членов данного Товарищества поставлены на учет в качестве нуждающихся в получении земельных участков, еще в 1998, 1999, 2000, 2003, 2004, 2005 годах и до настоящего момента органами местного самоуправления не было принято решений о предоставлении земельных участков данным гражданам. В связи с чем, ими было принято решение объединиться в Товарищество и принять меры к получению земельного участка для организации дачного общества.
17.04.2015 ТСН ДО "Большая семья" обратилась в Администрацию Новолуговского сельсовета с просьбой предоставить в аренду земельный участок для дачного строительства, расположенный в Новосибирской области, Новосибирском районе, с. Новолуговое. При этом были приложены список участников, копии льготных удостоверений, генеральный план и прочие документы.
15.05.2015 Администрация Новолуговского сельсовета предоставила ответ, в котором просила уточнить месторасположение земельного участка, а также подготовить данный участок к проведению торгов. После детального рассмотрения местоположения испрошенного земельного участка, было установлено, что земельный участок стоит на кадастровом учете и оформлен в собственность. Тогда Администрация Новолуговского сельсовета предложила Товариществу другой участок, который находится в государственной собственности, но требовались мероприятия по передаче земельного участка, согласно прилагаемой схеме, из государственной собственности в муниципальную собственность, письмом N 409 от 10.07.2015 Товарищество просило Администрацию принять меры к передаче земельного участка.
Администрация Новолуговского сельсовета обратилась письмом от 17.09.2015 N 505 к руководителю Федерального агентства по управлению государственным имуществом и письмом от 17.09.2015 N 504 к руководителю Территориального управления Росимущества в Новосибирской области с заявлениями о принятии решения о безвозмездной передаче земельного участка площадью 222386 кв. м, который предстоит образовать в соответствии со схемой, подготовленной заявителем, из земельного участка, находящегося в федеральной собственности с кадастровым номером 54:19:000000:368 в кадастровом квартале 54:19:141704) и принятии решения об утверждении прилагаемой схемы расположения земельного участка и решения о безвозмездной передаче земельного участка в муниципальную собственность Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области.
Территориальным управлением дан ответ N Иг-9610/05 от 06.10.2015, в котором указано, что границы земельного участка 54:19:000000:368 не установлены и заказаны кадастровые работы, до окончания кадастровых работ рассмотрение заявки приостановлено.
15.03.2016 Товарищество обратилось в Территориальное управление Росимущества по Новосибирской области с просьбой предоставить в аренду земельный участок, расположенный в Новосибирской области, Новосибирском районе, Новолуговском сельсовете под дачное хозяйство, к ходатайству приложены схема расположения земельного участка, схема территориального зонирования Новолуговского сельсовета и другие документы.
15.04.2016 Территориальное управление предоставило ответ N НК-2801/05 от 15.04.2016.
Согласно ответу решение вопроса о предоставлении ТСН ДО "Большая семья" в аренду земельного участка возможно после:
- внесения изменений в местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 54:19:000000:368, путем исправления кадастровой ошибки (кадастровые ошибки допустила кадастровая организация, которая выполняла работы по заказу Теруправления, но претензии в рамках исполнения контракта направлены не были).
- приведения землеустроительной документации в соответствие с требованиями действующего законодательства
- принятия решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 54:19:000000:368
- регистрации права собственности Российской Федерации на образованные земельные участки путем раздела земельного участка с кадастровым номером 54:19:00000:368 (площадью 356380 кв. ми исходный в измененных границах) - предоставление в адрес Территориального управления пакета документов, сформированного в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов".
ТСН ДО "Большая семья" выполнило все требования, которые предъявило Территориальное управление для решения вопроса о предоставлении земельного участка, о чем 01.09.2016 (письмо вх. 11004) сообщено Территориальному управлению, а именно:
- внесены изменения в местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 54:19:000000:368 и исправлены кадастровые ошибки (разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения).
- подготовлена схема расположения земельного участка согласно требованиям действующего законодательства на кадастровом плане территории в форме электронного и бумажного документа.
- предоставлены сведения из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (по тексту - ИСОГД) Новосибирского района Новосибирской области о схеме зонирования данной территории. В соответствии с данным документом данный земельный участок относится к территориальной зоне "Зона садового и дачного хозяйства" (СХ-1)
- предоставлено согласование месторасположения земельного участка с Федеральным казенным учреждением "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" Федеральное дорожное агентство" (ФКУ "Сибуправтодор")
- предоставлены сведения, что в ИСОГД не содержится сведений о проекте планировки и проекте межевания на территории образуемого земельного участка, по результатам полевого обследования, проведенного 16.09.2016 года, установлено, что на территории образуемого земельного участка, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:000000:368, объекты капитального строительства, в частности - многоквартирные жилые дома отсутствуют.
- предоставлена схема планировочной организации земельного участка
- список всех участников ТСН ДО "Большая семья".
Данные обстоятельства не отрицались заинтересованными лицами.
