Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.07.2017 N 11АП-7615/2017 ПО ДЕЛУ N А55-31911/2016

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июля 2017 г. по делу N А55-31911/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 14 июля 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кувшинова В.Е.,
судей Корнилова А.Б., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью "ЭКО-Техпромстрой" - Родина А.В. (директор - выписка из ЕГРЮЛ),
Родина В.В. (паспорт),
представитель Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель Марининой Е.О. - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель общества с ограниченной ответственностью ПИ "НЕФТЕГАЗ" - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 июля 2017 года в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭКО-Техпромстрой"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 апреля 2017 года по делу N А55-31911/2016 (судья Филатов М.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭКО-Техпромстрой" (ОГРН 1056330002410, ИНН 6330027080), г. Новокуйбышевск,
к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
Маринина Е.О.,
Родин В.В.,
общество с ограниченной ответственностью ПИ "НЕФТЕГАЗ",
о признании незаконным приказа,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "ЭКО-Техпромстрой" (далее - заявитель, общество, ООО "ЭКО-Техпромстрой") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнений) к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - Министерство) о признании незаконным приказа от 16.09.2016 N 569 о досрочном прекращении права пользования недрами месторождения "Ноябрьское" обществом с ограниченной ответственностью "ЭКО-Техпромстрой" (т. 1 л.д. 3-5, 93-96).
Определением суда первой инстанции, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - Маринина Е.О., Родин В.В., ООО ПИ "НЕФТЕГАЗ" (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.04.2017 по делу N А55-31911/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано (т. 1 л.д. 144-149).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, указывая, что досрочное прекращение права пользования недрами по лицензии создает препятствия заявителю в осуществлении им предпринимательской деятельности. Досрочное прекращение права пользования недрами не только не отвечает интересам государства, не способствует привлечению инвестиций и формированию рыночных отношений, но и делает невозможным выполнение таких функций, как охрана окружающей среды, стимулирование эффективного и комплексного недропользования, внедрение инноваций.
При этом оспариваемый Приказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 16.09.2016 N 569, необоснованно запрещает ООО "ЭКО-Техпромстрой" выполнений действий, которые одновременно выгодны и государству, и субъекту предпринимательской деятельности и к тому же технологически наиболее целесообразны и для объекта отношений - участка геосреды.
Вывод суда о неподтвержденности факта возможного нарушения прав собственников земельного участка Марининой Е.О. и Родина В.В. в случае передачи земельного участка для геологического изучения, разведки и добычи песка строительного третьим лицам, вместо ООО "ЭКО-Техпромстрой", противоречит действующему законодательству РФ.
Собственники земельного участка, на котором находится месторождение "Ноябрьское", в своих отзывах на заявление ООО "ЭКО-Техпромстрой" прямо заявили об отсутствии намерения давать согласие иным лицам на предоставление их земельного участка для проведения геологических и разведывательных работ.
Соответственно можно сделать вывод, что доступ к залежам песка строительного будет ограничен и расширение товарно-сырьевой базы в Красноармейском районе Самарской области будет приостановлено.
В российском законодательстве о недрах неполно определен момент предоставления земельного участка при получении права пользования недрами. К тому же не установлены гарантии защиты прав субъектов предпринимательской деятельности - пользователей недр перед собственниками или иными титульными владельцами земельных участков (т. 2 л.д. 3-6).
Министерство апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Третьи лица отзыв на апелляционную жалобу не представили.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей Министерства и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель общества и Родин В.В. поддержали апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителя общества и Родина В.В., суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 03.06.2011 ООО "ЭКО-Техпромстрой" выдана лицензия СМР 80078 TP сроком действия до 03.06.2021 на пользование недрами с целевым назначением и видами работ - геологическое изучение, разведка и добыча песка строительного месторождения "Ноябрьское" в границах муниципального района Красноармейский Самарской области (т. 1 л.д. 18-19).
Приказом Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области N 569 от 16.09.2016 досрочно прекращено право пользования недрами в связи с нарушением пользователем недр существенных условий лицензии (т. 1 л.д. 14-15).
ООО "ЭКО-Техпромстрой", посчитав приказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
В силу положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", статей 199 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительным ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Под незаконным бездействием следует понимать несовершение государственным органом действий, отнесенных к его компетенции, при наличии условий, в связи с которыми возникает обязанность совершить эти действия.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статья 11 Закона о недрах предусматривает, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Как установлено судом первой инстанции в ходе рассмотрения дела, к спорной лицензии прилагалось лицензионное соглашение, налагающее на недропользователя определенные обязательства, относящиеся к существенным условиям лицензии.
Среди прочего владельцу лицензии надлежало:
- - в срок до 03.12.2011 подготовить проектно-сметную документацию;
- - в срок до 03.12.2012 произвести поисково-разведочные работы, для чего надлежало:
а) согласовать техническое (геологическое) задание;
б) произвести государственную регистрацию работ
- - в срок до 03.06.2013 предоставить отчет о поисково-разведочных работах;
- - в течение 1 года от даты утверждения проектной документации приступить к добыче полезного ископаемого.
В соответствии с Дополнительным соглашением N 1 к лицензии СМР 80078 TP от 18.12.2014 был изменен срок разработки и согласования проектной документации разработки лицензионного участка - не позднее 25.02.2016 (т. 1 л.д. 68-75).
В обоснование своей позиции заявитель указал на следующие моменты.
За период с момента выдачи лицензии СМР 80078 TP до момента ее аннулирования заявителем произведен целый ряд мероприятий, направленных на выполнение требований законодательства о недропользовании:
08.02.2012 с Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области было согласовано Геологическое (техническое) задание на проведение геологического изучения участка недр "Ноябрьский" в 2012 году Куйбышевская гидрогеологическая экспедиция по заказу Пользователя недрами подготовила Проект на выполнение работ по объекту "Геологическое изучение участка недр "Ноябрьский", с целью выявления и разведки месторождения песка строительного в Красноармейском районе Самарской области". Стоимость работ составила 100 000,00 руб.
В 2012 году Куйбышевская гидрогеологическая экспедиция утвердила смету на выполнение работ по объекту "Геологическое изучение участка недр "Ноябрьский", с целью выявления и разведки месторождения песка строительного в Красноармейском районе Самарской области" в сумме 1 318 962 руб. (в ценах 2012 года).
21.03.2013 Куйбышевская гидрогеологическая экспедиция по заказу пользователя недрами подготовила Отчет о результатах работ по объекту "Геологическое изучение участка недр "Ноябрьский", с целью выявления и разведки месторождения песка строительного в Красноармейском районе Самарской области". Стоимость работ составила 487 276,00 руб.
С целью подтверждения добросовестного поведения пользователя недр заявитель просил суд учесть следующие обстоятельства:
- наличие доказательств, подтверждающих проведение заявителем целого комплекса мероприятий, выполненных с целью соблюдения недропользователем требований, предъявляемых к его деятельности (описаны выше);
- наличие объективной невозможности недропользователя предвидеть наступление негативных тенденций в макроэкономике и вредных последствий своего бездействия.
Заявитель указывает на то, что с целью исполнения условий лицензии СМР 80078 TP от 03.06.2011, им было осуществлено привлечение инвестора к участию в деятельности организации. 22.07.2016 в состав участников общества включен новый участник. Осуществлено заключение договора о намерениях N 17/16 на проведение проектных работ по месторождению "Ноябрьское" в границах муниципального района Красноармейский Самарской области, а именно на подготовку горнотехнической документации (проектной документации).
В связи с изложенными обстоятельствами заявитель считает, что Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области ошибочно сделало выводы о том, что заявитель нарушает существенные условия лицензии, ошибочен и опровергается указанными обстоятельствами.
Рассмотрев в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ все представленные суду доказательства, суд первой инстанции признал позицию заявителя ошибочной, поскольку им не учтено следующее.