22.11.2016 письмом N НК-9242/05 Территориальное управление довело до сведения Товарищества ответ Росимущества, в соответствии с которым Федеральное агентство по управлению государственным имуществом рассмотрело обращение Территориального управления Росимущества в Новосибирской области от 29.09.2016 N НК-7713/05 по вопросу образования земельного участка в целях предоставления вновь образованного земельного участка под дачное хозяйство ТСН ДО "Большая Семья" из земельного участка с кадастровым N 54:19:000000:368, площадью 13047415 кв. м, местоположение: обл. Новосибирская, р-н Новосибирский, МО Новолуговской сельсовет, МО Плотниковский сельсовет, АОЗТ агрофирма "Иня", и сообщает, что в соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. На основании изложенного, вышеуказанный вопрос находится вне компетенции Росимущества.
Полагая, что оспариваемый отказ принят с нарушением закона, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности и незаконности оспариваемого отказа.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Из содержания приведенных правовых норм вытекает, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.
Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении заявленного требования, исходил из того, что заявителем принято решение о реализации права не путем безвозмездного пользования, а путем заключения договора аренды на торгах, что является его самостоятельным выбором способа реализации предусмотренных законом права на получение земельного участка.
Правоотношения, связанные с деятельностью садоводческого, дачного, огороднического некоммерческого товарищества, регламентированы Федеральным законом "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" N 66-ФЗ от 15.04.1998 (далее Закон N 66-ФЗ).
Названным федеральным законом определено, что садовым земельным участком является земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений); огородный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории); дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля); садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" использует нормы других отраслей права, комплексно регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.
Земельные отношения, возникающие в связи с созданием садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, а также в связи с деятельностью таких объединений, названный федеральный закон регулирует в той мере, в какой они не урегулированы Земельным кодексом Российской Федерации.
Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" применяется по отношению ко всем садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, создаваемым на территории Российской Федерации, а также по отношению к ранее созданным садоводческим, огородническим и дачным товариществам и садоводческим, огородническим и дачным кооперативам.
По правилу пункта 1 статьи 4 названного федерального закона граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
В силу пункта 1 статьи 6 Закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение как некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано.
По правилу пункта 1 статьи 14 федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
В силу правил статьи 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, образованного из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, членам данной некоммерческой организации (подпункт 7 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ).
В данном случае судом установлено, что указанная норма не применима, поскольку земельный участок, который просит предоставить товарищество, не образуется из участка, ранее предоставленного Товариществу, заявителю не предоставлено до настоящего момента еще ни одного земельного участка.
При этом суд пришел к выводу, что ограничений в части предоставления земельного участка на торгах по субъектному составу или по наличию ранее прав на земельный участок не установлено, действуют общие правила.
Примененный судом подход согласуется с выводами судов по делам А70-7739/2014, А45-9289/2015.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 54:19:000000:398 площадью 13047415 кв. м из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" имеет разрешенное использование "для сельскохозяйственного производства" является собственностью Российской Федерации. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Земельный участок, испрашиваемый заявителем, должен быть образован из земельного участка с кадастровым номером 54:19:000000:398.
Из материалов дела следует, что Товарищество и Администрация Новолуговского сельсовета уже обращались с просьбой об утверждении схемы расположения земельного участка и об образовании земельного участка, необходимые работы проведены, однако, завершение работ для подготовки к аукциону возможно только после совершения необходимых действия и принятия решений со стороны уполномоченного органа, каковым в данном случае является Территориальное управление.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Территориальное управление не компетентно принимать решение, отклоняются апелляционной инстанцией, как необоснованные, поскольку согласно Положению о Территориальном управлении (утверждено Приказом Росимущества от 05.03.2009 N 63) полномочия по предоставлению земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, отнесены на Территориальное управление, то что для предоставления земельных участков площадью более 10 гектар требуется поручение Росимущества не снимает с Территориального управления обязанности по принятию соответствующего решения.
При изложенных обстоятельствах, с учетом действующего законодательства, а также неоднократного не рассмотрения вопроса об утверждении границ, предоставлении испрошенного земельного участка, предложений заявителю устранить кадастровые ошибки и провести межевые работы в отношении земельного участка, суд правомерно пришел к выводу о том, что устранение допущенных нарушений прав и интересов будет являться обязание Территориального управления утвердить схему земельного участка на кадастровом плане территории площадью 226406 кв. м, расположенного в Новосибирской области, Новолуговской сельсовет, подлежащего образованию из состава земельного участка с кадастровым номером 54:19:000000:368, и совершить действия для подготовки документов для проведения аукциона на право заключения договора аренды образованного земельного участка.
Доводы заявителя жалобы об обратном подлежат отклонению, поскольку с учетом изложенного основаны на ошибочном толковании норм права и неверной оценке фактических обстоятельств дела.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо должным образом опровергали выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а сводятся к иному, чем у суда, толкованию норм права и оценке обстоятельств дела, фактически направлены на их переоценку, данную судом надлежащим образом, и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо освобождено от уплаты государственной пошлины, поэтому за рассмотрение апелляционной жалобы государственная пошлина взысканию не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 110, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 08 июня 2017 г. по делу N А45-26260/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Л.А.КОЛУПАЕВА

Судьи
И.И.БОРОДУЛИНА
Н.А.УСАНИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)