В ходе рассмотрения дела суд первой инстанции установил, что решением экспертной комиссии по запасам ОПИ в Самарской области от 25.02.2013 N 34 утверждены запасы на участке недр Ноябрьский в авторском варианте (песка строительного и глин); участку недр Ноябрьский присвоен статус комплексного месторождения.
15.10.2014 заявитель обратился в Министерство с заявкой (т. 1 л.д. 49) на внесение изменений в лицензию на пользование недрами, по результатам рассмотрения которой было заключено дополнительное соглашение N 1 к лицензии на право пользования недрами, в части того, что владелец лицензии не позднее 25.02.2016 разрабатывает и согласовывает в установленном порядке проектную документацию разработки лицензионного участка.
Владелец лицензии приступает к добыче полезных ископаемых в течение одного года от даты согласования и утверждения в установленном порядке проектной документации.
Суд первой инстанции указал, что участок недр месторождения "Ноябрьское" предоставлен в пользование ООО "Эко-Техпромстрой" для геологического изучения, разведки и добычи песка строительного.
Данные виды работ производятся поэтапно:
- недропользователь по условиям лицензии должен произвести геологоразведочные работы,
- утвердить и поставить на баланс запасы полезного ископаемого,
- разработать проектную документацию,
- оформить горный отвод (с уточненными границами участка),
- оформить земельный участок в соответствии с действующим законодательством РФ (арендовать или оформить в собственность, перевести в соответствующую категорию земель).
Геологоразведочные работы - это специализированные, включающие в себя: бурение скважин, отбор проб, лабораторные исследования и камеральные работы по формированию отчета, который предоставляется в экспертную комиссию по запасам ОПИ в Самарской области, созданной при министерстве.
Геологическое изучение - это проведение вышеуказанных геологоразведочных работ на участке на участке, на котором ранее никаких изысканий не проводилось.
Разведочные работы - это проведение вышеуказанных геологоразведочных работ с целью уточнения качества, формы залегания и объемов полезных ископаемых.
Добыча - это изъятие из недр указанного полезного ископаемого.
Запасы ОПИ утверждаются в определенных объемах и категориях лицензиатом и ставятся на баланс на основании и в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ N 69 от 11.02.2005. Баланс представляет собой официальный учетный документ министерства, в котором содержатся сведения об ОПИ. Проектная документация отражает последовательность и технологию отработки месторождения, составляется организациями по заказу лицензиата.
С 01.01.2014 согласование проектной документации на разработку ОПИ является компетенцией министерства.
02.11.2015 ООО "Эко-Техпромстрой" повторно обратилось в Министерство с заявлением (т. 1 л.д. 76) о внесении изменений в лицензию в части продления сроков подготовки и согласования проектной документации разработки месторождения в связи с тяжелой экономической ситуацией и отсутствием инвесторов (представлена справка Самарского отделения 6991 ПАО Сбербанк об оборотах по р/с от 03.12.2015 с нулевым остатком на счете).
Статьей 12 Закона о недрах определено, что только в случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, независящим от пользователя недр, сроки ввода в эксплуатацию объектов, определенные лицензионным соглашением, могут быть пересмотрены органами, выдавшими лицензию на пользование участками недр, на основании обращения пользователя недр.
Статьей 22 Закона о недрах также определено, что пользователь недр имеет право обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.
В соответствии со статьей 20 Закона Самарской области от 16.07.2009 N 91-ГД "О порядке пользования участками недр местного значения на территории Самарской области" внесение изменений в лицензию на пользование участками недр местного значения производится по согласованному решению уполномоченного органа и недропользователя либо в случаях, предусмотренных законодательством, исключительно по объективным обстоятельствам юридического, геологического и технологического характера. Для этого недропользователь направляет в уполномоченный орган заявку и документы, обосновывающие объективную необходимость изменения условий лицензии.
Однако обстоятельства, указанные в вышеперечисленных нормах законов, для продления сроков подготовки проектной документации, у ООО "Эко-Техпромстрой" отсутствовали. Обратного суду не представлено.
Суд первой инстанции согласился с выводом Министерства о том, что у него не было правовых оснований для внесения изменений в лицензию Заявителя.
Рассмотрение заявок на внесение изменений в лицензию является государственной услугой, порядок ее рассмотрения регламентирован Административным регламентом предоставления министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области государственной услуги по оформлению, государственной регистрации и выдаче лицензии на пользование участком недр местного значения, распоряжение которыми относится к компетенции субъектов Российской Федерации, внесению в лицензии изменений и дополнений, а также переоформлению таких лицензий, утвержденным приказом министерства от 18.09.2012 N 233.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, при рассмотрении заявки ООО "Эко-Техпромстрой" Комиссией по рассмотрению заявок о предоставлении права пользования участками недр местного значения, по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий, а также досрочному прекращению права пользования недрами на территории Самарской области (далее - Комиссия) отмечено, что ООО "Эко-Техпромстрой" не представлены документы, обосновывающие необходимость повторного продления срока подготовки и согласования в установленном порядке разработки месторождения песка строительного и глин "Ноябрьское".
В соответствии с рекомендациями Комиссии (Протокол Комиссии N 64 от 18.12.2015), Министерством принято решение отказать ООО "Эко-Техпромстрой" во внесении изменений в лицензию на пользование недрами СМР 80078 от 03.06.2011 по продлению срока подготовки и согласования в установленном порядке проектной документации месторождения песка строительного и глин "Ноябрьское", о чем заявитель уведомлен письмом от 24.12.2015 N 27-04-02/26810 (т. 1 л.д. 80-86).
Данный отказ Министерства не был обжалован в судебном порядке.
Таким образом, по условиям лицензии проект должен быть предоставлен не позднее 25.02.2016.
В адрес ООО "Эко-Техпромстрой" направлено уведомление о нарушении им условий лицензии, которое нарочно получено директором ООО "Эко-Техпромстрой" 04.05.2016 (т. 1 л.д. 87).
Согласно статье 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии (пункт 2 части 2); если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах (пункт 5 части 2).
В соответствии с частью 4 статьи 21 названного Закона в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 части 2 статьи 20 Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
В установленный трехмесячный срок нарушение условий лицензии на пользование недрами заявителем не было устранено - в Министерство проектная документация не представлена. Обратного суду не представлено.
В соответствии с рекомендациями Комиссии (Протокол Комиссии N 84 от 12.09.2016) Министерством принято решение о досрочном прекращении права пользования недрами месторождения "Ноябрьское" ООО "ЭКО-Техпромстрой" - владельцем лицензии на пользование недрами СМР 80078 TP от 03.06.2011 с целевым назначением и видами работ - геологическое изучение, разведка и добыча песка строительного на участке недр "Ноябрьский" в границах муниципального района Красноармейский Самарской области, в связи с нарушением пользователем недр существенных условий лицензии, оформленное приказом министерства от 16.09.2016 N 569, о чем заявитель уведомлен письмом от 23.09.2016 N 27-04-02/21632.
Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 314 ГК РФ, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.
В соответствии с пунктом 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений административных органов о приостановлении или аннулировании лицензии на право осуществления определенного вида деятельности судам необходимо учитывать, что приостановление (аннулирование) лицензии не является административным наказанием в смысле Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.
Пунктом 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1 "О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами" установлено, что недра в соответствии с Законом о недрах предоставляются в пользование на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.
Из содержания статьи 12 Закона о недрах следует, что Закон о недрах не определяет, что относится к существенным условиям лицензии на право пользования недрами. Более того, как следует из содержания подпункта 2 пункта 15.2 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1, существенные условия лицензии определяются самой лицензий, что вполне соответствует вышеприведенным принципам, установленным частью 2 статьи 12 Закона о недрах.
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах любое условие пользование недрами может быть включено в состав лицензии исключительно по договоренности, достигнутой между лицензирующим органом и потенциальным недропользователем.
В силу пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных в лицензии.
Основания для прекращения права пользования недрами установлены в статье 20 Закона о недрах, в части 2 которой предусмотрены случаи досрочного прекращения права пользования недрами.
Согласно части 2 статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях:
1) возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами;
2) нарушения пользователем недр существенных условий лицензии;
3) систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами;
4) возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и другие);
5) если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах;
6) ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование;
7) по инициативе владельца лицензии;
8) непредставления пользователем недр отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о недрах, непредставления или нарушения сроков представления геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации (в отношении лицензий на пользование участками недр местного значения);
9) по инициативе недропользователя по его заявлению.
Из анализа указанных норм Закона о недрах следует, что лицензионное соглашение представляет собой приложение к лицензии, являющееся ее составной частью.
Недропользователь, заключая с органом, выдавшим лицензию на пользование недрами, лицензионное соглашение, в котором закреплены условия пользования участком недр, тем самым принимает на себя обязанность по его исполнению.
В целях обеспечения защиты прав и интересов недропользователя в статье 21 Закона о недрах установлено, что в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 части второй статьи 20 данного Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Как следует из материалов дела, общество не исполнило существенное условие лицензии, а именно - не предоставило в Министерство в срок до 25.02.2016 проект, прошедший государственную экспертизу и получивший положительное заключение.
В связи с чем, Министерство, руководствуясь пунктом 2 части второй статьи 20 Закона о недрах, с соблюдением установленной процедуры правомерно досрочно прекратило право общества на пользование недрами.
Суд первой инстанции указывает, что в ходе рассмотрения дела обществом не приведено объективных обстоятельств, не зависящих от общества и находящихся вне сферы его контроля причин, препятствующих исполнению лицензионных обязательств.
Неблагоприятное экономическое положение общества не является основанием для освобождения его от исполнения принятых обязательств в установленные сроки.
Заключение договора на разработку проекта после включения в состав участников общества 22.07.2016 нового учредителя не освобождало общество от выполнения условий лицензионного соглашения, предусматривающего сдачу проекта в срок до 25.02.2016.
Ссылку заявителя на данное обстоятельство суд первой инстанции правомерно признал несостоятельной.
Ссылку на возможное нарушение прав собственников участка Мариноной Е.О. и Родина В.В., суд первой инстанции отклонил, т. к. данный довод является неподтвержденным.
Из представленных материалов не следует, что данный участок предоставлен иным лицам. При этом суд принимает во внимание, что в силу статьи 25.2 Закона о недрах допускается осуществлять изъятие для государственных или муниципальных нужд земельных участков, в том числе лесных участков, если такие земельные участки необходимы для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Суд первой инстанции указывает, что лицензия ООО "ЭКО-Техпромстрой" предоставлена в 2011 году сроком на 10 лет, и до настоящего времени (более 5 лет), общество не исполнило обязанности по разработки и предоставлению в министерство проектной документации, с учетом того, что Министерством уже принималось решение о продлении срока ее разработки.
Никакой дополнительной переписки, кроме рассмотрения заявки общества в 2014 году о продлении сроков, установленных в лицензии, между заявителем и Министерством не велось. Обратного суду не представлено.
В статье 21 Закона о недрах установлен порядок досрочного прекращения права пользования недрами, согласно которому в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 части 2 статьи 20 Закона о недрах, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
В соответствии с пунктом 10 Лицензионного соглашения приостановление или аннулирование действия лицензии на право пользования недрами возможно в случае "невыполнения существенных условий настоящего соглашения".
Материалы дела не содержат доказательства того, что у общества отсутствовала объективная возможность для соблюдения условий лицензии или о наличии обстоятельств, которые препятствовали ему надлежащим образом исполнить обязательства в сфере недропользования, а также устранить нарушения, указанные в уведомлении от 04.05.2016.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что приказ Министерства соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает прав заявителя.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что отсутствуют основания для удовлетворения ООО "ЭКО-Техпромстрой" заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следует отнести на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 21 апреля 2017 года по делу N А55-31911/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ

Судьи
А.Б.КОРНИЛОВ
Е.Г.ФИЛИППОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)